Шпаргалка по "Истории России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:19, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1:Понятие История. Принципы, методы и источники исторического исследования. Формационный и цивилизационный подходы к истории. Вопрос 2: Цивилизационные особенности России. Вопрос 4: Возникновение Древнерусского государства и его государственный строй. Норманская теория. Принятие христианства.

Вложенные файлы: 1 файл

История Билеты.docx

— 410.14 Кб (Скачать файл)

Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась  сеть изб-читален, библиотек. Новая  система образования строилась  на принципах единой трудовой школы. Обязательным было сначала четырехклассное  начальное, а затем и семиклассное образование. 20-е гг. — яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др.). В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб».

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов  по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и  крестьян. Особое внимание уделялось  подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х — 30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев,, тогда студент Ленинградского университета).

Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны  от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий — выдающиеся экономисты Н. Д. Кондратьев и А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др.

В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым, Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство, особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых-естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко и др.

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М. Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.). Немало выдающихся деятелей русской  культуры остались в России (А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве  царил дух творческого поиска, попыток найти необычные, яркие  художественные формы и образы. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды  на сущность и предназначение искусства (Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа «Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического ре ализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения — последовательно и методично: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А А. Ахматова).

И все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и  кино в эти годы были созданы талантливые  и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Разгром» А.А.Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Страна Му-равия» А. Т. Твардовского, симфоническая и камерная музыка Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни И. О. Дунаевского, театральные постановки во МХАТе, Камерном театре, Театре революции, кинофильмы С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. В. Александрова и др.

!! Одной из главных  задач в области образования  в послеоктябрьский период была  задача ликвидации неграмотности  (декрет о ликвидации безграмотности, 1919 г.; создание общества “Долой  неграмотность”, 1923 г.; организация  ликбезов, сети библиотек; реформирование  образования — создание единой  трудовой школы и т. д.). К  началу 1930-х гг. была ликвидирована  неграмотность, построено много  новых школ, введено сначала всеобщее начальное, а затем — семилетнее образование. Школьная реформа 1930-х гг. была направлена на повышение уровня образования детей. Для подготовки квалифицированных кадров была расширена сеть вузов, рабфаков. Развитие науки, литературы, искусства находилось под жестким идеологическим (принцип классового характера культуры), а часто и административным контролем государства и партии. Призывы власти к достижению новых успехов в науке и искусстве, стремление привлечь научную и творческую интеллигенцию на свою сторону сочетались с административными методами управления, с высылкой из страны группы выдающихся ученых (1922). Многие деятели науки и культуры, не признавшие советскую власть, эмигрировали из страны. В стране были созданы Академия наук, ВАСХНИЛ и другие научные центры, образовано много научных институтов (научные достижения И. П. Павлова, К. Э. Циолковского, Н. Е. Жуковского, Н. И. Вавилова, В. И. Вернадского и др.). После революции были созданы новые организации в области культуры — Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей и др. Борьба различных творческих групп, реалистов и авангардистов, в литературе и искусстве (можно дать характеристику творчества деятелей культуры разных направлений — литераторов, художников, архитекторов, музыкантов, представителей театра, кинематографа и др.). Утверждение в литературе и искусстве принципов социалистического реализма, тоталитаризм в области культуры обусловили прославление в художественных произведениях новых устоев жизни, парадность и пышность в ее изображении. Это оказывало большое влияние на массовое сознание. Представители всех областей культуры, вся советская художественная интеллигенция находились под прессом цензуры, в полной зависимости от существующего режима, который поощрял приближенных к власти, наказывал инакомыслящих (привести примеры сложных отношений интеллигенции и власти, трагических судеб многих представителей культуры). Особенно острый характер приняло противостояние власти и церкви (травля церковной интеллигенции, преследование патриарха Тихона и других церковных деятелей, разрушение храма Христа Спасителя в 1931 г. и т. д.).!!

Билет 32:Политический строй в СССР в 30е годы 20 века.

Курс на утверждение однопартийной  политической системы (такой системы, при которой сохраняется единственная и, следовательно, правящая партия) полностью  соответствовал теоретическим представлениям о государстве диктатуры пролетариата. Власть, опирающаяся на прямое насилие  и систематически применяющая его  в отношении «враждебных классов», не допускала и мысли о возможности  политического соперничества и  оппозиции со стороны других партий. Столь же нетерпимым для данной системы  было существование инакомыслия, альтернативных группировок внутри правящей партии. В 20-е гг. формирование однопартийной  системы завершилось. Нэп, в экономической  сфере допускавший элементы рынка, частной инициативы, предпринимательства, в сфере политической сохранил и  даже ужесточил военно-коммунистическую нетерпимость к «врагам и колеблющимся».

К 1923 г. были ликвидированы  остатки многопартийности. Состоявшийся в 1922 г. судебный процесс над эсерами, обвиненными в организации заговоров  против советской власти и вождей коммунистической партии, поставил точку  в более чем двадцатилетней истории  партии. В 1923 г. затравленные и запуганные меньшевики объявили о самороспуске. Прекратил свое существование Бунд. Это были левые, социалистические партии; монархические и либеральные  партии были ликвидированы в первые годы после Октябрьской революции 1917г.

С политическими оппонентами, находившимися вне рядов коммунистической партии, было покончено. Оставалось добиться единства внутри партии. Вопрос о единстве партии В. И. Ленин после завершения Гражданской войны считал ключевым, «вопросом жизни и смерти». X съезд  РКП(б) в 1921г. принял по его настоянию  знаменитую резолюцию «О единстве партии», запрещавшую любую фракционную  деятельность. В не менее знаменитых последних работах 1922—1923 гг. тяжело болевший вождь призывал своих наследников  хранить единство партии «как зеницу ока»: в расколе ее рядов он видел  главную угрозу.

Между тем внутрипартийная  борьба, обострившаяся еще при  жизни Ленина, после его смерти (январь 1924) разгорелась с новой  силой. Ее движущими силами были, с  одной стороны, разногласия о  том, в каком направлении и  как двигаться дальше (что делать с нэпом; какую политику весги в деревне; как развивать промышленность; где взять деньги на модернизацию экономики и пр.), и личное соперничество в непримиримой схватке за абсолютную власть — с другой.

Основные этапы внутрипартийной  борьбы в 20-е гг.:

1923—1924гг. — «триумвират» (И.В.Сталин, Г. Е. Зиновьев и Л. Б. Каменев) против Л. Д. Троцкого. Идейное содержание: Троцкий требует прекратить отступление перед мелкобуржуазной стихией, «закрутить гайки», ужесточить командное руководство экономикой, обвиняет лидеров партии в перерождении. Итог: победа «триумвирата», личное уси^-ление Сталина.

1925г. — Сталин, Н. И.  Бухарин, А. И. Рыков, М. П.  Томский и др. против «новой  оппозиции» Зиновьева и Каменева. Идейное содержание: Сталин выдвигает  тезис о «возможности построения  социализма в отдельно взятой  стране»; оппозиция защищает старый  лозунг «мировой революции» и  критикует авторитарные методы  руководства партией. Итог: победа  Сталина, сближение «новой оппозиции»  с Троцким.

1926—1927 гг. — Сталин, Бухарин,  Рыков, Томский и др. против  «объединенной оппозиции» Зиновьева,  Каменева, Троцкого («троцкистско-зиновь-евский блок»). Идейное содержание: продолжается борьба вокруг сталинского тезиса о строительстве социализма в отдельно взятой стране. Оппозиция требует форсировать развитие промышленности за счет «выкачивания» денег из деревни. Итог: победа Сталина, снятие лидеров оппозиции с руководящих постов в партии и государстве, ссылка, а затем изгнание из страны Троцкого.

1928—1929 гг. — Сталин против  «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков,  Томский). Идейное содержание: Сталин  выдвигает курс на форсированную  индустриализацию, проводимую за  счет крестьянства, говорит об  усилении классовой борьбы; Бухарин  и др. развивают теорию о «врастании»  в социализм, о гражданском  мире и поддержке крестьянства. Итог: победа Сталина, разгром  «правой ончозиции».

Таким образом, внутрипартийная  борьба в 20-е гг. завершилась личной победой Ста мша, овладевшего  к 1929 г. абсолютной властью в партии и государстве. Вместе с ним победил  курс на о гказ от нэпа, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, утверждение командной экономики.

Общественно-политическая жизнь  СССР в 1930-е гг. была жизнью страны, уже  ставшей тоталитарной. Тоталитарным называют такое общество, в котором  ликвидирована многопартийность и  существует однопартийная политическая система; правящая партия срослась с  государственным аппаратом и  подчинила его себе; утвердилась  единая, общеобязательная идеология; независимого от контроля партии и государства  общества не существует, все общественные организации и все общественные отношения непосредственно контролируются государством; сложился культ вождя; существует разветвленный полицейский  аппарат, проводящий репрессии в  отношении граждан; гражданские  права, формально признаваемые, на самом  деле ликвидированы.

Экономической основой тоталитаризма  советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном  планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации.

Однопартийная политическая система утвердилась в СССР уже  в 20-е гг. Сращивание партийного аппарата с государственным, подчинение партии государству стало фактом тогда  же. В 30-е гг. ВКП(б), пройдя через ряд  острых схваток ее лидеров в борьбе за власть, являлась единым, строго централизованным, жестко соподчиненным, отлаженгым механизмом. Дискуссии, обсуждения, элементы партийной демократии безвозвратно ушли в прошлое. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло cocjo-яться без одобрения партийных ячеек.

Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных организаций, то они  были не более чем «приводными  ремнями» от партии к массам. Своеобразные «школы коммунизма» (профсоюзы для  рабочих, комсомол для молодежи, пионерская организация для детей и подростков, творческие союзы для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны.

Духовной основой тоталитарного  общества в СССР была официальная  идеология, постулаты которой —  понятные, простые — внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению «Краткого курса  истории ВКП(б)»: в СССР построены  основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба блюдет обостряться; «кто не с нами — тот против нас»; СССР — оплот прогрессивной общественности всего мира; «Сталин — это Ленин  сегодня». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту  граждан.

Культ Сталина как вождя  общества был едва ли не важнейшим  элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к  врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы  обретали плоть и кровь, становились  предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали  любовь, трепет и граничащее со страхом  уважение. На нем замыкалась вся  пирамида тоталитарной власти, он был  ее бесспорным, абсолютным вождем.

В 30-е гг. на полных оборотах работал сложивпгтй-ся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы — «тройки», Главное управление лагерей — ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936—1939 гг. против бывших вождей партии (Г. Е. Зиновьев, Н.И.Бухарин, А. И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, И. Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность жертвовать друзьями и близкими. Они напоминали запуганному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории России"