Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:10, курс лекций
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
1.Понятие криминологии. 2.Предмет криминологии. 3.Метод криминологии.
4.Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками. 5.Задачи
криминологии в настоящее время. 6.История развития отечественной
криминологии.
тысячу (рассчетная база.)
Уровень виктимизации в среднем в 2, 2,5 раза превышает уровень регистрируемой
преступности
Виктимизация несовершеннолетних по полу:
-наиболее выражена на мужской половине.
Уровень виктимизации по насильственным преступлениям составляет примерно
28/1000;
по карманным кражам и иным похищениям личного имущества - 68/1000;
по кражам с проникновением, мошенничествам и автокражам - 170/1000.
Виктимизация распространяется среди населения неравномерно: чем выше степень
тяжести преступления, тем реже проявляется виктимизация.
Время виктимизации тяготеет к вечеру и ночи (насильственные преступления -
вечер/ночь, кражи - ночь).
Пик виктимизации по возрасту попадает на 16-24 года, за исключением краж
личного имущества, сохраняющих стойкую тенденцию относительно равномерного
распределения между всеми возрастными группами.
Виктимизация по преступлениям против личности у мужчин в два, два с половиной
раза выше, чем у женщин.
В имущественных преступлениях также превалируют мужчины, хотя разница не так
заметна.
Риск виктимизации зависит также от ряда индивидуальных факторов социализации
будущей жертвы в детстве (неправильное воспитание, отсутствие такового,
неудачный брак родителей, доминирование в семье одного из родителей,
социальное отчуждение ребенка), а также индивидуальных психологических
факторов (низкая самооценка, подавленность, психопатии, невротизм,
профессиональные фрустрации, психосексуальные травмы, фобии),
антиобщественного образа жизни, опыта и частоты предыдущей виктимизации, а
также отклоняющегося поведения потенциальной жертвы.
тема: Преступность
несовершеннолетних
1 Несовершеннолетний возраст и уголовная ответственность. 2. Ретроспективный
анализ возраста уголовной ответственности. 3. Состояние, динамика и структура
преступности
несовершеннолетних
несовершеннолетних. 6. Предупреждение преступности несовершеннолетних.
1 вопрос. Несовершеннолетний
возраст и уголовная
Психовозрастные и социальные особенности несовершеннолетнего возраста.
Возраст от 14 до 18 лет называют переходным.
Он предусматривает два этапа формирования личности несовершеннолетних
взависимости от психофизиологического развития несовершеннолетних:
а) старший подростковый возраст –13-15 лет (иногда этот возраст называют
периодом отрочества);
б) младший юношеский возраст –с 16 до 18 лет.
Для старшего подросткового возраста характерна:
- неуправляемость процессов возбуждения и торможения, это находит отражение в
эмоциональной жизни несовершеннолетнего: легкая возбужденность,
аффективность, неадекватная реакция на ту или иную жизненную ситуацию.
Подросток не принимает несправедливых замечаний и нередко отвечает на них
дополнительной грубостью и негативизмом. В этот период несовершеннолетние
начинают сомневаться в старых авторитетах, у них появляется желание
противиться мнению старших и высказывать противоположные взгляды.
Общение:
Повышенная необходимость у подростков к общению ведет к возрастанию
активности в поиске друзей. В круг друзей входят не только сверстники, но и
более старшие по возрасту несовершеннолетние (иногда и взрослые), живущие в
одном дворе, квартале и обучающиеся вместе в одном образовательном
учреждении. В этом возрасте несовершеннолетние часто объединяюся в различные
неформальные группы для совместного проведения досуга. Направленность
деятельности таких групп, как показывет практика бывает разной: от социально-
полезной до преступной.
Ранний юношеский возраст –16-18 лет.
а) по физическому развитию вплотную приближается к взрослому;
б) завершается рост и развитие организма;
в) несовершеннолетние созревают в половом отношении;
г) завершается формирование нервной системы;
д) уровень умственного развития вполне достаточен.
Возраст от 16 до 18 лет характеризуется не только учащимися школ, гимназий,
но и учащимися ПТУ, студентами высших учебных заведений, они могут быть
рабочими и служащими предприятий и учреждений. У них более зрелые суждения,
общение столь же важно для юношей сколь и для и подростков.
Приведенная выше классификация находит свое отражение в исследованиях
криминологов, которые выделяют две возрастные группы несовершеннолетних
преступников: первая в возрасте 14-15 лет и вторая 16-17 лет. Определение
указанных возрастных групп находит свое подтверждение в статистических
отчетах, докладах, справках, составляемых сотрудниками органов внутренних
дел. Так, например, в одном из докладов о проделанной работе за 11 месяцев
2000 года начальник милиции
общественной безопасности
Новосибирской области приводит следующие данные: «из числа совершивших
преступления в районе 9 несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет, 37 человек в
возрасте 16-17 лет.»
Подобная информация собирается информационными центрами органов внутренних
дел субъектов Российской Федерации и направляется в Главный информационный
центр МВД.
Из сказанного выше, прослеживается четкая тенденция роста числа лиц,
совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте и числа преступлений,
совершаемых ими и при их соучастии.
Поиск новой среды особо значим для тех юношей, чьи отношения со сверстниками,
учителями, преподавателями,
родителями характеризовались
отсутствием взаимопонимания. Происходят большие изменения в сфере оценочных
суждений. Наряду с ориентацией на мнение сверстников, растет роль самооценки.
Растет потребность в самоутверждении.
Уголовная ответственность в ретроспективном (негативном) аспекте – это
реакция государства на преступное поведение. Это объективное содержание
ретроспективной ответственности. Субъективное содержание составляют
возникающие у лица, совершившего преступление, различного рода переживаний
(стыд, гнев, ненависть) в связи с отрицательной оценкой его противоправных
действий.
Сущностью уголовной ответственности является осуждение, порицание как лица,
совершившего преступление, так и его деяния со стороны государства.
Возраст (в шир. смысле) – календарный период, прошедший от рождения до любого
другого хронологического момента в жизни человека.
Возраст (в узк. смысле) – есть такой календарный период психофизического
состояния человека, с которым связаны как биологические, социально-
психологические, так и правовые изменения и последствия.
В зависимости от биологических,
социально-психологических и
признаков (критериев) можно выделить следующие виды возраста:
А) биологический (синонимы –функциональный, морфологический, медицинский и
т.п.);
Б) календарный (паспортный, хронологический);
В) социально-правовой (нормативный, социологический, социально-психологический).
При решении как чисто уголовно-правовых, так и некоторых других вопросов все
указанные выше виды возраста учитываются законодателем (например, при
криминализации и пенализации, декриминализации и депенализации деяний, при
построении юридических норм и применении этих норм правоохранительными
органами).
Возраст определяется через количественное выражение. За количеством прожитых
лет кроется качественная
наполняемость каждого
периода в формировании личности. Уголовная правосубъектность возникает с
достижение такого уровня развития личности, при котором несовершеннолетний
осознает правовые и моральные требования государства и общества к своим
членам и способен руководить своими действиями. В полном объеме
несовершеннолетний способен адекватно оценивать свое поведение ближе к
младшему юношескому возрасту (16-17 лет). Достаточно полно осознавать смысл
некоторых уголовно-правовых запретов, т.е. осознавать общественную опасность
действий, запрещенных конкретной уголовно-правовой нормой, и руководить
своими действиями могут несовершеннолетние старшего подросткового возраста
(13-15 лет).
Уровень развития личности несовершеннолетнего, является определяющим
критерием при установлении возраста уголовной ответственности. При этом также
учитываются: а) относительная распространенность среди несовершеннолетних тех
или иных общественно опасных деяний; б) социально-политическая обстановка в
стране; в) характер причин преступности несовершеннолетних; г) возможности
предупредительной деятельности как мерами правового, так и не правового
характера.
Субъектом преступления может быть не любое физическое и вменяемое лицо, а
только достигшего определенного возраста. В соответствии с ч.1 ст.20 УК РФ
уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения
преступления 16 лет. Но за преступления указанные в ч.2 ст.20 УК (см.УК)
ответственность наступает с 14 лет, т.е. к лицам 14-летнего возраста возможно
применить уголовное наказание.
Установление таких возрастных границ уголовной ответственности связано с тем,
что с достижением такого возраста несовершеннолетний в полной мере способен
оценивать свое поведение, в том числе и преступное.
В УК содержится правило, по которому несовершеннолетний не подлежит уголовной
ответственности по достижению возраста такой ответственности, если он
вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим
расстройствам, был неспособен в полной мере осознавать фактический характер и
общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими.
Минимальный возраст уголовной ответственности – это низший календарный
возрастной предел, устанавливаемый законодателем в нормативном акте с учетом
медико-биологических, социально-психологических и социологических критериев,
криминологических показателей и принципов уголовного права и уголовной
политики, с достижением которого закон связывает наступление уголовной
ответственности субъекта за совершенное им общественно опасное деяние.
В основе определения минимальной
возрастной границы уголовной
лежит совокупность критериев. При установлении минимального возрастного
предела уголовной ответственности законодатель учитывает (ст. 20 УК РФ):
степень физического и психического развития, социально-психологические
свойства и качества (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) человека,
уровень его социализации как личности, определяющие способность данного
субъекта во время совершения преступления сознавать фактический характер и
общественную опасность совершаемых действий (бездействия) и руководить ими;
криминологические показатели (распространенность деяний данного вида среди