Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:40, курсовая работа
Цель работы – проанализировать сущность национальных и государствообразующих процессов на территории Германии в конце XIX – XX вв., и выявить основные составляющие складывания национального государства.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Охарактеризовать национальную политику Германской империи с момента ее образования Бисмарком в 1870 году.
Рассмотреть как повлияла первая мировая война на национальные процессы в Германском рейхе.
Показать место и влияние Веймарской республике в историческом процессе формирования единой нации и государственности.
Проследить тенденции национальной политики Адольфа Гитлера.
Определить роль и значение второй мировой войны в жизни Германской империи.
Охарактеризовать национальные изменения с объединения страны 1989 – 1990 годы.
Рассмотреть изменения национальной идентичности немецкой нации которые происходят на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Национальная политика с конца XIX в. до прихода Гитлера к власти…….7
1.1 Национальное государство…………………………………………………..8
1.2 Первая мировая война………………………………………………………14
1.3 Веймарская республика…………………………………………………….20
2. Эпоха национал-социализма…………………………………………………29
2.1 Приход Адольфа Гитлера к власти…………………………………………30
2.2 Вторая мировая война и ее последствия…………………………………...36
3. Национальные процессы в период объединения и на современно этапе…41
3.1 Объединение Германии…………………………………………………….42.
3.1 Изменение идентичности немецкой нации на современном этапе……...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………
После наступательных операций 1916 года, оплаченных бессмысленной гибелью миллионов людей, когда все настойчивей стали раздаваться требования об окончании войны, на октябрьских дебатах в рейхстаге со всей остротой встал вопрос о «новой ориентации» национальной политики. Таким образом, на повестку дня был поставлен главный вопрос национально-демократического реформирования Германского государства – вопрос о переходе суверенитета к парламенту, представляющему нацию.
Однако наметившаяся тенденция к проведению национальной реформы была затем направлена в совершенно иное русло в результате отставке рейхсканцлера Бетмана-Гольвега в июле 1917 года.
Другим важным национальным вопросом было прекращение войны. В этом вопросе реформистские партии, приняв в рейхстаге Резолюцию о мире (19 июля 1917 года), и публично выразили решительный протест против военного национализма. Однако после неудачной попытки начать мирные переговоры в декабре 1916 года и начатой германским командованием неограниченной подводной войны, а также после вступления в войну США германское правительство было не в состоянии сделать какие-либо успешные шаги. В результате реформистские партии встретили в ответ на свою мирную резолюцию усиленный всплеск военного национализма, который отравил внутриполитический климат. «Взаимная ненависть наций привела к ненависти внутри нации», - констатировал вскоре на заседании рейхстага социал-демократ Отто Ландсберг.[27]
Начались выступления рабочих слоев. После военных потерь 1916 года и последовавшей за ними голодной зимы возросло недовольство среди населения и измученное непомерным напряжением сил оно в 1917 году ответило непрекращающимися забастовками. В январе 1918 года в Германии начался резкий подъем протестантского движения. Не охваченная военным национализмом часть нации требовала элементарного права на жизнь, которое могло быть обеспечено только в условиях мира. «Мира! Свободы! Хлеба!» - требовали бастующие. В Германии это было первым широким движением за мир, и его целью было не только прекращение войны и голода, но и еще принятие конституции, обеспечивающей свободу.[28]
Политические итоги, надежды, с которыми Германская империя вступала в эту войну, можно было считать рухнувшими. Одна из ведущих держав Европы в прошлом, Германия теперь превратилась в зависимую среднюю страну, сдавшуюся на милость победителей. Выступая под знаком военного национализма, она надолго испортила отношения с другими странами.
Еще, хуже было, однако, то, что в Германии начался национальный кризис. Военное командование, от которого зависел авторитет Германии в военное время, было дезавуировано, а вследствие своих националистических предубеждений оно было неспособно взять на себя ответственность за создавшееся положение. Император в качестве верховного главнокомандующего и главы государства также уклонился от ответственности. Находясь в главной ставке, он участвовал в подготовке последних переговоров, которые задумывали военные, и с удовольствием свалил ответственность на рейхсканцлера. Однако и парламент вместе с его главными реформистскими партиями тоже был парализован. С 1916 года здесь возникла база для образования новой нации, на которой не лежала бы больше печать классовых противоречий, однако эта база, очевидно, еще была слишком слаба, чтобы взять на себя национально-политическое руководство в критические недели осени 1918 года.[29]
Таким образом, на этом временно отрезке, одна из ведущих держав Европы в прошлом, Германия превратилась в среднюю страну, которая отдалась на милость победителям, положение усугублялось и национальным кризисом.
1.3 Веймарская республика
Для немцев окончание первой мировой войны ознаменовался созданием нового национального государства. Этот фундаментальный факт национальной истории вплоть до нашего времени затемняется другими воззрениями: указанием на непрерывное существование рейха с 1870 года на обстоятельства, при которых это государство учреждалось в 1918 году (давление верховного командования и требования президента Вильсона, выраженные в его нотах, направленных кайзеровскому правительству). В действительности, осенью 1918 года под впечатлением надвигающегося военного поражения национально-политических деятелей охватил паралич, и решающие шаги к осуществлению реформы были сделаны в период с 28 сентября по 28 октября. Однако, упускается из виду вся подготовительная работа в области национально-демократических реформ и то, что за нею последовало. Установление демократического национального государства нельзя сводить к тому, что было сделано за один месяц; это был политический процесс, начавшейся в 1916 году и вошедший в свою решающую стадию уже после освобождения от груза войны и монархии, когда он ознаменовался огромным подъемом энергии.[30]
Под этим углом зрения следует выделить три этапа внутриполитического развития, в результате которых в Германии произошло становление первого демократического национального государства: во-первых, парламентаризация кайзеровской Германии. Благодаря инициативам партии, представлявших большинство в рейхстаге, проект реформы Германского рейха с 1916 года получил базу, объединявшую различные классы общества, и перешел в новую стадию. 22 сентября 1918 года были уже сформированы требования, относящиеся к конституционному устройству, они включали в себя требования о введении национально-демократического конституционного устройства и призывал к созданию Союза равноправных наций. Эти требования представляли собой «Программы партий, представлявших большинство в рейхстаге», к которой присоединились и национал-либеральная партия во главе с Штреземаном; 30 сентября она послужила основой, опираясь на которую, после изданного в тот же день кайзеровского декрета о парламентаризации, стало возможным образование парламентского правительства. В своем правительственном заявлении от 5 октября 1918 года, Макс фон Баден подвел основной итог произошедших конституционных изменений, которые «никогда не могут быть отменены», сказав при этом, что он выступает от имени «преобладающего большинства народных представителей, т.е. немецкой нации». Во второй половине октября представители говорили об этом изменении конституции, как о «переломном моменте в истории Германии»; Фридрих Эберт назвал то, что произошло в рейхстаге 5 октября 1918 года, «днем рождения немецкой демократии». 26 октября рейхстаг внес изменения в конституцию, согласно которым Германия становилась парламентской демократией, а уже 28 октября кайзер утвердил «новое устройство, по которому основные права передаются от императора народу». Тем самым Германский рейх стал парламентской монархией.[31]
Во-вторых, революционное народное движение против войны и господство аристократии. Однако подавляющее большинство немецкого народа недостаточно осознавало революционные изменения конституции, установившее суверенитет народа. В результате народных волнения в ноябре 1918 года, восстание матросов в Киле, послужили сигналом к началу революционного движения, в ходе которого трудящиеся слои народа по-своему установили народных суверенитет. Они создали Советы рабочих и таким образом, выступив как нация снизу, позаботились о том, чтобы прежние представители нации, не сумевшие справиться со своими обязанностями, вынуждены были отойти от власти: император (окончательно) и рейхстаг (в его старом составе).[32]
В-третьих, установление парламентской республики. Таким образом, парламентская монархия как модель национального государственного устройства исчерпала себя всего за один месяц. Ноябрьская революция осуществила то, чего не смогла сделать революция 1848 – 1849 годов: она отменило господство князей и создала национальное государство, в котором суверенитет стал принадлежать гражданской нации. Революция создала новый институт политического контроля – Советы рабочих и солдатских депутатов. Этот институт был введен также и на национальном уровне в виде «Совета народных уполномоченных». В его состав вошли только политики двух социал-демократических партий. В своих первых прокламациях они объявили Германию «социалистической республикой» и приступили к проведению кардинальных реформ в области политической демократизации и социальных реформ: введению избирательного права для женщин, восстановлению и расширению основных прав, установлению 8-часового рабочего дня, всеобщему медицинскому страхованию, социальной поддержке безработным; все это среди прочего перечислено в «Воззвании к немецкому народу» от 12 ноября.[33]
В этом же воззвании сообщалось о назначении выборов в Учредительное Национальное собрание. Проходивший в Берлине в декабре Германский конгресс рабочих и солдатских депутатов подтвердил это решение в пользу парламентской демократии. Таким образом, новое национальное государство основывалось на вотуме доверия, полученном от коалиции рабочих партий и буржуазии, ориентированной на реформы. Этот новый конституционный консенсус был затем закреплен в разработанной уже к июлю конституции Германии.[34]
Рейхсконституция, утвержденная 11 августа 1919 года, документально фиксирует новую степень в развитии национального государственного устройства. Только сейчас было реализовано государство, концепция которого была заложена в результате революции 1848 года в рейхсконституции 1849 года. «Германское государство является республикой, - гласит статья 1. - Государственная власть исходит от народа». Тем самым в немецкой конституции впервые был зафиксирован основной принцип современной нации – суверенитет народа. Статься 17 гарантировала соблюдение принципа суверенитета народа также в отдельных землях и устанавливала, что он должен реализовываться на всех уровнях путем выборов народных представителей, обеспечивающих контроль за политическими организациями. [35]
Таким образом, закончилось продолжавшееся целое столетие параллельное существование двух конкурирующих «наций» - старой нации князей и современной гражданской нации, причем их спор был решен в пользу последней.
По своему политическому устройству Веймарская республика действительно представляла собой новое национальное государство.
В исторической ретроспективе политическое значение этого изменения национальной конституции представляется еще более важным, если принять во внимание обстоятельства эпохи, при которых оно было осуществлено. Все происходило под знаком войны, с последствиями которой в виде Версальского мирного договора. Основные его моменты, это территориальные уступки, составлявшие приблизительно 13% от прежней территории государства; создание на территории Германии оккупационных зон на левом берегу Рейна и демилитаризованной зоны на правом берегу Рейна; жесткие условия договора, касающиеся разоружения Германии, и запрет всеобщей воинской повинности; репарации, размер которых (окончательно установленная сумма – 132 миллиарда марок) и процесс их выплат стали затем центральной темой не только германской политики.[36]
Эти условия договора, которые не могли обеспечить мира и заведомо не были рассчитаны на его установление, превзошли все опасения, которые питала на этот счет в Германии. Версальский договор означал для Германии понижение ее международного статуса, но не привел к тому, чтобы она недолго выпала из групп великих держав.
По мимо Версальского договора, вся вина за развязывание мировой войны была возложена на Германию.
Таким образом, уже к осени 1919 года в новом национальном государстве сложилась критическая ситуация. В ходе беспримерного процесса обоснования политического устройства государства Германская империя была преобразована в парламентское государство. Однако новому национальному развитию помешали неблагоприятные условия, создавшиеся в результате проигранной войны, не последнюю роль в этом сыграла и международная изоляция, в которой оказалась Германия впоследствии дискриминации со стороны стран-победительниц.
Война оставила после себя расколотую нацию. Одним из тяжелых последствий войны, усугубившим общую картину, было тяжелое экономическое положение.
Нельзя также упускать из вида, что в 1920-е годы немецкая нация столкнулась с коренными изменениями в культурной жизни, связанными с такими техническими новшествами, которые оказали огромное влияние на всю общественную жизнь (электрификация, появление радиовещания, телефона, автомобиля), а также с новыми медийными средствами массовой коммуникации (кино, иллюстрированная газета, радио). Все это привело к появлению новых форм влияния на массы и ознаменовало собой начало нового этапа модернизации культурной жизни, в особенности городской. В культурном отношении немецкая нация представляла собой расколотое общество, хотя границы уже проходили не по линии классового раздела.[37]
Как развивалось общество Веймарской республики с точки зрения его национального поведения? Ответ на этот вопрос могут дать национальные выборы.
Выборы в Национальное собрание 19 января 1919 года отразили многообещающее и в то же время невольно предсказывающее обманчивые выводы начало нового национального государства. На выборах в июне 1920 года, когда СПГ и ГДП – единственные две партии, полностью поддержавшие конституцию, - потеряли половину своих мандатов. Этому предшествовали отягчающие обстоятельства в виде подписания Версальского договора. Осенью 1919 года поднялась решающая волна справа: возрождении националистической агитации. Затем после социально-революционных событий 1919-1920 годов, апогеем которых стал капповский путч, рабочие слои отвернулись от национального государства, руководимого социал-демократами. Результаты выборов в рейхстаг 1920 года имели два важных последствия для дальнейшей судьбы национального государства: СПГ вышла из правительства, отказавшись, таким образом, от ответственности за управление страной; однако в Пруссии и в некоторых других землях, составлявших в общей сложности три четверти территорий Германии, она по-прежнему осталась в составе «веймарской» коалиции. Германское правительство теперь могло опираться исключительно на буржуазные партии; готовность к этому выразила ГНП и в некоторой степени даже НННП.[38]
Однако выборы рейхспрезидента 1925 года показали, что эти шансы находятся под угрозой. Это придало смелости ведущим группам антидемократической и националистической ориентации, которые стали подумывать о возможности структурного изменения национального государства. Обеспокоенные исходом выборов в рейхстаг 1928 года, которые продемонстрировали стремление широких народных масс к национальной консолидации, они усилили свою оппозицию против Веймарской республики путем радикализации своей националистической агитации, привлекая к ней НСРПГ.
В ходе национальных выборов 1930-1932 годов только СПГ безоговорочно поддерживали Веймарское национальное государство. Под влиянием международного экономического кризиса и агитации националистического и коммунистического толков тотальная оппозиция против республиканского национального государства уже в сентябре 1930 года завоевала около 40% голосов. В июле 1932 года эта цифра увеличилась почти до 60%, а на президентских выборов этого года среди выдвинутых кандидатов не оказалось вообще ни одного сторонника Веймарской республики.
Невозможно было не заметить национально-политического раскола, который царил в немецком обществе, тем более что с 1928 года все чаще можно был видеть украшенный свастикой флаг НСРПГ.[39]
Информация о работе Формирование немецкой нации конец XIX века – XX век