Студенческие движения в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования.

Содержание

1. Понятие студенческого движения 3
2. История национальных студенческих движений 4
3. Студенческие движения в России 14
3.1. Дореволюционная Россия 14
3.2. СССР 16
3.3. Постсоветская Россия 17
4. Наши дни 19
Заключение 20
Список источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

студ движения.docx

— 118.64 Кб (Скачать файл)

12 апреля 1995 г. стихийные студенческие беспорядки произошли и в Иркутске. Митинг официальной Ассоциации профсоюзных организаций студентов (АПОС, подразделение ФНПР) перерос в несанкционированный марш протеста 2 тыс. студентов к зданию областной администрации. К демонстрантам вышел иркутский губернатор Ю. Ножиков, которому были выдвинуты претензии по поводу действий администраций вузов. Студенты создали инициативную группу для переговоров с губернатором и разошлись, но переговоры администрации с инициативной группой остались без результата.

5 марта 1997 г. в Краснодаре, после решения городских властей об отмене льготных проездных для учащихся, студенческий пикет перед зданием мэрии перерос в несанкционированный митинг с попыткой прорыва в здание мэрии, перекрытием улицы и остановкой трамваев. С помощью местных комсомольцев из РКСМ, являвшимися формальными организаторами пикета, студентов удалось убедить разойтись. Решение об отмене льготных проездных было приостановлено до следующего учебного года.

27 марта 1997 г., на проходившем в Мурманске профсоюзном шествии, члены местного отделения «Студенческой защиты» и левой организации «Красная гвардия Спартака» на несколько часов блокировали движение в центре города, попытались устроить баррикаду и выдвинули требование — выплатить задержанные стипендии. После обещания властей выполнить свои обязательства беспорядки закончились.

Осенью 1997 — весной 1998 г. в стране начались студенческие выступления, спровоцированные попыткой проведения реформы образования (т. н. реформа Асмолова—Тихонова). Реформа предполагала коммерциализацию образования, в том числе — использования читальных и спортзалов, компьютерных классов, библиотек; перевод вузов на самофинансирование; резкое сокращение их числа и штата преподавателей; отмену стипендий и всех социальных выплат студентам.

Первые массовые протесты, вызванные введением платы за использование компьютерных классов, читальных и спортзалов, провели  в начале ноября 1997 г. студенты Новосибирского технического университета. Выступления длились несколько дней и распространились даже на Новосибирский Академгородок. 22 октября в Воронеже прошёл 10-тысячный несанкционированный студенческий митинг. Его участники потребовали отмены реформы. Осенью 1997 г. студенческие выступления прошли в Архангельске, Чебоксарах и Омске, а уже в апреле 1998 г. — беспорядки начались в Екатеринбурге.

6 мая 1998 г. «Студенческая защита», протестуя против реформ высшего образования, провела несанкционированную демонстрацию в г. Ульяновск. 8 мая аналогичная студенческая уличная акция прошла в Челябинске. Студенческие волнения там длились до 21 мая, когда власти вынуждены были пойти на уступки и восстановить «упраздняемые» реформой факультеты в Институте государства и права. 22 мая студенческие выступления в Оренбурге вылились в перекрытие центрального проспекта города. 26 мая студенты Иркутска, проводя театрализованную акцию протеста, публично утопили в Ангаре гроб с надписью «высшее образование». В конечном итоге студенческих выступлений в отставку были отправлены предложившие реформу Тихонов и Асмолов, а в сентябре 1998 г. правительство в срочном порядке выплатило студентам 450 млн рублей.

 

 

  1. Наши  дни

 

Современные студенческие движения различаются по составу участников, размеру, успешности своей деятельности; в них участвуют студенты всех форм обучения, всех рас и социально-экономического происхождения и политических взглядов. Важнейшими направлениями их деятельности является борьба за повышение роли молодёжи в политике и управлении, права студентов, финансирование учебных заведений, реформа наркополитики, антирасизм в образовании, повышение платы в колледжах, поддержка работников кампусов в борьбе за права и др.

Примеры современных студенческих движений:

  • Осень 2004: студенческое движение во французской общине Бельгии против «перенаселенности» высших школ, а затем за реформирование преподавания.
  • Студенческое движение Квебека в Канаде 2005-06 гг. и забастовка студентов Квебека 2005 г. против замены стипендий образовательными займами.
  • Осень 2005: студенческое движение в Италии против приватизации университетов.
  • Июнь 2006: студенческое движение в Греции против приватизации университетов и трудового контракта для инвалидов типа «контракта первого найма» во Франции.
  • Июнь 2006: студенческое движение в Перу против увольнения профессора Франко-перуанского лицея.
  • Ноябрь 2006: в Сербии студенты Белградского университета проводят блокировку философского, а затем и архитектурного факультетов с целью предотвратить неолиберальнуюреформу образования.

Заключение

Обширная критика студенческого  движения касается ошибок категоризации, основанной на упрощенном взгляде на роль студентов как агентов трансформации  всего общества, и на обособлении  индивидов как студентов, которые  не признают иных аспектов самоидентификации  и односторонне демонизируют объекты  своего протеста, которым студенческое движение бросает свой вызов.

Кроме того, студенты университетов  обычно принадлежат привилегированному сектору общества. Студенческие активисты  обычно изображаются испорченными богатенькими детьми, которые просто бунтуют против власти над ними. Также часто говорится  о том, что это движение отражает либеральное чувство вины за свой привилегированный социальный статус, и студенты просто пускают пыль в глаза с целью очистить свою совесть, а не пытаясь действительно изменить иерархическое общество, которое обеспечило им их выгодную позицию в обществе.

Бразильский педагог Паулу Фрейре также критикует студенческих активистов, вводя понятие «кризис чистого активиста», действующего без критического осмысления своей деятельности:

«Лидеры не должны отказывать рядовым активистам в возможности  мыслить самостоятельно, предоставляя им вместо этого лишь иллюзию действия, в котором ими продолжают манипулировать — и на этот раз манипулируют те, кто объявляет себя врагом манипулирования».

Фрейре подчеркивал, что активисты, отказываясь от размышлений, тем самым лишь укрепляют корень того зла, с которым они борются.

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

  1. Большая Советская энциклопедия ( http://bse.sci-lib.com/article107138.html)

 

  1. Александр Тарасов. Затмение. Не по Антониони. Студенческие беспорядки и mass media: исследование одного явления (http://saint-juste.narod.ru/zatmen.htm)

 

 

  1. Александр Тарасов. Тщательно скрываемые бунты (http://scepsis.ru/library/id_316.html) статья в журнале « Скепсис»

 

  1. Александр Тарасов. In memoriam anno 1968 (http://scepsis.ru/library/id_550.html) статья в журнале «Скепсис»

 

  1. Владимир Унковски-Корица. Удар по неолиберализму — студенческие протесты 2006 года (http://scepsis.ru/library/id_2240.html) статья в журнале «Скепсис»

 

 

  1. http://ru.wikipedia.org  - свободная интернет энциклопедия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Студенческие движения в России и за рубежом