Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 14:37, шпаргалка
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н.э.
Вариант 2
Русские земли в 12-13 веках Русь удельная.
В условиях господства натурального хозяйства у каждого княжества была возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. К середине 12в. на основе Киевской Руси сложилось 15 самостоятельных княжеств, а к началу 13в. – 50 княжеств. Феодальная раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях развития феодального способа производства, которая стала закономерным этапом развития Древней Руси. Титулов великого князя в 12в. назвали не только Киевских, но и других князей. Процесс дробления привел к тому, что княжества делились на более мелкие уделы. В результате этого процесса самостоятельными княжествами стали: Киевская, Черниговская, Муромская и т.д. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Наиболее крупными были княжества: Галицко-волынское, Владимиро-Суздальское и Новгородская боярская республика. Владимиро-Суздальское княжество сложилось в начале 12в., как крупное феодально-боярское земледелие. На его территории было много городов: Дмитров, Звенигород, Ростов, Суздаль – территория была защищена от врагов лесами, реками. Выгодные торговые пути способствовали отделению от Киевской державы. Это княжество укрепилось при князе Юрии Долгоруком, Андрее Боголюбенном, при Всевладе Большое гнездо. На юго-западе Руси важную роль играло Галицко-волынское княжество. Здесь были плодородные земли, богатые города, значительные запасы каменной соли. Князья Ярослав I и Роман Мстиславович успешно вели борьбу с польскими феодалами половцами. Крупнейшим политическим центром была Новгородская боярская республика. Высшим органом республики было вече, где избирали посадника и епископа. Основу экономики власти составляло сельское хозяйство. Русские земли в 12-13 вв. были самостоятельными имели различные формы управления, а экономическую основу составляло сельское хозяйство.
Вариант 3
Русские земли во времена феодальной раздробленности. Русь удельная
Начиная с 30х годов 12в Русь уже необратимо встала в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья. К середине 12в Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева. Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра. Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства. Ярослав Мудрый незадолго до своей смерти (1054) разделил земли между 5 сыновьями. Но сделал он это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга; управлять ими самостоятельно было практически невозможно. Каждый из сыновей получал земли, которые должны были обеспечить его существование. И Ярослав надеялся, что его дети будут защищать общерусские интересы. Поначалу детям Ярослава удавалось править подобным образом, однако с 1068г, когда объединённая дружина Ярославичей в битве на реке Альте потерпела поражение от кочевых половецких племён, между князьями начались непрекращающиеся усобицы. Они ещё больше усилились, когда подросли внуки и правнуки Ярослава. В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Оценив гибельные последствия усобиц, князя установили новый вид правления: “каждый да держит отчину свою”. Это решение закрепляло феодальную раздробленность. Добиться же сплоченности князьям в результате съезда не удалось. Только позже, когда князем стал Владимир мономах (1113-1125), а также при его сыне Мстиславе (1126-1132) государственное единство было на времо восстановлено. Половцам был нанесён ряд поражений, что заставило их прекратить набеги. Но после смерти Мстислава раздробленность на Руси окончательно возобладала. Феодальная раздробленность ослабляла Русь. Однако это был закономерный процесс, который имел и свои положительные стороны – культурное и хоз. развитие различных земель, появления в них множества новых городов, заметный рост ремесла и торговли.
Вариант 1
Культура Древней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» — сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета — X — первая половина XIII в. (домонгольский период).
Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого (980—1015). Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности.
Христианство с его единобожием,
признанием Бога источником власти и порядка
в обществе внесло серьезный вклад в закрепление
складывавшихся в Киевской Руси феодальных
отношений.
Крещение Руси превратило ее в равного
партнера средневековых христианских
государств и тем самым усилило внешнеполитическое
положение в тогдашнем мире.
Наконец, о духовном и культурном значении
принятия христианства. Оно огромно. На
Русь из Болгарии и Византии.пришли богослужебные
книги на славянском языке, возросло число
тех, кто владел славянской письменностью
и грамотой. Непосредственным следствием
крещения Руси стало развитие живописи,
иконописи, каменного и деревянного зодчества,
церковной и светской литературы, системы
образования. Православие, приобщив Русь
к древней греко-римской и христианской
традиции, стало вместе с тем одним из
факторов, предопределивших особенности
экономической, социальной, политической,
религиозной, культурной, духовной истории
нашей страны.
Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве — фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы, сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины — героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойтетко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.
С принятием христианства началось быстрое
развитие письменности. Письменность
была известна на Руси в дохристианские
времена (упоминание о «чертах и резах»,
середина I тыс.; сведения о договорах с
Византией, составленных на русском языке;
находка под Смоленском глиняного сосуда
с надписью, сделанной кириллицей — азбукой,
созданной просветителями славянства
Кириллом и Мефодием на рубеже X—XI вв.).
Православие принесло на Русь богослужебные
книги, религиозную и светскую переводную
литературу. До нас дошли древнейшие рукописные
книги — «Остромирово Евангелие» (1057)
и два «Изборника» (сборника текстов) князя
Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в
XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140
тыс. книг нескольких сот названий: уровень
грамотности в Древней Руси был по меркам
средневековья весьма высок. Есть и другие
доказательства: берестяные грамоты (их
археологи обнаружили в середине XX в. в
Великом Новгороде), надписи на стенах
соборов и ремесленных изделиях, деятельность
монастырских школ, богатейшие книжные
собрания Киево-Печерской лавры и Софийского
собора в Новгороде и др.
Бытовало мнение, что древнерусская культура
была «немой» — она, как полагали, не имела
самобытной литературы. Это не так. Древнерусская
литература представлена различными жанрами
(летописание, жития святых, публицистика,
поучения и путевые заметки, замечательное
«Слово о полку Игореве», не принадлежащее
ни к одному из известных жанров), она отличается
богатством образов, стилей и направлений.
Древнейшая из дошедших до нас летописей
— «Повесть временных лет» — создана
около 1113г. монахом Киево-Печерской лавры
Нестором. Знаменитые вопросы, которыми
открывается «Повесть временных лет»:
«Откуда есть пошла Русская земля, кто
в Киеве нача первее княжити и как Русская
земля стала есть», — уже говорят о масштабе
личности создателя летописи, его литературных
способностях. После распада Киевской
Руси возникли самостоятельные летописные
школы в обособившихся землях, но все они,
как к образцу, обращались к «Повести временных
лет».
Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».
К согласию и примирению князей призывал и неизвестный
автор величайшего произведения древнерусской
литературы «Слово о полку Игореве» (конец
XII в.). Реальное событие — поражение северского
князя Игоря от половцев (1185—1187) — стало
лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего
богатством языка, стройностью композиции,
силой образного строя. Автор видит Русскую
землю с огромной высоты, охватывает мысленным
взором огромные пространства, как бы
«летит умом под облаками», «рыщет через
поля на горы» (Д. С. Лихачев). Опасность
угрожает Руси, и князья должны забыть
распри, чтобы спасти ее от погибели.
Искусство Древней Руси — это в первую
очередь архитектура и живопись. Византийские
традиции каменного зодчества пришли
с христианством. Величайшие постройки
XI—XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь,
соборы, посвященные Святой Софии, в Киеве,
Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали
византийским традициям. На четырех массивных
столбах в центре здания, соединенных
арками, покоится цилиндрический барабан.
На нем прочно стоит полусфера купола.
Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают
остальные части храма, завершающиеся
сводами, иногда — куполами. В алтарной
части — полукруглые выступы, апсиды.
Это и есть разработанная византийцами
крестово-купольная композиция церковного
здания. Внутренние, нередко и внешние
стены храма расписаны фресками (живопись
по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой.
Особое место занимают иконы — живописные
образы Христа, Богоматери, святых. Первые
иконы пришли на Русь из Византии, но русские
мастера быстро овладели строгими законами
иконописи. Почитая традиции и старательно
учась у византийских учителей, русские
зодчие и живописцы проявляли удивительную
творческую свободу: древнерусская архитектура
и иконопись более открыты миру, жизнерадостны,
декоративны, чем византийские. К середине
XII в. стали очевидны и различия художественных
школ Владимиро-Суздальской, Новгородской,
южнорусских земель. Радостные, легкие,
пышно украшенные владимирские храмы
(Успенский собор во Владимире, церковь
Покрова на Нерли и др.) контрастируют
с приземистыми, основательными, массивными
церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице,
Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские
иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение»
отличаются от написанных владимиро-суздальскими
мастерами икон «Дмитрий Солунский» или
«Боголюбская Божья Матерь».
К числу величайших достижений древнерусской
культуры относится и художественное
ремесло, или узорочье, как его называли
на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью,
изделия из серебра, выполненные в техниках
скани, зерни или черни, узорчатый декор
оружия — все это свидетельствует о высоком
мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.
Вариант 2
Древняя русская культура 10-13 вв.
Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен и испытала влияние Византии. За долго до принятия христианства на Руси была письменность, и к моменту принятия христианства был собственный алфавит. В крупных городах существовали школы для мальчиков, а с 11 в. – для девочек. Образование получали в школах при церквях и монастырях, где изучали латынь, благословие, философию, церковно-славянскую историю, литературу. Первая летопись составлена в конце 10 века. Известные летописи: Псковская, Патьевская, Лаврентьевская. Монах Нестор составил свод под названием «Повесть временных лет», где излагалась история возникновения древнерусского государства. Распространенным жанром являлся жанр жития святых («Жития князей Бориса»). Самым известным произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве», где в поэтической форме звучит призыв к единению русских земель. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество и, прежде всего былины. Принятие христианства привело к строительству храмов. В Киеве построен Софийский собор. Дмитриевский и Успенский собор во Владимире. Внутри храма украшали фресками и мозаикой. Большое развитие получило ремесло. Ремесленники работали более чем по 60-и специальностям. Составной частью искусства было музыкальное творчество. Русская культура 10-13 вв. стала отражением процессов производящих в экологической и политической жизни страны.
Вариант 3
Культура Древней Руси (X – XIII в.в.)
Понятие “культура” имеет около 1500 определений. Сам термин появился во 2ом веке до н.э. в древнем Риме, автор его Марк Порци Катон. термин “культура” переводится как обработка, возделывание. Культура – это феномен, который охватывает все стороны жизни человека, начиная от быта и кончая религией. Существенные факторы, независимые от человека, которые сильно влияют на процесс развития того или иного общества: климат, кол-во солнца, гегр. положение, геополитическая ситуация, стартовые условия складывания г-ва. Всё вместе это выработало у древнерусского человека непритязательное отношение к жизни, пренебрежительное отношение к земле, невозможность подняться над повседневностью и даже враждебное отношение к государству. Все эти факторы повлияли на то, что русская культура начала 10 и 20вв была противоречивой и сложной, в ней преобладали традиционные ценности. (ЭТО ВСТУПЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ К ЛЮБОЙ ТЕМЕ КУЛЬТУРА) В 9-12вв со становлением внешней торговли Русь приобщается к культурным традициям Европы, Византии, Востока. Очагами развития культуры были города. Киев, Новгород, Галич постепенно стали центрами европейского значения. Рост городов привёл к развитию архитектуры, основанной на византийской культуре. Шедеврами стали такие сооружения 11в, как Софийские соборы Киева и Новгорода. В12-начале13в в крупных городах развернулось строительство крепостных стен, башен. церквей. Именно к 12-13в относится белокаменное зодчество Владимиро-Суздальских земель, сохранившихся до наших дней. Вместе с архитектурой развивалась и живопись. Иконы и фрески писались на сюжеты из библейской истории. Оружие, рукописные книги, украшения, столовая утварь отделывались золотом, серебром. Берестяные грамоты новгородцев 11-12в – жалобы, приглашения, распоряжения о делах, о ценах – говорит о широком распространение письменности. В крупных городах велись летописи. В 12-13в, вместо прежних кратких заметок появились подробные описания событий: отчёты о сражениях, переговорах и т.д. Летописи – очень важный исторический источник, знакомящий с общественной мыслью своего времени. Литературным шедевром стало “Слово о полку Игореве” – прекрасное по форме, написанное ярким языком, патриотическое и мудрое обращение к русским князьям.
Вариант 1
XIII век в
истории Руси — это время
вооруженного противостояния
Монголо-татары пришли на Русь из глубин Центральной Азии. Образованная в 1206г. империя во главе с ханом Темучином, принявшим титул хана всех монголов (Чингисхана), к 30-м гг. XIII в. подчинила своей власти Северный Китай, Корею, Среднюю Азию, Закавказье. В 1223 г. в битве на Калке объединенное войско русских и половцев потерпело поражение от 30-тысячного отряда монголов. Чингисхан отказался от продвижения в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но воспользоваться ею не смогла: все попытки объединения, прекращения междоусобиц оказались тщетными.
В 1236 г. внук Чингисхана
Батый начал поход на Русь. Покорив Волжскую
Булгарию, он в январе 1237 г. вторгся в Рязанское
княжество, разорил его и двинулся дальше
на Владимир. Город, несмотря на ожесточенное
сопротивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве
на реке Сить был убит великий князь владимирский
Юрий Всеволодович. Взяв Торжок, монголы
могли идти на Новгород, но весенняя распутица
и большие потери заставили их вернуться
в половецкие степи. Это движение на юго-восток
иногда называют «татарской облавой»:
по дороге Батый грабил и сжигал русские
города, которые мужественно сражались
с захватчиками. Особенно ожесточенным
было сопротивление жителей Козельска,
прозванного врагами «злым городом». В
1238— 1239 гг. монголо-татары завоевали Муромское,
Переяславское, Черниговское княжества.
Северо-Восточная Русь была разорена.
Батый повернул на юг. Героическое сопротивление
жителей Киева было сломлено в декабре
1240 г. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество.
Монгольские полчища вторглись в Польшу,
Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии
и Германии, но обессиленные отчаянным
сопротивлением русских отрядов, лишенные
подкреплений отступили и вернулись в
степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было
создано государство Золотая Орда (столица
Сарай-Вату), владычество которой были
вынуждены признать разоренные русские
земли. Установилась система, вошедшая
в историю под названием монголо-татарского
ига. Сущность этой системы, унизительной
в духовном и грабительской в экономическом
отношениях, состояла в том, что: русские
княжества в состав Орды не вошли, сохранили
собственные княжения; князья, в особенности
великий князь владимирский, получали
ярлык на княжение в Орде, утверждавшей
их пребывание на престоле; они должны
были выплачивать большую дань («выход»)
монгольским правителям. Были проведены
переписи населения, установлены нормы
сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули
русские города, но до начала XIV в. сбором
дани занимались уполномоченные на то
монгольские должностные лица — баскаки.
В случае неповиновения (а антй-монгольские
восстания вспыхивали нередко) на Русь
присылались карательные отряды — рати.
Встают два важных вопроса: почему русские
княжества, проявив героизм и мужество,
не смогли дать отпор завоевателям? Какие
последствия имело для Руси иго? Ответ
на первый вопрос очевиден: конечно, имело
значение военное превосходство монголо-татар
(жесткая дисциплина, отличная конница,
прекрасно налаженная разведка и др.),
но решающую роль сыграли разобщенность
русских князей, их распри, неспособность
объединиться даже перед лицом смертельной
угрозы.