Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по предмету "История России".
жала самые
прогрессивные тенденции в
реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводст-
во. Некоторые принципы декларировались. Например, крестьяне подлежали своему во-
лосному суду. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената, за-
седания которого имели закрытый характер, нарушало принцип гласности.
Военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что Российская регулярная ар-
мия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным евро-
пейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного
СО-1, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключе-
вым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин,
достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до
6, на флоте—до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокраща-
лись в зависимости от образовательного ценз». Лица, имевшие высшее образование, слу-
жили всего полгода.
В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарез-
ным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка.
Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.
Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимна-зии, специализирован-
ные юнкерские училища и академии - Генерального штаба. Артиллерийская, Инженерная
и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.
Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее
боеспособность.
Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически по-
требовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и
«Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образова-
ние. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное
образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, вос-
кресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них
принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.
В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в
1835 г. В них
восстанавливалась
финансовых и научно-педагогических вопросов.
В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную
цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образован-
ную часть общества,
а также центральных
пространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-
х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные по-
ложения реформы образования и цензуры.
Значение реформ. Проведённые преобразования имели прогрессивный характер. Они на-
чали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определен-
ной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-
политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в в жизни страны и превращение Россиии в буржуазную монархию.
17. Развитие капитализма пореформенные годы: а) осо-
бенности его развития в сельском хозяйстве; б) особен-
ности его развития в промышленности.
В экономике России аграрный сектор занимал господствующее положение. Именно
в этой области эволюция капиталистических отношений шла более медленными темпами.
Лишь небольшая часть земли находилась в частном владении. Остальная и более
плодородная – в руках помещиков, в котором сложилось 3 типа хозяйства.
Отработочная система, состояла в отработке земли помещика крестьянами своим
инвентарём. Обуславливалась малоземельем и безденежьем крестьян, вынужденных идти
в кабалу к помещику за арендованную у него землю
Капиталистическая система – применение вольнонаёмного труда крестьян-
батраков, обрабатывающих землю помещика его инвентарём. Шире внедрялась сельско-
хозяйственная техника.
Смешанная. Использовался вольнонаёмный труд и отработки.
Помещики, не сумевшие перевести свои хозяйства на новые рельсы, разорялись и
продавали свои поместия. В стране шёл процесс перераспределения земли, так как часть
её скупала буржуазия.
Крестьянское хозяйство ещё медленнее, чем помещичье приспосабливалось к ка-
питалистическим отношениям. Это в первую очередь было вызвано малоземельем. Кроме
того, крестьяне были задавлены налогами и высокими выкупными платежами, что приво-
дила к нехватке денежных средств, необходимых для развития хозяйства. Его также сдер-
живали периодические переделы внутри общины, поголовная неграмотность и темнота
крестьян. Большинство их хозяйств находилось на грани выживания. Лишь отдельным
крестьянам удалось создать рентабельные хозяйства, ориентированные на рынок.
В целом сельское хозяйство продолжало развиваться по экстенсивному пути. Рост
сельскохозяйственной продукции осуществлялся за счёт расширения посевных площадей
и освоения новых районов. Однако характерное для частновладельческих хозяйств прие-
нение вольнонаёмного труда, использование <0275026fсельскохозяйственн