Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:24, реферат
Петр Аркадьевич Столыпин - одна из самых интересных фигур российской истории. О нём очень много спорят, существуют крайне противоречивые оценки его как личности и как государственного деятеля. Тем не менее, неоспоримым остается то, что это был выдающийся человек и великий реформатор. К сожалению, у многих представление о Столыпине сводится к тому, что он - Председатель Совета Министров Российской империи, осуществивший аграрную реформу.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Жизненный и политический путь П.А. Столыпина 4
2. Столыпинские реформы 9
2.1.Аграрная реформа 10
2.2. Реформы в области прав и свобод гражданина 15
2.3.Формирование основ правового государства и разграничение ответственности ветвей власти 16
2.4. Реформирование судопроизводства 17
2.5. Местное управление и самоуправление 18
2.6. Экономика, финансы, инфраструктура 19
2.7.Образование, наука и культура 21
2.8. Военная реформа 23
3. Противодействие террору 25
4. Другая реформаторская деятельность 27
5. Тайна убийства реформатора 31
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Институты гражданского общества только тогда приобретают жизнь, когда они могут участвовать в процессе выработки решений на всех уровнях государственного управления. Поэтому важный признак наличия гражданского общества - развитые формы местного самоуправления. Уже в 1907 г. были внесены в Государственную думу "Положение о поселковом управление" и "Положение о волостном управлении". Законопроекты предполагали учреждение органов местного самоуправления на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости. Причем речь шла о бессословной организации этих учреждений. Таким образом, планировалось, что самоуправляющееся общество будет проявлять свою творческую активность на всех уровнях, начиная от поселка и кончая государством. Кроме того, согласно "Главным началам преобразования земских и городских общественных управлений", сфера компетенции уездных и губернских земств, а также органов городского самоуправления расширялась, а имущественный ценз для участия в работе этих учреждений снижался. Иными словами, правительство стремилось к расширению круга лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством. Вместе с тем, П.А. Столыпин настаивал на упразднении должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, которые, обладая властными полномочиями, представляли узкосословные интересы. Вместо них предполагалось учредить должность участкового комиссара - агента правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Правительственная власть обретала своего представителя и на уровне уезда, так как учреждалась должность начальника уездного управления, в ведении которого были все уездные правительственные учреждения и участковые начальники. В свою очередь он сам непосредственно подчинялся губернатору. Таким образом, правительство выстраивало стройную административную иерархию, способную оперативно реагировать на вызовы времени. П.А. Столыпин решал двуединую задачу. С одной стороны, он добивался большей эффективности власти, устраняя все противоречивое и архаичное, накопившееся за два столетия. С другой, эта власть должна была находиться в тесной связи с широкими кругами общественности, доверяя им многие права и полномочия. Именно такая власть должна была стать "своей" для общества.
Гражданская свобода не может считаться полноценной, если она не подкреплена свободой хозяйственной деятельности. Поэтому одним из направлений деятельности правительства П.А. Столыпина было снятие многих ограничений с экономической активности человека. Государство отказалось от чрезвычайно тягостной для предпринимателей разрешительной процедуры учреждения акционерных компаний, открывавшей широкий простор для бюрократического произвола. Вместо нее вводился явочный принцип организации акционерных обществ. Правительство предоставило предпринимателям широкие возможности для эксплуатации природных богатств Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья. Государство также пошло на реформирование нормативной базы для совершенствования финансово-кредитной системы, облегчавшей деятельность малых и средних компаний. Был разработан Устав Банка обществ взаимного кредита, Устав кассы городского и земского кредита. Предполагалось провести серьезные преобразования и в области налоговой системы. Во-первых, планировалось упорядочить налоги, на что и было направлено "Положение о поземельном и промысловом налогах". Во-вторых, налоговая система должна была стать социально ориентированной, что бы способствовало поддержанию внутреннего мира в России. Для этого правительство предлагало ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Минимальная сумма, с которой бы он взимался, была по тем временам весьма значительной - 850 р. Причем, подразумевался индивидуальный подход при назначении суммы налогов. Устанавливалась целая система льгот: так, в случае особых семейных обстоятельств сумма налогов могла заметно снижаться. Таким образом, П.А. Столыпин проводил политику социально-экономического регулирования во имя снятие остроты конфликтов между различными общественными группами. При этом правительство уделяло значительное внимание развитию инфраструктуры. Государство несло большие финансовые расходы на строительство новых, стратегически значимых железнодорожных магистралей: второй путь Сибирской магистрали, Амурскую железную дорогу и т. д. Кроме того, в годы премьерства П.А. Столыпина активно строились шоссейные и грунтовые дороги, морские порты, склады, элеваторы, развивалась сеть телефонного и телеграфного сообщения и т. д. Иными словами, имела место неуклонная модернизация всех средств коммуникации. В экономической сфере правительство П.А. Столыпина решило главную задачу: оно расширило правовое пространство для свободного предпринимательства. И заявляло о государстве как о решающем факторе существования этого пространства. Правительство определяло правила игры, гарантировало их соблюдение и непосредственно отвечало за развитие инфраструктуры.
Системная модернизация без
приобщения большинства населения
к хотя бы элементарным знаниям была
невозможна. Поэтому одно из важнейших
направлений реформ П.А. Столыпина -
расширение и совершенствование
системы образования. Так, в Министерстве
народного просвещения был
В законе «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» говорилось так:
«1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе. 2. Забота об открытии достаточного числа училищ, соответственно числу детей школьного возраста, лежит на учреждениях местного самоуправления, при этом расчеты относительно числа необходимых школ делаются применительно к четырем возрастным группам: 8, 9, 10 и 11 лет. 3. Нормальная продолжительность обучения в начальной школе - 4 года. 4. Нормальным числом детей в начальной школе на одного учителя признается - 50. 5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом. 6. На обязанность учреждений местного самоуправления возлагается в двухгодичный, со дня вступления в законную силу настоящих положений, срок составление школьной сети и плана ее осуществления для достижения всеобщности обучения в данной местности, с указанием предельного для сего срока и ожидаемых из местных источников средств для выполнения школьной сети. Примечание. В разработке школьной сети участвуют местные органы церковно-школьного управления. 7. Для включения в школьную сеть училище, рассчитанное на четыре возрастные группы, должно удовлетворять следующим требованиям: иметь законоучителя и учителя, обладающего законным правом на преподавание, быть обеспеченным соответствующим школьным и гигиеническим потребностям помещением, учебными книгами и пособиями и доставлять детям бесплатное обучение."
Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского. При этом развитие системы образования понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей"; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи. Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.
Поражение России в русско-японской
войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало
необходимость скорейших
В годы Первой русской революции
правительство в значительной мере
утратило контроль за правопорядком
в стране. Россию захлестнул вал
революционного террора, жертвами которого
пало более 18 000 человек. Большинство
из них - мирные обыватели. Дабы обеспечить
безопасность населения, власть была вынуждена
пойти на беспрецедентно жесткие
меры. 19 августа 1906 г., по инициативе Николая
II, были учреждены военно-полевые
суды, которые рассматривали дела
в ускоренном порядке - за 48 часов; приговор
же должен был приводиться в исполнение
через 24 часа после его вынесения.
В сфере компетенции военно-
Ядром государственных мероприятий
Столыпина стала твердая
Первым шагом после
наведения государственного порядка
в исторических русских губерниях
становится государственная реформа
в Финляндии. После событий 1905 установлено,
что эта часть России во время
антирусской революции
Другой закон, принятый по инициативе Столыпина, ограничил возможности немецкой колонизации западных губерний. Он позволил остановить скупку помещичьих земель немцами-колонистами.
Высшим государственным
актом для укрепления позиции
Русского государства был закон
о земствах в западных губерниях
- Витебской, Минской, Могилевской, Киевской,
Волынской, Подольской. Русское население
этих губерний, несколько веков находившихся
под польской оккупацией, подвергалось
дискриминации со стороны местных
польских землевладельцев, которые
владели большей частью земли, составляя
лишь несколько процентов населения.
Если бы земства в этих губерниях
вводились по общероссийскому закону,
то большая часть мест в них
досталась бы полякам и