Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 09:55, курсовая работа
в работе представлены основные концепции развития английского языка, его история и те культурные феномены, которые повлияли на его далнейшее развитие вплоть до сегодняшнего дня.
Приведена схема структурных изменений, таблицы сильных и слабых глаголов,
структурировано деление английского языка на его варианы.
2) наличие/отсутствие суффикса прич2
Безударное окончание инфинитива терялось уже в с-а, и прич2 в с-а выглядело так:
Зe-treden, зe-writen, зe-funden
В северных графствах: writen, в южных: y-writ. В результате, в ранне-ново англ в лит.норму попадает форма без приставки, а насчет суффикса логики нет. Остается: speak-spoken, find-found, но ring-rung. 3 класс отбросил приставку и форма претерита и прич2 совпадала, как и у слабых глаголов. Суффикса у прич2 не было. В 5 классе различия до сих пор сохранились: англ get/forget - got/forgot, амер gotten/forgotten.
3) уменьшение числа сильных глаголов
В течение с-а и особенно р-на их число сокращается.
1й источник: глаголы просто выходили из употребления. Например, weorÞen (нем.werden) вытесняется роман.заимствованиями.
2й источник (главный): массовое дезертирстве глаголов в слабые. Help сил.3кл стал правильным глаголом. Но не все сильные глаголы, перешедшие в слабые, попадают в число правильных. Slēpen (сил.7кл по происхождению) - slĕpte. Идет по kēpen слаб.1кл - kēpte> kĕpte (перед группой согласных). Оба перешли в неправильные глаголы.
Новые глаголы франц. происхождения идут по слабым глаголам 2 класса, по прозрачной продуктивной модели. Но есть исключения: diggen - пошел по сильным: dug-dug. Catchen пошел по tæchen - taught-taught слаб. 1кл.
1й
класс подразделяется на те, которые
пойдут по продуктивному типу с прозрачной
моделью, и те, которые присоединятся к
непродуктивному типу и в итоге попадут
в будущую группу неправильных глаголов.
1класс неправ: sell, teach, seek и оканчивающиеся на l,n, r, v, rd, nd, ld (присоединяющийся к ним суффикс оглушался: dealt, send, went, bent).
Wendan-wende-wended перешло в
Wenden-wente-went
Wenden становится отдельным словом (to wend one's way)
Wente-went
становится супплетивным претеритом глагола
зān/зangan-ēode-ēod, у которого 2я и 3я формы
вытесняются.
2й класс формировал основу будущих неправильных глаголов. К ним присоединятся:
1. Несколько глаголов 1 класса слабых deem-deemed.
2. 3 класс live-lived.
3. Все
заимствования (единственное заимствование
take из сканд как было в 6 классе, так и осталось)
3й
класс разрушился.
К концу этого процесса мы имеем 2 класса:
1. Правильные (на базе слабых)
2. Неправильные: 1) все оставшиеся сильные 2) слабые 1кл неправильные 3) слабые 1кл с оглушением на конце 4) 2 оставшихся глагола 3 класса have, say.
К ним относятся глаголы со специфической семантикой: они не выражают действие или состояние, а отношение исполнителя действия к действию, не с т.зр.симпатии/антипатии, а с т.зр."модальности": мочь, сметь, быть должным.
Именно эта семантика является причиной того, что в глубокой древности, когда из и-е системы видов герм.языки развивали противопоставление по времени. У них бывший перфект переосмысливается в настоящее, а не в претерит.
У п-п глаголов те формы, которые у всех "нормальных" глаголов используются для претерита, используются для презенса. Претерит образуется по слабым глаголам, т.е.прибавлением дентального суффикса.
П-п
глаголы могут образовывать ряды
аблаута. В д-а были все 6 рядов
аблаута.
Система аблаута в д-а в претерито-презентных глаголах
1. Wāt-witon презенс ед.ч-мн.ч (знаю)
2. Dēaз-duзon (гожусь)
3. а) Can-cunnon (знаю, могу)
б) Dearf-durfon (нуждаюсь)
4. Sceal-sculon (я должен) ea после sc
5. Зeneah-зenuзon (являюсь достаточным) ea перед h зenuзe-зenuзen
6. Mōt-mōtan (могу, имею право)
4 и 5 группы 2я форма от 3й формы сил.гл.этого класса.
В сил.гл.эти формы пришли не из перфекта, а из Аориста - мгновенный, точечный вид. Поэтому в них было долгое æ. А потом из перфекта перешли во 2ю форму претерито-презентных.
Длительного
вида, 1 формы, презенса у них нет.
Сохраняется:
Witon – to wit=to note, обращать внимание, witty, wisedom
Dēaз и dearf не осталось
Sceal-shall
Mot-must
Претерит
образовывался с помощью
*witte>wiste,
dohte, *cunÞe>cūÞe, dorfte, sceolde, -, *mōtte>mōste. О
долгое от систематического употребления
в безударной позиции>ū>u>Λ
Развитие
Претерит этих глаголов начинает развиваться как выражающий самост.модальное значение, противоречит презенсу по смыслу. Sceal начинает означать ориентировку на будущее состояние – какой у него может быть претерит? Эта форма начинает переосмысливаться как другой модальный глагол. Только can сохраняет претерит как форму прошедшего времени. Остальные глаголы проходят повторную претерито-презентизацию. Бывший претерит больше не выражает претерит, а получает выражение в презенсе и футуруме.
Wot-witen, wiste-wisten
Can-cunnen, coude-couden
Shal-shulen, sholde-sholden
Mot-moten, moste-mosten
Сначала
у них были все формы: и инфинитив,
и оба причастия. Но когда они
сосредотачиваются на выражении
чисто модального значения, эти формы
постепенно уходят из употребления.
Неправильные глаголы
В д-а
их было 4: быть, делать, хотеть/желать,
идти. Их неправильность состояла в
разных обстоятельствах: быть и идти
были супплетивными, делать был неправильным
потому, что имел не вполне объяснимое
чередование гласных в претерите. Желать
willan утратил формы индикатива, и формы
сослагательного наклонения вытеснили
формы изъявительного, употреблялись
вместо них. +модальность. (ср.рус. хочу=хотел
бы)
“Быть” в д-а имел 2 инфинитива bēon и wesan сильный гл 5 класса.
Bēon имел презенс:
beo
bist
biÞ
прич1 – bēonde, прич2 – зebēon.
Wesen не имел презенса и причастий, а только претерит: wæs-wæron.
Это получилось за счет того, что значения были немного разными: 1) быть, существовать и 2) быть, являться. Кроме того, был глагол *es – являюсь. У него не было инфинитива, только формы:
eom
eart
is
āron/eāron и syndon->sind (нем)
Таким образом, у глагола “быть” существовало 2 презенса, 1 претерит, 1 прич.формы, 2 инфинитива. Это происходило потому, что все эти неправильные глаголы имеют древнейшие значения, это самые первые глаголы.
Из всех этих форм у “быть” осталось: bēon, was-were, оба причастия, eom, is, āron. Eart осталось, но только в архаике.
В диалектах
сохраняются beo, bist, biÞ.
“Идти”
Древнее мышление в первую очередь выделяло состояния – стоять/быть, двигаться/идти.
зān – ēode – goon
Кроме того, был глагол wenden (двигаться, бродить)-wente-went слабый гл 1 класса с оглушением на конце. Wente вытеснил ēode. А инфинитив остался только в виде to wend one’s way – бродить туда-сюда. Это правильный глагол, его претерит wended.
Д-а глагол имел категорию лица только в ед.ч, числа - 2, лиц - 3, наклонение - 3: изъявит, сослагат, повелительное. время - Present, Preterit. Не б.категории вида, залога, рефлексива (himself).
Сильные глаголы
Наст.вр
(writan)
изъявит.накл сослагат.накл
ед.ч.1л -е
2л -est e
3л -eÞ
1л -е совпадает с сослагат.накл.
Мн.ч
-аÞ
-en
Прош.вр
Ед.ч1л wrat
2л write е
3л wrat
2л совпадает с сослагат.накл!! (I wish, I were)
Мнч writon
writen
У некоторых
сильных глаголов во 2 и 3 лице Презенса
бывал умлаут, поскольку исторически в
этих формах окончание имело гласную -i-.
Такую же особенность имел глагол dōn -
делать.
Слабые глаголы
Наст.вр
(tellan – 1, lufian -2класс)
Изъявит.накл сослагат.накл
1класс 2класс 1класс 2класс
Ед.ч.1л -е -ie
2л -(e)st -ast -e -ie
3л -(e)Þ -aÞ
мн.ч
aÞ -iaÞ
-en -ien
Прош.вр +d/t-
Ед.ч.1л -e
2л -est
3л -e
1 и 3л совпадают, как и у сильных глаголов.
Мн.ч
-on
Претерито-презентные глаголы
С глаголом cann.
Наст.вр
Изъявит.накл сослагат.накл
Ед.ч.1л can
2л canst cunnе
3л cann
Мн.ч.
cunnon
cunnеn
Прош.вр
Ед.ч.1л -cude
2л -est -e
3л -e
Мн.ч. -on
-en
Развитие
Как и во всех словоизм.парадигмах - 2 линии:
1) ослабление неудар.слогов. Окончания, выраж.гласными, просто отпадают. Окончания на согл держатся, но уже без гласного. (редукция)
2) аналогичное выравнивание форм - упрощение парадигмы.
Особенно
важно уничтожение чередования
основ в претерите сильных
глаголов.