Столыпин и его реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:24, реферат

Краткое описание

Петр Аркадьевич Столыпин - одна из самых интересных фигур российской истории. О нём очень много спорят, существуют крайне противоречивые оценки его как личности и как государственного деятеля. Тем не менее, неоспоримым остается то, что это был выдающийся человек и великий реформатор. К сожалению, у многих представление о Столыпине сводится к тому, что он - Председатель Совета Министров Российской империи, осуществивший аграрную реформу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Жизненный и политический путь П.А. Столыпина 4
2. Столыпинские реформы 9
2.1.Аграрная реформа 10
2.2. Реформы в области прав и свобод гражданина 15
2.3.Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти 16
2.4. Реформирование судопроизводства 17
2.5. Местное управление и самоуправление 18
2.6. Экономика, финансы, инфраструктура 19
2.7.Образование, наука и культура 21
2.8. Военная реформа 23
3. Противодействие террору 25
4. Другая реформаторская деятельность 27
5. Тайна убийства реформатора 31
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

столыпин.docx

— 66.66 Кб (Скачать файл)

2.5. Местное управление и самоуправление

Институты гражданского общества только тогда приобретают жизнь, когда они могут участвовать  в процессе выработки решений  на всех уровнях государственного управления. Поэтому важный признак наличия  гражданского общества - развитые формы  местного самоуправления. Уже в 1907 г. были внесены в Государственную думу "Положение о поселковом управление" и "Положение о волостном управлении". Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким образом, планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и кончая государством. Кроме того, согласно "Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений", сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством. Вместе с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени. П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать "своей" для общества.

2.6. Экономика, финансы, инфраструктура

Гражданская свобода не может  считаться полноценной, если она  не подкреплена свободой хозяйственной  деятельности. Поэтому одним из направлений деятельности правительства П.А. Столыпина было снятие многих ограничений с экономической активности человека. Государство отказалось от чрезвычайно тягостной для предпринимателей разрешительной процедуры учреждения акционерных компаний, открывавшей широкий простор для бюрократического произвола. Вместо нее вводился явочный принцип организации акционерных обществ. Правительство предоставило предпринимателям широкие возможности для эксплуатации природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья. Государство также пошло на реформирование нормативной базы для совершенствования финансово-кредитной системы, облегчавшей деятельность малых и средних компаний. Был разработан Устав Банка обществ взаимного кредита, Устав кассы городского и земского кредита. Предполагалось провести серьезные преобразования и в области налоговой системы. Во-первых, планировалось упорядочить налоги, на что и было направлено "Положение о поземельном и промысловом налогах". Во-вторых, налоговая система должна была стать социально ориентированной, что бы способствовало поддержанию внутреннего мира в России. Для этого правительство предлагало ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Минимальная сумма, с которой бы он взимался, была по тем временам весьма значительной - 850 р. Причем, подразумевался индивидуальный подход при назначении суммы налогов. Устанавливалась целая система льгот: так, в случае особых семейных обстоятельств сумма налогов могла заметно снижаться. Таким образом, П.А. Столыпин проводил политику социально-экономического регулирования во имя снятие остроты конфликтов между различными общественными группами. При этом правительство уделяло значительное внимание развитию инфраструктуры. Государство несло большие финансовые расходы на строительство новых, стратегически значимых железнодорожных магистралей: второй путь Сибирской магистрали, Амурскую железную дорогу и т. д. Кроме того, в годы премьерства П.А. Столыпина активно строились шоссейные и грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась сеть телефонного и телеграфного сообщения и т. д. Иными словами, имела место неуклонная модернизация всех средств коммуникации. В экономической сфере правительство П.А. Столыпина решило главную задачу: оно расширило правовое пространство для свободного предпринимательства. И заявляло о государстве как о решающем факторе существования этого пространства. Правительство определяло правила игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.

2.7.Образование, наука и культура

Системная модернизация без  приобщения большинства населения  к хотя бы элементарным знаниям была невозможна. Поэтому одно из важнейших  направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование  системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего  начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало  меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим  элементом, а не обособленным элитарным  заведением. Широкомасштабные проекты  в области народного просвещения  требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать  специальные курсы для будущих  учителей и учительниц, в Ярославле  же правительство инициировало создание Учительского института. Государство  не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало  организовывать их ознакомительные  поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в  четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

В законе «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» говорилось так:

«1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе. 2. Забота об открытии достаточного числа училищ, соответственно числу детей школьного возраста, лежит на учреждениях местного самоуправления, при этом расчеты относительно числа необходимых школ делаются применительно к четырем возрастным группам: 8, 9, 10 и 11 лет. 3. Нормальная продолжительность обучения в начальной школе - 4 года. 4. Нормальным числом детей в начальной школе на одного учителя признается - 50. 5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом. 6. На обязанность учреждений местного самоуправления возлагается в двухгодичный, со дня вступления в законную силу настоящих положений, срок составление школьной сети и плана ее осуществления для достижения всеобщности обучения в данной местности, с указанием предельного для сего срока и ожидаемых из местных источников средств для выполнения школьной сети. Примечание. В разработке школьной сети участвуют местные органы церковно-школьного управления. 7. Для включения в школьную сеть училище, рассчитанное на четыре возрастные группы, должно удовлетворять следующим требованиям: иметь законоучителя и учителя, обладающего законным правом на преподавание, быть обеспеченным соответствующим школьным и гигиеническим потребностям помещением, учебными книгами и пособиями и доставлять детям бесплатное обучение."

Предполагалось реформировать  и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший  высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались  четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что  должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского. При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей"; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи. Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

2.8. Военная реформа

Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления  военной политики: упорядочение принципов  комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой  инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок  призыва в армию, права и обязанности  призывных комиссий, льготы по отбыванию  воинской повинности и, наконец, возможности  обжалования решений властей. Иными  словами, правительство стремилось "вписать" отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи Государство увеличивало ассигнования как на содержание офицерского корпуса, так и на переоснащение армии. Значительное внимание уделялось строительству линейного флота России. При прокладке новых железнодорожных путей также учитывались военно-стратегические интересы государства. В частности, второй путь Сибирской магистрали, Амурская железная дорога должны были облегчить мобилизацию и переброску сил из различных частей империи и, соответственно, саму оборону дальневосточных окраин России. При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 г. не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Противодействие террору

В годы Первой русской революции  правительство в значительной мере утратило контроль за правопорядком  в стране. Россию захлестнул вал  революционного террора, жертвами которого пало более 18 000 человек. Большинство  из них - мирные обыватели. Дабы обеспечить безопасность населения, власть была вынуждена  пойти на беспрецедентно жесткие  меры. 19 августа 1906 г., по инициативе Николая II, были учреждены военно-полевые  суды, которые рассматривали дела в ускоренном порядке - за 48 часов; приговор же должен был приводиться в исполнение через 24 часа после его вынесения. В сфере компетенции военно-полевого суда находились те случаи, когда виновный был пойман с поличным и его  действия были направлены против представителя  власти. В работе этих судов не принимали  участие ни прокуроры, ни адвокаты, ни свидетели обвинения. В апреле 1907 г. военно-полевые суды были упразднены. За восемь месяцев их существования  было казнено 683 человека. При этом в  губерниях, находившихся на чрезвычайной или усиленной охране, продолжали действовать военно-окружные суды, предполагавшие упрощенное судопроизводство. Всего в России по решениям военно-полевых  и военно-окружных судов в 1906-1911 гг. было казнено около 2,8 тыс. чел. Эти  меры оценивались П.А. Столыпиным как  чрезвычайные, необходимые для спасения государственности. Он также считал важным установить жесткие правовые рамки использования исключительных полномочий местной администрацией, чтобы уберечь населения от возможного произвола и злоупотребления  властью. Правительством был подготовлен "Проект исключительного положения", прописывавший четкие критерии, согласно которым та или иная губерния объявлялась  в чрезвычайном положении. Кроме  того, в документе был сделан акцент на предупредительных, а не репрессивных мерах властей. Предполагалось реформировать  органы правопорядка. Так, был разработан Устав полицейский, который определял  процедуру полицейского контроля, что должно было обезопасить гражданина от незаконных посягательств на неприкосновенность его личности. Правительство также стремилось к установлению ответственности бюрократических учреждений, если их решения неоправданно ущемляли интересы населения За годы премьерства П.А. Столыпина масштабы революционного террора заметно уменьшились. За короткий срок он сумел наладить эффективную систему борьбы с террористическими бандформированиями. К 1908 г. более 90% террористов либо были ликвидированы, либо бежали за границу. Отчасти это было связано с репрессивной политикой государства. Однако, представляется, в большей степени это было предопределено системностью подхода и планомерностью политики правительства. Власть искала диалог с обществом, решала наиболее острые проблемы социального бытия России - и тем самым подрывала социальную базу революции и лишала террор какого-либо оправдания в глазах общественности.

 

 

 

 

 

 

4. Другая реформаторская деятельность

 

Ядром государственных мероприятий  Столыпина стала твердая национальная политика, ориентированная на отдание  справедливых преимуществ коренному  русскому населению как хозяину  Русской земли. Одновременно Столыпин содействует консолидации всех активных государственных сил в России, имея в виду создание мощной национальной русской партии, способной противостоять  натиску всех противников русского порядка.

Первым шагом после  наведения государственного порядка  в исторических русских губерниях  становится государственная реформа  в Финляндии. После событий 1905 установлено, что эта часть России во время  антирусской революции готовилась путем вооруженного восстания добиться полного отделения от нее. Русская  разведка представила неопровержимые доказательства сотрудничества финских  революционеров с иностранными, прежде всего японской, спецслужбами и получения  от них денег для борьбы с русским  правительством. Столыпин справедливо  поставил вопрос о правомерности  существовавшей в Финляндии конституции, позволявшей ей вести враждебную для России политику и иметь на своей территории центры антирусских  революционных партий и террористических формирований. Согласно новому закону, из сферы финляндского законодательства были исключены вопросы налогообложения, воинской повинности, защиты прав русских  подданных, проживающих в Финляндии, суд, охрана государственного порядка, уголовное законодательство и некоторые  другие статьи, свободное распоряжение которыми финляндскими властями наносило ущерб российскому самодержавию. Закон утвердил единство и целостность  России, сделав Финляндию равноправной частью исторической Русской державы.

Другой закон, принятый по инициативе Столыпина, ограничил возможности  немецкой колонизации западных губерний. Он позволил остановить скупку помещичьих земель немцами-колонистами.

Высшим государственным  актом для укрепления позиции  Русского государства был закон  о земствах в западных губерниях - Витебской, Минской, Могилевской, Киевской, Волынской, Подольской. Русское население  этих губерний, несколько веков находившихся под польской оккупацией, подвергалось дискриминации со стороны местных  польских землевладельцев, которые  владели большей частью земли, составляя  лишь несколько процентов населения. Если бы земства в этих губерниях  вводились по общероссийскому закону, то большая часть мест в них  досталась бы полякам и представительствовать  за русских людей стали бы люди другой национальности. Чтобы этого  не произошло, по инициативе Столыпина  в общероссийский закон о земствах применительно к западным губерниям  вносятся поправки. Чтобы лишить крупных  польских землевладельцев преимуществ  перед русскими людьми, избирательный  ценз снижен вдвое против общерусского. Все избиратели были распределены по двум куриям - русской и польской, причем русская избирала большее  число гласных. Кроме того, русским  давались преимущества в управах  и в составе земских служащих. Закон позволял постепенно покончить  с колонизацией этого края поляками и вернуть исконно русские  земли в руки русского народа. Закон  этот, поддержанный царем, вызвал бурю ненависти к Столыпину со стороны  антирусских сил, которые начали бешеную кампанию против него, втянув в нее даже некоторых патриотов. Либерально-масонское подполье провело  сложную интригу, конечной целью  которой было свалить Столыпина. В результате 1 марта 1911 Государственный  Совет отклонил предложенный Столыпиным и уже одобренный Государственной  думой закон о введении земских  учреждений в Западном крае. Тогда  Столыпин решился на рискованный  шаг. Испросив повеления царя на временный роспуск законодательных палат, Столыпин, используя ст. 87 Основных законов, подписал законопроект у царя, минуя Государственный Совет. Разразился скандал. Хотя формально Столыпин мог так поступить, законодательные палаты сочли незаконным использование ст. 87. Государственный Совет счел себя оскорбленным, а масон А. И. Гучков, якобы в знак протеста, сложил с себя полномочия председателя Государственной думы. Скандал был раздут искусственно, но его организаторы достигли главного - они поколебали положение Столыпина и вызвали недовольство к нему со стороны царя.

Информация о работе Столыпин и его реформы