Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:19, шпаргалка
Вопрос 1:Понятие История. Принципы, методы и источники исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Вопрос 2: Цивилизационные особенности России. Вопрос 4: Возникновение Древнерусского государства и его государственный строй. Норманская теория. Принятие христианства.
Причины:
Экономические:
отставание и гнилость режима
разложение феодально-
хозяйственное районирование
складывалось торговое земледелие
социальное расслоение внутри деревни
нужды промышленности требовали рынка свободной рабочей силы
завершение процесса первоначального накопления капитала в руках буржуазии
появляются рабочие, лишенные средств производства
Политические
К 80-м годам сложилась революционная ситуация:
Участились случаи бегства крестьян
Начался новый разночинный этап революционного движения
19 февраля 1861 года
был обнародован манифест об
освобождении крестьян, по которому
крестьяне получали личную
Значение: создавались
условия для развития
Билет 19: Великие реформы 60-70х годов 19 века. Их значение.
Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60—70-х гг. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы.
Земская реформа 1864 г. учреждала
органы местного самоуправления —
земства. Земства создавались в
уездах и губерниях, имели распорядительные
(земские собрания) и исполнительные
органы (земские управы), они формировались
на основе выборов, которые наделяли
преимущественными правами
Судебная реформа 1864 г. была
наиболее последовательной. Старые сословные
суды ликвидировались, создавались
мировые и коронные суды, единые
для всех сословий. Они функционировали
на основе принципов публичности
и гласности, состязательности сторон
(участие адвоката и прокурора
в судебном заседании), независимости
судей (назначенный императором
судья не мог быть без приговора
суда освобожден от своей должности).
Наконец, учреждался суд присяжных,
которым вменялось в
Военная реформа растянулась на полтора десятка лет (1862—1874). В процессе ее проведения страна была поделена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 г. Александр II утвердил закон о переходе к всеобщей воинской повинности. С рекрутской системой было покончено, все мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот. Действовала сложная система льгот (в зависимости от образования, семейного положения, состояния здоровья), благодаря которой в армию на самом деле призывалось не более 25—30% мужчин призывного возраста. Это означало, что сравнительно небольшая в мирное время армия обладала обученным резервом, который можно было использовать в случае войны.
Как и крестьянская реформа
1861 г., реформы 60—70-х гг. имели первостепенное
историческое значение. Они охватили
практически все сферы общества
(кроме названных, были проведены
школьная, университетская, финансовая
и другие реформы), вносили принципиальные
изменения в его жизнь. Реформы,
бесспорно, шли навстречу требованиям
времени, они давали шанс успешно
решить стоявшие перед страной задачи
модернизации. К сожалению, власть не
демонстрировала
!! Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, кот была проведена в губерниях 2. Городская
1. В январе 1864 вышло положение “ о губернских, уездных и земских учреждениях”. В соответствии с ним создавались органы мсу, кот назывались земствами. Эти земства формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Все население было разделено на 3 избир группы - курии. 1 курия - землевлад, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвитж-ти от 15000 руб. 2 курия - городская. Сюда допускались гор промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/г 3 - сельская курия. 1 гласный выбирался на каждые 3000 высших кр наделов. Т.о. было обеспечено представит-во дворянского сословия. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губ и уездн собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнит органы - губ и уездн управы. Выбирались на земских собр-х. Права органов мсу: решали проблемы сбора налогов. При этом определ % оставался на местах. Решали вопросы хоз жизни региона. Проблемы культуры, обр-я, соц обеспечения. Губ, земск учрежд-я подчинялись только сенату. Губернатор в деят-ть местн учрежд-й не вмешивался, а только следил за законностью дейтвий. К нач 70-х г на терр России было создано 35 омсу (в 35 губ-х из 59)
Позитивность в реформе:
всесословность
выборность
начало разделения властей
начало формиров-я гражд с/сознания
Недостатки:
об-во не было допущено в центр гос учрежд-я, не могло влиять на политику центра
были предоставлены неравные избир права
контакты между земствами были запрещены
2. Городская реформа. (1870) Городовое положение:
создавались городские думы и гор управы во главе с гор головой. Кандидатура гор головы утверждалась губ-тором
выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.
Судебная реформа:
1864 - обнародованы новые суд уставы.
Положения:
ликвидировалась сословная система судов
было объявлено рав-во всех перед законом
была введена гласность судопр-ва
состязательность судопр-ва
презумпция невиновности
несменяемость судей
единая система
создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали уг и гр дела, ущерб по кот-м не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собр-х и утверждались сенатом.
2. Общий суд - состоял из 3 инстанций: 1 - окр суд (в уездах), 2 - губ суд палата, 3 - сенат. Рассм уг и гр дела ущерб по кот-м был >500 руб Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губ собр-х.
Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды
Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности
для поднятия компетентности высшего военного рук-ва воен мин-во было преобразовано в генштаб
вся страна была разделена на 6 воен округов
было проведено сокращение армии, были ликвидированы воен поселения
была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинск пов-ть. С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Но в в действ армии солдаты служили 6 лет, 7 - для матросов. Были введены льготы по воинск службе: люди с нач обр-м служили 3 года, кто закончил гимназию - 1,5 года, с высшим - неск меяцев. От воинск обяз-ти освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содерж-ии были престарелые родители.
были отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.
Реформа в обл-ти просвещения:
Была продиктована экономич потребностями. Коснулась всех сфер
Реф-ма нач обр-я: В 1863 вышел устав нач народных училищ, он положил начало созданию системы гос нач обр-я для всех категорий нас-я, т.е. сюда допускались все сословия.
Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий.
в гимназии был доступ для всех сословий. Г были разделены на 2 вида: 1. Классич гимназии ( для поступления в универ)
Реальные гимназии (для высш техн школ).
программу обучения в гимназиях
определяли университеты, что создавало
возможность системы
в этот перидод получает развитие среднее женск обр-е, начинают создаваться женские гимназии.
женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей
Университетское обр-е: Алекс2 предоставил универам болшую свободу. Это было обусловлено новым универс уставом 1863 года. Свободы:
студ-ты могли создавать студ орг-ции
получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры
в универы допускались все вольножелающие
студ-там предоставлялось право на выбор ректора
было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та
создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.
Значение реформ А2:
способствовали более быстрому развитию кап отн-й в Р
способствовали началу формиров-я в Росс об-ве бурж свобод (свобода слова, личности, орг-ций и т.п.)
способствовали формиров-ю гр самосозн-я
способствовали быстрому развитию культуры и образов-я в России.
Недостаток: они не ликвидировали систему абс мон-хии, не дали возм-ть об-ву влиять на гос политику. Г-во проводило по-прежнему политику в интересах г-ва.!!!
!!! Крепостное право к
середине 19 в. стало тормозом для
дальнейшего развития страны. Подневольный
труд был крайне не эффективен.
Решившись отменить крепостное
право, Александр II для подготовки
реформы создал «Секретный
Билет 20:Россия на рубеже 19-20 веков. Особенности ее развития.
Реформы 60-х – 70-х гг. 19
в. привели к изменению Российской
экономики. Ускорилась социальное расположение
крестьянства. К концу 19 в. около 20% крестьянства
превратилось в сельскую буржуазию
и 50% - пролетариат. Сельское хозяйство
России всё более превращалось в
товарное, предпринимательское. Углублялась
его специализация: Украина –
хлеб, сахарная свекла; Прибалтика –
мясо, молоко; Поволжье – зерно. Во многих
хозяйствах использовали удобрения, сельхоз.
технику. Благодаря специализации
и новым формам труда увеличилось
сельхоз. производство. Российский хлебный
экспорт в 60-90-ые гг. вырос в 5 раз.
Однако развитие капитализма в сельском
хозяйстве пошло по «русскому» пути,
то есть реформы проводились сверху
за счет крестьян. В промышленности
к началу 80-х гг. завершается промышленный
переворот. В России появились новые
экономические районы: Баку, Ростов-на-Дону.
С помощью государственных
В общественном движении России
2-ой половины 19 в. шла борьба между
различными политическими течениями,
что и определяло характер общественного
развития. В 60-70 гг. радикальная интеллигенция
объединилась под идейными знаменами
народничества. Народники критиковали
капитализм, отрицали государство как
политический институт, преувеличивали
роль личности в историческом процессе.
В народничестве было три направления.
Бунтарское, во главе с Бакулиным
призывало к бунту, который должны
совершить крестьяне, что приведет,
по их мнению, к установлению социализма.
Пропагандистское направление, во главе
с Лавровым считало, что народ
надо готовить к социализму путем
долгой пропаганды. Заговорщическое
направление, во главе с Ткачёвым
считало, что власть должна захватить
революционная партия и внедрить
социализм в русскую жизнь. В 1874
г. народники начали «хождение в
народ», пытаясь поднять крестьян
на бунт. Правительство разгромило
это движение. В 1876 г. возникло революционная
народническая организация «