Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:59, доклад
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах")
Мы полагаем, что точка
зрения Феофана, оформившаяся в русле
современной ему западной науки
о государстве, была искренней, а
не только выражением покорности Петру.
Уже в одной из своих первых
проповедей, произнесенных им по прибытии
в Петербург, по случаю рождения царевича
Петра Петровича (28 ноября 1716 г.), Прокопович
в присутствии Петра доказывал
преимущества абсолютной монархии и
ее необходимость и
Проповеди Феофана принесли свои плоды, и Петр отдал ему освободившуюся Псковскую епархию, несмотря на протесты Стефана, обвинявшего Феофана в том, что он заражен «язвой кальвинскою»[69]. 2 июня 1718 г. Феофан был рукоположен в епископа Псковского. Эту кафедру он сохранял вплоть до смерти Петра. Жил Феофан большей частью в Петербурге, помогая Петру в деле церковного управления. Когда в 1718 г. царь впервые высказался о необходимости введения коллегиального руководства Церковью, было ясно, что только Феофану Прокоповичу можно было поручить разработку основ будущей системы.
§ 3. «Духовный Регламент» и учреждение Святейшего Синода
а) После смерти последнего патриарха Петр поначалу довольствовался временными мерами, и только с 1718 г., когда победа над шведами стала уже несомненна, он интенсивно занялся реорганизацией государственного и церковного управления. По убеждению Петра, обе эти проблемы были одинаково важны и должны были решаться вместе, причем центральным государственным инстанциям следовало поручить контроль и над Церковью. Такая установка недвусмысленно выражена уже в указе от 2 марта 1717 г., в котором говорится, что «духовный чин» должен подчиняться Правительствующему Сенату. Политика Сената вскоре поставила местоблюстителя патриаршего престола в зависимое положение. После учреждения коллегий (1718–1720), подотчетных Сенату, и реформ местной администрации (1719) определилась новая структура государственного аппарата. Теперь настало время приспособить церковное руководство к государственному механизму, включив первое во второй. Необходимость коллегиального принципа управления Церковью представлялась царю таким же самоочевидным делом, как и подчинение Церкви его царской воле. Тем не менее Петру было ясно, что введение этого порядка выглядело решительным переворотом в глазах духовенства и народа, и потому он желал дать своей реформе мотивированное и доходчивое обоснование[70].
Конфликт с
Когда мысль об отмене патриаршества
у Петра окончательно созрела
и настало время издать законодательный
акт, который разъяснял бы и оправдывал
это нововведение, то единственным,
кому Петр мог доверить это щекотливое
и ответственное дело, оказался молодой
Псковский архиепископ Феофан Прокопович[72].
Феофан был безусловно самым образованным
человеком в окружении Петра,
а может быть, даже самым образованным
русским человеком XVIII в. с универсальными
интересами и познаниями в области
истории, богословия, философии и
языкознания[73].[ ]Феофан был европейцем,
он «разделял и исповедовал
Для царя было естественно поручить написание «Духовного регламента» Феофану, так же как для Феофана было естественно ждать такого поручения[76]. Конечно, Петр дал Феофану некоторые директивы, но в целом содержание «Регламента» отражает церковно-политические воззрения Феофана, тогда как в стиле виден его ничем не стесненный темперамент. «Регламент» был задуман не только как комментарий к закону, но должен был сам заключать в себе основной закон церковного управления. Однако эта цель была достигнута лишь частично и далеко не лучшим образом, так как в написанном тексте нет четких юридических определений даже структуры и полномочий руководящих органов[77]. Зато в нем есть элементы, сообщающие ему характер политического трактата, автор которого не может скрыть своих личных взглядов (можно сказать, и взглядов Петра) и своего отношения к различным явлениям церковной жизни прошлого XVII и начавшегося XVIII столетия. Местами «Регламент» превращается в обвинительную проповедь или сатиру. «В «Регламенте» много желчи. Это книга злая и злобная»[78]. Аргументация автора сугубо рационалистична. У него нет никакого сакрального понятия о Церкви как Теле Христовом. Доводы в пользу коллегиальной системы не могут скрыть того факта, что основной смысл «Регламента» заключается не столько в отмене патриаршества, сколько в революционной перестройке отношений между государством и Церковью. С выходом «Духовного регламента» Русская Церковь становится составной частью государственного устройства, а Святейший Синод — государственным учреждением. Русская Церковь теряет тесную связь с вселенским православием, с которым теперь ее соединяют лишь догматы и обряд. Русский правовед А. Д. Градовский определяет это так: Святейший Правительствующий Синод, называвшийся ранее Духовной коллегией, был учрежден государственным актом, а не церковным — «Духовным регламентом»... По взгляду «Регламента», Синод должен был быть государственным установлением, зависящим от светской власти»[79].
После того как рукопись
была представлена царю и им лично
были сделаны некоторые поправки
(11 февраля 1720 г.), 23 или 24 февраля «Регламент»
был зачитан в Сенате и подписан
царем. 14 февраля 1721 г. учреждение Духовной
коллегии было отмечено торжественным
богослужением. Феофан Прокопович произнес
проповедь, в которой провозгласил
задачей нового «церковного правительства»
улучшение церковной и
В царском манифесте от
25 января 1721 г., составленном Феофаном,
наряду с причинами реформы
Под тем подписано Царскаго Величества собственной рукою, Петр.
В Петербурге, 25 января 1721».
Текст присяги: «Аз, нижеименованный, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием, что должен есмь, и по долженству хощу, и всячески тщатися буду в советах, и судах, и всех делах сего Духовнаго правительствующаго собрания искать всегда самыя сущия истины и самыя сущия правды, и действовать вся по написанным в «Духовном регламенте» уставам. И аще кия и впредь согласием сего Духовнаго правительства и соизволением Царскаго Величества определена будут... Клянуся паки Всемогущим Богом, что хощу и должен есмь моему природному и истинному царю и государю Петру Первому, всероссийскому самодержцу, и прочая... и Ея Величеству государыне Екатерине Алексеевне верным, добрым и послушным рабом и подданным быть»[81].
Тотчас после создания
Духовной коллегии последняя 14 февраля
1721 г. ходатайствовала перед царем
о своем переименовании в Святейший
Правительствующий Синод, так как
название Духовная коллегия непонятно
народу и может вызвать недоумения
во время публичной храмовой молитвы.
Царь согласился с этими доводами
и одобрил переименование[82]. Печатное
издание «Регламента» получило следующий
заголовок: «Духовный регламент», благодатиею
и милосердием Человеколюбца
Бога, тщанием же и повелением Богом
даннаго и Богом умудреннаго
всепресветлейшаго
После заседания Петр отдал
Сенату следующий приказ: «Понеже
вчерась от вас же слышал, что
проект о Духовной коллегии как архиереи,
так и вы слушали и приняли
все за благо, того ради надлежит архиереям
и вам оной подписать, которой
и Я потом закреплю. А лучше
два подписать и один оставить
здесь, а другой послать для подписания
прочим архиереям». Однако распоряжение
это было адресовано не местоблюстителю,
а Сенату, по указу которого в
мае 1720 г. майор Семен Давыдов
и архимандрит Иона Сальников
собрали подписи епископов всех
двенадцати епархий (за исключением
Сибирской из-за ее отдаленности), а
также архимандритов и
б) Если высшее русское духовенство вынуждено было подчиниться желаниям и повелениям Петра, памятуя о его суровости в деле царевича Алексея, то отношение ко всему этому Восточных православных патриархов было для Петра отнюдь не ясно. Между тем их одобрение имело большое значение из соображений церковно-политических: такое одобрение послужило бы в глазах русского народа и духовенства авторитетной санкцией новоучрежденного Святейшего Синода и усилило бы позицию последнего в борьбе со все ширившимся расколом. Когда в 1589 г. возникло Московское патриаршество, Восточными патриархами оно было признано равночестным остальным Восточным патриархатам, а Русская Церковь — самостоятельной в делах внутреннего управления. Но как часть соборной православной Церкви она не могла быть совершенно независимой от последней. Много позже, в XIX в., историк Церкви А. Н. Муравьев сформулировал суть дела следующим образом: «Обнародовано было сие Соборное правительство (т. е. Святейший Синод.— И. С.) по всей России, но еще требовалось для вечной твердости оного признание прочих Восточных Церквей, дабы ненарушимо было единство кафолической Церкви»[84].
Послание Петра