Русская церковь, развивавшаяся в
сотрудничестве с государством, стала
силой объединяющей жителей разных
земель в культурную и политическую
общность.
Перенесение на
русскую почву традиций монастырской
жизни придало своеобразие славянской
колонизации северных и восточных
славян Киевского государства.
Миссионерская деятельность на
землях, населенных финоязычными
и тюркскими племенами, не только
вовлекла эти племена в орбиту
христианской цивилизации, но
и несколько смягчала болезненные
процессы становления многонационального
государства (это государство
развивалось на основе не национальной
и религиозной идеи. Оно было
не столько русским, сколько
православным. Когда же народ
потерял веру - государство развалилось).
Приобщение к
тысячелетней христианской истории
ставило перед русским обществом
новые культурные, духовные задачи
и указывало на средства их
решения (освоение многовекового
наследия греко-римской цивилизации,
развитие самобытных форм литературы,
искусства, религиозной жизни).
Заимствование
становилось основой для сотрудничества,
из осваиваемых достижении Византии
постепенно вырастали ранее неведомые
славянам каменное зодчество,
иконопись, фресковые росписи,
житейная литература и летописание,
школа и переписка книг. Крещение
Руси, понимаемое не как кратковременное
действие, не как массовый обряд,
а как процесс постепенной
христианизации восточнославянских
и соседствовавших с ними племен
- крещение Руси создало новые
формы внутренней жизни этих
сближавшихся друг с другом
этнических групп и новые формы
их взаимодействия с окружающим
миром.
Для русского
народа, сравнительно поздно вступившего
на путь исторического развития,
принятие христианства означало
приобщение к многовековой и
высокой культуре Византии, но
необходимо четко отделять культуру
(сложившуюся еще в языческий
период) от религиозной идеологии.
Византия не тем превосходила древних
славян, что была христианской страной,
а тем, что являлась наследницей
античной Греции, сохраняя значительную
часть ее культурного богатства.
В этом смысле христианство нельзя
противопоставлять язычеству, так как
это только две формы, два различных по
внешности проявления одной и той же идеологии.
Формально Русь стала христианской. Погасли
погребальные костры, угасли огни Перуна,
требовавшего себе жертв, но долго еще
насыпали языческие курганы, тайно молились
Перуну и огню - Сварожичу, справляли буйные
праздники родной старины. Автор начальной
летописи вынужден сознаться, что люди
только "словом нарицающиеся христиане",
а на деле - "поганьске живуще", на
игрищах людей "многое множество",
а в церкви во время службы их обретается
мало. В конце XI в. киевский митрополит
Иоан жаловался, что церковный обряд венчания
соблюдается только боярами и князьями,
а простые люди заключают браки по прежнему
обычаю - "поимают жены своя с плясанием
и гудением и плесканием" и некоторые
"без срама" имеют две жены. Не будучи
в силах достичь действительного и быстрого
превращения новообращенных в христиан,
греческие священники пошли на уступки
прежней вере: они признали реальность
существования всех славянских богов,
приравняв их к бесам, признали святость
традиционных мест и сроков старого культа,
выстраивая храмы на местах прежних кумиров
и капищ и назначая христианские праздники
приблизительно на те же дни, к которым
приурочивались ранее языческие.
Язычество сливалось
с христианством.
Новая русская
церковь стала новым и обильным
источником доходов для ее
духовной матери - константинопольской
церкви и новым орудием эксплуатации
в руках верхов киевского общества.
За эти материальные выгоды
можно было заплатить приспособлением
христианской идеологии к язычеству
славян.
Русская церковь
играла сложную и многогранную
роль в истории Руси.
Несомненна ее
польза как организации, помогавшей
молодой русской государственности
в эпоху бурного развития феодализма.
Несомненна и ее роль в развитии
русской культуры, в приобщении
к культурным богатствам Византии,
в распространении посвящения
и создании крупных литературно-художественных
ценностей.
Героическая эпоха
Владимира (княжил 980-1015 гг.) была
воспета и церковным летописцем
и народом потому, что в главных
своих событиях она сливала
воедино феодальное начало
с народным, политика князя объективно
совпадала с общенародными интересами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Утверждение монотеистической
религии способствовало укреплению
великокняжеской власти, ликвидации
«дофеодальной раздробленности»,
присущей Руси вплоть до конца
Х в., когда в ряде восточнославянских
земель существовали собственные
князья под эгидой Киева.
Христианство сыграло исключительно
крупную роль в идеологическом обосновании
власти киевских князей. «С момента
крещения на князя «взирает... всемилостивое
око благого бога». Князя сажает
на престол сам бог».
Утверждение христианства
на Руси в качестве государственной
религии оказало большое влияние
на разные сферы общественной
и духовной жизни страны. Ускорилось
изживание местных, племенных
различий в отдельных областях
Руси и формирование древнерусской
народности с единым языком, культурой,
этническим самосознанием. Ликвидация
местных языческих культов также
способствовала дальнейшей этнической
консолидации, хотя различия в
этой сфере продолжали сохраняться
и обнаружили себя позже, когда
в период феодальной раздробленности,
усугубленной татаро-монгольским
нашествием, отдельные части Руси
обособились друг от друга
или попали под власть иноземных
завоевателей.
Крещение Руси
было важным этапом в развитии
ее культуры. Во многих отношениях
древнерусская культура обрела
принципиально-новые черты и особенности.
Подобно тому, как христианизация
Руси явилась фактором, заметно
ускорившим складывание
единой древнерусской народности
из восточнославянских племен
с их различными культами, христианство
способствовало и консолидации
древнерусского сознания — как
этнического, так и государственного.
Заметим также, что христианство,
принеся на Русь славянскую
письменность, не могла не усилить
и сознание единства происхождения
славян и славянской общности.
Чувство этой общности часто
переплеталось с древнерусским
этническим самосознанием. Это
характеризует многие памятники
древнерусской письменности.
В то же время в области культуры
с принятием христианства связаны
и отдельные негативные моменты.
Устная словесность, литература Древней
Руси дохристианского времени была
богатой и разнообразной. И в
том, что значительная ее часть утрачена,
не попала на пергамент и бумагу,
определенная вина церковных кругов,
которые, естественно, отрицали языческую
культуру и, как могли, боролись с
ее проявлениями.
Русские земли в период
феодальной раздробленности
Развитие феодальных отношений, рост
экономического и политического
могущества отдельных земель привели
к распаду единого Древнерусского
государства. Наступил период феодальной
раздробленности. В отделившихся княжествах
происходил дальнейший рост производительных
сил, совершенствовалась техника производства.
Росли города — ремесленные и
торговые центры. Совершенствовалось
и расширялось пашенное земледелие
— нашли широкое применение соха
с железным наконечником и плуг.
Основной силой разъединительного
процесса выступило боярство, которое
было заинтересовано в укреплении своей
власти с помощью местных князей
на новых землях, заселенными крестьянскими
общинами. Однако впоследствии между
усилившимся боярством и князьями
возникли противоречия, борьба за влияние
и власть. Во многих землях-княжествах
она приобретала различный характер.
В некоторых землях бояре сумели
подчинить себе князей и установить
боярское правление, в других — князья
смогли подавить сопротивление боярземледельцев
и утвердить свою власть.
В конце XII в. на территории Руси насчитывалось
15, а в середине XIII в. 50 полусамостоятельных
и самостоятельных княжеств. Они,
образовавшись на обломках единого
государства, имея общий язык и культуру,
обладали системой политической власти,
сложившейся в недрах Древней
Руси. И несмотря на то, что каждое
княжество проводило самостоятельную
внутреннюю и внешнюю политику, торговые,
политические и экономические связи
земель еще продолжали существовать.
В отличие от правителей трудовое
население княжеств стремилось к
объединению. Мысль о единстве русских
земель продолжала жить в сознарусского
народа. В его понятии защита княжества
отожлествлялась с защитой всей
Руси, но интересы феодалов ограничивались
укреплением власти в обособленных
княжествах и уделах. Более того,
владетели и бояре сильных
в экономическом и военном
отношении земель стремились поглотить
более слабые княжества и уделы,
что порождало феодальные войны
— княжеские усобицы. Они вели
к разобщению вооруженных сил Руси.
Этот процесс носил двоякий характер.
С одной стороны — ослаблялась военная
мощь некогда единого государства, с другой
— наметилась объединительная тенденция,
зарождавшаяся в недрах крупных княжеств.
Наиболее сильными политическими
центрами на рубеже XII—XIII вв. являлись:
на юго-западе — Галицко-Волынское
княжество; на северо-западе — Новгородская
земля (Новгородская феодальная республика);
на северо-востоке — Владимиро-Суздальское
княжество. Система управления обособившимися
землями, за исключением Новгорода,
оставалась такой же, которая сложилась
в период существования единого
Древнерусского государства.
Галицко-Волынское княжество занимало
территорию между реками Днестр и
Прут, а также северо-восточные
склоны Карпат. Оно было связано
сухопутными дорогами со странами Западной
Европы и выходами через Дунай
и Черное море с Византией, что
позволяло вести активную внешнюю
торговлю.
Развитие ремесел, наличие благодатных
черноземных земель способствовали
экономическому подъему княжества,
что в известной мере послужило
основанием для местных бояр и
князей для отложения от власти Киева.
Первоначально Галицкое княжество
с центром в Галиче и Волынское
княжество со столицей со Владимиро-Волынском
существовали как самостоятельные.
При волынском князе Романе Мстиславиче
(1170— 1205 гг.) в 1199 г. произошло объединение
этих княжеств. В 1203 г. князь Роман
захватил Киев и принял титул великого
князя. Он вел упорную борьбу с
местным боярством и сумел
утвердить сильную великокняжескую
власть. Но после его смерти, когда
его сыну Даниилу было всего четыре
года, боярская оппозиция подняла
голову. Юному Даниилу несколько
раз пришлось спасаться бегством
от заговорщиков. Местное боярство,
стремясь ослабить княжескую власть,
приглашало на стол венгерских и польских
владетелей. И только в 1238 г. князю
Даниилу Галицкому удалось сломить
боярское сопротивление и утвердить
свою власть в Галицко-Волынской
земле. Но эта изнурительная борьба
отрицательно сказывалась на военном
могуществе княжества, и оно не могло
претендовать на роль объединителя Руси
накануне нашествия монголо-татар.
Другой развитый политический и
экономический центр — Новгородская
земля — занимала огромную территорию
от Белого моря до верховьев Волги,
от Прибалтики до Урала. «Господин Великий
Новгород» (официальное название с
1206 г.) предпочитал не вмешиваться
в дела русских княжеств. Его политическую
жизнь определяли бояре, владеющие
усадьбами и земельными угодьями.
В их руках были сосредоточены
связующие нити торговли республики
с городами Ганзы (Бремен, Любек и
другие) и Прибалтики. Новгород —
крупный торговый, ремесленный, политический
и религиозный центр — издавна
боролся за автономию в составе
Древнерусского государства. Он уже
во времена Владимира Святого
и Ярослава Мудрого противился власти
великих киевских князей, оказывал
большое влияние на политику князей-наместников
и княжеских посадников. Бояре
вели борьбу с княжеской властью
и в 1136 г. окончательно подчинили
ее. Воспользовавшись попыткой князя
Всеволода Мстиславича, внука Владимира
Мономаха, втянуть Новгород в борьбу
за уделы Южной Руси и Суздальщины,
новгородское вече обвинило его в
забвении интересов Новгородской земли
и арестовало князя. С тех пор
князья стали приглашаться в Новгород,
а их деятельность контролировалась
новгородским вече.
Местная знать, обладавшая экономической
мощью, которая основывалась на высокой
степени развития реместа, торговли
и землевладения, играла решающую роль
в решении веча — общенародного
собрания. Фактическими хозяевами веча
были 300—400 «золотых поясов» — крупнейших
бояр Новгорода. Из своей среды они
выбирали посадника, который являлся
главой правительства. В его руках
было управление и суд. Другим важным
лицом в администрации города
был тысяцкий, ведавший городским
ополчением и судом по торговым делам.
Вече выбирало главу новгородской
церкви — епископа (впоследствии архиепископа),
распоряжавшегося казной и контролировавшего
внешние сношения Великого Новгорода.
Глава новгородской церкви возглавлял
так называемый «Совет господ», в
который входили князьнаместник,
посадник и уличанские старосты —
представители от городских жителей.
«Совет...» подготавливал законопроекты
и предлагал их народному собранию.
По существу Совет господ управлял
Новгородской республикой. Это была
довольно скрытая, но деятельная пружина
новгородского управления, поскольку
она предопределяла решения веча.
Народное собрание приглашало князя
в город для выполнения воинских
функций. Бояре стремились, чтобы
князь не обладал решающей силой
в Новгороде. Его личная дружина
ограничивалась 300 воинами. На содержание
дружины и домочадцев князя отводились
земельные угодья на окраине новгородских
владений (у Торжка, между озером
Селигер и рекой Ловать). В военное
время князь возглавлял новгородское
войско-ополчение из ремесленников
и крестьян, дружины бояр и купцов.
В мирное время он участвовал в
управлении городом и землей, но
под контролем посадника: «Без посадника
тебе, князь, не судить, волостей не держать,
грамот не давать». Неугодных князей
изгоняли из города.
Географическое положение земель
республики позволяло контролировать
все водные пути, ведущие в глубь
территории, что, в свою очередь, исключало
внезапность нападения. И попытки
навязать новгородцам волю чужого правителя
довольно успешно пресекались ими.
Наиболее интенсивно обустраивали
свою землю владимиро-суздальские
князья. Сын Владимира Мономаха,
Юрий Долгорукий, правивший в 1125—1157
гг., укреплял старые города Ростов и
Суздаль, закладывал и строил новые
— Москва (1147 г.), Городец на Оке, Переяславль(Переславль)-Залесский
(1152 г.) и другие. В 1155 г. князь Юрий
взял Киев и повел борьбу за великокняжеский
стол всей Руси. Его сын Андрей Боголюбский
продолжил политику отца. В 1154 г. Андрей
ушел из Киева и окончательно утвердился
во Владимире, сделав его мощнейшим
городом-крепостью и столицей княжества.
Князь Андрей преследовал одну цель
— лишить Киев его приоритета среди
городов Руси. Он также как и
его отец воевал с Киевским княжеством,
провел несколько походов против
Новгорода. Но непомерные амбиции князя
были пресечены группой заговорщиков-бояр,
которые в 1174 г. убили его. Тем
не менее, властная политика по отношению
к другим княжествам продолжилась при
его преемнике — Всеволоде
Юрьевиче, который правил в 1176—1212 гг.,
принял титул великого князя. Он, опираясь
на зарождающийся многочисленный слой
военных слуг — дворян, подавил
боярскую оппозицию. Княжество делилось
на 9 уделов, но все удельные князья-наместники
в Дмитрове, Переяславле-Залесском,
Твери и других городах беспрекословно
выполняли волю великого князя. При
князе Всеволоде Владимирское княжество
достигло апогея своего могущества.