Формирование немецкой нации конец XIX века – XX век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать сущность национальных и государствообразующих процессов на территории Германии в конце XIX – XX вв., и выявить основные составляющие складывания национального государства.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Охарактеризовать национальную политику Германской империи с момента ее образования Бисмарком в 1870 году.
Рассмотреть как повлияла первая мировая война на национальные процессы в Германском рейхе.
Показать место и влияние Веймарской республике в историческом процессе формирования единой нации и государственности.
Проследить тенденции национальной политики Адольфа Гитлера.
Определить роль и значение второй мировой войны в жизни Германской империи.
Охарактеризовать национальные изменения с объединения страны 1989 – 1990 годы.
Рассмотреть изменения национальной идентичности немецкой нации которые происходят на современном этапе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Национальная политика с конца XIX в. до прихода Гитлера к власти…….7
1.1 Национальное государство…………………………………………………..8
1.2 Первая мировая война………………………………………………………14
1.3 Веймарская республика…………………………………………………….20
2. Эпоха национал-социализма…………………………………………………29
2.1 Приход Адольфа Гитлера к власти…………………………………………30
2.2 Вторая мировая война и ее последствия…………………………………...36
3. Национальные процессы в период объединения и на современно этапе…41
3.1 Объединение Германии…………………………………………………….42.
3.1 Изменение идентичности немецкой нации на современном этапе……...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по нации Германии IV курс.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Германский рейх был создан в 1870 году когда национальное государство придерживалось концепции основывающейся на самоограничении нации, так называемой малогерманским вариантом. «Аншлюсом» Австрии в марте 1938 года было нарушено это самоограничение, а осуществленный осенью 1938 года захват населенной немцами Судетской области Чехословакии, не смотря на то, что он был санкционирован Мюнхенским соглашением, рассматривается сегодня как вопиющая ошибка европейской политики великих держав. С оккупацией чешского государства и превращением его в протекторат в марте 1939 года был перейден тот рубеж, за которым Германский рейх утратил свою легитимацию.[58]

Развязывая мировой войну Гитлер сознательно шел на риск самоуничтожения рейха. Наряду с военным нужно учитывать и политический аспект: вплоть до 1942 года восточная граница Германского рейха шаг за шагом продвигалась все дальше на восток, территория Польши была частью непосредственно включена в состав Германии, частью присоединена в качестве «генерал-губернаторства», причем даже его относили к «великогерманскому рейху».

В разгар мировой войны и в апогее военных успехов на Востоке Гитлер, опирался на части СС, приступил к жестокой реализации своей расистской программы. По отношению к евреям, цыганам и славянским народам проводилась политика организованного геноцида. С этого момента с точки зрения морали и международного права гитлеровский рейх утратил право на существование. Германский рейх был уничтожен еще до того, как он потерпел военное поражение.[59]

Гитлеровскому национализму была присуща внутренняя тенденция к разрушению национального государства. В области внутренней политики она привела к исключению демократической нации, в области внешней политики – к разгрому Германии победившими союзниками. Окончательное решение о применении конкретных мер, выработанных Европейской комиссией, было принято на проходившей во время войны конференциях великих держав. Как само собой разумеющееся было принято решение о ликвидации военного потенциала Германии, а также решение об отмене признанных ранее территориальных приобретений, полученных Германией до 1939 года благодаря ревизионистской политике Гитлера.

Решающую роль в политической судьбе Германского рейха сыграл акт, осуществленный союзными державами-победительницами, принявшими в качестве кооперированного члена Францию, спустя четыре недели после военной капитуляции 7-8 мая: в своем Берлинском заявлении от 5 июня 1945 года они объявили о том, что берут на себя верховную правительственную власть в Германии, и для ее осуществления образовали «Контрольный Совет» верховных командований. Этот акт фактически означал ликвидацию немецкого государства; его политические и административные органы были отменены. Тем самым Германский рейх перестал существовать. Олицетворенный им национальный суверенитет не был возвращен немецкому народу для образования нового правительства, а был узурпирован державами-победительницами.[60]

Взяв в свои руки правительственную власть в Германии, союзники воспользовались ею в полной мере, принимая решения, последствия которых ощущаются до сих пор. Они поделили уменьшившуюся территорию Германского рейха на четыре оккупированные зоны, а столицу Берлин на четыре сектора, автономно управляемых соответствующими оккупационными властями. Еще более серьезные последствия для структуры национального устройства имели действия, предпринятые на среднем уровне: каждая оккупационная администрация разделили свою зону на новые политико-административные единицы – земли. Понятие «земля» вошло в лексикон Веймарской республики для обозначения отдельных немецких государств, из которых в 1871 году конституировался Германский рейх в качестве федеративного государства. Придавая новым землям статус государств с собственной конституцией и правительством, контролируемым парламентом, оккупационные власти опирались на традиционный федерализм немецкого национального государственного устройства, однако они существенно изменили его структуру. Тем самым произошло второе после Наполеона серьезное вмешательство во внутреннюю политическую структуру Германии, и реформировать его последствия, судя по всему, Германия с ее федеральным устройством до сих пор еще не под силу.

Распад Германского рейха на два независимых немецких государства послужил моделью послевоенного устройства Европы. Германская политика, ответственность за которую теперь перешла в руки самих немцев, должна была следовать этой логике; готовность руководствоваться этим основным положением выразили и западногерманские социал-демократы. Западный Берлин, управляемый социал-демократами, первым приступил к тому, чтобы выработать форму этого «сосуществования», придать ему более «сносных» характер; первым шагом стало соглашение о пропускной системе от 1963 года. После смены правительства ФРГ в 1969 году два германских государства также выработали обширную систему соглашений, определявшую правила из «сосуществования» в условиях «железного занавеса».

После окончания войны немецкое население оказалось в парадоксальной ситуации. 1945 год принес ему мир и освобождение от национал-социалистической диктатуры, но одновременно с этим распад и разделение его государства.[61]

Остались ли немцы по-прежнему нацией, после того как лишились национального государства?

Пережив распад своего государства, немцы, однако, были уже не тем народом, который вступил в войну в 1939 году. Начиная с 1933 года он претерпел не только политические, но и чреватые последствия изменения своей социальной структуры: во-первых, вследствие изгнания из страны и уничтожения оппозиционных элит и еврейского населения;[62] во-вторых, вследствие включения в состав разросшегося с 1938 года рейха немецкоязычного населения Австрии, Судетской области и восточноевропейских стран. Потери, которые понесло это население рейха в результате войны, достигло приблизительно 8% от его первоначального состава. Кроме того, оно перенесло невиданные по своему масштабу переселения. Более одной трети переживших войну немцев были вынуждены покинуть родные места в качестве эвакуированных, депортированных и беженцев. Из этого периода, в течение которого немцы не сами решали свою судьбу, немецкий народ вышел с совершенно изменившейся структурой. Структура социальных слоев, соотношение между различными классами, концессиями, поколениями и полами претерпели коренные изменения.[63]

Германский рейх даже после своего распада еще долго оставался той государственной моделью, которую все связывали с представлением о Германии и немцах. Население Германского рейха, пережившее мировую войну, после 1945 года построило германские земли и два германских государства, а после 1960 года стало отходить от активной жизни. После того как в результате естественной смены поколений произошло вымирание рейхснации, ей на смену в разделенной Германии уже не могла образоваться новая общегерманская нация. Выработка политической идентичности в двух германских государствах пошло различными путями.[64]

              Таким образом, во второй мировой войне Германию постигло жесточайшее поражение – в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции немецко-фашистских вооруженных сил на всех фронтах. Европейскими державами, державами-победительницами было принято ряд мер, которые привели к фактической ликвидации немецкого государства. Национальный суверенитет не был возвращен немецкому народу для образования нового правительства. Германия распалась на два независимых государства, в самой нации произошли глубинные перемены, выработка политической идентичности в двух германских государствах пошла различными путями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРЕОД ОБЪЕДИНЕНИЯ И НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПА

 

 

После распада рейхснации вопрос о том, в каком направлении будет развиваться идентичность немецкого народа и каким будут отношения между двумя немецкими государствами, оставался открытым. К началу 1970-х годов позади оставалось уже целое десятилетие существования в условиях «железного занавеса»; за эти годы оба государства прошли каждое свой отдельный путь развития.

Осень 1989 года положила начало процесса бурных перемен в странах Восточной Европы. Кризис конца 80-х годов в ГДР не был изолированным явлением, он стал логическим продолжением кризисных ситуация предыдущих 40 лет существования страны.

Все эти процессы привели к образованию Германии в единое национальное государство. Вновь Германию «образовывают», образовывают «сверху», эти образования, как политического характера, так и национального оставили позади себя рад проблем, но с течением, в принципе, небольшого временного рубежа, эти проблемы были сглажены, улажены и сейчас на современном этапе мы видим вполне преуспевающее государство, как  на мировой арене так и в экономическом, социальном, даже в национальном плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 1 Объединение Германии

 

 

              После крушения рейха и его нации в Германии не могла установиться единая модель новой немецкой нации, поэтому становление нации оставалось открытым  вопросом. Относительно понятия нации царили неясные и очень различные представления. В 1986 году одна треть населения Западной Германии относилась к немецкой нации только население ФРГ, другая – население обоих германских государств, третья – всех немецкоязычных или, иными словами, все население Германского рейха в границах 1937 года. Таким образом, понятие «немецкий народ» существовал в трех различных вариантах. Начиная со времени социально-либеральной коалиции официальная представительная формула гласила: «немецкая нация в составе двух государств»; однако в качестве основы этой нации фигурировала только культурная общность. На всем протяжении 1980-х годов непрерывно продолжалась дискуссия по вопросу политической идентичности немцев.[65]

              Возникшая с 1971 года общность, основанная на договоренностях, не положила начало процессу становления общей идентификации в двух немецких государствах, а напротив, привела к официальному разграничению. Между тем в западногерманском обществе начала складываться своя идентичность, в то время как преобладающее большинство населения ГДР стало ощущать свою причастность к Западу на основании визуального сопереживания.

              Огромная перемена, которая неожиданно совершилась в национальной судьбе немцев в 1989-1990 годах, произошла не случайно. Оглядываясь на прошлое, начиная с середины 1980-х годов в немецко-немецких отношениях произошли важные изменения. Политические контакты обрели новое качество и стали более тесными.[66]

              В первую очередь следует понимать о том, что инициатива в деле объединения Германии исходила от населения ГДР. Только в ГДР большинство населения еще сохраняло общегерманское сознание, опирающееся на чувство сопричастности, возникшее благодаря телевидению и с 1985 года усиленное волной поездок в ФРГ. Среди населения ГДР в 1989-1990 годов можно отметить три линии поведения: волна эмиграции молодежи; революция протестующего населения ГДР, которая стала единственной причиной политического прорыва; политическая оптация в пользу незамедлительного роспуска государства ГДР, проявившаяся сразу после открытия границы; инициативы, исходившие от населения ГДР, сразу же были подхвачены политическим руководством и переведены средствами массовой информации Федеративной Республики Германии в плоскость активных политических действий по решению германского вопроса.[67]

              Объединение Германии осуществилось в 1990 году как объединение сверху. Не в последнюю очередь следует обратить внимание на особую международную ситуацию, благодаря которой только и стало возможно объединение. С одной стороны, при Горбачеве в правительстве Советского Союза впервые появилась готовность к тому, чтобы коренным образом изменить свою политику в германском вопросе. Она появилась в результате давно задуманного демонтажа советского блока, другой мотивацией послужило то, что между Советским Союзом и господствующей элитой ГДР стали возникать разногласия. С другой стороны, союзные отношения правительства Федеративной Республики Германии с Западом выдержали решающую проверку, и важной поддержкой в этом случае оказалось общественное мнение западноевропейских стран.[68]

              Таким образом, с 1990 года Федеративная Республика Германии стала государством с надежно установленными границами. Признание границ по Одеру – Нейсе как факта, явившегося результатом второй мировой войны, стало конституционным актом двух германских парламентов от 21 июня 1990 года. Можно сказать, что после его совершения впервые в новейшей истории государственные границы Германии получили как внутреннее, так и международное признание.[69]

              Федеративная республика Германии является национальным государством нового типа, в жизни которого решающую роль играет не национальная автаркия, а международная кооперация и интеграция.

              Объединение Германии представляет собой увеличившуюся Федеративную республику. Были сохранены все общественные институты и структуры западногерманской Федеративной республики, после объединения они были распространены на территории бывшей ГДР.[70]

              Характерной чертой нового государства является получившее широкое распространение нетерпимое отношение к традициям бывшей ГДР. Даже завоевания ее гражданское революции 1989 – 1990 годов – такие как, выработка новой  конституции – не принесли практических плодов.

              Самой значительной проблемой, которые предстоит решать объединенной Германии в ходе своего дальнейшего развития, лежат в сфере социальной справедливости как основе образования нации, в области интеграции всего населения страны и создания общей политической культуры.[71]

              Как видно, не вооруженным взглядом, Германия вновь была объединена сверху, и вновь с рядом не решенных проблем. Та национальная идентичность, которая пошла двумя путями, вновь была объединена, немецкому народу пришлось заново строить единую немецкую нацию.

 

3.2 Изменение идентичности немецкой нации на современном этапе

Информация о работе Формирование немецкой нации конец XIX века – XX век