Основные этапы славянского этногенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеслаиянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные этапы этногенеза.docx

— 236.52 Кб (Скачать файл)

Основные этапы славянского  этногенеза

 

    Один из самых сложных  вопросов науки - проблема этногенеза, происхождения народов Это очень  длительный процесс, занимающий  не одно тысячелетие 

    Одна из новейших концепций  славянского этногенеза сводится  к следующему. В I тыс. до н.э.  славяне еще не выделились  в самостоятельную этническую  группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда  славяне отделились от индоевропейского  этноязыкового единства. Анализ  лексики древнеслаиянского языка  позволил ученым предположить, что  предки славян входили в балто-славянекую  языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная  Двина - Ока. На севере они  соседствовали с финно-угорскими,  а на юге с иранскими этнокультурными  массивами. В начале I тыс. н.э.  из единой балто-славянской общности  выделяется праславянекая группировка.  Во II - IV вв. ее соседями являются  два крупных межэтнических объединения,  возглавляемых на юге готами  и на западе вандалами. Известный  петербургский ученый Г.С. Лебедев  утверждает, что в составе или  в контакте с этими образованиями  праславяне прошли важный этап  этнической консолидации: к IV в.  относятся первые известия о  политической активности венедов  и актов. 

    Название «славяне» появится  лишь в VI в. Античные авторы  упоминали славян под именем  венедов, готские хронисты называли  их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли  степняки), византийцы - склавннами  По мнению И, М. Дьяконова,  к IV - V ив праславяне разделились  на три группы: венеды - на западе, склавины - на юге, анты - на востоке. 

    Великое переселение  народов, проходившее с IV пo VII в., существенно изменило этническую  картину мира. Магистральным путем  для движения этносов с востока  на запад стало Северное Причерноморье.  Кочевые племена волна за волной  накрывали Восточную и Среднюю  Европу. Гунны в IV - V вв. разгромили  державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад,  «взламывая границы Римской империи» (Г. С. Лебедев) 

    В образовавшуюся географическую  нишу и устремились праславяне, в ходе мошной экспансии заселившие  огромные пространства. Начиная  с V -VI вв. они фиксируются (и  археологически, и письменными источниками)  на территории от южного побережья  Балтийского моря на севере  до Дуная на юге, от Вислы  и Одера на западе до среднего  Днепра и Дона на востоке.  Они дошли до верховьев Волги,  до Адриатики, проникли на Пелопоннес  и в Малую Азию.

    Период древ неславянского  единства заканчивается в последней  четверти I тыс., когда славянская  общность распадается на три  ветви восточную, западную и  южную. «Таким образом, в отличие  от своих арийских собратьев,  например романцев и германцев,  славяне сравнительно поздно  выходят на поприще мировой  истории. Подобное запаздывание  способствовало длительному сохранению  близости языка, духовной и  материальной культуры, основных  черт общественного устройства  славянских народов».

    Самостоятельная история  восточных славян начинается  в VIII - IX вв. К этому времени  восточнославянские племена полян,  древлян, волынян и дреговичей  занимают лесостепь и леса  днепровского правобережья, тиверцы  и уличи — Прикарпатье и  междуречье Прута, Днестра, Южного  Буга, северяне и радимичи - днепровское  левобережье, вятичи - бассейн верхнего  течения Оки, кривичи - верховья  Днепра, Волги, Западной Двины  и Псковщину, ильменские словене  - территорию вокруг Ильмень-озера. 

    В VI в. восточные славяне  жили родовым строем по обычаям,  свойственным всем варварским  племенам. Главной ячейкой общества  был род - группа родственников  из нескольких десятков, а то  и сотен человек, которые совместно  владели землей, лесом, пастбищами  и т. п., вместе трудились и  поровну делили результаты труда.  Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам  собирался совет веся родичей. 3-5 близких по происхождению родов  составляли племя. Племена объединялись  в союзы с вождями во главе. 

 

    В VII - IX вв. родовые отношения  у восточных славян стали распадаться  а связи с появлением металлических  орудий труда и переходом от  подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались  совместные усилия всех членов  рода для ведения хозяйства.  Основной хозяйственной единицей  стала отдельная семья. 

    Как и все народы, находившиеся  иа стадии разложения первобытнообщинного  строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы,  обожествляя их. Так. богом неба  был Сварог, богом солнца - Дажльбог (другие названия: Дажбог, Ярило,  Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог,  богиня плодородия - Мокошь. В VI в., по свидетельству византийского историка Прокопия Кесарийского, славяне признавали повелителем Вселенной одного бога - Перуна, бога грома, молнии, войны. В то время еше не было общественных богослужения, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах - капищах, богам приносились жертвоприношения - требы. Славяне чтили духов, берегинь и русалок, живших в темных омутах рек и озер, хранителей домашнего очага - домовых, леших. В целом религия восточных славян была политеистической (политеизм - многобожие).

    Основным занятием восточных  славян было земледелие. Это подтверждается  археологическими раскопками, обнаружившими  семена злаков - рожь, пшеница, ячмень, просо и огородных культур  - репа, капуста, свекла, морковь,  редька, огурцы. Выращивались и технические  культуры, такие как лен, конопля. 

    На севере, в районе  густых таежных лесов, господствующей  системой земледелия была подсечно-огневая. 

    Основными орудиями труда  были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.  Серпами собирали урожай. Зерно  размалывали каменными зернотерками  и ручными жерновами. 

    В южных районах ведущей  системой земледелия бал перелог.  Здесь было много плодородных  земель, и участки земли засевали  по два-три года, а потом переходили  на новый. Основными орудиями  здесь было рало, а позднее  - деревянный плуг с железным  лемехом. С земледелием было  тесно связано и скотоводство. Народ разводил свиней, коров,  овец и коз. Занимались охотой, ловили рыбу, собирали грибы, ягоды,  орехи, мед диких пчел. Начало  появляться ремесло и торговля. Научились плести лапти и делать  кожаные сапоги.

    С развитием торговли  связано у славян появление  городов. В "Повести временных  лет" же называются города  Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч,Новгород, Псков, Полоик, Муром и др. Всего  к IX в. насчитывалось около  24 крупных городов. Варяги называли  славянскую землю ГардарикоЙ - страна  городов 

    Появились первые княжества:  Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с  центром в Новгороде) Появление  таких центров свидетельствовало  о возникновении новых внутриплеменных  отношений в организации восточных  славян, которые создали предпосылки  для появления у них государства. 

     Основные этапы становления  государственности у восточных  славян.

 

    Первый этап, очевидно, связан  с образованием военного союза  славян в Карпатах, который в  VI веке распался на составлявшие  его племена. Второй этап связан  с заселением восточными славянами  Восточно-Европейской равнины. Племена  объединяются в союзы племен  во главе с князьями.

    Третий этап относится  к VIII веку. Происходит образование  городов, сначала как торговых  центров. Их торговые округа  стали их государственными территориями, городовыми областями. Некоторые  из них сделались княжествами. 

    Соединение этих княжеств  привело к образованию сначала  Великого Княжества Киевского,  а затем Новгородского супер-княжества.  Во глав первого стояли князья  Аскольд и Дир, а во главе  второго - Рюрик, В 882 году Новгородский  князь Олег (879 - 912) со своей варяго-угорской  и славяно-финской ратью захватил  Киев, убил Аскольда и Дира, и  превратил его в центр объединенного  государства. 

    Образование единого  древнерусского государства с  центром в Киеве -закономерный  процесс, результат социально-экономического  и политического развития древнерусского  общества. К этому времени рост  производительности труда привел  к отделению ремесла от сельского  хозяйства, образованию городов,  усилению торговых связей, появлению  частной собственности, обогащению  части населения. Родовая и  племенная знать прибрала к  своим рукам власть и превратилась  в привилегированный слой общества. Этому способствовали и религиозная  общность и необходимость объединения  военных усилий для отпора  внешним врагам и организации  дальних завоевательных походов.  Образовавшееся государство было  раннефеодальным: рабство существовало, но оно носило патриархальный  характер, а основные средства  производства принадлежали знати  - феодалам.

    В XVIII - XIX вв. многие историки  придерживались так называемой  норманнской теории, приписывающей  скандинавским викингам, на Руси  их называли варягами, создание  Русского государства. Основанием  для этойтеории послужил летописный  рассказ о призвании на княжение  в Новгороде в 862 году варяжских  князей Рюрика, Синеуса и Трувора.  Три варианта этого рассказа (ЛаврентьевскиЙ  и Ипатьевский списки «Повести  временных лет и Новгородская  первая летопись) сообщают, что первоначально  варяги брали дань с новгородцев,  затем были изгнаны, однако  между 

племенами начались междоусобицы, и  племена словени, кривичи, чудь и  меря обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. порядка) в ней нет. Да пойдете  княжить и володети нами». Варяги откликнулись на призыв и выбрали  трех братьев: Рюрика - севшего в  Новгороде, Синеуса - на Белоозере и  Трувора — в Изборске.

    В этой легенде многое  до сих пор неясно. Если вымышленность  Синеуса и Трувора признается  большинством историков (в древнешведском  языке слова «сине хус трувор»  означают «с домом и дружиной»), то историчность Рюрика, хотя  и не бесспорная, не отвергается  рядом исследователей. И сторонники  норманнской теории, и их оппоненты,  авторы дореволюционных исследований, исходили из возможности «научить»  государству, что, естественно,  идеализировало и персонифицировало  процесс его создания. Подобный  подход был решительно отвергнут  в советской исторической науке:  возникновение государства рассматривалось  как следствие внутреннего развития  общества, его разделения на классы  и борьбы между ними. При этом  вопрос об этническом происхождении  княжеской династии отходил как  бы на второй план, тем более,  что варяжская знать очень  быстро ассимилировалась с местным  населением, и на Руси внук, согласно  летописной генеалогии, Рюрика —  Святослав носил уже славянское  имя. При таком взгляде важно  было другое: государственность  - не предмет экспорта или импорта,  а закономерный результат многовекового  исторического пути народа.

Норманская теория

  

    Один из самых сложных  вопросов науки - проблема этногенеза, происхождения народов Это очень  длительный процесс, занимающий  не одно тысячелетие 

    Одна из новейших концепций  славянского этногенеза сводится  к следующему. В I тыс. до н.э.  славяне еще не выделились  в самостоятельную этническую  группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда  славяне отделились от индоевропейского  этноязыкового единства. Анализ  лексики древнеслаиянского языка  позволил ученым предположить, что  предки славян входили в балто-славянекую  языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная  Двина - Ока. На севере они  соседствовали с финно-угорскими,  а на юге с иранскими этнокультурными  массивами. В начале I тыс. н.э.  из единой балто-славянской общности  выделяется праславянекая группировка.  Во II - IV вв. ее соседями являются  два крупных межэтнических объединения,  возглавляемых на юге готами  и на западе вандалами. Известный  петербургский ученый Г.С. Лебедев  утверждает, что в составе или  в контакте с этими образованиями  праславяне прошли важный этап  этнической консолидации: к IV в.  относятся первые известия о  политической активности венедов  и актов. 

    Название «славяне» появится  лишь в VI в. Античные авторы  упоминали славян под именем  венедов, готские хронисты называли  их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли  степняки), византийцы - склавннами  По мнению И, М. Дьяконова,  к IV - V ив праславяне разделились  на три группы: венеды - на западе, склавины - на юге, анты - на востоке. 

    Великое переселение  народов, проходившее с IV пo VII в., существенно изменило этническую  картину мира. Магистральным путем  для движения этносов с востока  на запад стало Северное Причерноморье.  Кочевые племена волна за волной  накрывали Восточную и Среднюю  Европу. Гунны в IV - V вв. разгромили  державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад,  «взламывая границы Римской империи» (Г. С. Лебедев) 

    В образовавшуюся географическую  нишу и устремились праславяне, в ходе мошной экспансии заселившие  огромные пространства. Начиная  с V -VI вв. они фиксируются (и  археологически, и письменными источниками)  на территории от южного побережья  Балтийского моря на севере  до Дуная на юге, от Вислы  и Одера на западе до среднего  Днепра и Дона на востоке.  Они дошли до верховьев Волги,  до Адриатики, проникли на Пелопоннес  и в Малую Азию.

Информация о работе Основные этапы славянского этногенеза