Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат
"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Предисловие
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания
стоимости испорченной драгоценности; Кул. добавляет, что собственник
испорченной вещи должен получить компенсацию.
IX, 290. ...штраф в две с' т и [пан]- если же результатом таких
действий будет смерть, виновный предается смертной казни (Кул.).
IX, 294. Страна-имеется в виду
IX, 296. Семичленное царство-т, е. имеющее все семь элементов,
упомянутых в IX, 294.
IX, 312. ...в чужой-откуда они
IX, 313. ...могут уничтожить его-
IX, 314. Этот и следующие стихи содержат намеки на легенды,
рассказанные в "Махабхарате".
IX, 320. ...может наказать сам брахман - при помощи магических
действий.
Кшатрий произошел от брахмана- существует несколько легенд,
объясняющих это часто повторяемое утверждение.
IX, 321. Огонь произошел от воды-вот некоторые из имеющихся
объяснений: молния исходит из тучи; огонь исходит из дерева, которое
берет влагу из земли, и т. д.
...угасает в отношении
водой, кшатрий бессилен против брахмана, меч тупится от удара по
камню.
IX, 326. Хозяйственная деятельность (vartta)-im этим термином
подразумевается хозяйственная деятельность вообще: земледелие,
скотоводство и торговля.
IX, 334-335. CM. X, 121-129.
X, 1. Согласно II, 241-242 брахман может изучать Веду и у
учителя-небрахмана.
X, 5. ...о т жен равных- брахман
от брахманки, кшатрий от
т. д.
X, 6. ...от жен, принадлежащих к
следующей низшей касте-сын
кшатрийки, кшатрия и вайщийки, вайщия и щудрянки.
Порицаемые-по Нар., это означает, что он исключен из отцовской касты.
X, 8. П а ра щ а в а- см. IX, 178.
X, 12. В период составления
длинную историю; происхождение джати, возникавших постепенно, было
неизвестно. Наиболее естественным казалось объяснение, к которому и
прибегают брахманы, что джати произошли от древних варн в результате
смешанных браков. Некоторые из названий этих джати (нишада, магадха,
вайдеха, чандала, дравида и др.) являются названиями племен, и это
лучше всего показывает недостоверный, искусственный характер
излагаемой классификации.
X, 14. Следующий (anantara) - т. е. принадлежащий к следующей варне.
Если мать была более низкой варны, сын считался принадлежащим к варне
матери (Медх.). См. также комментарий Медх. к X, 24,41 и т.д.
X, 17. Рожденные в обратном порядке
сыновья, по мнению коммен
перечисляются еще раз с целью показать, что они непригодны для
исполнения обязанностей сыновей.
X, 22. Некоторые из названий каст, упоминаемых в этом и предыдущем
стихах, являлись названиями племен (авантья, малла, личчхиви, кхаса,
дравида).
X, 23. Чарья и саттвата- согласно Гов. прислуживали при храмах.
X, 28. ...д вух из трех варн-от кшатрийки и вайщийки. ...от равной
себе-от брахманки.
X, 30. Отверженное существо (b5hya jantu) - потомок щудры и брахманки;
это, очевидно, чандала (см. X, 12, 16). Ранее он уже неоднократно
характеризовался как самый низкий из людей, но его ле.тл от брахманки
оказываются еще более низкими и т. д.
X, 31. Действуя в обратном порядке-т.
более высокого общественного положения, чем он сам.
Пятнадцать- что из себя представляют эти пятнадцать, комментаторы
объясняют по-разному.
X, 32. Д асью (dasyu) - см. X, 45.
X, 35. Эти трое- сайрандхра, майтреяка и маргава. Неарий (апагуа)
-неприкасаемый для ариев (
X, 36. Андхра- народность восточного Декана. Меда- племя, обитающее в
юго-восточном Раджастхане.
X, 37. От чандалы-и от женщины касты вайдеха (Медх., Кул.).
X, 41. Шестеро сыновей-сыновья
вайщийки, сыновья кшатрия от кшатрийки и вайщийки, сын вайщия от
вайщийки.
...О т смешанных браков (apadhvansaja) - в данном случае имеются в
виду браки дваждырожденных с щудрянками.
X, 44. Здесь перечислены племена
и народности Индии и
стран (явана - греки; щака, или сака, - скифы; пахлава - парфяне; чина
- китайцы).
X, 45....вне рожденных из уст, рук, бедер и с т у па ей [Брахмы]-т.е.
вне системы вари брахманов, кшатриев, вайщиев и щудр (см. 1, 87).
X, 47. Служение женщинам- служба по охране женских покоев и т. д.
X, 53. Дела (vyavahara) - торговые сделки, денежные операции,
соглашения, тяжбы и т. д.
X, 55, Отмеченные знаками (citinita) - комментаторы расходятся
относительно того, что представляли собой эти знаки.
X, 64. Высший (^reyans) - имеется в виду брахман.
X, 67. ...благодаря качествам [отца] - он имеет право совершать
пакаяджны, но не получает посвящения; поэтому Медх. не считает его
действительным арием.
X, 73. Создатель (dhatar) - один из эпитетов Брахмы. "Они оба не равны
и не' неравны"-не равны, так как различаются по происхождению; не
неравны, так как оба делают запрещенное им.
X, 75. См. 1, 88.
X, 77. Привилегией брахмана
дохода; все прочее могут практиковать и другие дваждырожденные. Под
обучением, согласно Медх, понимается только обучение Веде, по не
военному делу и другим мирским профессиям.
X, 80. См. IX, 326.'
X, 83. ...в p e д- имеется в виду вред живым существам (см. следующий
стих).
...з а в поящего от других- занимаясь земледелием, нельзя было
избежать зависимости от общины в отношении землепользования, орошения,
охраны полей и т. д. (см. также IV, 159-160).
X, 85 ...торговать товарами, которыми торгуют вайщии. - торговля как
профессия являлась нарушением дхармы брахманов, но считалось, что
лучше торговать, чем заниматься земледелием. ростовщичеством и т. д.
X, 90. ...д ля [исполнения] дхарм ы- для жертвоприношений. поминок и
т. д.
X, 92. ...делается в три дня щудрой- что это значит. не совсем
понятно, и комментаторы не дают разъяснений, (см. также X, 93).
X, 93. И з-з а добровольной торговли - т. e. не при крайних
обстоятельствах.
X, 95. ...о более высоком образе жизни-т.е. об образе жизни,
являющемся привилегией брахманов (см. прим. к X, 77).
X, 102. Подобное допущение в
запретительные предписания, упоминающиеся, например, в III, 152-166,
IV, 211, 218, 223 и др.
X, 105. В этом стихе и X, 106-108 упоминаются случаи из жизни великих
риши древности, рассказанные в Ригведе, Брахманах и "Махабхарате".
X, 107. ...от плотника - плотничество считалось презренным ремеслом
(см. IV, 210, X, 48).
X, 109. ...после смерти брахмана порицается- при подсчете добрых и
злых дел.
X, III. Грех, совершенный принесением жертв и обучением,-в обоих
случаях имеются в виду щудры.
X, 113. ...он должен быть покинут-т.е.
такого жадного царя.
X. 115. Получение-в виде дара или
находки. Согласно
первые три способа законны для всех варн, четвертый-для кшатриев,
пятый и шестой-для вайщиев (или, по Нар, пятый-для вайщиев, шестой
для-щудр) и седьмой-для брахманом.
X, 118. Кшатрий- имеется в виду царь. ...даже четвертую часть
урожая-см. VII, 130.
X, 120. ...одна двадцатая - см. VII, 130; различие объясняется тем,
что здесь имеется в виду взыскание в крайних обстоятельствах.
X, 122. ...ради двойной цели - этой жизни и будущей.
X, 126. Преступление, в результате которого он делается изгоем,
(pataka) - такое, как употребление в пищу лука и подобных запрещенных
плодов (Гов., Кул.), содержание бойни (Parx.). Но такие деяния, как
ложь, воровство и т. д., запрещены ему так же, как и членам других
варн (Медх.). ...ни препятствий к этому- см. следующий стих.
X, 129. ...притесняет брахманов-
их обращаться к нему с просьбами и т. д. (Медх.).
XI, 1. ...отдавшего все имущество
- для совершения
вищваджит (см. XI, 75).
XI, 2. Комментаторы стараются
содержащихся в стихах 1-43, раньше рассмотрения вопроса об искуплении,
которым должна бы согласно X, 131 начинаться эта глава, или
предполагая, что цель этого - показать необходимость исполнения
искупительных действий в случае нарушения этих правил, или указывая,
что так как дары являются средством заглаживания греха, то необходимо
перечисление достойных
XI, 3. Этим лучшим из
жертвенные дары - у жертвенного алтаря.
...д ругим-- прочим гостям и нищим.
XI, 7. ...достоин пить сому-
какого-либо желания жертвоприношение Соме, во время которого пьют
напиток, приготовленный из растения сомы.
XI, 8. ...хотя бы он раньше пил сок сомы-при жертвоприношении Соме в
конце года (см. IV, 26).
XI, 10. ...с ущербим - раздает дары
и т. д. с неумеренной
XI, II. ...справедлив-справедливым
наказывать человека, поступающего согласно с дхармой.
XI, 12. ...пренебрегает ис.-олнением жертвоприношений - имеются в виду
жертвоприношения пакаяджна и др. (см. II, 86, 143; XI, 119).
XI, 13. ...может взять два или три [предмета] из жилища щудры -
брахману не разрешалось принимать дары от шудры для исполнения
жертвоприношений (см. XI, 24, 42 и др.); комментаторы стараются
оправдать этот стих разными ухищрениями вроде того. что имущество,
взятое брахманом у щудры, уже не может считаться принадлежащим щудре.
XI, 16. ...на седьмой срок-на
день.
XI, 18. Дасью-см. X, 45; имеются в виду также разбойники и воры.
...собствен и ост ь... не исполняющего обрядо в-в том числе и
собственность брахмана.
XI, 19. ...спасает и тех и других- порочных он освобождает от греха
скупости, добродетельных - от греха невыполнения обетов вследствие
бедности (Кул.).
XI, 21. ...на него - на брахмана, который упоминался раньше (берущего
для поддержания жизни). XI, 22. Этот и предыдущий стихи соответствуют
VII, 134-135.
XI, 23. CM. VIII, 304.
XI, 24. Явное противоречие со стихом XI, 13 (см. также XI, 42).
Комментаторы пытаются примирить их, заявляя, что брахман имеет право
брать у щудры необходимое ему для жертвоприношения без спроса.
XI, 26. Собственность богов-
данное для жертвоприношений (Медх.). В другом мире-в будущей жизни.
XI, 27. Вайщванари- одно из жертвоприношений типа описанных в IV,
25-26.
XI, 31. ...своей мощью - имеются в виду средства магии (см. XI, 33;
1.\, 313-316, а также и IX, 290).
XI, 33. Священные текс1ы Атхарвана и Ангирасазаклинания, содержащиеся
п Атхарваведе. Атхарван - мифический автор Атхарваведы. Ангнрас - один
из мифических авторов Ригведы.
XI, 37. Обряды Вайтапа- ритуал
XI, 38. Агнья д хея- см. прим. к II, 143.
XI, 39. Медх. сравнивает жреца с наемным работником (karmakai-a),
который тоже не согласится работать за меньшее, чем полагаетсл.
нознаграждение (parikraya).
Обращает на себя внимание последовательность, с которой брахманы,
много толкующие о суетности всего мирского, отстаивают свои
ма7ериальные интересы.
XI, 41. Брахма н-агнихотр и н
- поддерживающий священный
Лунное покаяние (candrayana) - см. XI, 218. XI, 51. Крадущий слово-
изучающий Веду без позволения.
XI, 55. Кража (steya) - комментаторы толкуют как кража зо лота у
брахманов. Великие грехи-см. IX, 235.
XI. 62. Сад-"в другой смрити [говорится, что] земля не подлежит
продаже" (Медх.).
XI, 63. Образ жизни в рать и-см. 11, 39, 40; X, 20.
XI, 64. Возведение крупных сооружений - строительство плотин, мостов и
пр.
XI, 65. Совершение деяний для себя- имеется в виду приготовление пищи
только для себя (см. Ill, 118).
XI, 66. Воровство (steya) - воровство различных предметов, кроме
золота.
Изучение ошибочных книг - имеются в виду сочинения чарваков,
ниргрантхов (джайнов) (Медх.): вообще еретиков (Нар.). Неуплата
долгов- см. IV, 257.
XI, 67. Металлы (kupya)-различные
(ра^и)-имеются в виду
Неверие- утверждение, что нет загробного мира (paraloka) и т. д.
(Медх.).
XI, 70. Принятие имущества от
следует принимать подарков (см. IV, 84 и ел.).
XI, 72. Изложенные далее предписания касаются только религиозного
искупления; наказания со стороны органов государственной власти само
собой разумеются.
XI, 73. Убийца брахмана- имеется в
виду неумышленное убийство
брахманом; для кшатрия - убийцы брахмана в этом случае срок искупления
двойной, для вайщия - тройной, для щудрычетверной.
XI, 76. Убийство брахмана-- имеется в виду убийство неученого
брахмана.
Иоджана (yojana) - мера длины; величина ее колебалась от 4 до 15 км.
XI, 83. Боги земли- брахманы. Боги людей -- кшатрии.