Шпаргалка по дисциплине "Историография"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".

Вложенные файлы: 1 файл

100 баллов по ИСТОРИОГ ЗС.docx

— 312.46 Кб (Скачать файл)

За примирение с Англией выступал и крупный либеральный историк Эрих Бранденбург (1868-1946). В книге "От Бисмарка к мировой войне" он осудил внешнюю политику Германии за ее близорукость и хаотичность[17]. Бранденбург верно отметил, что к войне привели противоречия ведущих держав, их борьба за сферы влияния и колонии. Но автор считал, что внешняя политика Германии была в целом направлена на поддержание мира, иначе она развязала бы войну при более благоприятных условиях во время русско-японской войны или в период кризиса 1909 г. Вынужденная начать войну, Германия добивалась не мировой гегемонии, а только равенства с другими великими державами. Их естественным правом Бранденбург объявил территориальный раздел мира, порожденный экономическими интересами.

Своеобразное место в либеральном направлении занимал Франц Шнабель (1887-1966). Главным произведением Шнабеля был обобщающий труд по германской истории XIX в.[18] В отличие от других Шнабель уделил много внимания социально-экономическим процессам, развитию техники и особенно культурным и религиозным аспектам. Он подчеркивал, что идея объединения Германии под эгидой Пруссии не имела глубоких корней в прошлой немецкой истории, а была насильственным деянием Бисмарка.

 

                       ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

 

1. Историческая наука  в Англии во второй половине 17 в.

Английская революция XVII в. актуализировала проблемы власти и собственности. Сторонники абсолютизма доказывали, что власть (в первую очередь королевская) ниспослана Богом и стоит выше всякой критики. Право короля на самодержавную власть они выводили из Библии и утверждали, что монарх является прямым наследником Адама и его власть не подлежит какому-либо контролю.

Консервативные публицисты считали революцию незаконной.

Роялистское направление в историографии революции представлено Эдуардом Хайдом (лордом Кларендоном). В «Истории мятежа и гражданских войн в Англии» он нарисовал идиллическую картину дореволюционного английского общества. В нем царило довольство, все находилось на своих местах под мудрым управлением просвещенного монарха. Революция, или «мятеж» - результат деятельности клики злобных интриганов. Гражданские войны - страшное время, когда умами овладели зловредные и опасные доктрины. Кромвель в изображении историка лишь убийца, тиран и злодей. Однако, заключает Кларендон, (работа над книгой завершена в годы Реставрации) по воле Провидения все окончилось благополучно. С воцарением Карла II все встало на прежнее место.

Опору в религии искали и сторонники революции. Но в противовес идее божественного происхождения власти, они апеллировали к концепции естественного права. Бог создал людей равными, наделив их естественными правами, которые не могут быть отчуждены никакой властью. Но «ассортимент» этих прав у идеологов и историков революции не был одинаковым.

Джеймс Гаррингтон, один из идеологов индепендентов, («Республика Океания») утверждал, что естественное состояние людей - неравенство. Он установил зависимость форм государственного правления в Англии от характера распределения собственности в обществе («баланса собственности»). Так, в средневековой Англии существовал, по определению Гаррингтона, «готический баланс собственности», которому соответствовала монархическая форма государственного управления. Однако в годы революции произошло перераспределение земли и возник «народный баланс собственности». В результате на смену монархии неизбежно должна была придти республика. Гаррингтон предложил социальную трактовку Английской революции, интерпретировав с позиции новых классов собственников естественно-правовую теорию.

Вождь революционного течения левеллеров Джон Лильберн в памфлете «Разоблачение новых цепей Англии» доказывал, что революция не закончилась, демократические реформы должны быть продолжены. Он отвергал все привилегии и титулы и прокламировал всеобщее равенство граждан перед законом. По существу, он требовал введения всеобщего избирательного права. Начало угнетения английского народа, потерю им свободы и прав Лильберн связывал с нормандским завоеванием. Сторонник частной собственности, он считал, что это институт существовал изначально, а не возник в результате завоевания, как полагал Уинстэнли.

Идейный защитник диггеров («истинных левеллеров») Джерард Уинстэнли («Закон свободы») констатировал, что казнь короля Карла I и установление республики не привели к освобождению крестьян от феодальных повинностей и административного произвола. Выступление диггеров (занятие общинных земель) рассматривалось как естественное продолжение революционных преобразований Он приходил к мысли, что частная собственность противоречит разумной, естественной природе человека. «В начале времени, - писал он, - великий творец - разум создал землю, чтобы она была общей сокровищницей, лишь постепенно эгоизм людей привел к тому, что они поделили землю и обнесли ее изгородью». К числу этих людей он относил наследников нормандских завоевателей: королей, старых и новых джентри. Революция, по мысли Уинстэнли, должна устранить частную собственность и осуществить переход к коллективному владению землей. Английская революция сообщила заметный импульс развитию общественной мысли. В изучении конкретной истории было сделано немного, но теории естественного права, общественного договора, происхождения собственности способствовали более глубокому пониманию исторического процесса.

 

2.Либеральное направление в  германской историографии конца 19-начала 20 в.

Условия развития исторической науки. Первая мировая война закончилась для Германии поражением.Тяжелое поражение и условия Версальского мирного договора существенно ослабили международные позиции Германии.

Состояние исторической науки. Крах кайзеровской империи поверг немецких историков в состояние шока. Прежний мир был потерян: историки оказались перед выбором - либо принять и поддержать новорожденную республику, либо бороться против нее и добиваться восстановления монархии. Поэтому отношение к Веймарской республике стало основополагающим для разделения историографии на отдельные направления: консервативных ее противников, либеральных, леволиберальных и демократических сторонников.Многие прежние концепции германской историографии оказались дискредитированными. Но радикального разрыва с прошлым не произошло. Наоборот, большинство историков стремилось сохранить преемственность традиций и возродить "национальное самосознание". Общей чертой немецких историков стало отклонение тезиса о главной ответственности Германии за развязывание мировой войны, идеологическая борьба против Версальского договора, требование возвращения территорий бывшей Германской империи.

Либеральное направление. Либеральные историки принимали и поддерживали Веймарскую республику, считая ее неизбежностью и наилучшим в данных условиях заслоном против социальных потрясений. Не отказываясь от борьбы за ревизию Версальского договора и возвращение утраченных территорий, либералы выступали за более гибкую внешнюю политику и примирение с западными державами.Идейным лидером и духовным наставником либерального направления после смерти Фридриха Наумана и Макса Вебера стал Фридрих Мейнеке (1862-1954).

В межвоенный период, кроме огромного количества небольших работ, Мейнеке опубликовал два фундаментальных произведения. В 1924 г. появилась его наиболее значительная книга "Идея государственного разума в новой истории". Явный отпечаток на концепцию автора наложило крушение Германской империи. ОН отказался от слепого преклонения перед государством силы. Теперь политическая власть и государство предстают в его глазах не создателями, а губителями ценностей культуры. Чтобы ограничить их пагубное воздействие, Мейнеке предлагает ориентироваться на категорию "государственного разума". Эта категория определяет государственные интересы не в смысле создания идеального государства, а в интересах государства, существующего в конкретном выражении. задачей подлинно великого государственного деятеля Мейнеке считает сохранение необходимого равновесия морали и силы. В Германской империи баланс был нарушен в пользу второй, что и привело к катастрофе 1918. В книге "Возникновение историзма" Мейнеке нарисовал грандиозную картину генезиса историзма как одной из величайших духовных революций в жизни Европы. В своем обширном обобщающем исследовании автор,поставил своей задачей изобразить пути возникновения историзма и его значимость. Явление историзма, его возникновение и развитие автор считает величайшей духовной революцией, которую пережило западноевропейское мышление. В целом книга дает внушительную и яркую картину развития исторической мысли в Западной Европе и противостоит негативному отношению к историзму как способу мышления.ЕГО концепция получила широкое распространение, она и сегодня поражает воображение читателя своим размахом.

В межвоенный период продолжалась интенсивная деятельность Германа Онкена (1869-1945), издавшего ряд значительных исторических источников. Особый интерес вызвала его публикация трехтомного собрания документов по рейнской политике Наполеона III, извлеченных из многих европейских архивов. Сборник ставил целью показать, что политика Наполеона, добивавшегося установления границы по Рейну, была непосредственной причиной франко-германской войны 1870-1871 гг. и исторической прелюдией к первой мировой войне из-ЗА  устремлений Франции.В 1933 г. после многолетней подготовки Онкен опубликовал два тома о дипломатической предыстории мировой войны, созданные на базе практически всех опубликованных к тому времени документов из немецких и британских архивов[15]. Автор стремился проследить взаимосвязи внутреннего развития и внешней политики не только Германии, но и всей Европы. Главным виновником войны Онкен считал русский национализм и панславизм. Но автор подверг основательной критике и немецких политиков, не сумевших, по его мнению, использовать все шансы для примирения с Великобританией. Книга Онкена вызвала нападки и справа, и слева. Для консерваторов она была чересчур пробританской, для леволибералов - оставалась слишком апологетичной.

За примирение с Англией выступал и крупный либеральный историк Эрих Бранденбург (1868-1946). В книге "От Бисмарка к мировой войне" он осудил внешнюю политику Германии за ее близорукость и хаотичность[17]. Бранденбург верно отметил, что к войне привели противоречия ведущих держав, их борьба за сферы влияния и колонии. Но автор считал, что внешняя политика Германии была в целом направлена на поддержание мира, иначе она развязала бы войну при более благоприятных условиях во время русско-японской войны или в период кризиса 1909 г. Вынужденная начать войну, Германия добивалась не мировой гегемонии, а только равенства с другими великими державами. Их естественным правом Бранденбург объявил территориальный раздел мира, порожденный экономическими интересами.

Своеобразное место в либеральном направлении занимал Франц Шнабель (1887-1966). Главным произведением Шнабеля был обобщающий труд по германской истории XIX в.[18] В отличие от других Шнабель уделил много внимания социально-экономическим процессам, развитию техники и особенно культурным и религиозным аспектам. Он подчеркивал, что идея объединения Германии под эгидой Пруссии не имела глубоких корней в прошлой немецкой истории, а была насильственным деянием Бисмарка.

 

3. Итальянская историография  после национального объединения.  Позитивизм в Италии.

ПЕЧАТАТЬ

                       ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

 

1. Культурная и дипломатическая  история Г. Адамса.

Родился в Бостоне в семье Чарльза Фрэнсиса Адамса (1807-86). Он был министром иностранных дел (1861-68), а затем дипломатическим представителем США в Великобритании. После своего возвращения в Соединенные Штаты, ликвидирует взаимоотношения касательно вопросов закона, так как не находит никакой возможности совмещать свое традиционное призвание рода Адамсов с политикой, а хочет придерживаться намеченного плана относительно журналистики.

В 1870 году он с неохотой принимает предложение стать преподавателем средневековой истории в Гарварде, но, тем не менее, остается там на семь лет, а также при этом работает редактором (1870-76) в Североамериканском периодическом издании. В 1877 Адамс переехал в Вашингтон, округ Колумбия, где и прожил значительную часть жизни. Он написал хорошую биографию Альберта Галлатина (1879), Джона Рэндольфа (1882), а также два романа: Демократия (1880) и Эстер (1884).

Первый роман вышел анонимно, а второй — под псевдонимом, так как в нем он саркастически высмеял политический режим. Его исчерпывающее исследование административного управления Джефферсона и Мэдисона, а также История Соединенных Штатов Америки (в 9 томах, 1889-91; была перепечатана в ряде изданий), является одной из его самых главных заслуг, как американского писателя-историка. Всем было известно, что с экономической точки зрения, такого вида подача материала являлся недостаточной, но первые шесть глав представляют собой одно из лучших социальных исследований определенного периода истории США. Обладая темпераментом сангвиника, даже после самоубийства его обожаемой жены в 1885 годы, Адамс не стал еще более пессимистичным. Он распрощался с американской историей и начал перемещаться в сторону натурфилософии, духовным, ментальным аспектам, которые по его мнению помогут постигнуть основополагающие принципы формирования истории.

Адамс считает удовлетворяющим объединение принципов силы, или энергии, руководствуясь при этом основами натурфилософии, а также под влиянием его брата, Брукса Адамса. Он отбирает для интенсивного исследования два периода: 1050-1250, представленный в Мон-Сен-Мишель и Шартрский (негласно распечатаный в 1904 году, а опубликованный в 1913), и его собственной эпохи, представленной как Образование Генри Адамса (негласно напечатанная в 1906, а опубликована в 1918).

Первый — это блестящая идеализация Средневековья, в особенности единство и сплоченность в 13 веке, которые были вызваны силой Богородицы, идея которой была тогда доминирующей. Вторая была классифицирована его издателями, как автобиография, хотя она была написана от третьего лица, и большую часть жизни скрывала. Она описывает его безуспешные усилия к достижению интеллектуального мира. Эти две книги позволяют Адамсу удерживать прочное место в качестве главного американского писателя. Деградация Демократических Догм (1919), под редакцией Брукс Адамс и предшествующие в воспоминаниях Генри Адамс, содержит три блестящих эссе о его философии истории: «Тенденция истории», «Письмо к американским учителям истории» (опубликованно отдельно в 1910) и «Правило Этапа Применимого к Истории». Дружба с Джоном Хэйем и Кларенсом Кингом, сыграли значительную роль в жизни Адамса, о чем свидетельствуют его личные письма.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Историография"