Студенческие движения в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования.

Содержание

1. Понятие студенческого движения 3
2. История национальных студенческих движений 4
3. Студенческие движения в России 14
3.1. Дореволюционная Россия 14
3.2. СССР 16
3.3. Постсоветская Россия 17
4. Наши дни 19
Заключение 20
Список источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

студ движения.docx

— 118.64 Кб (Скачать файл)
    1. Индонезия

В Индонезии студенты постоянно были первыми, кто устраивал уличные демонстрации, призывающие к смене правительства, в ключевые моменты истории страны, и многие организации со всего политического спектра стремились к взаимодействию со студенческими группами.

В 1928 г. «Молодёжная клятва» стала рупором антиколониальных настроений в обществе.

Во время политической смуты 1960-х гг. правые студенты устраивали демонстрации с требованием тогдашнему президенту Сукарно очистить правительство от коммунистов, а после этого требуя его отставки. В 1967 г. он уступил и был смещен с поста президента генералом Сухарто.

Студенческие группы также  играли ключевую роль в смещении Сухарто  в 1998 г., устроив большие демонстрации, усилившие народное недовольство своим президентом. Студенты Джакарты, Джокьякарты, Медана и др. первыми в то время заговорили публично против милитаристского правительства. Студенческое движение было одним из основных участников политической сцены того времени. Например, сменивший Сухарто новый президент Хабиби предпринял ряд неудачных попыток усмирить студентов, подвергавшихся гонениям при Сухарто, встречаясь с их лидерами и семьями студентов, убитых силами безопасности во время демонстраций.

 

    1. Иран

В Иране студенты были в первых рядах при протестах против светской монархии (до 1979 г.), а в последние годы — против теократической исламской республики. Как религиозные, так и более умеренные студенты играли главную роль в оппозиции Рухолла Хомейни против шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. В январе 1978 г. армия разогнала демонстрацию студентов и исламских лидеров, убив несколько студентов и посеяв целую серию широких протестов, которые в конечном итоге привели к Исламской революции в Иране 1979 г. 4 ноября 1979 г. воинственные иранские студенты, называющие себя «мусульманскими студентами-последователями линии имама», захватили посольство США в Тегеране и удерживали 52 сотрудника посольства в заложниках в течение 444 дней.

В последние годы произошёл  ряд столкновений либеральных студентов с силами иранского режима, из них наиболее известны студенческие беспорядки в Иране в 1999. В течение недели жестоких стычек, начавшихся с нападения полиции на спальные помещения университета в ответ на демонстрации группы студентов Тегеранского университета против запрета одной реформистской газеты. Акбару Мохаммади был вынесен смертный приговор, позднее замененный на 15 лет тюрьмы, за его участие в акциях протеста. В 2006 г. он умер в тюрьме Эвина в результате голодовки протеста против отказа ему получить лечение телесных повреждений, полученных им во время пыток.

В конце 2002 г. студенты организовали массовые демонстрации протеста против смертного приговора реформистского преподавателя Хашема Агаджари, обвиненного в богохульстве. В июне 2003 г. несколько тысяч студентов вышло на улицы Тегерана, протестуя против планов правительства приватизировать ряд университетов.

Студенты-последователи  имама Хомейни активно предлагают решения по различным политическим национальным и международным событиям, критикуя их или оказывая им поддержку.

В мае 2005 г. на президентских выборах в Иране крупнейшая иранская студенческая организация «Служба консолидации единства» призывала к бойкоту выборов. После избранияМахмуда Ахмадинежада президентом страны протесты против правительства продолжились. В мае 2006 г. до 40 сотрудников полиции получили ранения при столкновении со студентами на демонстрации в Тегеране. В 2006 г. Ахмадинежад вынудил студентов организовать кампании с требованием очистки университетов от либеральных и светски настроенных преподавателей.

 

    1. США

Студенческое движение в США часто воспринимается как форма молодёжного движения, имеющего целью реформирование американской системы образования. Студенческое движение в США возникло одновременно с публичным образованием, если не раньше. Самые ранние исторические документы сохранились с 1930-х гг. «Американский молодёжный конгресс» представлял собой организацию в Вашингтоне, руководимую студентами, лоббировавшую конгресс США против расовой дискриминации и за молодёжные программы. Её горячо поддерживала первая леди Элеонора Рузвельт.

В 1960-е гг. студенческое движение значительно политизировалось. Особо  значимым явлением того периода стало  появление в Энн-Арборе (Мичиган) организации «Студенты за демократическое общество» (англ. Students for a Democratic Society — SDS), занимавшейся проблемой вузов как социального агента, подавляющего общество, и в то же время потенциально развивает его. SDS также дал начало подпольной группе «уэзерменов». Другой успешной группой было «Освобождение молодёжи» в Энн-Арборе, организация, призывающая студентов требовать отмены государственных образовательных программ. Ещё одной заметной организацией был «Студенческий ненасильственный координационный комитет», борющийся против расизма и за интеграцию общественных школ в США. Все эти организации прекратили свою деятельность в середине 1970-х гг.

Крупнейшая студенческая забастовка в истории США произошла в мае-июне 1970 г. в ответ на расстрел студентов Кентского университета и американское вторжение в Камбоджу.

В начале 1980-х гг. ряд организаций, особенно «Университетская лига возможности успеха» (англ. Campus Outreach Opportunity League — C.O.O.L.), внедрил неолиберальные модели в студенческое движение по всей стране. Эти организации считали важным для студентов выявление возможных сфер общественных услуг (англ. community service) в сфере высшего образования и развитие конкуренции среди студентов.

Всплеск студенческого движения в США наблюдался вновь в 1990-е  гг., когда студенты стали проводниками неолиберальной политики Билла Клинтона по развитию общественных услуг. Движение за реформу народного образования возродило популистское студенческое движение против стандартизированного тестирования и обучения, а также по другим более сложным вопросам, включая ВПК, промышленность и систему наказаний, а также влияние армии и корпораций на качество образования. Также уделялось внимание тому, чтобы принятые изменения были стабильными, улучшалось финансирование образования и менялась политика или руководство соответствующих структур, что позволяло бы вовлечь студентов в процессы принятия решений в школах и вузах. В настоящее время наиболее заметным является проведение кампаний за финансирование публичных школ, против повышения платы за обучение в колледжах и использование потогонного труда на фабриках по производству школьных принадлежностей (например, кампания «Объединенные студенты против потогонки»), за вовлечение студентов в процесс планирования, реализации образования и формирования образовательной политики (напр. «Институт Рузвельта»), а также информирование населения о гуманитарных последствиях дарфурского конфликта. Также заметна активизация студентов вокруг проблемы глобального потепления. Кроме того, вновь возникло антивоенное движение, что привело к созданию «Университетской антивоенной сети» (англ. Campus Antiwar Network) и возрождению SDS в 2006.

    1. Великобритания

Студенческое движение существовало в Великобритании с 1880-х гг., когда появились советы представителей студентов, представляющие интересы студентов. Позднее из этих советов сформировались союзы, многие из которых вошли в состав Национального союза студентов (англ. National Union of Students — NUS), образовавшегося в 1921 г. Однако NUS изначально задумывался как организация, стоящая в стороне от политических и религиозных вопросов, что снижало её значение как центра студенческого движения. В 1930-е гг. студенты оказались больше вовлечены в политику после того, как в университетах стали появляться различные социалистические общества, от социал-демократических до марксистско-ленинских и троцкистских. Главой NUS стал коммунист Брайан Саймон (Brian Simon).

Но до 1960-х гг. студенческое движение в британских университетах  не имело большого значения. Активизацию  деятельности студенческих организаций  вызвала война во Вьетнаме, расизм, а также различные локальные злоупотребления властью — повышение платы за обучение и снижение нормы представительства студентов. В 1962 г. совместно с CND прошла первая студенческая акция протеста против войны во Вьетнаме. Однако по-настоящему активная деятельность студентов началась с середины 1960-х гг. В 1965 г. 250 студентов Эдинбурга устроили пикет перед консульством США и провели акцию протеста против вьетнамской войны на Гроувснорской площади. В Оксфорде прошёл первый тич-ин, на котором студенты дискутировали об альтернативных ненасильственных способах протеста, а также акция протеста в Лондонской школе экономики против правительства Йена Смита в Родезии.

В 1966 г. появились «Альянс радикальных студентов» и «Кампания солидарности с Вьетнамом», ставшие центрами протестного движения. Первая студенческая сидячая забастовка (сит-ин) была организована в Лондонской школе экономики в 1967 г. по случаю отчисления двух студентов. Успех этой акции, а также 100,000-ная студенческая демонстрация в том же году стали началом массового студенческого движения. Оно действовало до середины 1970-х гг., организовав за это время 80,000-ную демонстрацию на Гроувснорской площади, антирасистские протесты и захваты в Ньюкасле, разрушение систем контроля передвижения демонстрантов, вынужденное закрытие Лондонской школы экономики и избрание Джека Стро (англ. Jack Straw) руководителем NUS в ЮАР. Но нужно отметить две важные вещи, касающиеся студенческого движения и Великобритании. Во-первых, большинство британских студентов продолжали верить в демократическую систему, и власти не обращались с ними слишком жестко, так как акции студентов были вполне мирными и хорошо организованными. Во-вторых, многие акции протеста выносили требования более чем локального характера, например, о норме студенческого представительства в управлении колледжами, улучшение социальной поддержки, снижение платы за обучение или даже цен в столовых. В этом отличие студенческого движения в Великобритании от других стран.

 

    1. Греция

Самое знаменитое студенческое восстание в Греции – восстание в Афинском политехническом университете. Восстание началось с того, что студенческие союзы выразили протест против планов правительства вмешаться в университетские выборы. К вечеру среды 14 ноября 1973 года студенты укрепились в Афинском Политехническом университете (Политехнион) и провозгласили борьбу с правительством. В университете начала работу самодельная радиостанция, которой удалось привлечь внимание жителей города к происходящему.

15-го и 16-го ноября  возле университета собралось  несколько тысяч человек, в  основном студенты и школьники.  Координационная комиссия студентов  призвала к «борьбе до победы». К вечеру начались спорадические (от греч. sporadikós - появляющиеся от случая к случаю) столкновения демонстрантов с полицией, которые постепенно охватили весь центр города. В девять вечера в центре уже были выстроены баррикады, кое-где начались пожары. В городе были зафиксированы перестрелки. Около одиннадцати вечера был отдан приказ о вмешательстве армии.

Около полуночи из пригородного района Гуди выдвинулась колонна бронемашин. В 2.45 ночи радиостанция Политехниона передала своё последнее воззвание. Напротив университета выстроились танки, один из которых разбил ворота университета. Последовал короткий штурм, в ходе которого были убиты 24 человека и более тысячи ранены. Сотни студентов были арестованы. Хотя по официальным данным, жертв не было вообще.

После штурма университета последовали антиправительственные  демонстрации, подавленные военным  режимом с применением оружия. Глава хунты Георгиос Пападопулос был отставлен, на его место военные выдвинули Димитриоса Иоаннидиса. После этого хунта продержалась недолго — менее года.

После восстановления демократического правительства жертв Политехниона провозгласили мучениками, их чтят на государственном уровне, им поставлены памятники. Продолжателями их дела считали себя боевики из левой радикальной группировки «17 ноября», действовавшей с середины 70-х до 2002 года.

Греческие университеты с  момента восстановления демократического правления пользуются правом экстерриториальности — полиции вход туда запрещён. Допустить  полицию на территорию университета может только единогласное решение  ректорского совета, который состоит  из преподавателей и студентов.

 

    1. Украина

Студенческое движение независимой Украины берет своё начало с "Революции на граните" 1990 года, которая стала первой крупной кампанией в которой участвовали студенты, а также ученики техникумов и ПТУ. Разбив на площади Октябрьской Революции (теперь Площадь Независимости) палаточный городок и объявив голодовку, протестующие выдвинули ряд политических требований, например, национализации имущества Компартии Украины и ВЛКСМ, перевыборов Верховного Совета УССР на основе многопартийности и т.д. Правительство было вынуждено удовлетворить требования протестующих.

В середине 90-х годов в Киеве создается студенческий профсоюз под названием «Прямое действие». За время своего существования профсоюз провёл несколько успешных акций, нацеленных на защиту прав студентов. Это были первые попытки подъёма самостоятельного и независимого студенческого движения на Украине. Профсоюз просуществовал до 1998 года.

В мае-августе 2004 года студенты и преподаватели города Сумы выступают против объединения трёх городских вузов в Сумской национальный университет. В знак протеста студенты выступили в пеший поход на Киев. Протестующим противодействовало около 150 милиционеров, которые задерживали участников похода. В результате массовых акций Кабинет Министров отменил распоряжение, а президент - приказ о создании СНУ на базе трёх высших школ. Ноябрь 2006 года. Протест сумских студентов против возвращения экс-губернатора Сумщины Владимира Щербаня на Украину, который до этого скрывался в США от украинского правосудия.

В 2008 году, по инициативе студентов Киевского национального университета им. Шевченко было принято решение о создании нового независимого профсоюза, также было принято решение взять название «Прямое действие» в знак продолжения традиций молодёжного сопротивления. Таким образом «Прямое действие» образца 90-х годов получило название «первое поколение». Некоторые активисты из первого поколения сейчас помогают деятельности профсоюза. Согласно Манифесту «Прямого действия», цель профсоюза — создание низовой студенческой организации, которая базируется на горизонтальных принципах координации. Такая организация должна постепенно замещать бюрократический аппарат администрации и формировать отношения в сфере образования на основах равенства, прямой демократии и кооперации.

Информация о работе Студенческие движения в России и за рубежом