Становление в России буржуазного парламентаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Российская буржуазия медленно втягивалась в процесс политического сплочения. Даже защита своих экономических интересов и социального статуса не имела активной общественной поддержки в предпринимательских кругах. Разнообразные по типу и назначению объединения предпринимателей были ограничены по территориальному, производственному и профессиональному признакам.

Содержание

Введение. ……………………………………………….…………………………….……2-3
1.Проект «Булыгинской» Думы …………..…………………………………………...4-6
2.Манифест 17 октября 1905 г. Реорганизация правительства..…………………….7-12
3.Состав и деятельность I и II Государственных Дум ...……………………………13-17
Заключение………………………………………………………………………………18-20
Приложение……………………………………………………………………………...21-22
Литература…………………………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

КР Становление в России буржуазног парламентаризма.docx

— 75.12 Кб (Скачать файл)

Извлечение публикуется  по изданию:

Астров Н.И. Воспоминания.

Т. 1. Париж, 1940.

 

Дума начала свою работу 27 апреля 1906 года. Кадеты получили в ней 35% мест. В условиях незавершенности процесса создания политических партий мелкие либеральные группировки примкнули к ним, обеспечив устойчивое кадетское большинство в Думе. Поднявшееся на активную борьбу за свои права, прежде всего за землю, русское крестьянство оказалось достаточно широко представленным в I Думе. Большинство избранных крестьян и леворадикальных интеллигентов, среди которых преобладали есеры, энесы (свыше 20% мест), объединились в Трудовую группу. Большевики бойкотировали выборы в Думу.  Торжественное открытие I Государственной Думы состоялось в Зимнем Дворце. После царского приветствия депутатов как «лучших друзей» Росии и обещания сохронить дарованые установление депутаты на пароходе отправились в Таврический двоец, отведенный для заседания Думы. Председателем был избран кадет, профессор Сергей Андреевич Муромцев.

Дальнейшее развитие страны во многом зависело от того, как сложатся отношения власти и общества в лице его представителей. Несмотря на то, что реформы, проведенные правительством под давлением революционной стихии, носили половинчатый характер и не удовлетворяли требованиям оппозиции, принятие «октроированной» конституции2 (Манифеста 17 октября 1905 г.) и учреждение выборного представительного органа – Государственной думы, открывало новые перспективы развития России. Манифест 17 октября «соединял авторитарный идеал и с либеральным, и с демократическим… это был реальный шаг к конституционному правлению или, что то же самое, к принципиально новому статусу закона в государственной жизни».

Место Витте, председателя Совета Министров, занял И.Л. Горемыкин, в числе заданий которого, как узнается позднее, было – распустить Думу, если она захочет проводить свой аграрный законопроект. Именно этим и занимались кадеты. Трудовики, опираясь на волю крестьян, представили проект, в котором предлагалось принудительное отчуждение всех частнособственничных земель, включая и помещичьи, а затем их бесплатное распределение по установленной «трудовой норме». Дума поручила особой комиссии разработать земельный закон на началах принудительного отчуждения. Допустить обсуждение такого законопроекта власть никак не могла. Вместе с этим рухнули и все приготовления к сколько-нибудь приличной встрече с Думой. Думу, видимо, решено было взять измором.

Таким образом, над Думой, еще не собравшейся, уже нависла угроза конфликта с властью. Он тогда еще не представлялся неизбежным, особенно для наших провинциальных членов; но руководители партии достаточно ясно представляли себе всю его серьезность. Под этой нависшей угрозой собрался третий съезд партии, оказавшийся в странном положении: она располагала большинством, но правительство не хотело сдаваться.

Ничего принципиально нового в  нем не содержалось: даешь всеобщие выборы, конституцию, свободы, землю  – крестьянам, а исполнительную власть под контроль Думы. Фактически это была попытка привлечь к себе внимание в надежде превратить думу в полноценный парламент. Правительство  это требование отвергло. Дума выразила ему недоверие. Одновременно депутаты потребовали провести аграрную реформу, изъяв землю у крупных собственников. Однако, правительство сочло, что этот вопрос не входит в компетенцию депутатов, и премьер Горемыкин убедил царя распустить Думу. Поводом для роспуска стали крестьянские бунты, вспыхнувшие во многих местах во время обсуждения  в Думе аграрного вопроса. Единственной уступкой либералам стала отставка Горемыкина. Его место занял П. А. Столыпин, прежде занимавший пост министра внутренних дел.

Роспуск Думы стал для оппозиции  полной неожиданностью.  Либерал  не думали, что с ними поступят подобным образом. 182 оскорбленных депутата от оппозиции  собрались в Выборге и призвал население не платить налоги и отказаться от воинской повинности вплоть до созыва нового народного представительства. Отклика в народе это не вызывало, а авторы воззвания подверглось судебному преследованию и не смогли участвовать в следующих выборах.

Первая Дума просуществовала 72 дня. 8 июля издан Манифест о роспуске I Государственной Думы, обвинявшийся в разжигании смуты. Об окончании своих трудов депутаты узнали на следующий день, обнаружив на закрытых дверях Таврического дворца текст Манифеста. Попытка не подчиниться роспуску Думы как незаконному группой депутатов от кадетов, трудовиков, меньшевиков, уехавших в Выборг и принявших воззвание, не имела реальных политических последствий. Впрочем, 167 депутатов, подписавших «Выборгское воззвание», в декабре 1907 г. Приговорили к 3 месяцам тюрьмы. Преследования перводумцев своеобразно отразилось на ходе избирательной кампании во II Думу в крестьянской среде. Своих кандидатов, считая их «мучениками за народное дело», крестьяне стали укрывать, имена их заранее не оглашать, чтобы они не подверглись арестам или высылке.

 

«Первая Государственная  дума должна была вырыть и вырыла такую  пропасть между собой и Короной, которая стала непроходимым препятствием к соглашению между ее наследницами и сильной еще властью. Разделение на «мы» и «они» усилилось и привело всех к разбитому корыту.»

Извлечение публикуется  по изданию:

Савич Н.В. Воспоминания.

СПб., Дюссельдорф, 1993.

 

 

 

 

II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

 

Почувствовав ослабление революционного натиска и убедившись на примере I Думы, что кадеты не в состоянии повести за собой крестьянство, власти избирают более решительную тактику. Вместо отправленного в отставку Горемыкина, председателем Совета министров в июле 1906 г. назначается Петр Аркадьевич Столыпин, принадлежавший к старинному дворянскому роду и проявивший себя энергичным управленцем в должности гродненского (1902-1903) и саратовского (1903-1905) губернатора, министра внутренних дел с апреля 1906 г.. Преданность самодержавию он доказал решительным подавлением весной-летом 1905 г. крестьянских восстаний на территории ввереной ему губернии, чем заслужил монаршую благодарность. Одновременно Столыпину удалось удержать «в уезде»  черносотенные губернские организации и устраниться от участия в карательных экспедициях осени 1905 г., за что он даже прослыл либералом. Новый премьер избрал курс на раскол общины и модернизацию жизни русской деревни.

II Государственная дума отличалась изменением партийного состава. Кадеты потеряли почти половину своих мест, но увеличивалось число депутатов, представлявших октябристов и черносотенцев, а также левые партии. Трудовики, эсеры и энесы получили во II Думе 157 мест вместо прежних 94, социал-демократы – соответственно 65 вместо 18. Полевение Думы означало, что дни ее сочтены. Правительство не могло выйти из кризиса, не прибегая к насилию, а энергию масс, особенно рабочих, была уже на исходе. Забастовочное движение в первой половине 1907г. отмечено небольшим подъемом в январе и резким всплеском в мае. Открытие II Государственной думы состоялось 20 февраля 1907 года. Председателем был избран известный деятель земского движения и дин из основателей кадетской партии Федор Александрович Головин. Кадеты надеялись создать конституционный центр, привлекая фракции народнической ориентации и часть депутатов от октябристов, польского коло и мусульманской группы. Они не допустили голосования о вотуме недоверия правительству и после правительственной декларации высказывались за переход к очередным делам. С помощью октябристов и запугивания трудовиков угрозой роспуска Думы кадеты добивались принятия большинства правительственных законопроектов.

Предложенный кадетами новый  земельный закон отличался от предыдущего проекта: не все крупные  владения подлежали отчуждению; примерно половина расходов по вознаграждению помещиков за отчуждаемую землю  волагалась на крестьян; исчезло признание национализация в виде бразования постоянного государственного фонда. Черносотенцы и октябристы выступили против любых предложений и принудительном отчуждении помещичьих земель. Трудовая группа поставила на обсуждение Думы проект «основных положений земельного закона», воспроизводящий их прежнюю записку. Трудовики и серы доказывали принадлежность земель народу и нелепость предложений их покупки теми, чьей собственностью они являются. Они особо подчеркивали, что эти земли – «свои земли», «нами уже десять раз отработаны кровью, потом и деньгами». Критике подвергался принцип неприкосновенности и священности частной собственности на землю. Депутат из Саратовской губернии заявил: «Бог сотворил человека и вручил ему землю, но у нас ее нет, почему это? Я прямо скажу и откровенно: украли у нас ее». Выступивший перед окончанием прений Столыпин прений Столыпин ответил на эти требования многомиллионный массы крестьянства, трудом которой обрабатывалось и большинство помещичьих земель, что правительство не позволит «обездолить 130 тыс. владельцев и оторвать их от привычного и полезного для государства труда». Слова премьера привели к выработке всеми левыми фракциями формулы с требованием принудительного отчуждения частновладельческих земель и немедленной отмены столыпинских аграрных законов, утвержденных в ст. 87. Кадеты сорвали обсуждение этой формулы.

Слушания аграрного вопроса  показали, что кадетский центр  не способен добиться соглашения с  левыми фракциями, но распускать Думу в ходе данных дебатов. Когда усмирение  деревни не закончилось, было рискованно. Власти прибегли к обвинению в  «военном заговоре» против государственного строя депутатов РСДРП. Как позднее  признавался Ф. А. Головин, «был действительно  заговор, но не заговор 55 членов Думы… а заговор Столыпина и К против народного представительства и основных государственных законов». В ночь на 3 июня 1907 г. был произведен арест социал-демократической фракции, а днем опубликован Манифест о роспуске Думы. Первая российская революция завершилась.  Страна вступила в новый период своей истории.

 

«Прежде всего следовало разработать новое избирательное законодательство. Эта ответственная работа была поручена товарищу (заместителю) министра внутренних дел С.Е. Крыжановскому, сыгравшему ключевую роль в разработке «Булыгинской думы» и других актов выборного законодательства. Вскоре им было подготовлено три проекта. Первый предполагал разделить избирательные съезды и избирать членов Думы по отдельности от каждой курии. Второй сохранял общие губернские (городские) избирательные съезды, но давал существенные преимущества уездным землевладельцам (автор называл этот вариант «бесстыжим»). Третий предусматривал избрание депутатов губернскими земскими собраниями и городскими думами.

В конце мая 1907 г. министр внутренних дел и председатель Совета министров П.А. Столыпин представил эти проекты царю. Познакомившись с разработками министерства и, в частности, узнав, что сами авторы называют второй проект «бесстыжим», Николай II «изволил смеяться этой шутке и решительно сказал: «Я за бесстыжий»1. После этого в экстренном порядке и в строжайшей тайне был подготовлен текст нового избирательного закона. В 8 часов вечера 2 июня 1907 г. император подписал манифест «О роспуске Государственной думы и времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу», утверждающий новое «Положение о выборах в Государственную думу». К данным документам он приложил записку: «Пора треснуть!». Утром 3 июня факт роспуска Думы и новое избирательное законодательство стали достоянием общественности. Мероприятия правительства были охарактеризованы современниками как третьеиюньский переворот.»

Ю.А. Веденеев, И.В. Зайцев 

 

Извлечение публикуется  по изданию:

Выборы в I–IV Государственные  думы Российской империи.

 (Воспоминания современников. Материалы и документы)

Под общ. научн. ред. А.В. Иванченко. – М., 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Что же получилось в результате? Приведу сравнительную таблицу  партийного состава первой и второй Дум:

1.

Крайне правых

?

63

2.

Умеренных правых (октябристы, умеренные)

38 (8%)

34 (7%)

3.

Беспартийных (большей частью скрытых реакционеров)

112

22

4.

Кадетов

184 (38%)

123 (24%)

5.

Польских депутатов

32

39

6.

Трудовиков и вообще «левее к. д.»

85 (18%)

97 (20%)

7.

Социалистов (с.-д., с.-р.,народных

социалистов)

26 (5%)

83 (17%)





 

 

Правительству удалось обессилить Думу, лишив ее прочного большинства. Но ему не удалось сделать Думу своею. Мало того, маленький избирательный  бюллетень, несмотря на все попытки искажения выборов, сделал свое дело – он показал действительное настроение громадного большинства русского населения: вторая Дума вышла гораздо левее первой. Кадетские голоса лишь перешли частью к левым и к социалистам, впервые выступившим от своего имени. Правительство получило всего пятую часть состава Думы. Это была блестящая победа оппозиции и неожиданный по глубине и серьезности провал правительственной политики.

Таково было первое впечатление. Но по существу дело стояло иначе. Крайние  правые достигли своей цели. Дума делилась не на две, а на три части. Правая и левая, черносотенцы и социалисты, одинаково стояли на почве внепарламентской борьбы – на точке зрения насильственного государственного переворота. Строго «конституционным» оставался один кадетский центр. Правда, в первый же месяц к нему в голосованиях примкнули национальные и профессиональные группы: поляки, мусульмане, казаки. Вместе они составляли 180–190 человек. Но это еще не было большинство и элемента прочности в себе не заключало. Ехидные голосования правых с левыми всегда могли его майоризировать.

Самый состав фракции к.д. значительно изменился. Выбыли из строя «выборжцы» – и вместе с ними отошел от практической политики целый слой сколько-нибудь искушенных в политической борьбе русских граждан.

Информация о работе Становление в России буржуазного парламентаризма