Студенческие движения в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования.

Содержание

1. Понятие студенческого движения 3
2. История национальных студенческих движений 4
3. Студенческие движения в России 14
3.1. Дореволюционная Россия 14
3.2. СССР 16
3.3. Постсоветская Россия 17
4. Наши дни 19
Заключение 20
Список источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

студ движения.docx

— 118.64 Кб (Скачать файл)

Санкт – Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории тему:

 

Студенческие движения в  России и за рубежом

 
 

 

 

Выполнила: студентка I-го курса очной формы    обучения

юридического института  группы 080100

специальности  «налоги  и налогообложение»

Черткова Елена.

Проверил: Самылов Олег Валерьевич

 

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург

2011 год.




 

Оглавление

 

1. Понятие студенческого движения 3

2. История национальных студенческих движений 4

3. Студенческие движения в России 14

3.1. Дореволюционная Россия 14

3.2. СССР 16

3.3. Постсоветская Россия 17

4. Наши дни 19

Заключение 20

Список источников 20

  1. Понятие студенческого движения

Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования.

 В политических событиях  студенческое движение может  играть большую роль (студенческая революция). Первые студенческие движения возникли в Европе; их можно разделить на две большие группы:

1) стремящихся к улучшению  условий жизни студенчества в целом, объясняя это тем, что студенты являются будущим интеллектуальным поколением общества, в котором они растут, и

2) возникающих как идеалистическое стремление к справедливости в ответ на существующие несправедливые социальные условия.

Студенческое движение может  возникать как реакция на некие  конкретные действия правительства, а  может принимать форму интеллектуально  и социально мотивированной внепарламентской оппозиции существующей системе.

Европейские студенческие движения отражают составные факторы стабильности общества (Льюис С. Фойер, «Исследование истеблишмента в капиталистических и социалистических странах»). С точки зрения «истеблишмента», студенческие движения всегда нетипичны и неожиданны, каждое из них возникает и развивается по-своему, что существенно затрудняет поиск эффективной и доступной формы для их нейтрализации.

Формами протеста студентов  являются демонстрации, блокады, символические акции, забастовки, распространение листовок и выступления, перформансы и информационная война. Протест также может принимать насильственные формы по отношению к вещам и людям, а также налеты на преподавателей; в этом случае говорят о «студенческих беспорядках» или «бунтах».

Реакция правительства на студенческий активизм может быть самой различной: от полного принятия требований студентов, включая создание соответствующих министерств и служб, реформирование системы участия государства в промышленности и экономике, до расстрела мирных демонстраций.

Студенческие движения, успешные и неуспешные, формируют общественное мнение и довольно долгое время воздействуют на него.

 

 

 

  1. История национальных студенческих движений

    1. Германия


В 1815 г. в Йене было основано «Землячество» (нем. Urburschenschaft) — студенческое объединение, находившееся под влиянием националистических и демократических идей. В 1817 г., вдохновленные либеральными и патриотическими идеями об объединённой Германии, студенческие организации собрались на Вартбургском фестивале в Эйзенахе, Тюрингия, и жгли там реакционные книги.

В 1819 г. студент Карл Людвиг Занд совершил убийство писателя Августа фон Коцебу, занимавшегося травлей студенческих организаций.

В мае 1832 г. возле Нейштадта-на-Вайнштрассе праздновался Гамбахский фестиваль с 30000 участниками, среди которых было много студентов. Наряду с нападением на франкфуртскую тюрьму в 1833 г. для освобождения заключавшихся в ней студентов, революционным памфлетом Георга Бюхнера «Гессенский ландбот» (нем. Der Hessische Landbote) это было событием, приведшим к революциям в германских государствах в 1848 г.

    1. Канада

В Канаде в конце 1950-хх и в 60-х гг. возникло несколько «новых левых» студенческих организаций, из них особо нужно выделить две: Студенческий союз за мирное действие (англ. Student Union for Peace Action — SUPA) и Компания молодых канадцев (англ. Company of Young Canadians — CYC). SUPA образовался из пацифистски и моралистически настроенной «Совместной университетской кампании за ядерное разоружение» (англ. Combined Universities Campaign for Nuclear Disarmament — CUCND) в декабре 1965 г. на конференции университета Саскачеван, расширив свою область действия и включив в неё вовлечение в политику дискриминированных сообществ, а также «подъём сознания» для радикализации канадской молодёжи и осознания испытываемого ею «разрыва поколений». SUPA был децентрализованной организацией, базировавшейся в университетских кампусах и ориентировавшейся на средний класс. После распада SUPA в 1967 г. его члены перешли в CYC или стали активистами в «Канадском союзе студентов» (англ. Canadian Union of Students — CUS), сделав этот союз активной «новой левой» организацией. Во всех этих организациях проводились интеллектуальные дебаты: об отношении к рабочему классу, о том, что традиционный «рабочий класс» куплен и интегрирован в систему, и о том, кто же является ведущей силой в классовой борьбе за новое лучшее социалистическое общество. Как раз в этих дискуссиях о роли рабочего класса и «традиционных левых» распался SUPA. В 1968 г. в «Университете Мак Гилла и Саймона Фрейзера» появилась организация «Студенты за демократический университет» (англ. Students for a Democratic University — SDU), куда вошли бывшие члены SUPA и «Новой демократической молодёжи», а также из «Либерального клуба» и «Молодых социалистов». SDU отличились захватом администраций университетов в 1968 г. и студенческой забастовкой в 1969 г. После провала забастовки SDU распалась. Некоторые её члены вошли в состав «Индустриальных рабочих мира» (англ. Industrial Workers of the World, IWW) и «Молодёжную интернациональную партию» — йиппи (англ. Youth International Party – Yippies). Другие её члены вступили во «Фронт освобождения Ванкувера» в 1970 г.

В 1970-х гг. по результатам  всеканадского референдума Студенческого Союза были созданы «Группы исследования общественных интересов» (англ. Public Interest Research Groups — PIRG’s). В отличие от других подобных американских проектов, в PIRG’s всю администраторскую и исполнительскую работу осуществляют студенты.

Также была сформирована Студенческая коалиция против войны, занимающаяся общественным образованием, ненасильственным активизмом, правозащитной деятельностью и социальными реформами.

 

    1. Восточная Европа и постсоветские государства

 

Во время коммунистических режимов в странах Восточной Европы, студенты этих стран были одной из ведущих сил в самых известных случаях социального протеста. Цепь событий, повлекшая за собой Венгерскую революцию 1956 г., началась с мирной студенческой демонстрации на улицах Будапешта, в которую влились рабочие и другие горожане. В Чехословакии одним из самых известных действующих лиц в акциях протеста, которые привели к советскому военному вторжению в страну и окончанию Пражской весны, был Ян Палах, студент, сжегший себя 16 января 1969 г. Этот акт подхлестнул протест против оккупации.

Студенческие движения играли центральную роль в так называемых «цветных революциях», произошедших в последние годы в посткоммунистических странах: сербский «Отпор», образовавшийся в 1998 г. в ответ на репрессивные законы об образовании и СМИ, изданные в том году. В сентябре 2000 г. во время выборной президентской кампании эта организация провела свою кампанию «Готов jе» (серб. «Кончился»), накалившую недовольство сербского населения режимом Слободана Милошевича, что привело к его поражению на выборах.

«Отпор» инспирировал другие молодёжные движения в Восточной  Европе, такие как «Кмара» в Грузии, сыгравшая важную роль в «революции роз», и «Пора!» на Украине, влиятельное движение, организовавшее демонстрации, приведшие к «оранжевой революции». Подобно «Отпору», эти организации следовали принципу ненасильственного сопротивления и в своей оппозиционной деятельности использовали высмеивание авторитарных лидеров. Подобные движения также существовали в Кыргызстане(«КельКель»), «Зубр» в Белоруссии и MJAFT! в Албании.

Противники цветных революций обвиняют Фонд Сороса и/или правительство США в поддержке или даже планировании этих революций в интересах западных стран. Но сторонники этих революций считают эти обвинения преувеличенными и говорят об этих революциях как о положительном явлении, морально оправданных, и неважно, была ли при этом поддержка Запада или нет.

    1. Австралия

Австралийские студенты имеют долгую историю участия в политических дебатах. Это особенно заметно в новых университетах, основанных в пригородных районах. В последние годы степень вовлечённости студентов в политику снизилась, а сами студенты все больше подвержены политической апатии. Число студенческих акций протеста и количество их участников также снизилось.

 

    1. Франция

Студенческое движение во Франции имеет давнюю историю. В Сорбонне в период между 1443 и 1445 гг. девять месяцев шла забастовка против отмены налоговых льгот. С сентября 1444 г. по март 1445 г. шла непрерывная 6-месячная забастовка. В 1446 г. прошли бунты против отмены судебной автономии университета и подчинения его парламенту Парижа. Студенты Сорбонны регулярно объявляли забастовки после арестов студентов полицией. В 1453 г. университет бастовал по случаю смерти Раймона де Морегара, студента, убитого стражей Шателе.

В 20-м веке во Франции происходили  студенческие протесты против законов  или реформ образования (план Сонье-Сете в 1976 г., против «Контракта трудового содействия» (фр. Contrat d’insertion professionnelle — CIP) в 1994 г.), с требованиями улучшения условий жизни (повышение пособий, проблема жилья и др.) или по политическим мотивам, не относящимся непосредственно к студентам (май 1968-го г. и др.). Высокая активность студентов и их чувствительность к происходящему всегда находилась под пристальным вниманием политических сил и власти. Если беспорядки мая 1968-го помогли многим силам прийти к власти, то студенческое движение 1986-го г. существенно снизило шансы Жака Ширака на президентских выборах в 1988 г.

Как и во многих других странах, во Франции наиболее сильным движением  было студенческое движение мая 1968-го г. Оно началось в университете Нантера с движения 22 Марта, в которое входили воинственные маоисты, троцкисты и анархисты. В мае 1968 г. Нантерский университет был закрыт в связи с проблемами между студентами и администрацией. В качестве протеста против закрытия и изгнания нантерских студентов студенты парижской Сорбонны начали собственные демонстрации. Францию захлестнули беспорядки, во время которых многочисленные группы — коммунисты, анархисты, правые либертарные активисты — использовали ситуацию для реализации своих политических идей. Движение мая 68-го перешло во всеобщую забастовку, длившуюся несколько недель и парализовавшую всю страну, став гораздо большим, чем просто студенческим движением. Во многих аспектах это движение имело революционную форму ситуационистского характера. В течение мая-июня 1968-го во время столкновений с полицией были убиты 4 манифестанта, из них два рабочих и один лицеист.

События в Париже вызвали волну студенческого протеста по всему миру. Западногерманское студенческое движение участвовало в демонстрациях против «чрезвычайного законодательства». Во многих странах студенческие протесты вынудили власти прибегнуть к силе. В Испании демонстрация против диктатуры Франко была разогнана полицией. Студенческая демонстрация в Мехико закончилась расстрелом демонстрантов 2 октября 1968 г. и стала известной как «резня в Тлателолко». Даже в Пакистане студенты вышли 7 ноября на улицы, протестуя против политики в сфере образования, полиция открыла огонь, и был застрелен студент колледжа.

Но самой продолжительной  забастовкой во Франции 20-го в. была забастовка 1976-го г., длившаяся 3 месяца (с марта по май). Она ставила цель помешать проведению реформ второго цикла обучения (создание новых специальностей) и воспринимаемых студентами как попытка подогнать высшее образование под нужды рынка и сделать его ещё менее доступным. На это движение в значительной мере оказывало влияние Революционная коммунистическая лига (фр. Ligue Communiste révolutionnaire) и студенческий лидер Доминик Лосэ (фр. Dominique Losay). В этом движении родились будущие политические кадры: Жан-Кристоф Камбадели (фр. Jean-Christophe Cambadélis) (в настоящее время член OCI — фр. Organisation communiste internationaliste, Организация коммунистов-интернационалистов), Жульен Дрэ (фр. Julien Dray) (Лига коммунистов-революционеров — LCR), Жан-Люк Мано (фр. Jean-Luc Mano) (UEC —фр. Union des étudiants communistes, Союз студентов-коммунистов). Когда наконец правительство Пьера Моруа (фр. Pierre Mauroy) отменило ограничения на поступление в вузы в 1983 г.,правые и ультраправые студенты в середине мая устроили волнения в элитарных университетах, длившиеся две недели.

Через три года правительство Жака Ширака попыталось вновь ввести ограничения на поступление в университеты, но в этот раз сотни тысяч студентов вышли на улицы. Как и в прошлые годы, манифестации приняли ожесточенный характер, но в этот раз под ударами полицейских погиб студент Малик Усекин (фр. Malik Oussekine). Министр образования Ален Деваке (фр. Alain Devaquet) был вынужден уступить и отменить реформу.

Французские студенты вновь  поднялись в марте 1994 г., когда к власти в стране пришли правые, на этот раз против введения «контрактов трудового содействия», уменьшающих МРОТ до 80 % его первоначальной величины для работников моложе 25 лет; затем в ноябре-декабре 1995 г. против сокращений бюджетного финансирования вузов. Другая волна протеста поднялась против Национального фронта во время президентской предвыборной гонки в 2002 г.

 

    1. Китай

В 1919 г. 3000 студентов Пекинского университета и из других вузов собрались на площади Тяньаньмэнь, положив начало «Движению 4 мая» как важному этапу демократической революции в Китае. Демонстрации на площади Тяньанмэнь в 1989 г. была организована студентами всех 67 пекинских университетов и другими политическими группами, стремящихся установить демократию в Китае. Правительство жестоко подавило этот протест.

Информация о работе Студенческие движения в России и за рубежом