Основные этапы славянского
этногенеза
Один из самых сложных
вопросов науки - проблема этногенеза,
происхождения народов Это очень
длительный процесс, занимающий
не одно тысячелетие
Одна из новейших концепций
славянского этногенеза сводится
к следующему. В I тыс. до н.э.
славяне еще не выделились
в самостоятельную этническую
группу. До сих пор не ясно,
на какой территории и когда
славяне отделились от индоевропейского
этноязыкового единства. Анализ
лексики древнеслаиянского языка
позволил ученым предположить, что
предки славян входили в балто-славянекую
языковую общность, занимавшую территории)
к югу от линии Западная
Двина - Ока. На севере они
соседствовали с финно-угорскими,
а на юге с иранскими этнокультурными
массивами. В начале I тыс. н.э.
из единой балто-славянской общности
выделяется праславянекая группировка.
Во II - IV вв. ее соседями являются
два крупных межэтнических объединения,
возглавляемых на юге готами
и на западе вандалами. Известный
петербургский ученый Г.С. Лебедев
утверждает, что в составе или
в контакте с этими образованиями
праславяне прошли важный этап
этнической консолидации: к IV в.
относятся первые известия о
политической активности венедов
и актов.
Название «славяне» появится
лишь в VI в. Античные авторы
упоминали славян под именем
венедов, готские хронисты называли
их антами (некоторые авторы полагают,
что антами славян называли
степняки), византийцы - склавннами
По мнению И, М. Дьяконова,
к IV - V ив праславяне разделились
на три группы: венеды - на западе,
склавины - на юге, анты - на востоке.
Великое переселение
народов, проходившее с IV пo VII
в., существенно изменило этническую
картину мира. Магистральным путем
для движения этносов с востока
на запад стало Северное Причерноморье.
Кочевые племена волна за волной
накрывали Восточную и Среднюю
Европу. Гунны в IV - V вв. разгромили
державу готов, тогда готы, гепиды,
вандалы и др., теснимые степняками,
двинулись на запад и юго-запад,
«взламывая границы Римской империи»
(Г. С. Лебедев)
В образовавшуюся географическую
нишу и устремились праславяне,
в ходе мошной экспансии заселившие
огромные пространства. Начиная
с V -VI вв. они фиксируются (и
археологически, и письменными источниками)
на территории от южного побережья
Балтийского моря на севере
до Дуная на юге, от Вислы
и Одера на западе до среднего
Днепра и Дона на востоке.
Они дошли до верховьев Волги,
до Адриатики, проникли на Пелопоннес
и в Малую Азию.
Период древ неславянского
единства заканчивается в последней
четверти I тыс., когда славянская
общность распадается на три
ветви восточную, западную и
южную. «Таким образом, в отличие
от своих арийских собратьев,
например романцев и германцев,
славяне сравнительно поздно
выходят на поприще мировой
истории. Подобное запаздывание
способствовало длительному сохранению
близости языка, духовной и
материальной культуры, основных
черт общественного устройства
славянских народов».
Самостоятельная история
восточных славян начинается
в VIII - IX вв. К этому времени
восточнославянские племена полян,
древлян, волынян и дреговичей
занимают лесостепь и леса
днепровского правобережья, тиверцы
и уличи — Прикарпатье и
междуречье Прута, Днестра, Южного
Буга, северяне и радимичи - днепровское
левобережье, вятичи - бассейн верхнего
течения Оки, кривичи - верховья
Днепра, Волги, Западной Двины
и Псковщину, ильменские словене
- территорию вокруг Ильмень-озера.
В VI в. восточные славяне
жили родовым строем по обычаям,
свойственным всем варварским
племенам. Главной ячейкой общества
был род - группа родственников
из нескольких десятков, а то
и сотен человек, которые совместно
владели землей, лесом, пастбищами
и т. п., вместе трудились и
поровну делили результаты труда.
Во главе рода стояли старейшины,
а по наиболее важным вопросам
собирался совет веся родичей.
3-5 близких по происхождению родов
составляли племя. Племена объединялись
в союзы с вождями во главе.
В VII - IX вв. родовые отношения
у восточных славян стали распадаться
а связи с появлением металлических
орудий труда и переходом от
подсечного к пашенному земледелию,
так как уже не требовались
совместные усилия всех членов
рода для ведения хозяйства.
Основной хозяйственной единицей
стала отдельная семья.
Как и все народы, находившиеся
иа стадии разложения первобытнообщинного
строя, славяне были язычниками.
Они поклонялись явлениям природы,
обожествляя их. Так. богом неба
был Сварог, богом солнца - Дажльбог
(другие названия: Дажбог, Ярило,
Хорос), богом грома и молнии -
Перун, богом ветра - Стрибог,
богиня плодородия - Мокошь. В VI в.,
по свидетельству византийского историка
Прокопия Кесарийского, славяне признавали
повелителем Вселенной одного бога - Перуна,
бога грома, молнии, войны. В то время еше
не было общественных богослужения, не
было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения
богов в виде каменных или деревянных
фигур (идолов) ставились на определенных
открытых местах - капищах, богам приносились
жертвоприношения - требы. Славяне чтили
духов, берегинь и русалок, живших в темных
омутах рек и озер, хранителей домашнего
очага - домовых, леших. В целом религия
восточных славян была политеистической
(политеизм - многобожие).
Основным занятием восточных
славян было земледелие. Это подтверждается
археологическими раскопками, обнаружившими
семена злаков - рожь, пшеница, ячмень,
просо и огородных культур
- репа, капуста, свекла, морковь,
редька, огурцы. Выращивались и технические
культуры, такие как лен, конопля.
На севере, в районе
густых таежных лесов, господствующей
системой земледелия была подсечно-огневая.
Основными орудиями труда
были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.
Серпами собирали урожай. Зерно
размалывали каменными зернотерками
и ручными жерновами.
В южных районах ведущей
системой земледелия бал перелог.
Здесь было много плодородных
земель, и участки земли засевали
по два-три года, а потом переходили
на новый. Основными орудиями
здесь было рало, а позднее
- деревянный плуг с железным
лемехом. С земледелием было
тесно связано и скотоводство.
Народ разводил свиней, коров,
овец и коз. Занимались охотой,
ловили рыбу, собирали грибы, ягоды,
орехи, мед диких пчел. Начало
появляться ремесло и торговля.
Научились плести лапти и делать
кожаные сапоги.
С развитием торговли
связано у славян появление
городов. В "Повести временных
лет" же называются города
Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч,Новгород,
Псков, Полоик, Муром и др. Всего
к IX в. насчитывалось около
24 крупных городов. Варяги называли
славянскую землю ГардарикоЙ - страна
городов
Появились первые княжества:
Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия
(в районе озера Ильмень с
центром в Новгороде) Появление
таких центров свидетельствовало
о возникновении новых внутриплеменных
отношений в организации восточных
славян, которые создали предпосылки
для появления у них государства.
Основные этапы становления
государственности у восточных
славян.
Первый этап, очевидно, связан
с образованием военного союза
славян в Карпатах, который в
VI веке распался на составлявшие
его племена. Второй этап связан
с заселением восточными славянами
Восточно-Европейской равнины. Племена
объединяются в союзы племен
во главе с князьями.
Третий этап относится
к VIII веку. Происходит образование
городов, сначала как торговых
центров. Их торговые округа
стали их государственными территориями,
городовыми областями. Некоторые
из них сделались княжествами.
Соединение этих княжеств
привело к образованию сначала
Великого Княжества Киевского,
а затем Новгородского супер-княжества.
Во глав первого стояли князья
Аскольд и Дир, а во главе
второго - Рюрик, В 882 году Новгородский
князь Олег (879 - 912) со своей варяго-угорской
и славяно-финской ратью захватил
Киев, убил Аскольда и Дира, и
превратил его в центр объединенного
государства.
Образование единого
древнерусского государства с
центром в Киеве -закономерный
процесс, результат социально-экономического
и политического развития древнерусского
общества. К этому времени рост
производительности труда привел
к отделению ремесла от сельского
хозяйства, образованию городов,
усилению торговых связей, появлению
частной собственности, обогащению
части населения. Родовая и
племенная знать прибрала к
своим рукам власть и превратилась
в привилегированный слой общества.
Этому способствовали и религиозная
общность и необходимость объединения
военных усилий для отпора
внешним врагам и организации
дальних завоевательных походов.
Образовавшееся государство было
раннефеодальным: рабство существовало,
но оно носило патриархальный
характер, а основные средства
производства принадлежали знати
- феодалам.
В XVIII - XIX вв. многие историки
придерживались так называемой
норманнской теории, приписывающей
скандинавским викингам, на Руси
их называли варягами, создание
Русского государства. Основанием
для этойтеории послужил летописный
рассказ о призвании на княжение
в Новгороде в 862 году варяжских
князей Рюрика, Синеуса и Трувора.
Три варианта этого рассказа (ЛаврентьевскиЙ
и Ипатьевский списки «Повести
временных лет и Новгородская
первая летопись) сообщают, что первоначально
варяги брали дань с новгородцев,
затем были изгнаны, однако
между
племенами начались междоусобицы, и
племена словени, кривичи, чудь и
меря обратились к варягам со словами:
«Земля наша велика и обильна, а наряда
(т.е. порядка) в ней нет. Да пойдете
княжить и володети нами». Варяги
откликнулись на призыв и выбрали
трех братьев: Рюрика - севшего в
Новгороде, Синеуса - на Белоозере и
Трувора — в Изборске.
В этой легенде многое
до сих пор неясно. Если вымышленность
Синеуса и Трувора признается
большинством историков (в древнешведском
языке слова «сине хус трувор»
означают «с домом и дружиной»),
то историчность Рюрика, хотя
и не бесспорная, не отвергается
рядом исследователей. И сторонники
норманнской теории, и их оппоненты,
авторы дореволюционных исследований,
исходили из возможности «научить»
государству, что, естественно,
идеализировало и персонифицировало
процесс его создания. Подобный
подход был решительно отвергнут
в советской исторической науке:
возникновение государства рассматривалось
как следствие внутреннего развития
общества, его разделения на классы
и борьбы между ними. При этом
вопрос об этническом происхождении
княжеской династии отходил как
бы на второй план, тем более,
что варяжская знать очень
быстро ассимилировалась с местным
населением, и на Руси внук, согласно
летописной генеалогии, Рюрика —
Святослав носил уже славянское
имя. При таком взгляде важно
было другое: государственность
- не предмет экспорта или импорта,
а закономерный результат многовекового
исторического пути народа.
Норманская теория
Один из самых сложных
вопросов науки - проблема этногенеза,
происхождения народов Это очень
длительный процесс, занимающий
не одно тысячелетие
Одна из новейших концепций
славянского этногенеза сводится
к следующему. В I тыс. до н.э.
славяне еще не выделились
в самостоятельную этническую
группу. До сих пор не ясно,
на какой территории и когда
славяне отделились от индоевропейского
этноязыкового единства. Анализ
лексики древнеслаиянского языка
позволил ученым предположить, что
предки славян входили в балто-славянекую
языковую общность, занимавшую территории)
к югу от линии Западная
Двина - Ока. На севере они
соседствовали с финно-угорскими,
а на юге с иранскими этнокультурными
массивами. В начале I тыс. н.э.
из единой балто-славянской общности
выделяется праславянекая группировка.
Во II - IV вв. ее соседями являются
два крупных межэтнических объединения,
возглавляемых на юге готами
и на западе вандалами. Известный
петербургский ученый Г.С. Лебедев
утверждает, что в составе или
в контакте с этими образованиями
праславяне прошли важный этап
этнической консолидации: к IV в.
относятся первые известия о
политической активности венедов
и актов.
Название «славяне» появится
лишь в VI в. Античные авторы
упоминали славян под именем
венедов, готские хронисты называли
их антами (некоторые авторы полагают,
что антами славян называли
степняки), византийцы - склавннами
По мнению И, М. Дьяконова,
к IV - V ив праславяне разделились
на три группы: венеды - на западе,
склавины - на юге, анты - на востоке.
Великое переселение
народов, проходившее с IV пo VII
в., существенно изменило этническую
картину мира. Магистральным путем
для движения этносов с востока
на запад стало Северное Причерноморье.
Кочевые племена волна за волной
накрывали Восточную и Среднюю
Европу. Гунны в IV - V вв. разгромили
державу готов, тогда готы, гепиды,
вандалы и др., теснимые степняками,
двинулись на запад и юго-запад,
«взламывая границы Римской империи»
(Г. С. Лебедев)
В образовавшуюся географическую
нишу и устремились праславяне,
в ходе мошной экспансии заселившие
огромные пространства. Начиная
с V -VI вв. они фиксируются (и
археологически, и письменными источниками)
на территории от южного побережья
Балтийского моря на севере
до Дуная на юге, от Вислы
и Одера на западе до среднего
Днепра и Дона на востоке.
Они дошли до верховьев Волги,
до Адриатики, проникли на Пелопоннес
и в Малую Азию.