Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат
"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Предисловие
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания
XI, 90. По мнению комментаторов,
покаяние за умышленное
брахмана должно продолжаться в течение всей жизни преступника или
должно быть вдвое и втрое строже двенадцатилетнего покаяния.
указанного в XI, 73.
XI, 91. Сура (sura) -~ это общее наименование спиртных напитков; в
этом стихе Кул. находит возможным подразумевать напиток осо оой
крепости (см. XI, 95).
XI, 93. Знак- согласно Кул. имеется в виду изображение чарки.
XI, 95. Гауди (gaudT) - напиток типа рома, изготовлявшийся из патоки
сахарного тростника. Пайшти (paistT) - рисовая водка.
Мадхви (madhvi)--напиток, изготовленный из меда или ивгтов мадхука.
XI, 100. Брахман - комментарии к этому стиху являют пример
произвольного толкования комментаторов. По Медх. и Кул., речь ид"1 о
краже золота у брахмана, хотя брахман в данной связи не упоминается. А
вот, хотя виновником кражи в тексте прямо назван брахман ivipra),
комментаторы считают, что имеется в виду любой человек (см. IX, 235,
XI, 55).
"Государь, накажи меня"- см. VIII, 314.
XI, 101. ...брахман - аскетическими подвигами - брах.ман не может быть
казнен.
XI. 103. Следует иметь в виду, что во всех этих стихах авторы и
составители сборника защищают свои личные интересы И потому не
стесняются в придумывании наказаний. Неизвестно, чтобы все эти
наказания исполнялись на практике, да и сами по себе они совершенно
неравноценны (ср., например, XI, 104-105 и 106-107).
XI, 105. Н и p p [1 т и (nirrti) - богиня-владычица юго-запада.
XI, 106. К p и ч чхра (kr-cchra) - см. XI, 212.
XI, 107. Лунное покаяние-см. XI, 217.
XI. 110. Два месяца- видимо, следующие после месяца покаяния, о
котором говорится в XI. 109 (см. XI, 116). Четвертый срок-т.е. один
раз в двое суток.
XI, III. Вирасана (vii-asana)-одна из поз аскета (сидение со
скрещенными ногами).
XI, 115. ...если теленок льет-т.е., по-видимому, когда теленок сосет
корову.
XI. 119. П а к а я д ж и а- см. прим. к II, Йб.
XI, 120. [Гимн], начинающихся со (слова) "s а та". - Ригпеда Vl, 495.
Вата (vata) -" одно из имен бога ветра Вайю. Гуру- гуру богов бог
Брихаспати. Вахни (vahni) - одно из имен бога Агни.
XI, 122. Пурухута (puruhOta) - одно из имени Индры. Павака (pavaka) -
одно из имен Агни.
XI. 125. Самтапана крнччхра - см. XI, 213.
XI, 131. Убившему щудру-ненамеренно; о намеренном убийстве см. XI, 67.
XI, 132. Убив кошку-намеренно; поэтому сравнивать убийство
перечисленных далее животных с убийством щудры неправомерно; Медх даже
полагает, что покаяние, полагающееся за ненамеренное убийство щудры,
следует исполнять только в случае намеренного убийства всех упомянутых
животных вместе взятых.
XI, 133. ...трех дней-букв. "трех ночей".
...йоджану --в прежнем
Бернелла "a yoking". В тексте нет слова "сто", иначе это покаяние
равнялось бы покаянию за убийство брахмана (см. XI, 76). Может быть.
правильно - в течение трех дней по йоджане (Рам.).
Посвященный водам гимн-см. VIII, 106 (Ригведа, X, 9, 1-13).
XI, 139. За убийство брахманки - сеть, кшатрийки - лук и т. д.
XI, 141. (Малые] живые существа-
XI, 147. Варуни (varuni) - опьяняющий напиток, изготовлявшийся из
патоки и цветов растения maua. ...не предписано [наказание], лишающее
жизни,- в противоположность питью суры (см. XI, 91-92).
XI, 149. ...согласно правилам - с обычной благодарностью
XI, 153. См. IV, 222.
XI, 154. ...д ажечист ы x-lie запрещенных.
...становится нечистым-т, е. пока они остаются в нем. XI, 157. Т
аптакриччхра- см. XI, 215.
XI, 158. ...не вернувшись (asamavrttika)-не вернувшись еще из дому
гуру, не окончив период ученичества.
XI, 159.Исполняющий обет (vratacarin)-имеется в виду ученик.
XI, 163. Намеренно (kamad) - Медх. полагает, что это слово дано для
соблюдения размера стиха, ибо не может быть ненамеренной кражи.
XI, 164. Похищение мужчин и женщин- рабов и рабынь (Медх.).
XI, 165. Малоценные предметы - комментаторы называют глиняные .и
деревянные сосуды, железные мотыги.
XI, 166. Пять продуктов коровы (pancagavya)-молоко, простокваша,
масло, моча, помет.
XI, 169. При наложении покаяний за кражу принимается во внима ние
первое или повторное это преступление, время и место кражи, характер
хозяина вещи и т. д.
XI, 171.. См. XI, 59, 104 и др.
XI, 178. Равный (sadr^a) - большинство комментаторов считает. что
имеется в виду равный по варне.
XI, 179. Щудрянка (vrsalT) - одни комментаторы считают, что это
чандалка, другие - что щудрянка.
XI. 180.Четыре злодеяния-нанесение вреда живым суше ствам, вкушение
недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние.
XI, 181. Существует два объяснения
стиха: виновный становится
течением года за действия второго ряда, но за первые - немедленно
(Медх., Кул.)', виновный становится изгоем в течение года за действия
первого ряда, а за вторые - в течение четырех лет (Гов., Нар.)
XI, 182. Покаяние-т. е. покаяние, полагающееся грешнику во искупление
греха, за который он был изгнан из касты.
XI, 183. ...вместе с саманодаками-так у Кул.; в тексте bandhavait); у
Медх.-"с сородичами" (sagotraih). ...в озлияниеводы- как над
мертвецом.
XI, 187. Они-имеются в виду
действующим лицом была рабыня.
XI, 189. См. XI, 183-188.
XI, 192. Дваждырожденных, для которых он не произносил согласно
правилу "С а в и три",- имеются в виду дваждырожденные, для которых по
какой-либо причине не был в свое время совершен обряд посвящения.
XI, 193. Запрещенные дела-прием даров от щудры, прислуживание ему и т.
д. (Кул.).
XI, 198. А хина (ah'.na)-жертвоприношение, вызывающее нечистоту жреца,
исполняющего его (Кул.).
XI, 200. Домашнее плотоядное животное-
XI, 201. ...в шестой срок - один раз в три дня. Жертвоприношение
шакала (";akala) - особый вид жертвоприношения (см. Ваджасанейя
самхита, VIII, 13).
XI, 203. ...б е з воды-не омывшись после этого.
XI. 204. Ежедневные обряды- агнихотра и др. ...и скуп лен не
[заключается в] посте- пост продолжает. ся один день.
XI, 205. "Хум," (IUIITI) -букв "стоп'" (Кул.): восклицание, выражающее
гнев и презрение.
XI, 206. Этот стих и следующие, до 209, являются только вариациями
стихов IV, 165-169.
XI, 209. Атикрич ч хра-см. XI, 214.
XI, 213. Или кающийся ест
одного дня и постится на следующий день. или шесть дИей по одному
веществу и постится на седьмой день.
XI, 214. ...как сказано прежде-см, предыдущий стих.
XI, 218. Лунное покаяние (candrayana) начиналось в день полнолуния, т.
е. с приема максимального количества пищи; к середине поста количество
принимаемой пищи уменьшалось. В явамадхьяме (yavamadhyarna) покаяние
начиналось в новолуние, т. е. к середине поста количество пищи
увеличивалось.
XI, 221. Так или иначе.-т. е. совершая любой вид лунного покаяния.
XI, 223. ...совершаемо
выполнение обета не освобождает от исполнения обычных обрядов.
XI, 224. ...не следует говорить с женщинами-Медх. исключает и.ч этого
числа жену, мать и старшую сестру, но и то только при крайних
обстоятельствах.
XI, 225. Дваждырожденные (dvija) - имеются в виду брахманы.
XI. 226. Обеты -- крпччхры (см. XI, 212-220).
XI, 230. Тело (i;arira) -по Медх.,-это душа (antaratman), не те^о
(bhutatman); по Кул., это душа (jivatman).
XI, 241. ...силой аскетизма-страдания, которые претерпевают эти
существа, являются искуплением грехов, совершенных в их прежних
существованиях (Медх.).
XI, 249. Предусмотренное здесь
упоминавшимися ранее, (например, XI, 73 и следующие; XI, 250 и
Х1,91,Х1,252иХ1,104-105).
Xi, 250. К у т с а-один из рнши "Ар"--Ригведа 1,97, 1.
"Р r a t i" - Ригведа VII, 80, 1.
Гимн великому И н дре- Ригведа V II 1, 8, 1. "(, uddha"- Ригведа VIII,
95, 7. XI, 251. Однажды-один раз в месяц (Медх., Кул.). "А s у a v a m
i у а"- Ригведа 1, 164, 1. "(у i vasa m k alp a" - Ваджасанейя
самхита, XXXIV, 1.
XI, 252. "H a v i syanti у a" - Ригведи X, "S. !. "N a t a man ho"-
Ригведа X, !26. "1 Н"-Ригпеда X, 119. Гимн П у руше- Ригведа X, 90, !.
XI, 253. "Av a" - Ригведа i, 24, i4. "Y a tki in"- Ригведа VII, 89, 5.
XI, 254. "T a ratsamand i" - Риггода IX. 58, 1 -4. XI, 256. {Гимн],
посвященный Соме и Рудре,-Рнгвсда VI, 74, 1-4.
"А г у a m n a m" - Ригведа iV, ?, 4- (i XI, 256. "lndra"-PHrBe.13 S,
]№. 1-7.
XI, 257. M .ч н т р ы, полагающиеся при и ц и и о me Hillin акала-
Ригведа VI, 51, Р.
XI. 258. Гимны "pavaniani- - г^к Ul^^l"]ч"lн)"(:^! I-HMIU.I и [X
1^111!'?' Ригведы.
XI, 259. Парака (paraka) .?.! X!, 216. XI. 260. "A ghamarsana);- -
i'n-Be.ia \, 191).
l, 261. Царь жертвоприношений- ащвамедха являлась одним из важнейших
ведийских жертвоприношений; совершалась царями, пиетендовавшими на
верховную власть.
XI, 262. Три мира- небо. ^емля и пространство между HUM!;: или небо,
земля, преисподняя.
XI, 263. С а мх н т а гимном, молитв н и с с ч с. и е н и И
соответственно Ригведа, Яджурреда и Самаведа. Сокровенные тексты-
Упанишады.
XI, 266. Начальный Брахма, с ос г ч п щ и и из трех :i в _.- к о в, -
священный слог "0м" (см. прим. к II, 74).
XII, 4. [Действия] трех родов (trividha) - хорошее, посредственное,
дурное.
Три местопребывания (tryadhisthana) - мысль, слово, дьли. Десять
признаков (da^alaksana) - перечисленные в XII, 5-7.
XII, 5. Дурное то, что может быть
вредно для других или
Приверженность к ложном у [учению)- отрицание будущей жизни,
авторитета Вед н т. д.
XII, 7. Нанесение вреда вопреки
правилам-нанесение вреда живот
кроме случаен жертвоприношения, вреда людям, кроме как во исполнение
наказания, и т. д.
XII, 9. ...и дет к состоянию
растением.
XII, 10. Тридандии (tridandin) - так называли также аскета. носящего
три связанных вместе посоха.
XII, II. ...достигает полного успеха-
XII, 12. Я (atinan) имеется и ниду IL'JIO.
Кшетраджна (ksetrajna) - индивидуальная душа (букв., "знающий поле").
Бхутатман (bhutatnian) тело (букв.; "состоящее из элементов Я").
XII, 13. Джива (jiva) - жизнь, жизненный дух. Терминология в щастрах
вообще довольно схоластическая. Точное значение многих терминов,
видимо, было быстро забыто, уже Медх. упоминает о существовании еще до
него разнобоя в их толкованиях. Так, некоторые утверждали, что jiva и
ksetrajna-одно n то же, другие, что jiva--i)To y.vi. сознание и
самосознание. Комментаторы также расходятся весьма существенно.
ХН, 14. Махат - в данном случае имеется в виду лжива. Элементы [с у
ществован н я] - см. 1, 6, 75-78. ...в нее. находящуюся и различных
живых существах,-большинство
Высочайшей душе, брахме.
XII. 15. ...из ее тела-из Брахмы.
Бесчисленные формы-
XII, 18. Она- индивидуальная душа. ...к этим обоим-имеется в виду
джива и Высочайшая душа.
XII, 20. ...облеченная этими самыми элементами - телом, состоящим из
упоминавшихся в 1, 6, 75-78 пяти элементов.
XII, 21. ...о ставленная этими
XII. 38. ...в порядке последовательност
последующий лучше предыдущего.
XII, 42. [Существа) неподвижные-растительный мир.
XII. 44. Чараны (сагапа)-может означать касту бродячих скадптелей,
певпоп и т. п. (Медх.): какие-то мифологические существа (Рагх.).
XII, 47. Гухьякн (guhyaka) стражники бога богатств Куверы.
XII. 50. Создатели вселенной-Маричи и прочие риши (см. 1,35).
Великий (mahant) и непосгпжимый (avyakta) - эти слова толкуются
комментаторами самым
Нар. и т. д.).
XII, 52. Невежды (avidvans) - не исполняющие обетов (Тов. Кул.).
XII, 55. Пулькаса-см. X, 18, 49.
XII, 58....И совершающих жестокие действия- имеются в виду такие
хищники, как тигры и ч. Д.
XII, 59. Преты-см. прим. к III, 230.
Xll, 61. Золотых, дел мастер (heninkarlarl-согласно Медх. и Кул. это
может быть и название птицы.
ХН, 70. Дасью-согласно Медх. здесь имеются в виду воры и разбойники
(см. V, 131),
XII, 72. Ч айлащак а- согласно Кул. он питается вшами.
XII, 75. ...и п р о ч и х - см. IV, 88--90.
XII, 78. Рабство (parapresyatva) - рабское услужение другим
(paradasatva) (Кул.).
XII, 81. Т. е., если при исполнении какого-либо дела его душа
преисполнена, например, благости, он пожнет плод этого в теле,
наделенном тем же качеством.
XII, 85. Познание атмана-не кшетраджны, а Высочайшен души.
XII, 86. Шесть родов деяний-см. XII, 83.
XI!, 90. ...отрешается от
освобождения.
XII, 91. ...приносящий жертвы себе-
мировой души, проникающей все сущее: приносящий жертву богам приносит
жертву и самому себе (Медх.).
XII, 95. Учения (truti)-подобные учению ниргрантхов (джайнов) (Медх.).
Дурные философские системы (klid^sti) - отвергающие святость Вед,
отрицающие существование богор и т. п. (Медх.).
XII, 99. CM III, 75-76.
Xll, 104. Священное знание (vidya)-сумма наук, требовавшихся
брахманским религиозным юспвтаивем. В священное знание входило