Основные этапы славянского этногенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеслаиянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные этапы этногенеза.docx

— 236.52 Кб (Скачать файл)

Принятие  же христианства, особенно из Византии, для Владимира было наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства  терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и Закавказье. Также успех  сопутствовал Византии и на Балканах. Уже исходя из этого принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же Византия нуждалась в  военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и получил в жены сестру императоров Константина  и Василия - Анну. Среди сложного комплекса побудительных причин выбора Византийского варианта христианства Русью времен князя Владимира  Святославовича, на одном из первых мест, ... стоит культурно-историческая значимость государственного соседства  с Византией. Принятие же Западного  варианта христианства означала для  Владимира подчинение Папской власти, следовательно об укреплении власти на месте не могло быть и речи.

Из всей массы всемирно-исторического  материала, доступного для наших  предков, история  Византии представлялась наиболее пригодной  для практического  приложения, для  заимствования и  справок и примеров в нужных случаях. Дух нетерпимости, которым предки хотели оградить свою святую православную веру от чужой примеси, не позволял им искать образцов ни в истории  языческого мира, ни в истории латинского запада.

 КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

       В 988 г. Владимир  крестился сам, окрестил своих  детей, бояр, дружину и под   страхом наказания заставил креститься  киевлян и всех руских вообще.

       При крещении  Владимир получил христианское  имя Василий в честь императора  Василия II —Василия Великого.

       Смена религиозных  культов сопровождалась уничтожением  изображений некогда  почитаемых  богов, их публичным поруганием  со стороны княжеских слуг, построением   церквей на местах, где стояли  языческие идолы и храмы. Так,  на холме в Киеве, где стоял  идол Перуна, была воздвигнута  церковь Василия, посвященная  Василию Великому. Под Новгородом, где находился языческий храм, была построена церковь Рождества.  По сообщению «Повести временных  лет», Владимир начал строить  в городах церкви, назначать священослужителей  «и людей стали приводить к  крещению по всем городам и  селам».

       По  словам  историка Я.Н.Щапова: "распространение   христианства проводилось княжеской   властью и формирующейся церковной   организацией насильно, при сопротивлении   не только жрецов, но и различных   слоев населения". Подтверждение  этому можно найти у Татищева  В.Н., который исследуя летописные  рассказы о крещении, приводит  такие факты: митрополит Илларион  Киевский признавал, что крещение  в Киеве происходило по принуждению: "Никто не сопротивлялся княжескому  приказу, угодному Богу, и крестились  если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его религия была связана  с властью". В других же городах  замена традиционного культа  новым встречала открытое сопротивление.

       Основная  часть  населения Руси оказывала активное  или пассивное сопротивление  новой религии. Именно всеобщее  неприятие ее в условиях пусть  даже ограниченного народовластия  сорвало планы киевской знати  и превратило введение христианства  в многовековой процесс.

В большинстве  открыто восставших против насаждения христианства городов  выступила поместная светская и  прежняя духовная знать. Так, известно о восстании князя Могуты, которое  длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя  борьба Могуты завершилась его пленением, а затем помилованием со ссылкой  в монастырь.

       Восставшие  повсеместно  разрушали храмы, убивали  священников  и миссионеров. Восстания  в  разных регионах были сходны  по своему характеру с восстаниями  в  Суздале, Киеве, Новгороде,  в них  слились воедино антихристианские  и антифеодальные мотивы.

       Необходимо  обратить  внимание на два момента. Первый  заключается в том, что восстания   происходили в основном в неславянских  землях, где к указанным мотивам   присоединилась и борьба за  самостоятельность. Именно с этого  времени на Руси начали проявляться  одновременно три процесса: христианизация, феодализация и колонизация соседних  земель. Для второго момента характерно  удивительное совпадение дат  восстаний со смертью князей  или их отсутствием, вызванным  феодальными распрями, т.е. периоды  относительного безвластия. Но причины  восстаний в XI в. уже другие. Их начало, как правило, связано  с ухудшением экономического  положения народных масс, периодическим  недородом и многолетним голодом.  Между тем, центральное киевское  правительство, не обращая внимания  на трудности северо-восточных  земель, продолжало поборы с населения.  Положение усугублялось междоусобными  войнами, сопровождавшимися грабежами.  В это трудное время глашатаями  народного гнева выступили волхвы. По мере укрепления христианства  они теряли свои права, а  вместе с тем и источники  существования, находили себе  новые занятия, чаще всего врачевание. Чтобы уничтожить эту социальную  группу — своих идейных врагов, - церковники обвинили их в  «колдовстве», в применении вредной  «земли» и «потвора», настраивали  против них верующих и государство.  Без суда и следствия были  уничтожены и скоморохи, досаждавшие  церкви лишь юмором, играми и  песнями.

       Восстание 1024 г. в Суздале происходило во  время войны между киевским  и мутараканским князем, в результате  которой в городе была ослаблена  киевская власть. Во главе его  также стояли волхвы. Волхвы выбрали  удачное время для восстания.  Эта социальная группа была  и материально заинтересованной  стороной в сохранении прежней  религии. Отстаивая старину, они  боролись и за свои экономические  интересы. Но следует обратить  внимание на то, что призыв  служителей культа ранненациональной  религии был поддержан всем  народом. Это говорит о крайне  незначительном влиянии православия  на горожан. Летопись сообщает: "Услыхав о волхвах, Ярослав  пришел в Суздаль; захватив  волхвов, одних отправил в изгнание, а других казнил». Кровавая  расправа над восставшими была  рядовым явлением, и летописец  не считал нужным говорить  о ней.

       Восстания 1071г.  в Ростовской земле и Новгороде   было вызвано теми же причинами.  Большинство народа шло за  волхвами, а не за духовенством, которое защищало интересы знати.

Оба восстания  имели глубокие социальные причины, носили антифеодальный характер и антицерковный  характер. Безусловно, что социальной основой этой борьбы явились классовые противоречия , но они наносили удары по процессу христианизации, сдерживали ее ход, заставляли церковь приспосабливаться.

       Борьба  против  православной идеологии неоднократно  принимала форму ересей. Все исследователи,  в том числе и церковные,  видят причину их появления  в нравственном разложении духовенства.  Особо выделяется среди них  стригольничество. Стригольник (цирюльник)  Карп и его соратники предлагали  ликвидировать монашество, церковную  иерархию, отказаться от треб  и таинств, отрицали догмы о  воскрешении мертвых, о потустороннем  мире. Поддержка движения народными  массами подтверждала их негативное  отношение к Русской православной  церкви даже через три века  после введения христианства.

       Первые  попытки  насаждения христианства в   Северо-Западной Руси натолкнулись  на сопротивление народных масс  и бояр, группировавшихся вокруг  местных князей. Церковные историки  считают, что первые христианские  храмы здесь возникли уже в  988г. Рогнеда, сначала насильственно  завоеванная Владимиром, а потом  отвергнутая им же после его  брака с Анной, согласилась  немедленно принять христианство  и была отправлена в специально  построенные для нее в г.  Изяславле монастырь и церковь.  После выбора Владимиром новой  жены она воскликнула: «Прошу, уневести меня своему Христу  и да приму святой, ангельский, иноческий образ».

В Северо-Западном крае не было ни той  верховной знати, какая была в  Киеве, ни таких развитых международных  связей, которые создавали  предпосылки  к проникновению  христианства. Местная  знать еще  не ощущала настоятельной  потребности в классовой религиозной  идеологии и справлялась с  народными массами прежними методами. Вместе с тем она, и не без оснований, предполагала, что введение христианства повлечет за собой потерю самостоятельности. Поэтому попытки давления сверху неминуемо вызвали сопротивление  не только низов, но и местной знати, чьи интересы не мог не учитывать  великокняжеский посланник, если он думал оставаться во главе княжества.

       Все старшие  князья Владимира в 988—   гг. уже находились во главе  княжеств, поэтому во время крещения  их не было в Киеве Удельные  князья, представляя интересы своих  земель, не могли уже бездумно  и автоматически повторить шаг  киевского князя, проигнорировавшего  мнение дружинников и знати,  настороженно воспринимавших любое  мероприятие Киева.

Владея  крупнейшим княжеством Киевской Руси, полоцкий князь Изяслав (988—1001) совершенно не считался с Киевом, вел  самостоятельную  торговлю с прибалтийскими народами и Германией. После его  смерти, причины которой неизвестны, стал княжить Брячислав. Это произошло  вопреки укоренившемуся правилу, по которому Владимир посылал в таких  случаях младших сыновей. Брячислав  не только не подчинился Киеву, но и  начал борьбу с ним за Новгород и в конце концов захватил его  и разрушил (1021г). В пользу того, что  процесс христианизации не начинался  ни при Изяславе, ни при Брячеславе, свидетельствует как полное отсутствие союзнических связей с Киевом и отсутствие каких-либо сведений о строительстве  здесь церквей.

Князь Туровский Святополк (988) имел особые счеты к Владимиру и, видимо, давно мечтал, как и другие князья, отделиться от Киева. В этом уверял, излагая события тех лет, известный  деятель церкви Кирилл Туровский. Он специально подчеркивал, что Святополк  «задумал восстать против отца», но имела  место также и попытка Святополка избрать другую веру. Об этом свидетельствует  и то, что он подружился с печенегами, находясь у них заложником, и его  брак с дочерью Болеслава, и то, что с женой на Русь прибыл епископ  Рейнберн, который хотел вместе со Святополком ввести здесь католицизм.

Владимир, возмущенный позицией Святополка по отношению к христианству, вызвал его в Киев и вместе с женой  и духовником посадил в тюрьму, но польский князь Болеслав двинулся на Киев, освободил зятя и оставил  в Киеве Святополка и Владимира. Существует мнение, что Святополк  был регентом престарелого князя  Владимира. Это вполне возможно, иначе  непонятны условия его пребывания в Киеве после освобождения. После  смерти Владимира, как сообщает летопись, «Святополк сел в Киеве... и созвал киевлян и стал давать им подарки. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья (дружинники) их были с Борисом». Во время правления  Святополка — с 1015 по 1019г. христианство развивалось на Руси слабо, в летописях  так же нет упоминаний о строительстве  христианских храмов. Это подтверждается также летописной характеристикой  Святополка, где он назван коварным змеем, окаянным, законопреступником, не знающим бога.

       В основе событий  1015г. лежат не личные притязания  сыновей Святослава, а  причины  политического и идеологического  характера. На Святополка, как  на язычника-варвара, были списаны  все преступления Ярослава. Такие  возможности появились сразу  же после поражения Святополка, не нашедшего поддержки у прохристианской  киевской знати, и из-за почти  полного отсутствия свидетелей  убийства Бориса и Глеба. Святополк,  не без участия Ярослава превратился  в кровожадного убийцу, окаянного  противника христианства, не знающего  бога. События 1015г. показали, что  возврата к прежней вере в  Киеве не могло быть. Но тем  не менее и после смерти  Святополка Турово-Писская земля  на приняла Христианства. Ее возглавил  Ярополк, сын Изяслава Полоцкого,  активного противника киевской  политики. Его сыновья и внуки  продолжали заложенную в начале  века политику сопротивления  христианизации.

       Полоцкий  князь  Брячислав Изяславович  не  часто упоминается в летописях,  но о Всеславе (1044—1101), сыне его,  сложены  легенды, но критического  отношения  к Святополку и  Всеславу историки не скрывают. Всеслава всегда осуждают за  взятие Новгорода, где он разрушил, прежде ограбив, храм Софии,  увез принадлежности культа и  даже колокола. Скорее всего это  был выпад против христианства. Сыновья Ярослава, которые, как  и отец, были поборниками новой  религии, организовали против  Всеслава совместный поход, захватили  многие города, перебили население  Минска (1067). В битве на Немиге, как отмечается в «Повести  временных лет», Всеслав держал  «бой жестокий и много людей  пало, … одолели Изяслав, Святослав,  Всеволод». Поверив в клятву  Ярославовичей (крестоцелование), он  пришел к ним на переговоры, где был схвачен и отправлен  в киевскую тюрьму. Это можно  рассматривать как клятвонарушение,  показывающее, что крестоцелование  еще не обеспечивало нравственной  ответственности. Дальнейшие события  разворачивались стремительно: на  Русь напали половцы Ярославовичи  не смогли организовать оборону  Киева. Видя беспомощность князей, народ потребовал всеобщего вооруженного  отпора. Однако Изяслав отказался  вооружить народ и был свергнут. Восставшие городские низы, возмущенные  бездеятельностью князей и христианскими  порядками, находят себе предводителя  в темнице. Всеслав был объявлен  киевским князем. Без сомнения, из  темницы на престол был посажен  противник правящей партии.

       К мероприятиям  Всеслава по защите Руси прохристианская  организация относилась враждебно,  тем не менее формальная христианизация  Руси продолжалась и  лишь  к началу XX века почти все   народности нашей страны, придерживавшиеся  дохристианских (языческих) верований,  были обращены — по крайней  мере номинально — в русское  православие».

 ИСТОРИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ РУСЬЮ  ХРИСТИАНСТВА.

       Время Владимира  нельзя считать периодом гармонии  власти и общества. Историческое  значение этого времени заключалось  в следующем:

    1) Приобщение славяно-финского  мира  к ценностям христианства.

    2) Создание условий для  полнокровного  сотрудничества  племен Восточно- европейской равнины  с другими  христианскими племенами  и народностями.

    3) Русь была признана  как христианское государство,  что определило более высокий  уровень отношений с европейскими  странами и народами.

Информация о работе Основные этапы славянского этногенеза