Царский судебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Содержание

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

ЗМ.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

пользования на определенных, согласованных  с его владельцем, условиях.

 

Запечатанный вклад- имущество (драгоценности, утварь, монеты и т. д.),

врученное на хранение в закрытом ящике или мешке, запечатанных печатью

владельца. Женщины- имеются в виду рабыни.

 

VIII, 151. ...не [могут] превышать удвоенной  [суммы долга] - все

комментаторы толкуют одинаково: денежная ссуда считается погашенной,

.если должник уплатил проценты, превышающие вдвое сумму долга.

 

VIII, 152. Этот стих противоречит VIII, 142, в котором пять процентов

объявлены законными для взимания только с щудр.

 

VIII, 153....более года (atisamvatsari)--объяснения  комментаторов

весьма разноречивы.

 

Периодический процент (kalavrddlu) - месячный процент. установленный

(karita) - незаконный, сверх установленного  размера, взимаемый после

того, как удвоенный долг в виде процентов уже уплачен.

 

Телесный процент (kayika) - уплачивался  физическим трудом пли с

использованием животных и рабов (Медх.).

 

VIII, 155. ...должен дать-т. е. включить в сумму долга при новом

договоре.

 

VIII, 158. К то-л ибо- имеется в  виду должник.

 

VIII, 159. Легкомысленное дарение (vrthadana) - согласно комментаторам

дарение гетерам, певцам, кулачным бойцам, клоунам и т. п.

 

VIII, 161. ...дела которого хорошо известны-имеется в виду причина, по

которой он стал поручителем.

 

VIII, 167. Раб (adhyadlima)-CM. прим. к VIII, 66.

 

VIII, 176. ...по произволу (chandena) - используя  любые средства (см.

VIII, 49-50).

 

VIII, 178. ...[прочими] данными (pratyaya)-имеются в виду клятвы,

ордалии и пр.

 

VIII, 184. Оба [вклада]-т.е. и тот,  который был ему дан для  проверки,

и тот, в присвоении которого он обвинялся.

 

VIII, 185. Близкий родственник (pratyanantara) - имеется в виду

наследник - сын, брат и пр.

 

...оба [вклада] пропадают-т. е. считаются не отданными собственнику.

 

VIII, 194. Свидетели (kula) - см. VIII, 169; может  быть, - "в

присутствии членов семьи".

 

VIII, 195. См. VIII, 180.

 

VIII, 200. Т. е. всякое право на  пользование имуществом должно  быть

доказано; одного факта пользования недостаточно.

 

VIII, 203. ...ни скрытого - спрятанного  под платьем или в земле.

 

VIII, 204. Это правило тем более  удивляет после того, что было  сказано

в III, 51-54, ii доказывает, что вопреки  всем указаниям в

противоположном смысле покупка жен в древней Индии была обычным

явлением.

 

VIII, 209. Адхварью (adhvaryu)-жрец, читающий  при жертвоприношении

тексты из Яджурведы.

 

Брахмадхана (bralimadhana) - жрец, зажигающий огонь. Х отар (hotar) -

жрец, читающий тексты из Ригведы. Удгатар (udgatar),-жрец, поющий

гимны Самаведы.

 

VIII, 210. Главные жрецы среди всех - всех жрецов шестнадцать: четыре

адхварью, четыре брахмадханы, четыре хотара, четыре удгатара; в каждой

из этих групп был один главный.

 

...четверть-деление, разумеется, примерное,  так как '/2+'/4-1-

+'/б+'/8 составляет больше единицы.  Комментаторы дают различные

соотношения.

 

VIII, 212. ...для [исполнения] дхармы- для  жертвоприношения или для

свадьбы.

 

...дарение не считается таковым  - получатель обязан вернуть его.

 

VIII, 220. См. VIII, 137. Некоторые комментаторы полагают, что речь

идет о трех различных штрафах (четыре суварны, или шесть нишка, или

одна серебряная щатамана), накладываемых  в зависимости от

обстоятельств.

 

VIII, 227. ...после седьмого шага-после  того, как при брачном обряде

сделан седьмой шаг, брак не может  быть расторгнут.

 

VIII, 230. ...иначе - т. е. если скот  ночью не укрывается в доме

хозяина.

 

VIII, 236. ...в лесу - следовательно,  охранять их было трудно

 

VIII, 237. Дханус (dhanus) - единица длины,  равная длине боевого лука,

ок. 1,8 м (4 hasta - локтя).

 

VIII, 242. Скот, посвященный богам,- скот  для жертвоприношений.

 

VIII, 243. ...доля [царя]- царь имел право  на долю урожая (см.

 

VII, 130); небрежность приносила ущерб  и царю, почему и наказывалась.

 

VIII, 245. Месяц джьяйштха-с середины мая по середину июня; это самое

жаркое и сухое время года, когда растительность выгорает (см. прим. к

III, 217).

 

VIII, 246. Щалмали (^almalT) - хлопковое  дерево.

 

VIII, 254. Спорящие стороны-с обеих  сторон выставлялось по два

доверенных лица.

 

VIII, 255. Граница фиксировалась в  документе.

 

VIII, 262. Здесь и далее речь идет  о спорах между односельчанами,

 

VIII, 269. Речи, которые не должны  быть произнесены, - инсинуации,

затрагивающие честь женских родственников  другого, особенно матери и

сестер.

 

VIII, 270. Рожденный один раз (ekajati) - т. е. щудра, называемый так

вследствие отсутствия посвящения (Медх.).

 

VIII, 272. Делать замечания брахману  вежливо щудра может (Медх.).

 

VIII, 273. Страна (de^a) - имеется в виду  место происхождения

брахмана; брахманы, рожденные в  определенных районах, были особенно

чтимы (см. II, IU-22).

 

...ш траф в двести [пан]- если  он говорит по незнанию или  в шутку, его

можно не штрафовать (Медх.). VIII, 276. См. VIII, 138.

 

VIII, 277. ...без отрезания [языка]- этот стих ограничивает изложенное

в VIII, 270.

 

VIII, 279. Низший (antyaja) - от щудры до  чандалы (Медх.).

 

VIII, 287. ...или весь штраф [царю]- если раненый не получал деньги,

полагающиеся на лечение.

 

Vlll, 296. ...приравнивается к вине  вора-он должен заплатить высший

штраф в тысячу пан.

 

VIII, 300. ...по благородной - в грудь  или по голове.

 

VIII, 303. ...возрастает саттра - обеспечивая  безопасность подданных,

царь приобретает такую заслугу, как если бы он совершил великое

жертвоприношение с сомой (саттра); оезопасность, которую он

обеспечивает, является тем даром, который обычно дают при совершении

жертвоприношения; он называется дакшина. См. VIII, 3U6.

 

VIII, 307. Бали (bali) - шестая часть урожая.

 

Кара (kara)-толкозания этого термина  весьма различны: денежный налог

(Медх.); денежный поземельный налог  (Нар.): ежемесячные налоги,

платимые в определенные месяцы земледельцами ^ов. Кул., Рагх.).

 

Щулка (^ulka) -торговые пошлины. Пратибхога (pratibhoga) - приношения

цретов. нлолоп и пр.

 

Общее наименование для всех налогов - кара (kara). Медх. отмечает, что

п разных странах (Индии) налоги называются по-разному.

 

VIII, 320. Беззаконные (adharmika)-имеются  в виду воры.

 

VIII, ЗИ.Дваждырожденные-в данном  случае имеются в виду брахманы

(Медх., Нар.).

 

VIII, 314. Вор- некоторые комментаторы считают, что в данном случае

речь идет только о воре, укравшем золото у брахмана.

 

VIII, 320. Кумбха (kumbha) - мера зерна,  определяемая комментаторами

весьма различно: 25 кг-20 прастх по 32 палы (Медх,); 7,8 кг-200 пал

(Нар.); даже 156 кг-20 дрон по 200 пал каждая (Кул., Рагх.).

 

Vl[[,321. Телесное наказание (vadha)-CAOBovadhao3Ha4acT и смертную

казнь; такое понимание допустимо  в свете последующего стиха.

 

VIII, 323. Если украдены не знатные  люди и не лучшие драгоценные

камни, то полагается штраф, однннадцатикратный стоимости украденного

(Медх.).

 

VIII, 325. Прокалывание ноздрей бесплодной  коровы- для использования

ее как вьючного животного.

 

VIII, 333. ...эти - т. е. упомянутые  в VHI, 331.

 

VIII, 336. Т. е. вина царя соответственно его высокому положению и

ответственности при совершении просгупка  в тысячу раз больше.

Комментаторы понимают этот текст  буквально и полагают, что штраф  царь

должен бросить в воду или  отдать брахманам.

 

VIII, 337. ...больше в восемь раз-  сравнительно с виной упомянутого в

предыдущем стихе простого человека.

 

VIII. 344. Человек, совершивший насилие, - вероятно, имеется в виду

грабитель (см. VIII, 332).

 

VIII, 348. Время бедствия - согласно  комментаторам, когда в страну

вторгается враг; в период голода; когда низкорожденные мужчины

сходятся с дваждырожденными женщинами.

 

VIII, 351. ...т айное-с помощью на.-опоров  и чар.

 

VIII. 352. Наказания, внушающие трепет, - отрезание носа или губ

(Медх., Кул.), кастрация (Нанд.).

 

VIII, 358. ...не в [надлежащем] месте (ade^a) - Медх. полагает, что

речь идет о ненадлежащем месте  на теле женщины - всяком, кроме руки.

 

VIII, 360. ...не запрещено - теми, под  охраной которых женщины

находятся (отец, муж и т. д.).

 

VIII, 362. Кто живет за счет своих  жен (atinupajivin)- так толкуют это

место Медх., Нанд., Кул.; в VII, 138 atmopajivin они объясняли как

"живущий своим трудом".

 

VIII, 363. Служанки, зависящие от одного [хозяина] (praisya), - тайное

сношение с ними считалось нарушением прав собственника; имеются в виду

рабыни.

 

Отшельница (pravrajitaJ-буддийские монахини и т. д. Окружение, в

котором они упомянуты, позволяет  полагать, что они не пользовались

хорошей репутацией, по крайней мере в глазах составителей сборника.

Медх. утверждает, что похотливые женщины  нарочно становились

монахинями. "

 

VIII, Э64. ...если он равен ей (tulya) - имеется в виду раценство  по

происхождению.

 

VIII, 365. ...не надо заставлять платить  ничегоимеются в виду

претензии родителей и опекунов девушки.

 

...заточенной в доме-в ее доме  под наблюдением родственников;

заточение должно было продолжаться до тех пор, пока ее грешная страсть

не пройдет.

 

VIII, 370. Согласно Медх. и Нар. здесь  перечислены три различные

наказания: первое для брахманки, второе - для кшатрийки, третье - для

прочих.

 

VIII, 371. ...превосходства - в красоте, богатстве и т. п. (Медх.).

 

VIII, 373. Братья (vratya)-Медх. в этом месте  приводит несколько

толкований термина: жена ария, который  не был посвящен (см. II, 39);

деревенская рабыня, принадлежащая  нескольким хозяевам. и т. д.

Большинство комментаторов придерживается первого толкования.

 

Ч а II д алк а, ч андала--см. X, 12.

 

VII!, 374. ".охраняемою,--т. е. охраняемою  мужем или родственниками.

 

VIII, 375. ...оштрафован - за преступное  сожительство с охраняемой

брахманкой.

 

...обрит с мочой-с мочой осла (Кул.). VIII, 377. ...как щудр а-см.

VIII, 374.

 

VIII, 385. Низкорожденная женщина (antyajaslri) - чаплалка и подобные

ей (Медх., и Кул.).

 

VIII, 386. Щ акра (";akra) - одно из  имен Индры.

 

VIII, 388, Жертвоприношение, совершаемое  при посредстве специально

нанимаемого жреца, часто было делом  сложным и дорогим. В случае, если

оно не доводилось до конца по вине одной из сторон, другая терпела

материальный ущерб (жертвователь терял средства, которые он уже

затратил, жрец - вознаграждение). Как и нарушение всякого другого

договора, нарушение соглашения между  жертвователем н жрецом считалось

наказуемым деянием.

 

VIII, 391. Этот стих ясно показывает, кто был в делах дхармы вепупаным

апбитООМ.

 

VI 11, 399. Товары, [торговля которыми] объявлена [монополией] царя

(rajriah prakhyatabhandani),-Медх. упоминает, что  в восточных странах

к этим товарам относились слоны, в  Кашмире-шафран, шелк, шерсть, в

южных странах-драгоценные камни, жемчуг.

 

VIII, 400. ...не в должное время-ночью  и т.д.

 

VIII, 402. ...их - т. е. купцов.

 

VIII, 409. ...п о воле богов-в случае  бури и т, п.

 

VIII, 411. Если брахман содержит  из милости кшатрия или вайщ  и я-

имеется в виду брахман-хозяин, нанявший на работу кшатрия н.пи вайщия.

 

Работы, свойственные их [п о ложен  и ю], - кшатрия прилично назначить

сторожем, вайщия-пахарем или пастухом (Медх.).

 

VIII, 412. ...к [унижающему их] услужению,- например мыть ноги

хозяину, выносить отбросы и т. п. (Медх., Кул.).

 

...должен быть оштрафован царем  на шестьсот (пан] - если кшатрий  или

вайщий добровольно выполняют работы раба, штраф должен быть небольшим.

 

VIII, 413. ...некупленного-нанятого (Нар.).

 

VIll, 414. Щудр а, даже отпущенный  хозяином. - имеется в виду

шудра-раб, освобожденный хозяином (Медх.).

 

...не освобождается от обязанности  услуженьяосвобожденному щудре

полагаются служить брахманам  для снискания духовной заслуги (Кул.).

 

VIII, 415. Захваченный под знаменем- имеется в виду военнопленный.

Медх. отвергает возможность порабощения  кшатрия и считает, что имеется

в виду щудра. Однако данные, имеющиеся на этот счет (в "Махабхарате",

у Яджпавалкьи - II, 183 и др.), не оставляют  сомнений в том, что Медх.

неправ. Рожденный в доме- рожденный  рабыней. Раб н силу наказания-не

могущий уплатить штраф или долг (Медх. и др.). См. VIII, 49, 177 и IX,

229.

 

VUI, 416. ...имущество, которое они  приобретают,- возможно, что речь

идет только о заработанном ими, иначе этот стих будет противоречить

IX, 194.

 

VIII, 417. ...уверенно - не боясь, что  он совершает грех, принимая дар

от щудры (см. XI, 24--25, 42, 70).

 

IX, 2. ...от своих мужчин- мужей,  отцов и т. д. IX, 7. ...с е б  я -

так как одни законные сыновья могут  после его смерти совершать щраддху

и избавляют его от ала Пут (см. IX. 138).

 

IX, 8. Здесь игра слов: жена - jaya, женская  сущность - ]ayaiva,

возрождается - jayate.

 

IX, II. Исполнение дхармы- участие  в религиозном культе, поминках  и т.

д. В этом стихе ясно проявляется  стремление ограничить

самостоятельность жены кругом домашних дел.

 

IX, 18. Обряд, сопровождаемый чтением  мантр, - обряд при рождении и т.

д. (см. II, 66).

 

...немощны - лишены твердости,  разума, телесной силы (Медх., Нанд.).

 

IX, 22, ...как река, [соединенная] с  океаном.-согласно индийской

мифологии реки являются женами океана.

 

IX, 23. Акшамала (aksamald) - согласно мифам  чандалка. ставшая с

Информация о работе Царский судебник