Социальная политика Наполеона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

После поражения революции конца XVIII в. во Франции термидорианцы призвали к власти генерала Наполеона Бонапарта. Совершив государственный переворот 9—10 ноября (18—19 брюмера) 1799 г., он закрепил власть крупной буржуазии, а в 1804 г. провозгласил себя императором.
Будучи ставленником крупной буржуазии и защищая ее интересы, Наполеон подтвердил буржуазные итоги антифеодальной революции. На это были направлены принятые гражданский, уголовный и коммерческий кодексы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическая политика Наполеона 8
1.1 Общая характеристика экономики Наполеона 8
1.2 Кодекс Наполеона 22
1.3 Континентальная блокада Наполеона 29
Глава 2. Социальная политика Наполеона 37
2.1 Религиозная политика Наполеона 37
2.2 Реформирование системы образования 43
2.3 Политика Наполеона в области печати 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Вложенные файлы: 1 файл

магист Наполеон.docx

— 138.61 Кб (Скачать файл)

10 июля императорским указом  совет распущен. Непокорные епископы  Турне, Гана и Тройи арестованы и заключены в Винченне. По совету Мори Император созывает новый Совет. Второе собрание, более покорное, соглашается, что Митрополит или декан епископов провинций, должен утверждать назначенных епископов, если папа отказывается или воздерживается сделать это. Наполеон хочет, чтобы Пий VII ратифицировал эти решения. 9 июня 1812 г. он приказывает перевезти его вФонтенбло, куда Святой отец прибывает 10 июня, устав от изматывающей поездки.

Император рассчитывает, что Верховный понтифик в ослабленном состоянии согласится подписать документ. Целыми днями он пытается истощить его бесконечными дискуссиями, обращаясь то тепло и нежно, то грубо и драчливо. В конце концов, 25 января 1813 г. Пий VII расписывается под проектом, "который будет взят за основу для окончательного соглашения". Святой отец позже скажет, что "во время заседания Император, в ярости от моих постоянных отказов, действовал по отношению ко мне так, что это вынудило меня сказать: "О! Все началось, как комедия, а закончится, как трагедия!" " Отсюда походит знаменитая фраза: "commediante, tragediante!"

Наполеон спешит обнародовать "Конкордат", подписанный в Фонтенбло, который указывает, что папа получает ежегодный доход в два миллиона и проживает во Франции или Италии.16

Теперь Император имеет право назначать епископов во всей империи. В обмен на эти уступки "черным кардиналам" немедленно дарована амнистия. 24 марта 1813 г. Святой отец публикует бреве официального протеста против не имеющего силу договора, подпись на котором была вырвана у него обманом и силой.

Военные поражения Наполеона спасут папу из ситуации, которая, вероятно, была бы опасной для него. 10 марта 1814 г. пленник Фонтенбло освобожден. Когда Пий VII 24 мая приезжает в Рим, Император, отрекшийся 11 апреля, уже находится в изгнании на Эльбе, своем миниатюрном королевстве.

 

2.2 Реформирование системы образования

 

 

В эпоху Революции, наряду с программами политических и социальных реформ был поставлен на очередь вопрос о реформе в области народного просвещения. Обветшалые учреждения старого режима надо было заменять школами, построенными на демократических началах и более соответствующими потребностям момента. Теоретическая разработка этой проблемы поручена была Национальным собранием и Конвентом особым комитетам народного образования, а позже, по предложению Робеспьера, специальной комиссии по народному образованию. Из всех разработанных ими и некоторыми отдельными лицами планов получил применение план Кондорсе. По его идее Конвент учредил Политехническую школу для подготовки гражданских и военных инженеров; Нормальную школу для преподавателей высших наук; медицинские школы и Институт, который был должен заменить аристократическую Академию, он должен был служить целям постоянного общения между представителями науки и искусства. Законы, принятые при Наполеоне Бонапарте, систематизировали и завершили начатое в Революцию и если раньше были только идеи и слабые попытки связать ступени образования в стране, то теперь предпринимаются реальные шаги.

Этот     закон     упразднял     старые центральные школы, созданные Конвентом, и устанавливал три степени обучения:   низшую   –   начальные   школы,   устраиваемые   коммунами,   вторую – средние школы и лицеи, и высшую – специальные школы. Но если были определены основы, то на деле ещё ничего не было организовано, и до основания императорского Университета (1808 г.), Наполеон работал над проведением в жизнь закона от 11 флореаля. Организация начального обучения была предоставлена коммунам под надзором супрефектов. Каждая коммуна должна была иметь свою школу. Выбор преподавателей принадлежал мэрам и муниципальным советам.17

Среднее образование давали лицеи и коллежи. Лицеи представляли собой казённые заведения, и число их было невелико; по закону на каждый округ апелляционного суда полагался один лицей. Во главе лицея стояло административное бюро, состоявшее, кроме директора, из городского мэра, префекта департамента и двух членов апелляционного суда. В программе лицеев преобладали точные науки; словесные стояли на заднем плане, сообразно духу времени, хотя всё же им было уделено здесь больше места, чем в прежних центральных школах. В этом отношении лицеи являлись известным прогрессом. В связи с тем, что Франция вела почти беспрерывные войны, во всех лицеях была введена военная подготовка. В лицеях учреждалось 6400 стипендий, из них 2400 - для сыновей чиновников и офицеров.

Коллежи были не казёнными, а общественными или частными учебными заведениями; учебная программа их была сходна с лицейской, но она была насколько сокращена, сравнительно с лицейской программой. Коллежи, по мысли Наполеона, должны давать общее образование и готовить молодых людей сообразно их вкусам к поступлению в одну из специальных школ. В видах пополнения профессорского персонала был основан в Париже Нормальный пансион, рассчитанный на триста воспитанников; из него возникла позднее Высшая нормальная школа.

Однако описанная система народного образования не удовлетворяла Наполеона: она была ещё недостаточно сконцентрирована. Преподавательский персонал не был слит в одну корпорацию, и члены его оставались независимы друг от друга. «Без преподавательского корпуса, сплоченного на основе единого принципа, невозможно единое политическое государство», — говорил император. По замыслу Наполеона кузницей профессиональных кадров Империи должен был стать Университет. От 17 марта 1808 г. особым декретом был создан императорский Университет. Университет должен был сочетать единство теории и практики и, являясь монополистом в преподавании, направлять все усилия на моральную поддержку государства. Эти обусловлены известные обязательства, возложенные на университетских профессоров; так основами их преподавания должны являться « правила католической религии, верность императору и императорской монархии, на которых покоится народное благополучие, и наполеоновской династии, хранительнице единства Франции, и всех либеральных идей, провозглашённых конституцией». С этой же целью профессорам предписывалось при исполнении своих обязанностей подчиняться « статутам педагогической корпорации, которые имеют целью установить единообразие в преподавании и стремятся воспитать для государства граждан, преданных своей вере, своему государю, своему отечеству и своей семье». Эти предначертания вытекали, очевидно, не из надобности науки, а из политических соображений.

По уставу 1808 г. во главе императорского Университета стояли великий магистр и университетский совет. Далее шли канцлер и казначей, старшие и младшие инспектора, затем директора и профессора специальных школ, директора, цензоры и профессора лицеев, директора и профессора коллежей; все эти должностные лица были в строго иерархическом порядке подчинены великому магистру, и каждое из них имело свою специальную функцию и, так сказать, свой порядковый номер в этой громадной корпорации, с    правильным    продвижением    по    службе,    как    у    армейских    офицеров. Эта последняя идея исходила от Наполеона. Исключение составляли только специальные школы, где кафедры замещались конкурсным порядком. Университет, единый для всей Империи, был разделён на округа, называемые академиями. В районе каждого апелляционного суда существовала академия; во главе её стояли ректор и академический совет. Университет охватывал все учебные заведения как общественные, так и частные. Общественные учебные заведения учреждались и управлялись Университетом, частные открывались с его разрешения и контролировались им. В области высшего образования на первом плане стояли факультеты. Их было пять: богословские (католические и протестантские), юридические, медицинские, физико-математические и словесные. При новой организации народного просвещения юридические и медицинские факультеты являлись теми же старыми специальными школами, лишь под другим наименованием. Напротив, физико-математические и словесные факультеты представляли собой совершенно новые органы, предназначенные для присуждения учёных степеней, вследствие чего их роль была скромной. Политехническая школа превратилась в интернат или, вернее, в казарму, подчинённую военному режиму.

Пространный декрет от 15 ноября 1811 г. об университетском управлении определил внутреннее устройство Университета, дал ему юрисдикцию и установил источники его доходов, словом – завершил его организацию всё в том же духе строгой централизации. Это и был органический недостаток Университета, обрёкший его на гибель, когда исчезло согласие между духом, царившим в нём, и настроение общества.

Продолжалось развитие «больших школ», созданных в 1794 г. Лазаром Карно, хотя Политехническая Школа и Школа Мосто- и дорогостроения были созданы при королевской власти. Самой старой была Политехническая Школа. К ним также относились Горная школа, Школа Искусств, Школа гражданских инженеров. Это были престижные высшие учебные заведения, дающие высшее специальное     образование.      Отличие      «больших      школ»      заключалось      в их ведомственном подчинении Министерству Обороны Министерству Просвещения, которые готовили специалистов для коллежей и лицеев ( Эколь Нормаль) и для армии, госаппарата ( Эколь Политехник). Наличие этого типа вузов поощряло конкуренцию с традиционными университетами и способствовало развитию высшего образования во Франции. Это соревнование продолжается и по сей день.

Наполеон заложил основы системы образования, которая впоследствии

развивалась, поставил образование на службу государству. Проведенные им

реформы образования способствовали     развитию     общества. Каждый гражданин, успешно закончивший коллеж или лицей, имел шанс поступить в университет. Удалось создать единую сеть образовательных учреждений по всей стране, разбить её на определённые ступени, дать обучающимся равные шансы для продолжения обучения. Школы теперь давали не только знания, но и должны были воспитывать добропорядочных и законопослушных граждан.

Франция    погрязла    в    старой    системе    образования, требовался    человек,    который    смог    бы продвинуть образование на совершенно новый уровень. Франция нашла такого человека в лице Наполеона Бонапарта, ему требовалось сделать очень тяжелую работу, изменить совершенно все самым коренным образом. Та, старая система, в которой образование было в компетенции религиозных орденов, никак не могла удовлетворить все потребности государства. Революция провозгласила, что образование должно быть обязательным, так же было установлено три степени образования – это начальная, средняя и высшая. Следовательно, консулат и империя должны были взяться за его организацию. Задача являлась сложной из-за того, что в 1800-м году преподаватели эмигрировали в другие страны, а молодежь просто деградировала. Помимо существенных законодательных изменений, Наполеон провел ряд успешных реформ в сфере образования. В 1808 г. специальным императорским декретом был учрежден первый университет. В последующие несколько лет во Франции сложилась единая централизованная система, которая охватывала все ступени образования, как начального, так и высшего. На заседаниях Государственного Совета Наполеон прямо заявлял о приоритете образования, без которого не состоится государство.

Наполеоном было сделано несколько сложных реформ в сфере образования. Сама главная из этих реформ это создание так называемого «Французского университета», имевшего мало общего со старыми университетами. «Университет Франции» стал грандиозной государственной корпорацией, контролировавшей весь процесс общественного образования. Никакая школа не могла быть открыта без разрешения гранд-мастера Университета, учитель не мог преподавать, не являясь выпускником и членом одного из его «факультетов». Факультеты права, медицины, литературы, математических и физических наук, теологии обнимали, фактически, всю систему высшего образования (кроме некоторых специальных ведомственных учебных заведений, в том числе Политехнической школы).18

Эти школы были локализованы в двадцати семи академиях, то есть университетских центрах, расположенных в различных городах Франции, но очень слабо взаимодействовали друг с другом. Несмотря на то, что наполеоновские реформы в известной мере восстановили французскую систему качественного образования, заложили основы для ее поступательного развития и задали образец для многих других стран Европы (особенно для южной Германии, Австро-Венгрии и отчасти – России) исторические оценки их целесообразности расходятся. Важнейшей мерой централизованного государственного регулирования образования стало введение в 1808 году так называемого «экзамена на бакалавриат», дававшего право для поступления в высшее учебное заведение и наивысшие должности в государственной службе.

Нельзя сказать, чтобы Революция создала новое качество образования. Современные исследования достаточно ясно показывают, что основы культурного и научного преобладания Франции были заложены еще при «старом режиме», при короле. Вопреки распространенным представлениям в количественном отношении Революция также не привела к росту образовательной системы. Революция во Франции до основания уничтожила старые образовательные институты – университеты и коллежи.

Масштабы всех реформ Бонапарта были огромны. Законом от 1 мая 1802 года начальное образование передавалось в ведение коммун, а так же было учережденно около 30 лицеев, где обучалось в районе трех тысяч учеников. Для них двумя консульскими постановлениями определялись программы - от латыни до трансцендентной математики. Только с помощью цифр можно составить представление о грандиозных масштабах этого предприятия, доведенного до конца первым консулом и затем императором. За 15 лет число лицеев возросло с 9 до 46; частных средних школ, контролируемых государством, - с 300 до 1200; колледжей заново созданных, в 1815 году станет   370.

В 1814 году Франция насчитывает 37 академий, 13 теологических факультетов, 17 – юридических. Все же революция стала своего рода рубежом, появление нового типа образования было в той же степени ее последствием, сколько и реакцией на нее. Революция создала новую образовательную ситуацию, в рамках которой в годы правления Наполеона была создана централизованная, всеобъемлющая и единообразная система образования.

Но Бонапарт выступал не только носителем революционных идей, но и во многих отношениях восстановителем разрушенного порядка. Вопреки распространенным представлениям в количественном отношении Революция также не привела к росту образовательной системы.

 

2.3 Политика  Наполеона в области печати

 

Информация о работе Социальная политика Наполеона