Предупреждение преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Сейчас уже ни для кого не секрет, что применение только мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, недостаточно для сдерживания и, тем более, стабильного сокращения преступности. В этих условиях становится как никогда ранее актуальной задача реализации идей, связанных с предупреждением преступлений. Важнейшими факторами, обусловливающими необходимость ее решения, стали: временная сдача государством позиций в деле упреждающего противодействия преступности в целом; развал системы профилактики в России, неоспоримые достижения и эффективность которой были в свое время признаны мировым сообществом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Криминология 4
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ 4
Тема: Предупреждение преступности. 4
1. Понятие предупреждения преступности. Соотношения предупреждения преступности и иных форм борьбы с преступностью (пресечение преступной деятельности, компенсация последствий преступности и др.). 4
2. Правовая основа предупреждения преступности. Ведомственное нормативное регулирование предупредительной деятельности. международно-правовые акты в сфере предупреждения преступности 10
3. Понятие системы мер предупреждения преступности. Общие и специальные меры предупреждения преступности. Индивидуальное предупреждение. Виды мер предупреждения преступности: экономические, политические, правовые, психологические, организационные и другие 13
4. Система субъектов предупреждения преступности. Специализированные, относительно специализированные субъекты предупреждения преступности. Возможности восстановления и развития системы участия общественности в предупредительной деятельности. координационные органы в сфере предупреждения преступности. 21
5. Международные организации в борьбе с преступностью 33
ЗАДАНИЯ: 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

3229 А. Криминалистика Вариант 3 (КФУ, Контрольная).doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Проведение  такой работы предполагает, во-первых, улучшение законодательства, его  совершенствование; во-вторых, точную и неуклонную реализацию законов  и иных нормативных актов, наличие  безупречно действующих механизмов, обеспечивающих такую реализацию.

В криминологической  литературе выделяют два важных направления  правового регулирования предупреждения преступлений. Первое заключается в  воздействии с помощью права  на криминогенные факторы внешней  среды, прямо либо опосредованно детерминирующие преступное поведение, с целью их устранения, т.е. носит "материальный" характер. К числу подобных правовых воздействий можно отнести такие, которые препятствуют совершению хищений, извлечению нетрудовых доходов, нарушению правил торговли.

Второе направление  состоит в юридическом закреплении  прав и обязанностей должностных  лиц и граждан - субъектов предупреждения преступлений в установлении содержания и порядка осуществления предупредительных  мероприятий. Это направление правового  регулирования принято называть "процессуальным".

Безусловно, такое  разделение направлений правового  регулирования является условным, так  как нередко указанные направления  переплетаются и сочетаются в  едином правовом установлении. Так, если "процессуальное" направление способствует упорядочению внутриорганизационных отношений самого субъекта предупредительной деятельности, то "материальный" аспект правового регулирования нацелен на оказание позитивного воздействия на объект для приведения его в такое состояние, которое способно повлечь ожидаемые изменения в среде функционирования.

Таким образом, правовое регулирование предупреждения преступлений состоит в нормотворческой  деятельности государства и его  органов, определяющей в законах  и иных нормативных актах цели и задачи предупреждения преступлений, круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, их компетенцию, основные формы и методы работы.

Проблемы правового  регулирования предупреждения преступлений, так же как и других сторон общественной жизни, в настоящее время еще слабо разработаны, что в значительной степени сдерживает потенциал права в решении этой актуальной задачи.

 

 

 

 

3. Понятие системы мер предупреждения преступности. Общие и специальные меры предупреждения преступности. Индивидуальное предупреждение. Виды мер предупреждения преступности: экономические, политические, правовые, психологические, организационные и другие

 

Как и любая  социальная система, система предупреждения преступлений включает объекты и  субъекты воздействия, применяемые  ими при этом меры, а также механизм их реализации, предполагающий правовое, научное, информационно-аналитическое, организационно-методическое, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение.

Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство и наркомания, бродяжничество, бедность, нелегальная миграция, межнациональные и прочие конфликты.

Конечно, в отношении  многих перечисленных явлений (например, безработицы и злоупотребление  спиртным) не может идти речи об их полной ликвидации. Однако целенаправленные меры, предпринятые государством и обществом могут значительно сократить их негативное воздействие: так, хорошая организация и финансирование служб занятости позволяет не только уменьшить безработицу, но и улучшить жизненный уровень вынужденно безработных, удержать их от моральной деградации и обращения к незаконным средствам получения дохода; грамотная организация антиалкогольной пропаганды и обеспечение доступа молодёжи к не связанным с выпивкой формам досуга (спорт, творчество, политическая деятельность) может привести к значительному уменьшению потребления алкоголя наиболее подверженной его негативным эффектам группой -молодёжью и несовершеннолетними.

К мерам общей  профилактики относится и создание прозрачной для общественного контроля системы государственного управления, препятствующей возникновению и действию коррупционных схем.

В целом общая  профилактика преступности направлена на обеспечение достойного существования  человека в обществе, создание условий  для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами.

Разработку  и реализацию мер общего предупреждения ведут все органы государства  с привлечением специалистов разных областей: экономистов, социологов, политиков, управленцев, психологов и т. д. Криминологи  также участвуют в этом процессе, предоставляя аналитические обзоры статистических данных, прогнозируя результативность предлагаемых мер с точки зрения их воздействия на преступность и осуществляя криминологическую экспертизу нормативных актов и социально-экономических программ3.

Специальное предупреждение осуществляется путём воздействия  на социальные группы, отдельных лиц  и организации или сферы деятельности, в отношении которых есть основания  полагать, что они обладают повышенной криминогенностью или виктимностью.

Так, например, повышенная криминогенность  отдельной личности может определяться предшествующими фактами совершения преступлений (в этом случае криминологическое  предупреждение направлено на недопущение  рецидива), административных и должностных  правонарушений, аморальных поступков, поведением, которое явно не соответствуют выполняемой социальной роли, целевыми установками, достижение которых невозможно для данного человека с использованием законных средств. Схожими являются и криминогенные характеристики социальных групп: сюда может быть отнесена антиобщественная, протестная направленность группы, политический или социальный радикализм, входящие в противоречие с присущими обществу в целом нравственные установки и системы ценностей.

Отдельные сферы деятельности и объекты также могут быть более подвержены совершению преступлений, например, ввиду их привлекательности для преступников (хранилища материальных ценностей), слабой правовой и технической защищённости, непрозрачности для государственного и общественного контроля, создающей условия для организации «теневой» деятельности. Необходимо учитывать и виктимологический аспект: в силу своих личных особенностей (например, склонности к злоупотреблению алкоголем), принадлежности к социальной (бомжи) или профессиональной группе (таксисты, охранники, инкассаторы) некоторые люди чаще становятся жертвами преступлений. В отношении таких сфер деятельности, объектов и лиц также должна вестись специальная профилактика, направленная на повышение их защищённости от совершения преступлений.

А.И. Долгова выделяет следующие  разновидности мер специального предупреждения преступности:

Раннее предупреждение преступности. Предупредительные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться  и вводиться в действие на основании  прогнозов, предсказывающих возможное повышение криминогенности отдельных социальных факторов. Так, например, если в государстве планируется ослабление миграционного режима или ожидается вступление в действие других обстоятельств, повышающих приток мигрантов, необходимы меры по созданию достаточного количества рабочих мест для мигрантов, обеспечению их социальной, экономической и бытовой интеграции в общество, предотвращению возможных конфликтов на национальной и расовой почве4.

Непосредственное предупреждение преступности направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе. Например, недостатки законодательства, регулирующего экономическую и финансовую деятельность могут приводить к формированию «серых» экономических схем, когда ещё не имеется прямых нарушений закона, но товарооборот и финансовые потоки исключаются из сферы контроля государства. Такие схемы легко перерастают в систему экономической преступной деятельности, порождают коррупцию и ведут к возникновению организованных преступных формирований. Поэтому важными являются меры, направленные на возвращение подобных категорий субъектов в правовое поле: совершенствование законодательства, упрощение правовых процедур, связанных с экономической деятельностью, налоговые и финансовые амнистии5.

Предупреждение самодетерминации преступности связано с пресечением  деятельности организованных преступных формирований и отдельных преступников, направленной на вовлечение в преступность всё новых лиц и общественных групп. Самодетерминация преступности происходит на всех общественных уровнях, начиная с государства и общества в целом (путём лоббирования организованной преступностью законов, облегчающих преступную деятельность, коррумпирования высших должностных лиц государства, пропаганды ценностей, связанных с преступным образом жизни -- «блатной романтики») и кончая межличностными связями. Соответственно, меры, направленные на противодействие самодетерминации преступности должны носить комплексный характер: от создания в обществе положительного морального и правового климата, атмосферы нетерпимости к преступности и её проявлениям и до предоставления возможности конкретным лицам, ранее совершавшим преступления, реализовать свой личностный потенциал законными средствами.

В числе главных принципов  как общего, так и специального предупреждения преступности всеми криминологами называется законность. Недопустимо применение предупредительных мер, носящих дискриминационный характер, необоснованно ограничивающих права и законные интересы граждан.

Адресатом индивидуального предупреждения, которое может рассматриваться как один из видов специального предупреждения, является конкретный человек, личные характеристики которого объективно говорят о возможности совершения им в будущем преступного деяния.

Объектом индивидуального предупреждения может становиться как непосредственно человек, его негативные социальные качества, так и социальная микросреда, его окружающая (семья, быт, трудовой коллектив).

Необходимость применения к  лицу индивидуального предупредительного воздействия определяется путём установления комплекса связанных с ним криминогенных факторов:

Совершение в прошлом  правонарушений и аморальных поступков.

Деформированные ценностные ориентации, неполная социализация личности, низкий уровень правосознания.

Наличие патологических психических нарушений, носящих  криминогенный характер (некоторые  психические аномалии, сексуальные  девиации и т.д.).

Формирование  личности в социальном окружении, имеющем  неблагополучный характер: в неполной семье, в условиях аморального и противоправного поведения родителей и близких родственников и т.д.

Неблагоприятные условия жизни: плохие материальные и жилищные условия, негативный социально-бытовой  климат и т.д.

Поскольку индивидуальное предупредительное воздействие  осуществляется в отношении лиц, ещё не совершивших преступление, и сопряжено с определённым вторжением в сферу частной жизни, при его осуществлении правоохранительные и иные органы не должны выходить за рамки допустимого воздействия. Применение правоограничивающих и принудительных мер возможно только в отношении определённых категорий лиц, указанных в законе (например, условно осуждённых или совершивших правонарушения).

Ввиду этого  основным методом, применяемым при  индивидуальном предупреждении преступлений, является метод убеждения. Этот метод направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций путём использования педагогических и психологических приёмов воздействия.

Основным способом убеждения является беседа, представляющая собой свободный диалог с лицом. Беседа может проводиться с различными целями. Она может носить ознакомительный характер, когда необходимо установить контакт с лицом, получить «из первых рук» информацию о характеристиках его личности, социально-бытовых условиях. Последующие беседы могут носить предупредительный (информирование лица о возможных последствиях его поступков) или воспитательный характер. Помимо бесед, к числу способов убеждения относится вовлечение лица в социальные организации и группы, способные оказать на него позитивное воспитательное воздействие: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации.

Более сложен для  применения, хотя и более эффективен метод оказания помощи. Он связан с  реализацией конкретных мер, направленных на личностное развитие и улучшение социально-бытового положения лица: направление его на работу или учёбу, улучшение бытовых условий, формирование благоприятной микросоциальной среды.

Если убеждение  и оказание помощи оказались неэффективными, может применяться метод принуждения. Если убеждение и оказание помощи должно осуществляться в основном государственными социальными службами и общественными организациями, то применение мер принуждения - прерогатива правоохранительных органов. В числе основных мер принуждения, применяемых в рамках индивидуального предупреждения преступлений, называются:

Меры административной ответственности, носящие как карательный (например, штраф), так и социально-оздоровительный  характер (изоляция от общества путём административного ареста или административного задержания).

Принудительное  лечение алкоголизма и наркомании, направленное не только на улучшение  состояния здоровья лица, но и на предотвращение совершения противоправных поступков в результате алкогольной или наркотической деградации личности.

Информация о работе Предупреждение преступности