Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11
Европы, в которых идеи марксизма получили сравнительно широкое распространение.
«Новая история» первых послевоенных десятилетий связана с именем крупнейшего французского историка, признанного лидера «школы "Анналов"», основателя «Дома наук о человеке» (1962) – центра междисциплинарных исследований в области гуманитарных наук – ФЕРНАНА БРОДЕЛЯ (1902-1985) и его фундаментальными синтетическими трудами «Средиземное море и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II» (1949) и «Материальная цивилизация, экономика и капитализм: XV-XVIII вв.» (1979). В его работах междисциплинарная ориентация «новой исторической науки» раскрылась во всей полноте. Идеал Броделя – системная «глобальная» («тотальная») история с ее безграничными возможностями. Он показал, что экономическая история не сводится к изучению механизмов производства и обмена, абстрактных товарно-денежных отношений, а выходит далеко за их пределы. Ученый рассматривал и «почти неподвижную» историю взаимоотношений человека с окружающей средой (геоисторию), и структурную историю «медленных изменений» (развития экономики, общества, государства и цивилизации), и событийную историю, соразмерную времени человеческой жизни. Сам он объявлял себя структуралистом и отвергал историю «эфемерных событий». Материальная культура и структуры повседневности объемлют, по мнению Броделя, все, из чего складывается жизнь человека, включая соответствующие взаимоотношения, желания, идеалы, ценности и правила, регулирующие индивидуальное и коллективное поведение. Главная задача исследователя – обнаружить инвариант человеческого сознания и социального поведения, присутствующий во всех формах быта, обмена, брака и семьи, религиозного культа и политической организации.
Концепция «тотальной» истории Броделя оказала огромное влияние на западную историографию, приобрела множество последователей во Франции и во всем мире.
Представители другой школы гуманистической историографии — «эрудитской критической школы» — были менее связаны с политическими пристрастиями, более трезво относились не только к средневековой, но и к античной историографической традиции .ОНИ излагали историю сухо и по-деловому, занимались собиранием фактов, документов, памятников письменности. Они усиленно занимались и критикой источников, носившей, правда, элементарный характер. В отличие от «политико-риторической школы», ученые этого направления избегали каких-либо обобщений в осмыслении собранного материала, ограничиваясь лишь последовательным его изложением.Основателем этой школы был Флавио Биондо (1392—1463), более 30 лет прослуживший в папской курии мелким чиновником. Он создал ряд ценных справочников по археологии и топографии Древнего Рима, а также многотомную историю средних веков на латинском языке — «Декады истории со времени падения Римской империи», охватывающую период с 412 по 1440 г. В ней собраны обильные и в целом точные сведения, история средних веков четко отграничена от древней истории. Биондо пытался разработать общие принципы критики источников: главными критериями их достоверности он считал, во-первых, правдоподобие и реальность описываемых событий, во-вторых, наиболее древнее происхождение источника, его близость ко времени описываемых событий. Для того времени сама постановка ТАКОГО вопроса была прогрессом в развитии исторических знаний.Особое место в гуманистической итальянской историографии занимает Лоренцо Валла (1407—1457), гуманист — философ, филолог и историк. Большое значение имел его знаменитый трактат «Рассуждение о подложном и вымышленном дарении Константина», написанный на латинском языке в 1440 г.Трактат Баллы был направлен против папства, ОН ГОВОРИТ что они были главными виновниками политической раздробленности Италии.
Во Франции гуманистическая историография носила весьма пеструю политическую окраску.
Наибольшее влияние на последующую историческую мысль (XVII— XVIII вв.) оказали взгляды Жана Бодена, хотя он не был собственно историком.
Жан Боден (1530—1596) был выразителем настроений наиболее передовых слоев третьего сословия, решительным сторонником сильной абсолютной монархии. Однако он считал, что монарх не может нарушать права собственности своих подданных, в частности облагать их налогами без их согласия. В трактатах «Метод легкого ознакомления с историей» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576) " Боден, отстаивал мысль о наличии в истории внутренних объективных закономерностей. К их числу он относил воздействие на историю условий географической среды, определявших, психический склад разных народов, который во многом влиял на их исторические судьбы.НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОН ГОВОРИЛ, что разумные законы и основанное на них государство могут смягчить или устранить действие неблагоприятных естественных условий. Значительно опережая свою эпоху, Ж. Боден ставил вопрос о том, что история есть наука, обладающая собственными методами познания.
В Англии гуманистическая историография в XVI в. была развита слабее, чем в Италии и во Франции. Наиболее крупными историками-гуманистами, были великий английский гуманист, Томас Мор (1478—1535) и не менее знаменитый философ-материалист Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Оба они были крупными политическими деятелями английской абсолютной монархии. Они видели в истории школу политического опыта, «Утопия» Т. Мора (1516). Он подверг в ней резкой критике общественный и политический строй современной ему Англии и объявил частную собственность причиной социального неравенства и угнетения и в прошлом, и в настоящем. Т. Мору, принадлежит труд, - «История Ричарда III» (1514—1518. ОНА НАПИСАНА В духе политического направления, книга проникнута ненавистью к тирании, яркий пример которой Т. Мор видит в образе короля-узурпатора, убийцы Ричарда III. ОН отстаивал необходимость для правителя соблюдать высокие моральные принципы в любых обстоятельствахТ. Мор пользовался широким кругом источников НО не всегда проявлял достаточную объективность в их истолковании, стремясь нарисовать однозначный негативный образ Ричарда III .Иную политическую окраску имел исторический труд Ф. Бэкона «История Генриха VII», написанный им в 1621 г. Его работа была написана с целью возвеличения абсолютной монархии, в частности династии Тюдоров, первым представителем которой был Генрих VII. Бэкон , был сторонником сильной центральной власти, допуская ее право на аморальные действия, если это необходимо для общего блага. Несмотря на преклонение перед сильной властью, Бэкон в традициях гуманизма предпочитает видеть на престоле просвещенного правителя, опирающегося на советы мудрых и образованных людей.
ИСТОРИОГРАФИЯ ГЕРМАНИИ сохранила влияние теологической концепции истории, хотя иногда видоизмененная влиянием гуманистических идей. Поэтому в немецкой историографии XVI в. значительное место занимали сочинения смешанного типа: по форме подражавшие гуманистическим работам, а по существу близкие к средневековым хроникам. Себастьяна Франка (1499—1542). В основном историческом сочинении С. Франка — «Хроника, Летопись и Историческая библия» 1531 г., переплетаются средневековая форма изложения и теологическая трактовка истории НО с подходом, в духе гуманизма. В ЕГО КНИГЕ, ОН СЧИТАЕТчто бог разлит в мире, воплощен в каждом человеке и осуществляет историю через действия не осознающих этого людей. ЕГО отличает то, что он рассматривает историю с точки зрения интересов простого народа, он осуждает частную собствен-ть как источник насилия бог-ых над бедн; в государстве он видит силу, которая вскоре после своего возникновения оказалась на стороне бог-ых Франк далек от приемов гуманистической критики источников, например, считает вполне достоверными библейские легенды.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12
1. Колониальный период в историографии США.