Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "История России".
назначен на лето 1826 г. Но в ноябре 1825 г. произошло непредвиденное: в Таганроге умер
Александр I. Престол должен был наследовать его брат Константин, но он задолго до это-
го отказался от своих прав. Александр I назвал имя преемника еще в 1823 г. Им стал его
брат Николай. Все эти соглашения держали в тайне, в ноябре—декабре 1825 г. возникло
опасное междуцарствие, которое позволило членам Северного общества организовать вы-
ступление в момент приведения солдат к присяге Николаю. Оно состоялось 14 декабря
1825 г. на Сенатской площади в Петербурге. Накануне был принят «Манифест к русскому
народу», Провозглашавший отмену крепостного права, ликвидацию сословного неравен-
ства и пр. Руководителем восстания стал С. П. Трубецкой__________.
Разработанный план реализо-
ван не был: Трубецкой на площадь не пришел, А. И. Якубович стрелять в Николая отка-
зался. Сенат и Государственный совет были приведены к присяге накануне. После много-
часового противостояния верных царю войск и трех тысяч солдат, выведенных дека-
бристами, восставшие были разогнаны картечью. Двумя неделями позже было разгромле-
но восстание Черниговского полка, поднятое С. И. Муравьевым-Апостолом и М. П. Бес-
тужевым-Рюминым на Украине.
Движение декабристов стало самым значительным событием в русской истории. Они раз-
работали первую революционную программу и план будущего устройства страны. Впер-
вые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему
России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на следующие
поколения общественных деятелей.
14.
1. Россию времени правления Николая I (1825— 1855) нередко называют «фасадной им-
перией»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед стра-
ной. Их осознанию, поиску корней, выработке решений была подчинена идейная, духов-
ная жизнь русского общества в эти годы. Нет ничего удивительного в том, что спектр
предложенных тогда решений оказался чрезвычайно широким. Произошло оформление
направлений общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего
XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представлен-
ное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).
Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле
министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народ-
ность». Россия, согласно этой теории, — это самобытная страна, основами бытия которой
являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский
народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия
монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосре-
доточены интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от самодержавного
принципа управления, а его всемерное укрепление, не преобразования, а сохранение су-
ществующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой».
Независимая общественная мысль развивалась в оппозиции к официальной теории, под
жестким давлением власти, всеми силами внедрявшей в общественное сознание «триаду
Уварова». Трагическая судьба П. Я. Чаадаева, в «Первом философическом письме» (жур-
нал «Телескоп», 1836) высказавшем горькие, обидные и многими крупными писателями
(А. С. Пушкиным в их числе) отвергнутые мысли об одиночестве России, «ничего не дав-
шей миру, ничему не научившей его», в этом смысле показательна.
Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали не-
многочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений рус-
ского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. И западники, и славяно-
филы отрицали
революционные способы
жды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. В центре
споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, о ее прошлом и буду-
щем.
Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия
развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она
лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить
крепостное право,
ввести конституционные формы
конституционной монархией, либо республикой), провести судебную и военную рефор-
мы. Идеал для западников — Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь,
попытавшийся преодолеть ее вековое отставание.
Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Ки-
реевские), напротив__________, к личности и деятельности Петра I относились весьма
критически.
Он нарушил исконную самобытность России. В отличие от Европы допетровская Русь, по
их мнению, не знала социальной розни и классовой борьбы. Община обеспечивала гармо-
нию и согласие в обществе, нормой жизни которого было превосходство интересов целого
(коллектива, государства)
над частными интересами
вой социальной гармонии являлось православие. Что касается государства, то оно служи-
ло интересам общества, не нарушая его независимости в решении важных для него вопро-
сов. Петр I, насильственно сломав сложившийся порядок, самодержавие превратил в дес-
потизм, утвердил крепостничество со всеми его дикостями, подчинил общество всесиль-
ной и алчной бюрократии. Славянофилы считали необходимым отменить крепостничест-
во, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские
соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чинов-
ников.
Революционное направление общественной мысли в 20—30-е гг. развивалось под влия-
нием идей декабристов (кружки братьев Крицких, Н. П. Сунгурова и др.). В 40-е гг. харак-
тер революционной мысли изменился. Все большую популярность приобретали социали-
стические учения. В Россию проникали учения европейских социалистов-утопистов А.
Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Особенно значительной популярностью пользовались
идеи Фурье (кружок М. В. Петрашевского, разгромленный правительством в 1849 г. среди
его членов были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Глубокое влияние
этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников. Соединяя
представления о том, что Россия должна идти по европейскому пути, с критическим от-
ношением к капиталистическим порядкам, Герцен пришел к выводу, что именно России
предстоит проложить путь к справедливому общественному строю — к социализму. В на-
чале __________50-х гг., находясь в эмиграции, он разработал теорию «русского», или «общинного»,
социализма. Герцен полагал, что Россия обладает преимуществом перед европейскими
странами — крестьянской общиной, которая легко и органично воспримет идеи социа-
лизма. В общине с ее совместным землепользованием, традициями самоуправления и
взаимопомощи он видел «ячейку социализма». Отмена крепостного права, наделение кре-
стьян землей, считал Герцен, приведут Россию к социализму.
16.
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, город-
ская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государствен-
ный строй и админк гратив-ное управление в соответствие с новой социальной структур!
Я, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали про-
дуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию
страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистиче-
ских отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.
Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла необ-
ходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская реформа. В
губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные орга-
ны из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз я многоступенчатая
сословная (по куриям) выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков.
Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограни-
чивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и со-
держание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленно-
сти. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели
право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земст-
ва сыграли особую роль в развитии просвещения u1080 и здравоохранения. Кроме того, они ста-
ли центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.
Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в
городах всесословные органы—городские думы. Они занимались вопросами благоустрой-
ства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нуж-
ды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, гла-
венствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под
строгим контролем
правительственной
Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 Т. вводили в Рс сии принципиально
новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его незави-
симость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного
процесса. В нем участвовали прокурор (обвинитель) и адвокат. Вопрос о виновности об-
виняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция
разных судеб-инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом ;, уголовные и
тяжкие—в окружном. Особо важные государст-ше и политические преступления рассмат-
ривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система