Шпаргалка по дисциплине "Историография"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".

Вложенные файлы: 1 файл

100 баллов по ИСТОРИОГ ЗС.docx

— 312.46 Кб (Скачать файл)

2.  Историко-экономическое  направление в германской историографии  во второй половине 19 в.

Объединение страны дало сильный толчок ее экономическому подъему. 70—80-е годы были периодом завершения промышленного переворота в Германии. К концу XIX в, она обогнала Англию в развитии некоторых важнейших отраслей промышленности. Объединение страны под руководством прусской монархии и юнкерства наложило неизгладимый отпечаток на государственное устройство империи и ее политическую жизнь. В Германии 70—80-х гг. XIX в. растет интерес к проблемам экономической истории, развивается историческая школа в политической экономии. Хотя «экономизм» отводит хозяйственной жизни решающую роль в общественном развитии, вопросы экономической истории рассматриваются как составная часть истории культуры, все резче противопоставляющей себя политической истории. Ведущими представителями экономического направления — так называемой новой историко-экономической, школы были ГУСТАВ ШМОЛЛЕР (1838—1917), ЛУЙО БРЕНТАНО (1844—1931) И Адольф Вагнер которому принадлежит экономическая периодизация истории по типу хозяйств  и стадиям развития промышленного производства

Особое внимание ее представители уделяли обоснованию вмешательства государства в экономическую жизнь. Идеи школы были направлены как против юнкерства и правобуржуазной реакции, так и против марксистского учения. 

Адольф Вагнер (1835—1917), выступал за государственное законодательство в области социального обеспечения и за ограниченный контроль государства над свободной конкуренцией, тогда как Луйо Брентано (1844—1930) занимал более либеральные позиции. Он высказывался за свободу профсоюзного движения и право на стачки, требовал социальных реформ для предотвращения социальных потрясений.

В работе «Рабочие гильдии в настоящее время»  Брентано «объявил немецкой нации, что нашел в английских тред-юнионах... великое средство примирения рабочих с настоящим обществом» лице Брентано свобода коалиций рабочих в обществе имела в течение целого поколения последовательного защитника.

Труды Шмоллера, профессора в Страсбурге, затем—в Берлине, посвящены проблемам генезиса капиталистических производственных отношений в Германии и прусской конституционной и экономической истории. Инициатор издания серии исследований и документов «Прусские Акты». Он организовал и возглавил «Ежегодник по вопросам законодательства, управления и -народного хозяйства» — .печатный орган «исторической школы» в политической экономии.

«Историческая школа» ,в политической экономии ввела в научный оборот большой фактический материал. Благодаря ее вниманию к экономическому и социальному развитию повысился интерес буржуазной историографии к экономическим проблемам, расширился горизонт исторической науки. Но эта школа в угоду буржуазно-юнкерскому государству искажала объективные закономерности исторического развития. В сфере политики она предлагала бороться с революционным рабочим движением, главным образом либеральными методами, стремилась смягчению наиболее социальных противоречий.

 

 

3. Внешняя политика во французской  историографии конца 19-начала 20 в. А. Сорель.

По истории Великой Французской революции написаны тысячи монографий, но и сейчас по прошествии более чем 200 лет со дня тех событий споры о ней не утихли.Изучение и осмысление событий революции во Франции началось еще в конце XVIII в., и, надо сказать, что уже тогда мнения среди историков резко расходились. Одной из наиболее значительных научных полемик до середины XX в. оставался спор о причинах войны I антифранцузской коалиции, ее образования и последствий военных побед Франции.

Говоря о причинах начала войны в 1792 г., нужно иметь в виду, что относительно этого вопроса имеется четыре основных мнения. Первое заключается в том, что вся ответственность за развязывание войны лежит исключительно на Франции и французских революционерах. Однако историки, отстаивающие эту концепцию, расходятся в некоторых пунктах. Одни из них считают, что в развязывании войны виноваты революционеры всех течений и партий. К этим исследователям можно отнести, например, немецкого историка XIX в. Г. Зибеля и французского историка и политика И. Тэна . Другие ученые ответственность за развязывание войны возлагают исключительно на жирондистов. Эту точку зрения отстаивает большинство исследователей Французской революции, такие, как Г. Трейчке, английские либералы, вроде Д. Роуза. Второе мнение относительно причин войны состоит в том, что вся вина падает исключительно на иностранные державы. К сторонникам этой точки зрения можно причислить из зарубежных исследователей А. Олара, а из отечественных А.Л. Нарочницкого. Представители же третьей версии настаивают на том, что войну развязали обе группировки, как французские революционеры, так и зарубежные монархи совместно с эмигрантами. Этого мнения придерживались: А. Сорель, Д. Клепхэм, С. Биро, Ф. Фюре, Д. Рише и ДР. Согласно четвертой точки зрения, к войне, как к методу решения проблем, вызванных Французской революцией, никто намеренно не стремился, и она началась только благодаря стечению обстоятельств.. Эту точку зрения подтверждает А. Матьез.

Первой наиболее полной работой по истории революции явился труд французского либерального историка О. Минье, написанный в середине 20-х годов XIX в. Он одним из первых разработал теорию классовой борьбы, видя в революции необратимый процесс истории и, по сути, описывал ее только с положительных сторон. Исходя из этого, и войну с I коалицией он считал борьбой погибающего «старого режима» и зарождающегося нового. Главным виновником создания европейской коалиции он считал эмиграцию В жирондистах Минье видел не только партию, которая развязала войну, но и партию, которая должна была уйти с политического простора Франции.«Если бы жирондисты удержались, революция замедлилась бы, Европа победила бы, Франция была бы раздроблена».К историкам, разделявшим позицию Минье в отношении внешней политики Франции, можно отнести трех его современников: А. Тьера, Ж. Мишле и А. Ламартина. Как и Минье, они всецело в развязывании войны винили роялистов и иностранные державы.

После июльской монархии, а затем Второй империи, в свет вышли несколько работ, авторы которых стояли на революционных позициях. Для них главными деятелями революции были якобинцы, которые спасли в конце XVIII в. Францию от иностранной интервенции и уничтожения завоеваний революции. Представителями этой концепции были такие историки как Л. Блан и Ф. Бюшез. Войну как таковую они не считали неизбежной и винили в ее развязывании исключительно жирондистов, которые хотели, благодаря ей, захватить власть и прекратить революцию.

С началом Второй империи в изучении Великой Французской революции происходят коренные изменения. В это время на место либеральной школы приходят консерваторы. Среди них самыми влиятельными были А.Токвиль и И.Тэн. Книга первого «Старый порядок и революция» - вызвала значительный резонанс в Европе. Она до сих пор остается одной из основополагающих работ по истории французской революции конца XVIII в.Главное, что показал Токвиль в своем труде - это то, что революция не произошла сама по себе. Изменения, которые она привнесла, были заложены еще в Старом порядке. Революция лишь ускорила процесс этих изменений. Именно эту мысль впоследствии развил А. Сорель, посвятивший свою работу внешней политике Французской революции.

В середине XIX в. Французская революция, как мы видим, достаточно активно изучалась. Но, с другой стороны, не все аспекты ее истории были в полной мере освещены, а внешняя политика, оставалась придатком внутренней истории. Первой книгой, где это положение изменилось, стала монография немецкого историка консервативных взглядов Генриха Зибеля «История революционного времени», в которой он впервые рассмотрел революцию не как событие, важное только для самой Франции, но как и оказавшее влияние на историю остальной Европы. ОН рассмотрел происходившие в то время еще два крупных события в Европе, взаимно повлиявших друг на друга, а в связи с этим и на революцию: это второй раздел Польши в 1793 г. и распад Священной Римской империи в 1806 г. Труды немецкого автора оказали огромное влияние на многих историков того времени. Но самым ярким произведением, посвященным истории международных отношений в период Французской революции, стала работа А. Сореля «Европа и Французская революция». Этот труд до сих пор остается непревзойденным по своей масштабности.

При написании своей монографии он взял за основу тему Зибеля, применив в ее разработке точку зрения Токвиля, который впервые в своей работе, описывая события во Франции, рассмотрел их как бы изнутри, показав огромное влияние масс на внутреннюю политику. В своей монографии Сорель одним из первых не проводил различий между революцией и наполеоновской эпохой. В отличие от Зибеля, рассматривающего революцию не отдельно, а только в связи с другими событиями на континенте, Сорель отводил ЕЙ решающее значение, влиявшее на все остальные. Второй и третий разделы Польши и распад Империи волновали его только как доказательства неоспоримого воздействия революции на все государства. В вопросе о причинах складывания I коалиции французский историк считал, что к войне вели как революционеры, а именно жирондисты, так и европейские монархи. Но все же главную ответственность за развязывание военного конфликта Сорель возлагает на Европу. По его словам, революционеры пошли на столкновение только благодаря тому, что Австрия и Пруссия желали расчленения ослабленной Франции.

 

 

                       ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

 

1. Французская  историческая наука в конце  XIX в. – начале XX в.

Во второй половине XIX в. в экономическом и социальном положении Франции произошли глубокие изменения. Завершилась промышленная революция; на рубеже XIX—XX вв. французский капитализм вступил в империалистическую стадию

Бурными событиями была насыщена политическая история Франции: бонапартистский переворот и цезаристский режим Второй империи,— Парижская коммуна і 871 г., установление республиканского строя .Все эти обстоятельства социально-экономического и политического порядка определяли важные сдвиги, происходившие во французской общественной мысли и общественных науках, в том числе в историографии. Приспосабливаясь к менявшимся условиям, историческая наука вырабатывала новые методологические принципы и концепции. Ведущей тенденциейСТАЛО утверждение в ней позитивизма.

Основателем позитивизма и создателем позитивистской социологии, получившей широкое распространение в историографии многих стран, был французский философ Огюст Конт (1798— 1857). Его главный труд «Курс позитивной философии»  
Во французской историографии позитивистская концепция представлена в трудах А. де Токвиля и И. Тэна.

А. де Токвиль, крупный чиновник, социолог, историк. Его первая крупная работа «Демократия в Америке» (1835-1840) оказала влияние на формирование исторической интерпретации Французской революции конца XVIII в. Токвиль одобрительно отзывался о Первой американской революции, которая в отличие от Французской развивалась «с любовью к порядку и законности.Политическим идеалом Токвиля была также Англия, где сложился союз буржуазии и дворянства.ЕГО главный исторический труд «Старый порядок и революция» (1856) Токвиль отрицательно относился и к революционным методам общественного преобразования.Однако он отмечал, что Старый порядок (политический и социальный строй во Франции до 1789 г.) был ненавистен французам, и считал Французскую революцию антифеодальной. Тем не менее, Токвиль не считал неизбежным именно революционное разрушение Старого порядка. По его наблюдениям до революции во Франции уже складывались основные элементы буржуазного общества. Революция лишь «закончила сразу болезненным движением, без переходов все то, что закончилось БЫ само по себе и в течение долгого времени». Вместо выяснения причин РЕВОЛЮЦ.Токвиль ставил вопрос о виновниках революции. Это прежде всего правительства Старого порядка, централизовавшие власть и установившие деспотизм.

И. Тэн опубликовал в 1863-1864 гг. многотомную «Историю английской литературы», применив историко-генетический метод анализа. В своем основном историческом труде «Происхождение современной Франции» (1876-1893) он апробировал разработанный им «психологический метод». Психология общества формируется под воздействием трех факторов: «расы» «среды» И «исторического момента» (взаимодействия расы, среды и исторической традиции).

Выясняя исторические истоки Парижской Коммуны 1871 г., Тэн обратился к изучении. Французской революции конца XVIII в. В Парижском национальном архиве он собрал большой материал о народных движениях. В итоге революция в изображении Тэна стала гибельным взрывом и не имела никакого позитивного значения. Книга знаменитого историка была восторженно встречена в консервативных кругах. Но в начале XX в. ее постигла печальная участь. Французский историк А. Олар, авторитетный исследователь истории Французской революции, опубликовал в 1907 г. работу «Тэн как историк». Олар, случайно обнаружив несостоятельность одной из ссылок Тэна, проверил весь научный аппарат в тэновском труде и проанализировал его методику исследовательской работы. Тэн делает в цитатах пропуски, исправляет стиль документов. Часто ссылки выдуманные: таких документов нет; единичные факты необоснованно обобщаются. Книга Тэна, заключал Олар, направлена на возбуждение ненависти и презрения к людям и идеям Французской революции. Как исследователь Олар занимался историей политических идей и учреждений во время революции; его главный труд — «Политическая история Французской революции» (1901). Революцию он идеалистически рассматривал как воплощение в жизнь принципов «Декларации прав»

В самом конце XIX в. методические и методологические принципы позитивистской историографии были обобщены в работе Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса «Введение в историческую науку» (1898), надолго ставшей настольной книгой французских буржуазных историков

Характерной чертой буржуазной историографии конца XIX— начала XX в. было также усиленное внимание к истории наполеоновских войн и вообще к истории Наполеона I как победителя Германии, восстановителя «порядка» внутри страны

Изучением этих вопросов занимались историки «академической школы» .Наиболее крупным представителем этого направления был Альбер Сорель (1842—1906). В его самом значительном исследовании «Европа и Французская революция» (1885—1904) была дана широкая панорама международных отношений в Европе от конца «старого порядка» до 1815 г.. В своей монографии Сорель одним из первых не проводил различий между революцией и наполеоновской эпохой, ОН отводил РЕВОЛЮЦ решающее значение, влиявшее на все остальные.

 

2. Зарождение школы  Леопольда фон Ранке. Её влияние  на историографию Германии второй  половины ХIХ в.

Ранке и историческая школа

Леопольд Ранке (1795—1886) прожил 91 год и до конца своей жизни продолжал работать,«История романских и германских народов с 1494 до 1535 г.»1 — первое крупное произведение Ранке. Уже в этой книге сказались характерные для него в дальнейшем общеисторические взгляды. Прежде всего Ранке интересует историческая личность в ее индивидуальности. Главной творческой силой истории он признает личность. Поэтому характеристика исторических личностей, обрисовка их индивидуальности, по мнению Ранке,— одна из основных задач историка 2. Но вообще основной задачей историка Ранке считает объективное изложение событий. Историк не должен судить историю и поучать. Цель его — показать, «wie es eigentlich gewe-sen» («как было на самом деле»).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Историография"