Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:55, реферат
Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования.
1. Понятие студенческого движения 3
2. История национальных студенческих движений 4
3. Студенческие движения в России 14
3.1. Дореволюционная Россия 14
3.2. СССР 16
3.3. Постсоветская Россия 17
4. Наши дни 19
Заключение 20
Список источников 20
12 апреля 1995 г. стихийные студенческие беспорядки произошли и в Иркутске. Митинг официальной Ассоциации профсоюзных организаций студентов (АПОС, подразделение ФНПР) перерос в несанкционированный марш протеста 2 тыс. студентов к зданию областной администрации. К демонстрантам вышел иркутский губернатор Ю. Ножиков, которому были выдвинуты претензии по поводу действий администраций вузов. Студенты создали инициативную группу для переговоров с губернатором и разошлись, но переговоры администрации с инициативной группой остались без результата.
5 марта 1997 г. в Краснодаре, после решения городских властей об отмене льготных проездных для учащихся, студенческий пикет перед зданием мэрии перерос в несанкционированный митинг с попыткой прорыва в здание мэрии, перекрытием улицы и остановкой трамваев. С помощью местных комсомольцев из РКСМ, являвшимися формальными организаторами пикета, студентов удалось убедить разойтись. Решение об отмене льготных проездных было приостановлено до следующего учебного года.
27 марта 1997 г., на проходившем в Мурманске профсоюзном шествии, члены местного отделения «Студенческой защиты» и левой организации «Красная гвардия Спартака» на несколько часов блокировали движение в центре города, попытались устроить баррикаду и выдвинули требование — выплатить задержанные стипендии. После обещания властей выполнить свои обязательства беспорядки закончились.
Осенью 1997 — весной 1998 г. в стране начались студенческие выступления, спровоцированные попыткой проведения реформы образования (т. н. реформа Асмолова—Тихонова). Реформа предполагала коммерциализацию образования, в том числе — использования читальных и спортзалов, компьютерных классов, библиотек; перевод вузов на самофинансирование; резкое сокращение их числа и штата преподавателей; отмену стипендий и всех социальных выплат студентам.
Первые массовые протесты,
вызванные введением платы за
использование компьютерных классов,
читальных и спортзалов, провели
в начале ноября 1997 г. студенты Новосибирского
технического университета. Выступления длились несколько
дней и распространились даже на Новосибирский
Академгородок. 22 октября в Воронеже прошёл 10-тысячный несанкционированный
студенческий митинг. Его участники потребовали
отмены реформы. Осенью 1997 г. студенческие
выступления прошли в Архангельске, Чебоксарах и О
6 мая 1998 г. «Студенческая защита», протестуя против реформ высшего образования, провела несанкционированную демонстрацию в г. Ульяновск. 8 мая аналогичная студенческая уличная акция прошла в Челябинске. Студенческие волнения там длились до 21 мая, когда власти вынуждены были пойти на уступки и восстановить «упраздняемые» реформой факультеты в Институте государства и права. 22 мая студенческие выступления в Оренбурге вылились в перекрытие центрального проспекта города. 26 мая студенты Иркутска, проводя театрализованную акцию протеста, публично утопили в Ангаре гроб с надписью «высшее образование». В конечном итоге студенческих выступлений в отставку были отправлены предложившие реформу Тихонов и Асмолов, а в сентябре 1998 г. правительство в срочном порядке выплатило студентам 450 млн рублей.
Современные студенческие движения различаются по составу участников, размеру, успешности своей деятельности; в них участвуют студенты всех форм обучения, всех рас и социально-экономического происхождения и политических взглядов. Важнейшими направлениями их деятельности является борьба за повышение роли молодёжи в политике и управлении, права студентов, финансирование учебных заведений, реформа наркополитики, антирасизм в образовании, повышение платы в колледжах, поддержка работников кампусов в борьбе за права и др.
Примеры современных студенческих движений:
Обширная критика
Кроме того, студенты университетов
обычно принадлежат привилегированному
сектору общества. Студенческие активисты
обычно изображаются испорченными богатенькими
детьми, которые просто бунтуют против
власти над ними. Также часто говорится
о том, что это движение отражает либеральное чувство вины за свой привилегированный
социальный статус, и студенты просто
пускают пыль в глаза с целью очистить
свою совесть, а не пытаясь действительно
изменить иерархическое обществ
Бразильский педагог Паулу Фрейре также критикует студенческих активистов, вводя понятие «кризис чистого активиста», действующего без критического осмысления своей деятельности:
«Лидеры не должны отказывать рядовым активистам в возможности мыслить самостоятельно, предоставляя им вместо этого лишь иллюзию действия, в котором ими продолжают манипулировать — и на этот раз манипулируют те, кто объявляет себя врагом манипулирования».
Фрейре подчеркивал, что активисты, отказываясь от размышлений, тем самым лишь укрепляют корень того зла, с которым они борются.
Информация о работе Студенческие движения в России и за рубежом