Царский судебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Содержание

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

ЗМ.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

 

XI, 90. По мнению комментаторов,  покаяние за умышленное убийство

брахмана должно продолжаться в течение всей жизни преступника или

должно быть вдвое и втрое  строже двенадцатилетнего покаяния.

указанного в XI, 73.

 

XI, 91. Сура (sura) -~ это общее наименование  спиртных напитков; в

этом стихе Кул. находит возможным  подразумевать напиток осо оой

крепости (см. XI, 95).

 

XI, 93. Знак- согласно Кул. имеется  в виду изображение чарки.

 

XI, 95. Гауди (gaudT) - напиток типа  рома, изготовлявшийся из патоки

сахарного тростника. Пайшти (paistT) - рисовая  водка.

 

Мадхви (madhvi)--напиток, изготовленный из меда или ивгтов мадхука.

 

XI, 100. Брахман - комментарии к  этому стиху являют пример

произвольного толкования комментаторов. По Медх. и Кул., речь ид"1 о

краже золота у брахмана, хотя брахман  в данной связи не упоминается. А

вот, хотя виновником кражи в тексте прямо назван брахман ivipra),

комментаторы считают, что имеется  в виду любой человек (см. IX, 235,

XI, 55).

 

"Государь, накажи меня"- см. VIII, 314.

 

XI, 101. ...брахман - аскетическими  подвигами - брах.ман не может  быть

казнен.

 

XI. 103. Следует иметь в виду, что во всех этих стихах авторы и

составители сборника защищают свои личные интересы И потому не

стесняются в придумывании наказаний. Неизвестно, чтобы все эти

наказания исполнялись на практике, да и сами по себе они совершенно

неравноценны (ср., например, XI, 104-105 и 106-107).

 

XI, 105. Н и p p [1 т и (nirrti) - богиня-владычица  юго-запада.

 

XI, 106. К p и ч чхра (kr-cchra) - см. XI, 212.

 

XI, 107. Лунное покаяние-см. XI, 217.

 

XI. 110. Два месяца- видимо, следующие  после месяца покаяния, о

котором говорится в XI. 109 (см. XI, 116). Четвертый срок-т.е. один

раз в двое суток.

 

XI, III. Вирасана (vii-asana)-одна из поз  аскета (сидение со

скрещенными ногами).

 

XI, 115. ...если теленок льет-т.е., по-видимому, когда теленок сосет

корову.

 

XI. 119. П а к а я д ж и  а- см. прим. к II, Йб.

 

XI, 120. [Гимн], начинающихся со (слова) "s а та". - Ригпеда Vl, 495.

 

Вата (vata) -" одно из имен бога ветра  Вайю. Гуру- гуру богов бог

Брихаспати. Вахни (vahni) - одно из имен бога Агни.

 

XI, 122. Пурухута (puruhOta) - одно из имени Индры. Павака (pavaka) -

одно из имен Агни.

 

XI. 125. Самтапана крнччхра - см. XI, 213.

 

XI, 131. Убившему щудру-ненамеренно;  о намеренном убийстве см. XI, 67.

 

XI, 132. Убив кошку-намеренно; поэтому  сравнивать убийство

перечисленных далее животных с убийством щудры неправомерно; Медх даже

полагает, что покаяние, полагающееся за ненамеренное убийство щудры,

следует исполнять только в случае намеренного убийства всех упомянутых

животных вместе взятых.

 

XI, 133. ...трех дней-букв. "трех ночей".

 

...йоджану --в прежнем издании  "сто йоджан", как и у Бюлера. У

Бернелла "a yoking". В тексте нет  слова "сто", иначе это покаяние

равнялось бы покаянию за убийство брахмана (см. XI, 76). Может быть.

правильно - в течение трех дней по йоджане (Рам.).

 

Посвященный водам гимн-см. VIII, 106 (Ригведа, X, 9, 1-13).

 

XI, 139. За убийство брахманки - сеть, кшатрийки - лук и т. д.

 

XI, 141. (Малые] живые существа-ящерицы  и т. п.

 

XI, 147. Варуни (varuni) - опьяняющий напиток,  изготовлявшийся из

патоки и цветов растения maua. ...не предписано [наказание], лишающее

жизни,- в противоположность питью  суры (см. XI, 91-92).

 

XI, 149. ...согласно правилам - с обычной  благодарностью

 

XI, 153. См. IV, 222.

 

XI, 154. ...д ажечист ы x-lie запрещенных.

 

...становится нечистым-т, е. пока они остаются в нем. XI, 157. Т

аптакриччхра- см. XI, 215.

 

XI, 158. ...не вернувшись (asamavrttika)-не  вернувшись еще из дому

гуру, не окончив период ученичества.

 

XI, 159.Исполняющий обет (vratacarin)-имеется  в виду ученик.

 

XI, 163. Намеренно (kamad) - Медх. полагает, что это слово дано для

соблюдения размера стиха, ибо  не может быть ненамеренной кражи.

 

XI, 164. Похищение мужчин и женщин- рабов и рабынь (Медх.).

 

XI, 165. Малоценные предметы - комментаторы  называют глиняные .и

деревянные сосуды, железные мотыги.

 

XI, 166. Пять продуктов коровы (pancagavya)-молоко, простокваша,

масло, моча, помет.

 

XI, 169. При наложении покаяний  за кражу принимается во внима  ние

первое или повторное это  преступление, время и место кражи, характер

хозяина вещи и т. д.

 

XI, 171.. См. XI, 59, 104 и др.

 

XI, 178. Равный (sadr^a) - большинство комментаторов  считает. что

имеется в виду равный по варне.

 

XI, 179. Щудрянка (vrsalT) - одни комментаторы  считают, что это

чандалка, другие - что щудрянка.

 

XI. 180.Четыре злодеяния-нанесение вреда живым суше ствам, вкушение

недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние.

 

XI, 181. Существует два объяснения  стиха: виновный становится изгоем  в

течением года за действия второго  ряда, но за первые - немедленно

(Медх., Кул.)', виновный становится изгоем в течение года за действия

первого ряда, а за вторые - в течение  четырех лет (Гов., Нар.)

 

XI, 182. Покаяние-т. е. покаяние, полагающееся  грешнику во искупление

греха, за который он был изгнан из касты.

 

XI, 183. ...вместе с саманодаками-так у Кул.; в тексте bandhavait); у

Медх.-"с сородичами" (sagotraih). ...в  озлияниеводы- как над

мертвецом.

 

XI, 187. Они-имеются в виду родственники, тогда как в XI. 184 основным

действующим лицом была рабыня.

 

XI, 189. См. XI, 183-188.

 

XI, 192. Дваждырожденных, для которых  он не произносил согласно

правилу "С а в и три",- имеются в виду дваждырожденные, для которых по

какой-либо причине не был в свое время совершен обряд посвящения.

 

XI, 193. Запрещенные дела-прием даров  от щудры, прислуживание ему и т.

д. (Кул.).

 

XI, 198. А хина (ah'.na)-жертвоприношение, вызывающее нечистоту жреца,

исполняющего его (Кул.).

 

XI, 200. Домашнее плотоядное животное-кошка,  ихневмон и т. ;i.

 

XI, 201. ...в шестой срок - один раз  в три дня. Жертвоприношение

шакала (";akala) - особый вид жертвоприношения (см. Ваджасанейя

самхита, VIII, 13).

 

XI, 203. ...б е з воды-не омывшись  после этого.

 

XI. 204. Ежедневные обряды- агнихотра  и др. ...и скуп лен не

[заключается в] посте- пост  продолжает. ся один день.

 

XI, 205. "Хум," (IUIITI) -букв "стоп'" (Кул.): восклицание, выражающее

гнев и презрение.

 

XI, 206. Этот стих и следующие,  до 209, являются только вариациями

стихов IV, 165-169.

 

XI, 209. Атикрич ч хра-см. XI, 214.

 

XI, 213. Или кающийся ест перечисленные  шесть веществ в продолжение

одного дня и постится на следующий  день. или шесть дИей по одному

веществу и постится на седьмой  день.

 

XI, 214. ...как сказано прежде-см, предыдущий  стих.

 

XI, 218. Лунное покаяние (candrayana) начиналось  в день полнолуния, т.

е. с приема максимального количества пищи; к середине поста количество

принимаемой пищи уменьшалось. В явамадхьяме (yavamadhyarna) покаяние

начиналось в новолуние, т. е. к  середине поста количество пищи

увеличивалось.

 

XI, 221. Так или иначе.-т. е. совершая  любой вид лунного покаяния.

 

XI, 223. ...совершаемо жертвоприношение  на огне...- таким образом,

выполнение обета не освобождает  от исполнения обычных обрядов.

 

XI, 224. ...не следует говорить с  женщинами-Медх. исключает и.ч этого

числа жену, мать и старшую сестру, но и то только при крайних

обстоятельствах.

 

XI, 225. Дваждырожденные (dvija) - имеются  в виду брахманы.

 

XI. 226. Обеты -- крпччхры (см. XI, 212-220).

 

XI, 230. Тело (i;arira) -по Медх.,-это душа (antaratman), не те^о

(bhutatman); по Кул., это душа (jivatman).

 

XI, 241. ...силой аскетизма-страдания,  которые претерпевают эти

существа, являются искуплением грехов, совершенных в их прежних

существованиях (Медх.).

 

XI, 249. Предусмотренное здесь покаяние  ни в какое сравнение не  идет с

упоминавшимися ранее, (например, XI, 73 и следующие; XI, 250 и

Х1,91,Х1,252иХ1,104-105).

 

Xi, 250. К у т с а-один из  рнши "Ар"--Ригведа 1,97, 1.

 

"Р r a t i" - Ригведа VII, 80, 1.

 

Гимн великому И н дре- Ригведа V II 1, 8, 1. "(, uddha"- Ригведа VIII,

95, 7. XI, 251. Однажды-один раз в месяц  (Медх., Кул.). "А s у a v a m

i у а"- Ригведа 1, 164, 1. "(у  i vasa m k alp a" - Ваджасанейя

самхита, XXXIV, 1.

 

XI, 252. "H a v i syanti у a" - Ригведи X, "S. !. "N a t a man ho"-

Ригведа X, !26. "1 Н"-Ригпеда X, 119. Гимн П у руше- Ригведа X, 90, !.

XI, 253. "Av a" - Ригведа i, 24, i4. "Y a tki in"- Ригведа VII, 89, 5.

XI, 254. "T a ratsamand i" - Риггода IX. 58, 1 -4. XI, 256. {Гимн],

посвященный Соме и Рудре,-Рнгвсда VI, 74, 1-4.

 

"А г у a m n a m" - Ригведа  iV, ?, 4- (i XI, 256. "lndra"-PHrBe.13 S,

]№. 1-7.

 

XI, 257. M .ч н т р ы, полагающиеся  при и ц и и о me Hillin акала-

Ригведа VI, 51, Р.

 

XI. 258. Гимны "pavaniani- - г^к Ul^^l"]ч"lн)"(:^! I-HMIU.I и [X

1^111!'?' Ригведы.

 

XI, 259. Парака (paraka) .?.! X!, 216. XI. 260. "A ghamarsana);- -

i'n-Be.ia \, 191).

 

l, 261. Царь жертвоприношений- ащвамедха  являлась одним из важнейших

ведийских жертвоприношений; совершалась  царями, пиетендовавшими на

верховную власть.

 

XI, 262. Три мира- небо. ^емля и пространство  между HUM!;: или небо,

земля, преисподняя.

 

XI, 263. С а мх н т а гимном, молитв н и с с ч с. и  е н и И

соответственно Ригведа, Яджурреда  и Самаведа. Сокровенные тексты-

Упанишады.

 

XI, 266. Начальный Брахма, с ос г ч п щ и и из трех :i в _.- к о в, -

священный слог "0м" (см. прим. к II, 74).

 

XII, 4. [Действия] трех родов (trividha) - хорошее, посредственное,

дурное.

 

Три местопребывания (tryadhisthana) - мысль, слово, дьли. Десять

признаков (da^alaksana) - перечисленные в XII, 5-7.

 

XII, 5. Дурное то, что может быть  вредно для других или запрещено.

 

Приверженность к ложном у [учению)- отрицание будущей жизни,

авторитета Вед н т. д.

 

XII, 7. Нанесение вреда вопреки  правилам-нанесение вреда животным,

кроме случаен жертвоприношения, вреда  людям, кроме как во исполнение

наказания, и т. д.

 

XII, 9. ...и дет к состоянию неподвижности-  после смерти возрождается

растением.

 

XII, 10. Тридандии (tridandin) - так называли  также аскета. носящего

три связанных вместе посоха.

 

XII, II. ...достигает полного успеха-конечного  освобождения.

 

XII, 12. Я (atinan) имеется и ниду IL'JIO.

 

Кшетраджна (ksetrajna) - индивидуальная душа (букв., "знающий поле").

 

Бхутатман (bhutatnian) тело (букв.; "состоящее  из элементов Я").

 

XII, 13. Джива (jiva) - жизнь, жизненный  дух. Терминология в щастрах

вообще довольно схоластическая. Точное значение многих терминов,

видимо, было быстро забыто, уже Медх. упоминает о существовании еще  до

него разнобоя в их толкованиях. Так, некоторые утверждали, что jiva и

ksetrajna-одно n то же, другие, что jiva--i)To y.vi. сознание и

самосознание. Комментаторы также  расходятся весьма существенно.

 

ХН, 14. Махат - в данном случае имеется  в виду лжива. Элементы [с у

ществован н я] - см. 1, 6, 75-78. ...в нее. находящуюся и различных

живых существах,-большинство комментаторов  полагает, что речь идет о

Высочайшей душе, брахме.

 

XII. 15. ...из ее тела-из Брахмы.

 

Бесчисленные формы-индивидуальные души (кшетраджна).

 

XII, 18. Она- индивидуальная душа. ...к этим обоим-имеется в виду

джива и Высочайшая душа.

 

XII, 20. ...облеченная этими самыми  элементами - телом, состоящим из

упоминавшихся в 1, 6, 75-78 пяти элементов.

 

XII, 21. ...о ставленная этими элементами- после смерти

 

XII. 38. ...в порядке последовательности-в данном случае каждый

последующий лучше предыдущего.

 

XII, 42. [Существа) неподвижные-растительный  мир.

 

XII. 44. Чараны (сагапа)-может означать  касту бродячих скадптелей,

певпоп и т. п. (Медх.): какие-то мифологические существа (Рагх.).

 

XII, 47. Гухьякн (guhyaka) стражники бога богатств Куверы.

 

XII. 50. Создатели вселенной-Маричи  и прочие риши (см. 1,35).

 

Великий (mahant) и непосгпжимый (avyakta) - эти слова толкуются

комментаторами самым различным  образом (paratman - Медх., ahankara -

Нар. и т. д.).

 

XII, 52. Невежды (avidvans) - не исполняющие  обетов (Тов. Кул.).

 

XII, 55. Пулькаса-см. X, 18, 49.

 

XII, 58....И совершающих жестокие  действия- имеются в виду такие

хищники, как тигры и ч. Д.

 

XII, 59. Преты-см. прим. к III, 230.

 

Xll, 61. Золотых, дел мастер (heninkarlarl-согласно Медх. и Кул. это

может быть и название птицы.

 

ХН, 70. Дасью-согласно Медх. здесь имеются  в виду воры и разбойники

(см. V, 131),

 

XII, 72. Ч айлащак а- согласно  Кул. он питается вшами.

 

XII, 75. ...и п р о ч и х  - см. IV, 88--90.

 

XII, 78. Рабство (parapresyatva) - рабское  услужение другим

(paradasatva) (Кул.).

 

XII, 81. Т. е., если при исполнении  какого-либо дела его душа

преисполнена, например, благости, он пожнет плод этого в теле,

наделенном тем же качеством.

 

XII, 85. Познание атмана-не кшетраджны, а Высочайшен души.

 

XII, 86. Шесть родов деяний-см. XII, 83.

 

XI!, 90. ...отрешается от пятичлемептоз--достигает  конечного

освобождения.

 

XII, 91. ...приносящий жертвы себе-индивидуальная  душа является частью

мировой души, проникающей все сущее: приносящий жертву богам приносит

жертву и самому себе (Медх.).

 

XII, 95. Учения (truti)-подобные учению  ниргрантхов (джайнов) (Медх.).

 

Дурные философские системы (klid^sti) - отвергающие святость Вед,

отрицающие существование богор и т. п. (Медх.).

 

XII, 99. CM III, 75-76.

 

Xll, 104. Священное знание (vidya)-сумма  наук, требовавшихся

брахманским религиозным юспвтаивем. В священное знание входило

Информация о работе Царский судебник