Студенческие движения в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования.

Содержание

1. Понятие студенческого движения 3
2. История национальных студенческих движений 4
3. Студенческие движения в России 14
3.1. Дореволюционная Россия 14
3.2. СССР 16
3.3. Постсоветская Россия 17
4. Наши дни 19
Заключение 20
Список источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

студ движения.docx

— 118.64 Кб (Скачать файл)

С момента основания профсоюз стал участником и инициатором огромного  количества кампаний в защиту прав студентов и рабочих. Самыми громкими и удачными являются:

  • 4 июня 2009 года. Акция протеста под стенами Кабинета министров. «Прямому действию» удаётся вывести на пикет свыше 150 студентов. Во время акции было демонстративно сожжено «фаер» и несколько зачётных книжек. Результат — студенты добиваются того, что на экстренном заседании Кабинет министров Украины отменяет постановление о введении платных услуг.
  • Октябрь 2009 года. Участие «Прямого действия» в забастовке студентов и преподавателей института им. Бойчука. Протесты под Минобразования. Забастовка окончилась в конце октября громкой акцией блокады института, что привело к отставке ректора.
  • Июнь 2010 года. Общественность отвечает на убийство студента Игоря Индило в отделении милиции кампанией против милицейского произвола и полицейского государства. Активное участие в кампании принимает «Прямое действие». Последствия — массовые чистки в рядах милиции.
  • 12 октября 2010 года. «Прямое действие» и Фундация региональных инициатив выступают организаторами Всеукраинской акции протеста против коммерциализации образования (в частности, поднимают требование отмены правительственного постановления № 796 о «платных услугах»), которая проходит в 14 городах: Киеве, Львове, Ужгороде и Симферополе, Харькове, Ровно, Луганске, Житомире, Хмельницком, Каменец-Подольском, Кировограде, Ивано-Франковске, Сумах, Луцке. Свою солидарность со студентами выражает поэт и писатель Сергей Жадан. В столице проходит массовый марш к Кабинету министров и Администрации президента. Несмотря на запугивания со стороны администраций университетов, в общей сложности в протестах принимают участие до 20 000 студентов, в трёх городах — Львове, Киеве и Ужгороде — численность участников акций превышает тысячу, причем во Львове она достигает 7 тысяч. Украинские студенческие протесты, синхронизированные с международной инициативой «Глобальная волна за бесплатное образование», имеют международный резонанс. Накануне акции протеста власти распространяет информацию об отмене скандального постановления, однако в действительности оказывается, что отменены лишь несколько наиболее одиозных его пунктов

.

  • 31 января 2011. "Прямое действие" вместе с Фундацией Региональных Инициатив и общественным движением "Видсичь" начинают всеукраинскую кампанию "Против деградации образования". Кампания направлена против нового законопроекта "О высшем образовании", сокращения госзаказа на 42%, коммерциализации образования. В этот день акции прошли в Хмельницком, Донецке, Одессе, Житомире, Запорожье, Харькове, Киеве. Результатом акций стала отменна двух законопроектов.
  1. Студенческие движения в России

    1. Дореволюционная Россия

Студенческое движение в России было составной частью русского освободительного движения. Возникло в 1-й четверти 19 в.; приобрело важное значение в общественно-политической жизни страны во 2-й половине 19 — начале 20 вв. Эволюционировало от академических целей и средств борьбы (до конца 19 в.) к движению, политически направленному на свержение царского самодержавия (с начала 20 в.).

Движение развивалось  на почве борьбы против реакционной политики царского правительства в постановке высшего образования (университетский устав 1884 г. и циркуляры министерства просвещения, грубый полицейско-административный произвол в отношении студенчества); было направлено на завоевание академически корпоративных прав и свобод. В разночинский период освободительной борьбы (1861—95) движение проявилось в различных специфических формах: коллективный бойкот лекций реакционных профессоров, неподчинение распоряжениям учебного начальства, участие в неразрешенных сходках, кратковременные забастовки, коллективные петиции, манифестации и т. п. Руководящими органами движения радикально настроенного студенчества выступали землячества — полулегальные организаций учащихся, возникшие в 50—60-х гг. 19 в.

Студенческие беспорядки во всех высших учебных заведениях произошли осенью 1861 г. в связи с введением так называемых путятинских правил для университетов. Весной 1869 студенты Петербурга требовали корпоративных свобод. Осенью 1878 г. происходило движение радикально настроенной молодёжи, вызванное агитацией народников «в народ!». Осень 1879 г. была отмечена студенческими волнениями против передачи функций выборного профессорского дисциплинарного суда суду, назначенному правлением университета. В 1880 г. нанесено публичное «оскорбление действием» (пощёчина) представителям учебного начальства в Московском, Варшавском и Казанском университетах в знак протеста против полицейских актов насилия над студентами. Брожение среди столичного студенчества весной 1887 вызвано деятельностью и арестом группы народовольцев во главе с А. И. Ульяновым; осенью оно привело к закрытию почти всех высших учебных заведений. 4 декабря 1887 состоялась сходка студентов Казанского университета, в которой активное участие принял В. И. Ленин. Весной 1890 г. прошли волнения студентов против «реформы» Петровской с.-х. академии в духе университетского устава 1884 г. В разночинский период студенчество участвовало и в общедемократических выступлениях: студенты Петербургского университета — в похоронах Т. Г. Шевченко 28 февраля 1861 г.; студенты Казанского университета и духовной академии — в панихиде по крестьянам, убитым при подавлении Бездненского выступления 1861, движение студенческой молодёжи, связанное с массовым участием её в борьбе с голодом 1892-93 гг., и др.

Эти выступления способствовали пробуждению и росту политического  самосознания не только среди большинства  студентов, но и в народных массах. Участники движения пополняли ряды революционных организаций — народнических, а затем марксистских, социал-демократических. Во 2-й половине 1890-х гг. произошли массовый отказ радикально настроенного студенчества присягнуть Николаю II, первая всероссийская студенческая забастовка зимой 1899 и др. выступления студентов. В пролетарский период освободительной борьбы (с 1895 г.) под непосредственным влиянием революционной борьбы пролетариата студенческое движение в начале 20 в. приняло ярко выраженный антиправительственный характер; распространились новые формы протеста: забастовка, уличная демонстрация. Крепли связи между студенческими нелегальными организациями разных учебных заведений и городов. В организационных комитетах, руководивших забастовками, землячествах и др. организациях студенчества усиливалась борьба между различными политическими группировками: в 1903 среди студенчества действовало 6 политических групп, соответствовавших политическим группировкам российского общества. Роль застрельщиков и руководителей выступлении учащейся молодёжи на рубеже 19—20 вв. перешла к представителям революционно-буржуазной демократии, а в годы 1-й русской Революции 1905-07 гг. — в большинстве случаев к социал-демократам. Важнейшими событиями студенческого движения в годы назревания революционного кризиса явились: 2-я и 3-я всеобщие студенческие забастовки зимой 1901 и 1902 гг., в каждой из которых участвовало более 30 тысяч учащихся; демонстрации протеста совместно с рабочими в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и Казани против отдачи 183 студентов в солдаты, против «временных правил» правительства 29 июля 1899 г. и 22 декабря 1901 г.; рабоче-студенческие демонстрации в Петербурге и Москве (ноябрь — декабрь 1904 г.) в поддержку основных политических требований РСДРП. Протест учащейся молодёжи был поддержан передовыми рабочими и интеллигенцией и принял общенародный политический характер.

Политические взгляды  борющегося студенчества в этот период формировались под воздействием трёх общественных сил: эсеров и меньшевиков), буржуазной демократии («освобожденцев») и социал-демократов. 2-й съезд РСДРП (1903 г.) предложил всем местным партийным организациям содействовать молодёжи в усвоении социалистического мировоззрения, помочь ей создать самостоятельные организации. На основе многолетнего опыта борьбы, под влиянием революционной пропаганды ленинской «Искры», политической и организаторской деятельности большевиков демократическое студенчество стало одним из резервов пролетарского движения.

В период Революции 1905-07 гг. революционно-демократическое студенчество предоставило осенью 1905 г. помещения вузов для проведения политических собраний и митингов рабочих. Оно заявило о поддержке основных тактических лозунгов большевиков, создавало свои боевые дружины, участвовавшие в боях на баррикадах Москвы, Харькова, Одессы. В годы реакции значительная часть студенчества отошла от революционной борьбы. Однако многочисленные студенческие большевистские организации сумели возглавить студенческие волнения, происходившие в 1908 г. и в 1910-12 гг.. В дни Февральской революции 1917 г. студенческое движение влилось в общий революционный поток.

    1. СССР

В СССР советское студенчество способствовало «пролетаризации» высшей школы. Студенты-коммунисты участвовали в создании рабочих факультетов. К 30-м гг. изменился социальный состав студентов, среди них выросло число комсомольцев.

В годы довоенных пятилеток (1929—40) советское студенчество помогало осуществлению индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции (введение всеобщего семилетнего образования, ликвидация неграмотности и др.), оказывало помощь предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам. Комсомольские организации вузов основное внимание обращали на совершенствование учебного процесса и политического воспитания, соединение теоретического обучения с производственной практикой, развитие научно-исследовательской работы. В 30-е гг. советские студенты создавали хозрасчётные студенческие «бригады реального проектирования», научные кружки при кафедрах; в 40-е гг. научные кружки, бригады и др. были объединены в научные студенческие общества и студенческие конструкторские бюро.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 гг. 240 тысяч студентов вступили в Красную Армию. В 460 вузах страны студенты учились под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!». 150 тысяч из них совмещали учёбу с работой на производстве. В 1941 в Москве была создана студенческая секция Антифашистского комитета советской молодёжи. После окончания войны 30 тысяч фронтовиков поступили в вузы.

В конце 50-х гг. зародились студенческие строительные отряды, участники  которых во время летних каникул  работали на промышленных и с.-х. объектах страны, прокладывали линии электропередач, железные и шоссейные дороги, строили  жилые дома, школы, больницы и клубы, работали летом в торговле, в сфере обслуживания, на транспорте. В 1974 г. в таких отрядах было более 600 тысяч студентов.

В жизни советских студентов  большую роль играли комсомольские  организации. В 1974 г. они охватывали более 95 % студентов вузов (в 1928 г. — 19,2 %, в 1935 г. — 32,5 %).

Советские студенты участвовали  в международном движении прогрессивного студенчества. Они входили в Коммунистический интернационал молодёжи в 1919-43 гг., участвовали в создании антифашистского фронта молодёжи в годы 2-й мировой войны 1939-45 гг. Студенческий совет СССР сотрудничал со студенческими организациями более 100 стран. Представители советских студентов участвовали в работе Международного союза студентов, в мероприятиях, проводимых совместно со Всемирной федерацией демократической молодёжи.

    1. Постсоветская Россия

12 апреля 1994 г. в Москве около 3 тысяч студентов участвовали в «марше на Кремль», организованным различными леворадикальными активистами. Требованиями студентов были повышение стипендий и своевременная их выплата. Прорвав с боем несколько кордонов милиции на Новом Арбате, студенты дошли до Манежной площади, где марш был остановлен ОМОНом. Избитые и озлобленные студенты скандировали антиправительственные лозунги. Около 600 студентов прорвались через Александровский сад до ГУМа и были разогнаны ОМОНом уже на Красной площади. Около 80 студентов получили серьёзные побои и увечья, 9 человек судили. Участниками беспорядков был организован леворадикальный профсоюз «Студенческая защита». Задержанные стипендии выплатили в течение месяца.

19—20 апреля 1994 г. в Твери прошёл несанкционированный митинг в студенческом городке ТверГУ, приуроченный ко Дню рождения пионерской организации. Митинг был разогнан ОМОНом после того, как студенты стали петь «Интернационал». Около 200 студентов были избиты, 1 человек попал в больницу. Тогда же было организовано недолго просуществовавшее местное отделение «Студенческой защиты».

12 апреля 1995 г. в Москве, на официальном митинге перед «Белым домом», «Студенческая защита» выдвинула требования об отмене постановления Виктора Черномырдина о лишении успевающих студентов права на стипендию; отказе от принятия закона о призыве студентов и выпускников вузов на службу в армию рядовыми на 2 года; расширении студенческого самоуправления в вузах; участии студентов в контроле над финансовой деятельностью вузов; прекращении практики сокращения бесплатных учебных мест и сдачи общежитий в аренду коммерческим структурам. В ходе митинга властями были задержаны лидеры «Студенческой защиты», что вызвало новый «марш на Кремль» 3 тысяч присутствовавших студентов. На пересечении с Садовым кольцом начались столкновения с ОМОНом, около 1,5 тысячи студентов прорвались на Старый Арбат и по нему прошли до Арбатской площади, где забросали подручными средствами здание Минобороны и расписали асфальт перед ним антивоенными лозунгами. Затем, студентов вновь вышедших на Новый Арбат и дошедших до Манежной площади, рассеяли ОМОН, милиция и солдаты внутренних войск. Задержано более 400 человек, из них судили 30, более 200 студентов получили травмы различной степени тяжести. Черномырдин отреагировал на беспорядки фразой: «Революции начинаются не с шахтёрских забастовок, а со студенческих бунтов». Решение о лишении успевающих студентов стипендий и законопроект о призыве студентов в армию были отменены.

Информация о работе Студенческие движения в России и за рубежом