Судебная система США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:19, доклад

Краткое описание

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.
На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:
судебная власть – составная часть системы разделения властей;
основы организации судебной системы;
гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;
основы правового статуса судей.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 76.93 Кб (Скачать файл)

Тема 13. Судебная система США.

1)Роль судебной  власти в США и её конституционные  основы.

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.

На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:

  1. судебная власть – составная часть системы разделения властей;
  2. основы организации судебной системы;
  3. гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;
  4. основы правового статуса судей.

Характерными  чертами судебной власти являются:

  1. осуществление в связи с конкретным делом (социальным конфликтом);
  2. реализация в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти.

Суд осуществляет важнейшие социальные функции в  любом государстве:

  1. охрану и защиту прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся на территории данной страны;
  2. роль эксперта по правовым вопросам, имеющего одновременно право выносить обязательные для участников процесса решения;
  3. осуществление судебного (конституционного, административного) контроля;
  4. политико-репрессивную функцию;
  5. поддержку экономических устоев общества, охрану принципов собственности, регулируя социальные конфликты в этой сфере.

В разных правовых системах и в зависимости от политического  устройства государства социальные функции судебной власти могут варьироваться.

Судебная система – это сложно организованная, имеющая несколько определенным образом взаимосвязанных звеньев (инстанций) система органов, осуществляющих правосудие.

Она может включать государственные  и иные судебные органы (общественные суды, религиозные суды, суды, действующие  на основе обычного права, и т. д.).

Конституционные принципы организации деятельности судебных систем в зарубежных странах:

  1. независимость судебной власти (судов, судей) и закрепление ее гарантий (означает автономность судебных учреждений по отношению к другим государственным и общественным органам, а также беспристрастность судей и подчинение их только закону);
  2. осуществление правосудия только законными и надлежащими судьями (судами) (значит, что правосудие осуществляется только органами судебной власти, спор рассматривается тем судьей (судом), к компетенции которого он отнесен законом);
  3. запрет на создание чрезвычайных судов (исключает появление особых судов или квазисудов особого производства, по упрощенной процедуре (без предоставления права подсудимому иметь защитника, обжаловать приговор или просить о помиловании и т. д.), что является нарушением основных прав граждан, демократических принципов судопроизводства и приводит к беззаконию и произволу);
  4. гласность, открытость и доступность судебных слушаний (обеспечивает публичный характер отправления правосудия, доступность суда для всех заинтересованных лиц);
  5. мотивированность судебных действий (мотивированность необходима для вынесения объективного решения по делу).

В США самое большое  в мире число юристов на душу населения (приблизительно один на 400 человек  населения), а в среднем в год  проводится 25 млн судебных процессов. Здесь существуют две судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Судебная система федерации в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных судов в специальных судебных округах (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно (т.е. пожизненно).

 

Дела по первой инстанции  с применением федеральных законов  рассматривают окружные суды общей  юрисдикции (по уголовным и гражданским  делам). Их несколько, а иногда один в каждом штате. В округах существуют также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам  к федеральным властям и др. Апелляционные суды (один на 3—8 штатов) рассматривают жалобы на решения  окружных судов, налоговых и претензионных  судов, но для окружных таможенных судов  существует специальный апелляционный  суд.

 

Главную роль в судебной системе США играет Верховный  суд США. Он состоит из девяти членов, включая председателя, которые назначаются  Президентом США с согласия Сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты  иностранных государств или штат, -но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации (как таковой отдельный институт кассации судебной системе США неизвестен). С 1803 г. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу. Конституции США институт судебного конституционного контроля неизвестен, он оформился на основе судебного прецедента. Верховный суд толкует Конституцию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты), если положения, сформулированные судом, представляют собой не «попутно сказанные», а относятся к существу дела. Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль (как и остальные суды, для которых он является решающей инстанцией) и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности. С 1803 г. Верховный суд признал неконституционными около 130 положений законов.

 

Суды штатов могут рассматривать  дела как по законам штатов, так и по федеральным законам (по обычным делам последней инстанцией является верховный суд штата, по вопросам конституционности — Верховный суд СЩА). Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов и судей — по делам несовершеннолетних, о сиротах, о наследствах, о безопасности дорожного движения, по трудовым спорам; в прибрежных штатах — морские суды и т.д., но обычно в штатах тоже существуют три звена: мировые судьи (их нет на федеральном уровне), которые называются по-разному, иногда полицейскими судьями; суды общей юрисдикции (суды графств, округов, которые одновременно являются апелляционными судами в штате); верховный суд штата. Иногда действуют только два звена (например, в штате Айдахо, где нет среднего звена).

 

В учреждениях есть административный судья, назначаемый начальником  учреждения. Он выносит лишь предварительные  решения по жалобам граждан. Если такое решение не опротестовано  в общий суд или не отменено начальником учреждения, оно становится окончательным.

 

Суды штатов формируются  по-разному: судьи избираются населением, назначаются губернаторами, мэрами городов, муниципальными властями, председателями вышестоящих судов. Список присяжных  заседателей обычно составляется муниципальными органами при участии различных  объединений граждан, а для рассмотрения конкретного дела присяжные определяются по жребию. В делах, связанных с  вопросами национальных меньшинств, присяжные подбираются особенно тщательно, часто путем согласовании различных объединений и судебных инстанций.

 

В США традиционно значительна  роль судебных приказов. В настоящее время осталось только три вида приказов федерального судьи: упомянутый выше habeas corpus (доставка к судье задержанного лица с указанием причины задержания и освобождение из-под стражи незаконно задерживаемого лица); мандату с (или обязывающий инджанкшн) — приказ судьи прекратить бездействие и выполнить должное; инджанкшн (запретительный инджанкшн) — запрещение должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям совершать какие-либо действия или требование их прекращения (речь идет о действиях, которые по закону не должны совершаться).

 

Нередко в судебной практике США используется так называемое декларативное суждение: ответ судьи  на обращение сторон, предпринятое с целью узнать мнение суда по существу спора, а затем подать иск или  отказаться от этого.

 

После «уотергейтского дела», повлекшего отставку Президента Р. Никсона  в 1974г., в США был учрежден (1978г.)институт независимых прокуроров, не подчиненных министру юстиции (этот министр в США выполняет некоторые функции генерального прокурора и государственного адвоката). Независимые прокуроры, назначаемые Конгрессом, по своей инициативе рассматривают в соответствии с законом об этике государственных служащих дела самых высокопоставленных должностных лиц. Один из таких независимых прокуроров (К. Стар) возбудил и вел расследование по поводу обвинений Президента У. Клинтона в «сексуальных домогательствах» (в импичмент оно преобразовалось как обвинение в даче ложных показаний большому жюри (орган предания суду) и в принуждении свидетеля к даче ложных показаний).

 

2)Федеральные  суды США.

Судебная система США  является двухуровневой: она вклю­чает систему федеральных судов, а также судебные системы 50 штатов, федерального округа Колумбия и четырех зависи­мых территорий. Суды каждой из систем действуют по отноше­нию друг к другу относительно самостоятельно и независимо.

Важнейшую часть судебных систем обоих уровней состав­ляют суды общей юрисдикции. Компетенция судов фе­дерального уровня и судов штатов формально разделена. При этом юрисдикция федеральных судов является ограниченной: она определяется лишь тем кругом дел, который установлен Конституцией США (разд. 2 ст. III). В начале XIX в. в одном из своих решений Верховный суд США разделил дела, подсуд­ные федеральным судам, на две категории. Первую группу составляют споры, которые рассматриваются федеральными судами, исходя из самого характера дела, то есть предмета спора. В соответствии с этим критерием федеральная судебная власть распространяется на все дела, возникающие на осно­вании Конституции США, федеральных законов и междуна­родных договоров, а также "морские дела" (связанные с су­доходством в открытом море) и дела адмиралтейства (споры по вопросам морских грузоперевозок, содержания портов, рыболовства). Вторую категорию дел, относящихся к юрисдик­ции федеральных судов, составляют споры, в которых уча­ствуют перечисленные в Конституции субъекты: послы, дру­гие полномочные представители иностранных государств, США в целом, штаты, граждане различных штатов, иностранные государства, их граждане и подданные.

Все остальные дела могут  быть рассмотрены только су­дами штатов, которые, стало быть, обладают остаточной юрис­дикцией.

Но указанный подход к  разграничению юрисдикции феде­ральных судов и судов штатов является самой общей его ха­рактеристикой. Дело в том, что лишь некоторые из категорий дел, подсудных федеральным судам, относятся к их исключи­тельной юрисдикции. В уголовно-правовой сфере это все "пре­ступления против Соединенных Штатов", то есть предусмот­ренные федеральным уголовным законодательством, например торговля наркотиками, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, шпионаж, измена и некоторые другие. В гражданско-правовой сфере исключительная юрисдикция федеральных судов распространяется, например, на "морские и адмирал­тейские" дела, иски против США в целом, споры по поводу авторского и патентного права, иски, связанные с банкрот­ством, а также иски, в которых стороной выступает штат или иностранный дипломат.

Остальные категории дел  образуют так называемую кон­курирующую юрисдикцию, т. е. по выбору заинтересованной стороны дело может быть начато либо в соответствующем федеральном  окружном суде, либо в суде первой инстанции  того штата, на территории которого функционирует  данный федеральный окружной суд. Гражданский  иск по делу, подпа­дающему под конкурирующую юрисдикцию, по желанию от­ветчика уже после его подачи в суд штата может быть пере­дан в федеральный окружной суд. Таким образом, существо­вание конкурирующей юрисдикции обусловливает возможность применения федеральных законов судами штатов (но не на­оборот). В доктрине и судебной практике это обосновывается так называемой клаузулой о верховенстве, сформулирован­ной в ст. VI Конституции США: "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов... и все договоры, которые зак­лючены или будут заключены Соединенными Штатами, ста­новятся верховным правом страны; и судьи в каждом из шта­тов обязаны следовать этому праву..." В силу клаузулы о вер­ховенстве федерального права суды штатов также обязаны принимать к своему производству даже те гражданские иски, которые поданы им, но касаются вопросов исключительной юрисдикции федеральных судов, — при обязательной после­дующей их передаче в окружные федеральные суды.

Наконец, следуя клаузуле о  верховенстве, суды штатов в необходимых  случаях обязаны толковать федеральные  зако­ны и иногда даже объявлять их неприменимыми из-за несоот­ветствия федеральной Конституции. Вместе с тем они обяза­ны не применять законы и даже положения Конституции собственного штата, если они противоречат Конституции США или федеральным законам. Все подобные решения являются предметом окончательного пересмотра в Верховном суде США. Как видно, основными функциями судов общей юрисдикции в США являются не только разрешение конкретных правовых споров, но и осуществление конституционного контроля, а также толкование Конституции. Ограниченность юрисдикции федеральных судов, наличие конкурирующей юрисдикции, действие клаузулы о верховенстве федерального права обусловили то, что значительное большинство судебных дел (на­пример, около 99% уголовных дел) рассматривается судами штатов. Вместе с тем названная клаузула предопределяет решающую роль федеральных судов, прежде всего Верховного суда США, в осуществлении конституционного контроля и толкования Конституции США.

Обособленность федеральной  судебной системы и судебных систем штатов проявляется в том, что  решения судов штатов не могут  обжаловаться в федеральные суды, и наоборот. Исключение составляют жалобы по делам, затрагивающим так называемый федеральный конституционный вопрос, которые могут быть рассмотрены Верховным судом. Особый случай со­ставляют жалобы хабеас корпус, касающиеся законности содержания обвиняемых под стражей. Они могут быть поданы в федеральный окружной суд. В случае удовлетворения жалобы суды, нарушившие правила заключения под стражу, т. е. не­законно ограничившие чью-либо свободу, право на которую является важнейшим конституционно признанным правом человека, лишаются юрисдикции, и соответствующее дело пе­ресматривается по существу в федеральном окружном суде.

Систему федеральных судов  общей юрисдикции образуют федеральные  окружные суды, федеральные апелляционные  суды и Верховный суд США. Единственным органом федераль­ной судебной власти (да и судебной власти в целом), упомяну­тым в Конституции США (ст. III), является Верховный суд Соединенных Штатов. Остальные федеральные суды "время от времени" учреждаются Конгрессом, на что его уполномочива­ет Конституция. В целом система федеральных судов установлена Актом о судоустройстве 1789 г.

Федеральные окружные суды являются низовым звеном федеральной  судебной системы. Каждый из них действует  в пределах одного округа, на которые  поделена вся страна с учетом границ штатов, так что в одном штате  имеется от од­ного до четырех окружных судов. Всего таких судов 94, включая окружные суды, созданные по одному в каждой из четы­рех заморских территорий.

Информация о работе Судебная система США