Хозяйственные отношения в Древнерусском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:17, контрольная работа

Краткое описание

Письменных исторических свидетельств об истории Древней Руси не сохранилось по причине отсутствия письменности. Основным источником исторических данных являлись летописи, дошедшие до нас с более поздних веков, записанные на основании былин и сказаний летописцами, а так – же данные археологических раскопок. Во времена становления Киевской Руси история передавалась при помощи устного творчества на основе былин и сказаний.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по истории экономики России.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Невинномысский институт экономики, управления и права

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

«История экономики России»

 

на тему: «Хозяйственные отношения в Древнерусском государстве»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Носик Т.В., группа БЗ-121

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Расселение восточнославянских славян в Европе IV – VIII в.

 

Письменных исторических свидетельств об истории Древней  Руси не сохранилось по причине отсутствия письменности. Основным источником исторических данных являлись летописи, дошедшие до нас с более поздних веков, записанные на основании былин и сказаний летописцами, а так – же данные археологических раскопок. Во времена становления Киевской Руси история передавалась при помощи устного творчества на основе былин и сказаний. Первым, дошедшим до нас письменным документом, является “Повесть временных лет”, написанная летописцем-Нестором и основанная на былинах и преданиях. По материалам данного документа мы можем судить о жизни славян на территории Руси.

Достоверные сведения о  славянах историческая наука имеет лишь с V - VI вв. н. э. Более ранняя же их история весьма туманна. Среди историков нет единства по вопросу об этногенезе (происхождении) славянства. Одни считают необходимым все племена, когда-либо обитавшие на территории между Дунаем, Днепром и Вислой, зачислять в предки славян, и являются сторонниками раннего зарождения славянского этноса (Скажем Б.А. Рыбаков ведет его историю с XV в. до н. э.) - "автохтонная" (аборигенная) теория. Другие полагают, что славянская общность, напротив, имеет весьма позднее происхождение, относящееся лишь к середине I тысячелетия н. э. Наконец, третьи пытаются понять процесс происхождения славян через их взаимодействие с другими этническими группами, приходя к выводу, что славянство складывается в самостоятельный этнос в результате достаточно длительного процесса взаимных воздействий множества самых различных народов весьма обширных пространств Европы. Но каковы бы ни были истоки славянства, в V - VI вв. они заселяют значительную территорию от Балканского полуострова на юге до Балтийского побережья на севере и от верховьев Волги на востоке до Вислы и Одера на западе. Весьма примитивный характер земледелия заставляет славян постоянно менять место жительства. Соседями восточных славян на северо-западе были скандинавские народы, более известные среди славян как варяги, норманны, на юго-востоке - кочевые племена хазар. На юго-западе через Черное море был прямой выход на одно из крупнейших государств того времени - Византийскую империю. Исследователи выделили несколько основных славянских групп: южную, западную и восточную. Восточные славяне к VII - VIII вв. заняли весьма обширную территорию в четырехугольнике: Финский залив - Карпаты - Черноморское побережье - верховья Волги и Дона. В свою очередь и они представляли из себя весьма разношерстный конгломерат союзов племен, именуемых в летописи "Повесть временных лет" как поляне, ильменские словене, древляне, дреговичи и др. По-видимому, первые два союза являлись наиболее развитыми, что позволяло им доминировать в восточнославянской среде.

 

2 Экономическая жизнь

Большую роль в экономике  восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные  вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.

Одновременно вокруг князей складываются дружины — группы боевых постоянных соратников, друзей (слово “дружина” происходит от слова “друг”) князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Появление дружины не означало на первых порах ликвидации всеобщего вооружения народа, ополчения, но создавало предпосылки для этого процесса. Выделение дружины — существенный этап в создании классового общества и в превращении власти князя из родоплеменной в государственную.

Найденные клады римских монет  и серебра на землях восточных  славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II—IV вв. говорит заимствование славянскими племенами хлебной римской меры — квадрантала, получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна.

По археологическим данным мы так  же можем судить в какой-то степени  о быте древних славян. Их располагавшиеся  по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3—4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между “гнездами” оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину — вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более к социальной дифференциации внутри верви. Так, в поселении X века. (т. е. когда уже существовало Древнерусское государство) - городище Новотроицком - не обнаружено следов более и менее богатых хозяйств. Даже скот был, видимо, еще в общинном владении: дома стояли очень тесно, порой соприкасаясь крышами, и не оставалось места для индивидуальных хлевов или загонов скота. Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

 

3 Хозяйство и общественный строй славян в VI – VIII веке

 

Основным занятием славян второй половины 1-го тысячелетия н.э. было сельское хозяйство, причем ведущей  отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. Южные территории восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужному, пашенному возделыванию земли того периода, когда среднеприднепровские области находились в орбите провинциальноримской культуры. Славянские поселения этого периода отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. На многих поселениях найдены земледельческие орудия – железные наральники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда. Тягловой силой для работы пашенными орудиями, как южного типа, так и сохой была у славян лошадь. О её широком использовании для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах. В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через 3 – 4 года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками. Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия. В лесостепной зоне имелись крупные, свободные от лесных массивов участки, поэтому здесь, очевидно, возникла система севооборота – двухполье или трехполье.

Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыжки. Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Они железные, массивные, с удлиненным узким клиновидным лезвием и закругленным обухом. Урожай с полей снимали при помощи серпов. Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах – специальных погребах, округлых в плане, колоколовидной или грушевидной формы, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывающиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетеной лозой. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках. Переработка зерна на муку производилась при помощи ручных жерновов.

Наряду с земледелием  большое место в хозяйственной  деятельности восточных славян занимало животноводство. Стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось  в пищу, кроме того, он использовался  для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне « считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды». Заметное место в хозяйственной деятельности восточных славян принадлежало охоте и рыбной ловле, чему во многом благоприятствовали природные условия. С сельским хозяйством очень тесно связаны такие виды деятельности, как прядение, ткачество, деревообработка и изготовление изделий из кости. Они обеспечивали потребность в одежде, в жилище и в бытовых вещах. Для изготовления тканей в лесной зоне Восточной Европы употреблялся вертикальный ткацкий станок. Можно предполагать, что в южнорусских землях славяне уже знали горизонтальный ткацкий станок.

Металлообработка и, прежде всего кузнечное дело, характеризуется  сложными процессами, требовавшими специальных  знаний и практических навыков. Поэтому металлургические ремесла довольно рано выделились в отдельные отрасли хозяйственной деятельности. Ими занимались ремесленники – кузнецы и литейщики. Исходным сырьем служили болотные руды, топливом – древесный уголь. Из железа изготовлялись, прежде всего, земледельческие орудия - наральники и сошники, мотыги, косы, серпы, а также орудия для обработки дерева – топоры, тесла, долота, скобели, ложкари. Значительную группу изделий из железа составляли бытовые предметы – ножи, шилья, гвозди, пряжки и, конечно, оружие – наконечники стрел и дротиков, копья. Обработка цветных металлов была менее распространенной отраслью хозяйственной деятельностью славян. Если запасы болотной железной руды, широко распространенной по всей Восточной Европы, были почти неограниченными, то залежей руд цветных металлов на месте ремесленники не имели. Сырьем для восточнославянских ювелиров служил, очевидно, лом цветных металлов, а также византийские и арабские монеты. В хозяйственной деятельности восточных славян заметное место принадлежало изготовлению глиняной посуды. Сложение наряду с сельским хозяйством, промыслами и домашними ремеслами обособленных отраслей экономической жизни, таких как железоделательное и железообрабатывающее ремесло, ювелирное дело, ставит вопрос о развитии у славян обмена и торговли. Славянские кузнецы, ювелиры и некоторые ремесленники иных специальностей предназначали свою продукцию главным образом для населения, занятого сельскохозяйственным трудом. Это способствовало возникновению специализированных поселений, где жили и работали преимущественно ремесленники, работавшие для рынка. Эти поселения в последствии становились центрами внутренней, а в отдельных случаях и внешней торговли. Одним из ранних укрепленных ремесленных центров восточных славян было городище Зимно, относящееся к VI- VII в.в. Такие центры стали и пунктами межплеменного обмена.

Наряду с малыми семьями, входившими в территориальную общину, в ряде мест существовали большие  семейные коллективы, ведущую хозяйственную  деятельность общими усилиями. В северной полосе Восточной Европы распад таких коллективов был задержан условиями жизни, связанными с переселениями, необходимостью осваивать лес под пашню и т.п. Возникновению экономического неравенства в славянском обществе способствовали и развитие межплеменного обмена, и торговые связи с кочевыми соседями, Византией и Хазарией, и военные столкновения.

 

4 Социально – экономические отношения в Древней Руси

 

Социально-политическая организация древнерусских городов-государств базировалась на соответствующих социально-экономических отношениях. Советские историки и археологи окончательно подтвердили те выводы, которые некоторые исследователи сделали уже в начале века - о земледельческом характере хозяйства Древней Руси. Вернее сказать, древнерусская экономика основывалась на комплексном развитии земледелия, скотоводства и разнообразных промыслов, основными из которых были охота, рыболовство и бортничество - добыча меда диких пчел. Этот тезис сейчас никем не оспаривается. Гораздо более спорным является вопрос о характере землевладения в древнерусский период. Еще в 30-е годы был выдвинут тезис о господстве крупного феодального землевладения, начиная чуть ли не с IX в. Согласно воззрениям школы Б.Д.Грекова, феодализм, постоянно развиваясь в Киевской Руси в XI-XII вв., приводит к феодальной раздробленности. Однако уже в 50-х годах ученым стало ясно, что, опираясь на исторические источники, доказать раннее развитие крупного феодального землевладения на Руси невозможно. Л.В.Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению, уже первые известные нам русские князья были верховными, собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией, платой за мир, а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретно-историческими данными доказать такой путь развития Руси невозможно. Уже в первой половине 70-х годов была выдвинута никем еще не опровергнутая гипотеза о преобладании в Киевской Руси общинной собственности на землю (И.Я.Фроянов). Это, конечно, не значит, что крупного землевладения в Древней Руси не было совсем. Вотчина существовала, и в ней работали различные категории зависимого населения (это челядь и холопы, общей чертой которых было их рабское положение). Другие категории населения находились на стадии переходной: они двигались или от свободы к рабству или от рабской зависимости к освобождению. Таковыми были закупы, изгои, рядовичи. Вызывавшие много споров в историографии смерды делились на "внутренних" и "внешних". Первые - это посаженные на землю пленные, сходные с рабами фиска (т.е. государства) Западной Европы эпохи средневековья. "Внешние" смерды - покоренные племена, платившие дань. Таким образом, население, которое работало в вотчине, было еще не феодально-зависимым. Но главное - эти вотчины были островками в море свободного общинного землевладения. Русь IX-XII вв., по мнению И.Я.Фроянова, переживала период перехода отродоплеменных отношений к раннеклассовым, период, который можно определить как "дофеодальный", сходный с тем, который выделил на материалах Западной Европы советский медиевист А.И.Неусыхин. Древнерусская знать благоденствовала за счет всякого рода внеземельных доходов - даней, полюдья, кормлений. В социальных отношениях было много архаических черт, пережиточных явлений: сохранялась кровная месть, наряду со многими пережиточными чертами в семейно-брачных отношениях господствовала большая семья.

Информация о работе Хозяйственные отношения в Древнерусском государстве