Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:59, доклад
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.
Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота (о "кумпанствах")
Эта грамота, отправленная в
Константинополь уже 30 сентября 1721
г., говорит историку чрезвычайно
много. Отсутствие церковно-политического
(канонического) обоснования церковной
реформы показывает прежде всего, что
Петр и Феофан, который, без сомнения,
и составил эту грамоту, отдавали
себе ясный отчет в том, что
никаких канонических оснований
у реформы и нет. Изменения
в тексте манифеста не оставляют
сомнений, что патриарх был информирован
не просто неточно, а совершенно не
верно. Послание представляет дело так,
словно речь шла о замене патриарха
Синодом, обладающим теми же полномочиями.
Лишь вскользь упоминается о некоей
«инструкции», но патриарху не сообщается,
что под ней имеется в виду
столь далеко идущий документ, как
«Духовный регламент». Ни слова не
говорится и о включении
В первом ответном послании от 12 февраля 1722 г. патриарх поздравлял императора с победой над шведами и высказывал надежду, что дело разрешится успешно, как только удастся связаться с другими патриархами. 23 сентября 1723 г. император получил долгожданный ответ от Константинопольского и Антиохийского патриархов. Патриархи объявляли, что «Синод в Российском святом великом царстве есть и нарицается нашею во Христе братиею святою и Священным Синодом от всех благочестивых и православных христиан священных, и людей начальствующих и подначальных, и от всякого лица сановитого и имеет позволение совершати, елика четыре апостольскии святейшии престолы, наставляет же, увещевает и уставляет, да хранит и содержит непоползновенные обычаи и правила священных Вселенских седми Соборов и иная, елико Восточная святая Церковь содержит, и пребывает во всех весь непоползновенно, Божия же благодать и молитва и благословение нашей мерности да будет с Вами. 23 сентября 1723». В дополнительном послании патриарха Иеремии Святейшему Синоду сообщается о недавней кончине Александрийского патриарха и о тяжкой болезни патриарха Иерусалимского и высказывается заверение, что подтвердительные грамоты обоих этих патриархов прибудут позднее. Таким образом, желание Петра получить санкцию своей реформе исполнилось. Готовность Константинопольского и Антиохийского патриархов пойти на уступки в отношении неканонических действий императора объясняется не только тем перетолкованием сути дела, которое имело место в грамоте Петра, но и зависимостью находившихся под турецким владычеством патриархов от русских субсидий[86].
в) Итак, Святейший Правительствующий Синод, поставленный во главе управления Русской Церковью, должен был отныне руководствоваться в своей деятельности «Духовным регламентом».
«Духовный регламент» делится на три части, которые подразделяются на «пункты», содержащие то законодательные распоряжения, то комментарии и экскурсы составителя. Они дают представление о взглядах Феофана (или Петра) по тому или иному вопросу церковного управления, поэтому «Духовный регламент» является для нас не только памятником церковного законодательства, но и источником для суждения о воззрениях Феофана и отчасти — Петра.
Прежде всего подчеркивается
значение «Регламента» как закона:
«Регламент, или Устав духовный,
по которому оная (т. е. Духовная коллегия.—
Ред.) знать долженства своя и всех
духовных чинов, також и мирских
лиц, поелику оныя управлению духовному
подлежат, и при том в отправлении
дел своих поступать имеет». По
сравнению с этой несколько расплывчатой
характеристикой
Первая «вина» есть практическое соображение: «что един не постигнет, то постигнет другий». Вторая «вина» состоит в том, что коллегиальное суждение имеет больший авторитет: «понеже вящше ко уверению и повиновению преклоняет приговор соборный, нежели единоличный указ». В-третьих, «коллегия правительская под державным монархом есть и от монарха установлена»; отсюда ясно, что «коллегия не есть некая фракция (т. е. группа, партия.— И. С.), тайным на интерес свой союзом сложившаяся, но на добро общее, повелением самодержца, и его ж с прочими рассмотрением собранныя лица». В-четвертых, при коллегиальной системе правления смерть не приводит к приостановке дел, которые продолжаются «непресекомым течением». В-пятых, в коллегии нет места «пристрастию, коварству, лихоимному суду». Далее, преимущество коллегии состоит в том, что «отнюдь не возможно тайно всем (т. е. членам коллегии.— И. С.) слагатися». Здесь сквозит недоверие Петра по отношению к оппозиционно настроенному духовенству: «Епископы, архимандриты, игумены и от властей белаго священства, воистину не видать здесь, как таковыя друг другу и открывать дерзнут коварное некое умышление, не только что согласитися на неправость». Поэтому здесь, в коллегии, нет и «сильных», которые на прочих влияют, и, как говорится в шестой «вине», «коллегия свободнейший дух в себе имеет к правосудию».
Седьмая «вина» имеет церковно-политический
характер и отражает оценку Петром
I предшествующего периода в
Восьмая «вина» усматривается
в том, что подобные «замахи» внутри
самой коллегии невозможны, так как
не только каждый из ее членов, но и
сам председатель подлежит коллегиальному
суду, «если в чем знатно погрешит».
Поэтому нет необходимости
Таковы основания проведенной
реформы, как они видятся Феофану.
Соображений канонического
Если первая часть «Духовного регламента» служит введением, то вторую его часть Феофан озаглавил: «Дела, управлению сему подлежащие» и подразделил ее на: 1) «Дела общие всея Церкви» и 2) «Род дел, собственным чином потребных» (подразумевается, конечно, духовный чин).
В разделе первом «Дела
общие» коллегии вменяется в обязанность
следить, «аще все ли правильно и
по закону христианскому деется и
не деется ли что и где, закону оному
противное». Немедленно вслед за тем
разъясняется, в чем прежде всего
состоит эта обязанность —
в правильном исполнении богослужения
и в цензуре книг: «Если кто
пишет о чем-либо богословское сочинение,
то оное не следует печатать немедленно,
а сначала предъявить коллегии. Коллегия
же должна испытать, нет ли в сочинении
ошибок, противных православному
вероучению». Далее, следует наблюдать
за тем, «есть ли у нас довольное
ко исправлению христианскому
Раздел второй — о делах, «собственным чином потребных», обсуждает три темы. Первая — епархиальное управление (дела архиерейские, приходского духовенства и монашеские), вторая — духовные училища.
К архиерейским делам относятся следующие: епархиальное управление, надзор за приходским духовенством, право отлучения от Церкви, объезды епархии и духовные училища. В трех правилах («регулах»), а именно 13, 14 и 15, подчеркивается, что епископы, так же как все духовенство епархий, подчинены Духовной коллегии и подлежат ее суду. В заключение, в правиле 23, речь идет о проповеди.
Третья тема — это сама
Духовная коллегия. Она должна состоять
из двенадцати человек — условие,
которое почти никогда не выполнялось.
В манифесте говорится об одиннадцати
членах: президенте, двух вице-президентах,
четырех советниках и четырех
асессорах. В бюджете Синода, поданном
на утверждение в Сенат, значилось
также всего одиннадцать