Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат
"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Предисловие
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания
пользования на определенных, согласованных с его владельцем, условиях.
Запечатанный вклад- имущество (драгоценности, утварь, монеты и т. д.),
врученное на хранение в закрытом ящике или мешке, запечатанных печатью
владельца. Женщины- имеются в виду рабыни.
VIII, 151. ...не [могут] превышать удвоенной [суммы долга] - все
комментаторы толкуют
.если должник уплатил
VIII, 152. Этот стих противоречит VIII, 142, в котором пять процентов
объявлены законными для взимания только с щудр.
VIII, 153....более года (atisamvatsari)--объяснения комментаторов
весьма разноречивы.
Периодический процент (kalavrddlu) - месячный процент. установленный
(karita) - незаконный, сверх установленного размера, взимаемый после
того, как удвоенный долг в виде процентов уже уплачен.
Телесный процент (kayika) - уплачивался физическим трудом пли с
использованием животных и рабов (Медх.).
VIII, 155. ...должен дать-т. е. включить в сумму долга при новом
договоре.
VIII, 158. К то-л ибо- имеется в виду должник.
VIII, 159. Легкомысленное дарение (
дарение гетерам, певцам, кулачным бойцам, клоунам и т. п.
VIII, 161. ...дела которого хорошо известны-имеется в виду причина, по
которой он стал поручителем.
VIII, 167. Раб (adhyadlima)-CM. прим. к VIII, 66.
VIII, 176. ...по произволу (chandena) - используя любые средства (см.
VIII, 49-50).
VIII, 178. ...[прочими] данными (
ордалии и пр.
VIII, 184. Оба [вклада]-т.е. и тот, который был ему дан для проверки,
и тот, в присвоении которого он обвинялся.
VIII, 185. Близкий родственник (
наследник - сын, брат и пр.
...оба [вклада] пропадают-т. е. считаются не отданными собственнику.
VIII, 194. Свидетели (kula) - см. VIII, 169; может быть, - "в
присутствии членов семьи".
VIII, 195. См. VIII, 180.
VIII, 200. Т. е. всякое право на пользование имуществом должно быть
доказано; одного факта пользования недостаточно.
VIII, 203. ...ни скрытого - спрятанного под платьем или в земле.
VIII, 204. Это правило тем более удивляет после того, что было сказано
в III, 51-54, ii доказывает, что вопреки всем указаниям в
противоположном смысле покупка жен в древней Индии была обычным
явлением.
VIII, 209. Адхварью (adhvaryu)-жрец, читающий при жертвоприношении
тексты из Яджурведы.
Брахмадхана (bralimadhana) - жрец, зажигающий огонь. Х отар (hotar) -
жрец, читающий тексты из Ригведы. Удгатар (udgatar),-жрец, поющий
гимны Самаведы.
VIII, 210. Главные жрецы среди всех
- всех жрецов шестнадцать:
адхварью, четыре брахмадханы, четыре хотара, четыре удгатара; в каждой
из этих групп был один главный.
...четверть-деление,
+'/б+'/8 составляет больше единицы. Комментаторы дают различные
соотношения.
VIII, 212. ...для [исполнения] дхармы- для жертвоприношения или для
свадьбы.
...дарение не считается
VIII, 220. См. VIII, 137. Некоторые комментаторы полагают, что речь
идет о трех различных штрафах (четыре суварны, или шесть нишка, или
одна серебряная щатамана), накладываемых в зависимости от
обстоятельств.
VIII, 227. ...после седьмого шага-после того, как при брачном обряде
сделан седьмой шаг, брак не может быть расторгнут.
VIII, 230. ...иначе - т. е. если скот ночью не укрывается в доме
хозяина.
VIII, 236. ...в лесу - следовательно, охранять их было трудно
VIII, 237. Дханус (dhanus) - единица длины, равная длине боевого лука,
ок. 1,8 м (4 hasta - локтя).
VIII, 242. Скот, посвященный богам,- скот для жертвоприношений.
VIII, 243. ...доля [царя]- царь имел право на долю урожая (см.
VII, 130); небрежность приносила ущерб и царю, почему и наказывалась.
VIII, 245. Месяц джьяйштха-с середины мая по середину июня; это самое
жаркое и сухое время года, когда растительность выгорает (см. прим. к
III, 217).
VIII, 246. Щалмали (^almalT) - хлопковое дерево.
VIII, 254. Спорящие стороны-с обеих сторон выставлялось по два
доверенных лица.
VIII, 255. Граница фиксировалась в документе.
VIII, 262. Здесь и далее речь идет о спорах между односельчанами,
VIII, 269. Речи, которые не должны быть произнесены, - инсинуации,
затрагивающие честь женских родственников другого, особенно матери и
сестер.
VIII, 270. Рожденный один раз (ekajati) - т. е. щудра, называемый так
вследствие отсутствия посвящения (Медх.).
VIII, 272. Делать замечания брахману вежливо щудра может (Медх.).
VIII, 273. Страна (de^a) - имеется в виду место происхождения
брахмана; брахманы, рожденные в определенных районах, были особенно
чтимы (см. II, IU-22).
...ш траф в двести [пан]- если он говорит по незнанию или в шутку, его
можно не штрафовать (Медх.). VIII, 276. См. VIII, 138.
VIII, 277. ...без отрезания [языка]- этот стих ограничивает изложенное
в VIII, 270.
VIII, 279. Низший (antyaja) - от щудры до чандалы (Медх.).
VIII, 287. ...или весь штраф [царю]-
если раненый не получал
полагающиеся на лечение.
Vlll, 296. ...приравнивается к вине вора-он должен заплатить высший
штраф в тысячу пан.
VIII, 300. ...по благородной - в грудь или по голове.
VIII, 303. ...возрастает саттра - обеспечивая безопасность подданных,
царь приобретает такую
жертвоприношение с сомой (саттра); оезопасность, которую он
обеспечивает, является тем даром, который обычно дают при совершении
жертвоприношения; он называется дакшина. См. VIII, 3U6.
VIII, 307. Бали (bali) - шестая часть урожая.
Кара (kara)-толкозания этого термина весьма различны: денежный налог
(Медх.); денежный поземельный налог (Нар.): ежемесячные налоги,
платимые в определенные месяцы земледельцами ^ов. Кул., Рагх.).
Щулка (^ulka) -торговые пошлины. Пратибхога (pratibhoga) - приношения
цретов. нлолоп и пр.
Общее наименование для всех налогов - кара (kara). Медх. отмечает, что
п разных странах (Индии) налоги называются по-разному.
VIII, 320. Беззаконные (adharmika)-
VIII, ЗИ.Дваждырожденные-в данном случае имеются в виду брахманы
(Медх., Нар.).
VIII, 314. Вор- некоторые комментаторы считают, что в данном случае
речь идет только о воре, укравшем золото у брахмана.
VIII, 320. Кумбха (kumbha) - мера зерна, определяемая комментаторами
весьма различно: 25 кг-20 прастх по 32 палы (Медх,); 7,8 кг-200 пал
(Нар.); даже 156 кг-20 дрон по 200 пал каждая (Кул., Рагх.).
Vl[[,321. Телесное наказание (vadha)-
казнь; такое понимание допустимо в свете последующего стиха.
VIII, 323. Если украдены не знатные люди и не лучшие драгоценные
камни, то полагается штраф, однннадцатикратный стоимости украденного
(Медх.).
VIII, 325. Прокалывание ноздрей
ее как вьючного животного.
VIII, 333. ...эти - т. е. упомянутые в VHI, 331.
VIII, 336. Т. е. вина царя соответственно его высокому положению и
ответственности при совершении просгупка в тысячу раз больше.
Комментаторы понимают этот текст буквально и полагают, что штраф царь
должен бросить в воду или отдать брахманам.
VIII, 337. ...больше в восемь раз- сравнительно с виной упомянутого в
предыдущем стихе простого человека.
VIII. 344. Человек, совершивший насилие, - вероятно, имеется в виду
грабитель (см. VIII, 332).
VIII, 348. Время бедствия - согласно комментаторам, когда в страну
вторгается враг; в период голода; когда низкорожденные мужчины
сходятся с дваждырожденными женщинами.
VIII, 351. ...т айное-с помощью на.-
VIII. 352. Наказания, внушающие трепет, - отрезание носа или губ
(Медх., Кул.), кастрация (Нанд.).
VIII, 358. ...не в [надлежащем] месте (ade^a) - Медх. полагает, что
речь идет о ненадлежащем месте на теле женщины - всяком, кроме руки.
VIII, 360. ...не запрещено - теми, под охраной которых женщины
находятся (отец, муж и т. д.).
VIII, 362. Кто живет за счет своих жен (atinupajivin)- так толкуют это
место Медх., Нанд., Кул.; в VII, 138 atmopajivin они объясняли как
"живущий своим трудом".
VIII, 363. Служанки, зависящие от одного [хозяина] (praisya), - тайное
сношение с ними считалось нарушением прав собственника; имеются в виду
рабыни.
Отшельница (pravrajitaJ-буддийские монахини и т. д. Окружение, в
котором они упомянуты, позволяет полагать, что они не пользовались
хорошей репутацией, по крайней мере в глазах составителей сборника.
Медх. утверждает, что похотливые женщины нарочно становились
монахинями. "
VIII, Э64. ...если он равен ей (tulya) - имеется в виду раценство по
происхождению.
VIII, 365. ...не надо заставлять платить ничегоимеются в виду
претензии родителей и опекунов девушки.
...заточенной в доме-в ее
заточение должно было продолжаться до тех пор, пока ее грешная страсть
не пройдет.
VIII, 370. Согласно Медх. и Нар. здесь перечислены три различные
наказания: первое для брахманки, второе - для кшатрийки, третье - для
прочих.
VIII, 371. ...превосходства - в красоте, богатстве и т. п. (Медх.).
VIII, 373. Братья (vratya)-Медх. в этом месте приводит несколько
толкований термина: жена ария, который не был посвящен (см. II, 39);
деревенская рабыня, принадлежащая нескольким хозяевам. и т. д.
Большинство комментаторов придерживается первого толкования.
Ч а II д алк а, ч андала--см. X, 12.
VII!, 374. ".охраняемою,--т. е.
VIII, 375. ...оштрафован - за преступное сожительство с охраняемой
брахманкой.
...обрит с мочой-с мочой осла (Кул.). VIII, 377. ...как щудр а-см.
VIII, 374.
VIII, 385. Низкорожденная женщина (
ей (Медх., и Кул.).
VIII, 386. Щ акра (";akra) - одно из имен Индры.
VIII, 388, Жертвоприношение, совершаемое при посредстве специально
нанимаемого жреца, часто было делом сложным и дорогим. В случае, если
оно не доводилось до конца по вине одной из сторон, другая терпела
материальный ущерб (жертвователь терял средства, которые он уже
затратил, жрец - вознаграждение). Как и нарушение всякого другого
договора, нарушение соглашения между жертвователем н жрецом считалось
наказуемым деянием.
VIII, 391. Этот стих ясно показывает,
кто был в делах дхармы
апбитООМ.
VI 11, 399. Товары, [торговля которыми] объявлена [монополией] царя
(rajriah prakhyatabhandani),-Медх. упоминает, что в восточных странах
к этим товарам относились слоны, в Кашмире-шафран, шелк, шерсть, в
южных странах-драгоценные камни, жемчуг.
VIII, 400. ...не в должное время-ночью и т.д.
VIII, 402. ...их - т. е. купцов.
VIII, 409. ...п о воле богов-в случае бури и т, п.
VIII, 411. Если брахман содержит из милости кшатрия или вайщ и я-
имеется в виду брахман-хозяин, нанявший на работу кшатрия н.пи вайщия.
Работы, свойственные их [п о ложен и ю], - кшатрия прилично назначить
сторожем, вайщия-пахарем или пастухом (Медх.).
VIII, 412. ...к [унижающему их] услужению,- например мыть ноги
хозяину, выносить отбросы и т. п. (Медх., Кул.).
...должен быть оштрафован
вайщий добровольно выполняют работы раба, штраф должен быть небольшим.
VIII, 413. ...некупленного-нанятого (Нар.).
VIll, 414. Щудр а, даже отпущенный хозяином. - имеется в виду
шудра-раб, освобожденный хозяином (Медх.).
...не освобождается от
полагаются служить брахманам для снискания духовной заслуги (Кул.).
VIII, 415. Захваченный под знаменем- имеется в виду военнопленный.
Медх. отвергает возможность
в виду щудра. Однако данные, имеющиеся на этот счет (в "Махабхарате",
у Яджпавалкьи - II, 183 и др.), не оставляют сомнений в том, что Медх.
неправ. Рожденный в доме- рожденный рабыней. Раб н силу наказания-не
могущий уплатить штраф или долг (Медх. и др.). См. VIII, 49, 177 и IX,
229.
VUI, 416. ...имущество, которое они приобретают,- возможно, что речь
идет только о заработанном ими, иначе этот стих будет противоречить
IX, 194.
VIII, 417. ...уверенно - не боясь, что он совершает грех, принимая дар
от щудры (см. XI, 24--25, 42, 70).
IX, 2. ...от своих мужчин- мужей, отцов и т. д. IX, 7. ...с е б я -
так как одни законные сыновья могут после его смерти совершать щраддху
и избавляют его от ала Пут (см. IX. 138).
IX, 8. Здесь игра слов: жена - jaya, женская сущность - ]ayaiva,
возрождается - jayate.
IX, II. Исполнение дхармы- участие в религиозном культе, поминках и т.
д. В этом стихе ясно проявляется стремление ограничить
самостоятельность жены кругом домашних дел.
IX, 18. Обряд, сопровождаемый чтением мантр, - обряд при рождении и т.
д. (см. II, 66).
...немощны - лишены твердости, разума, телесной силы (Медх., Нанд.).
IX, 22, ...как река, [соединенная] с океаном.-согласно индийской
мифологии реки являются женами океана.
IX, 23. Акшамала (aksamald) - согласно мифам чандалка. ставшая с