Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:21, контрольная работа
Сейчас уже ни для кого не секрет, что применение только мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, недостаточно для сдерживания и, тем более, стабильного сокращения преступности. В этих условиях становится как никогда ранее актуальной задача реализации идей, связанных с предупреждением преступлений. Важнейшими факторами, обусловливающими необходимость ее решения, стали: временная сдача государством позиций в деле упреждающего противодействия преступности в целом; развал системы профилактики в России, неоспоримые достижения и эффективность которой были в свое время признаны мировым сообществом.
ВВЕДЕНИЕ 3
Криминология 4
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ 4
Тема: Предупреждение преступности. 4
1. Понятие предупреждения преступности. Соотношения предупреждения преступности и иных форм борьбы с преступностью (пресечение преступной деятельности, компенсация последствий преступности и др.). 4
2. Правовая основа предупреждения преступности. Ведомственное нормативное регулирование предупредительной деятельности. международно-правовые акты в сфере предупреждения преступности 10
3. Понятие системы мер предупреждения преступности. Общие и специальные меры предупреждения преступности. Индивидуальное предупреждение. Виды мер предупреждения преступности: экономические, политические, правовые, психологические, организационные и другие 13
4. Система субъектов предупреждения преступности. Специализированные, относительно специализированные субъекты предупреждения преступности. Возможности восстановления и развития системы участия общественности в предупредительной деятельности. координационные органы в сфере предупреждения преступности. 21
5. Международные организации в борьбе с преступностью 33
ЗАДАНИЯ: 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
организационные меры (введение криминологической экспертизы всего законодательства; повышение эффективности управленческой деятельности в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; воспитание правовой культуры; информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению или нейтрализации и т.п.);
технические меры (разработка и внедрение технических средств, систем и технологий, обеспечивающих интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений; техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения; осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности).
Организация Объединенных Наций является единственным учреждением, которое имеет универсальный мандат и международную опору, необходимые для предоставления странам эффективной помощи в области предупреждения и противодействия преступности. Статья 3 Устава ООН закрепляет необходимость сотрудничества государств в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе по вопросам борьбы с международной преступностью. В эту работу активно включены все главные и вспомогательные органы организации, а также ряд специализированных учреждений ООН.
Компетенция главных органов ООН в области борьбы с международной преступностью распределилась следующим образом.
Генеральная Ассамблея на своих сессиях рассматривает вопросы предупреждения преступности, взаимосвязи преступности и социальных изменений, принимает международно-правовые конвенции, создает специальные комитеты и органы по борьбе с международной преступностью. Проблемы борьбы с преступностью обсуждаются и в главных комитетах Генеральной Ассамблеи - Комитете по социальным и гуманитарным вопросам (3-й комитет) и в Комитете по правовым вопросам (6-й комитет).
Совет Безопасности рассматривает вопросы борьбы с преступностью в связи с жалобами государств о совершении конкретных преступлений и актов агрессии, на его заседаниях обсуждаются наиболее тяжкие из них. Начиная с начала 90-х годов XX в. Совет Безопасности активно занимается проблемой международного терроризма. В структуре Совета создано несколько вспомогательных органов: Комитет 1267 (Комитет по санкциям), задачей которого является контроль за выполнением санкций против движения "Талибан" и "Аль-Каиды"; Контртеррористический комитет в составе всех членов СБ ООН; Комитет 1540, в функции которого входит отслеживание выполнения государствами Резолюции 1540 (2004), призывающей предотвратить доступ к оружию массового уничтожения негосударственным лицам (включая террористические группировки).
Кроме того, на
основе резолюций Совета Безопасности
функционирует ряд
Основная работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). В его системе функционирует ряд специальных функциональных органов, одним из которых является Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Комиссия в составе 40 государств-членов координирует действия по предупреждению преступности. В ее функции входит: подготовка Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; подготовка и представление на утверждение компетентных органов ООН программ международного сотрудничества в области предупреждения преступности; разработка и представление докладов, заключений и рекомендаций Генеральному секретарю ООН и другим органам; содействие обмену опытом, накопленным государствами - членами ООН в области борьбы с преступностью.
В соответствии
с мандатом, выданным Комиссией, в
структуре ООН действует Управл
Под эгидой ЭКОСОС регулярно, раз в пять лет, собираются Конгрессы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Конгрессы предоставляют возможность для обмена информацией и передовым опытом между странами и профессионалами, работающими в данной области.
Конгрессы ООН по предупреждению преступности проводились в разных частях мира, а именно: в 1955 г. - в Женеве, в 1960 г. - в Лондоне, 1965 г. - в Стокгольме, в 1970 г. - в Киото, в 1975 г. - в Женеве, в 1980 г. - в Каракасе, в 1985 г. - в Милане, в 1990 г. - в Гаване, в 1995 г. - в Клире, в 2000 г. - в Вене, последний, одиннадцатый Конгресс проводился в апреле 2005 г. в Бангкоке. При этом если в первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности приняли участие представители 61 государства и территории мира, то уже на одиннадцатом Конгрессе присутствовали участники, представлявшие около 170 государств мира.
Европейский союз. Опыт борьбы с преступностью в рамках Европейского союза чрезвычайно важен для построения эффективной системы антикриминальных мероприятий, поскольку интеграционные процессы именно в рамках данного образования позволяют говорить о создании единого "европейского пространства свободы, безопасности и правосудия".
Полицейское сотрудничество государств - членов Европейского союза складывается, прежде всего, в рамках такой организации, как Европейское полицейское ведомство, или Европол. Европейская полиция создана на основе Конвенции о Европоле 1995 г., определяющей основные задачи и направления ее деятельности. Конвенция вступила в силу 1 октября 1998 г., после чего был принят еще ряд документов, регламентирующих статус организации и ее сотрудников.
Целью Европола являются повышение эффективности деятельности соответствующих компетентных органов власти государств - членов ЕС и укрепление сотрудничества с ними в борьбе с особо опасными формами международной преступности в том случае, если имеются факты, указывающие на то, что были задействованы структуры организованной преступности или преступление затрагивает интересы двух и более государств-членов. Для достижения поставленной цели организация проводит сбор и анализ информации, предоставляемой национальными правоохранительными органами, а также ее распространение при помощи специальных средств, включая компьютеризированную систему.
Европейская информационная сеть в области правосудия (Европейская судебная сеть) была создана по инициативе Бельгии в 1998 г. с целью дальнейшего совершенствования сотрудничества и координации деятельности государств - членов ЕС в борьбе с особо опасными преступлениями. Европейская судебная сеть состоит из контактных пунктов, которые функционируют в рамках судебных органов и правоохранительных ведомств государств-членов, а также в рамках Еврокомиссии. Посредством интернет-ресурсов и системы специальной электронной почты компетентные органы государств обеспечиваются практической и юридической информацией, получают и направляют запросы об оказании правовой помощи, что делает координацию их действий более эффективной. Данная организация не имеет собственной штаб-квартиры, в которой в целом нет необходимости. Каждое государство - член ЕС определяет специальные органы для контакта с другими государствами по собственному усмотрению, и при этом число специалистов в таких органах может быть различно. Например, Франция имеет около 40 таких служащих, в то время как Греция - всего два человека.
Европейский орган по борьбе с мошенничеством первоначально был создан в качестве Отдела Европейской комиссии по противодействию мошенничеству в 1998 г. (UCLAF). Основной целью Отдела было осуществление следственных полномочий в рамках финансового правоохранительного контроля. В июне 1999 г. UCLAF был реорганизован в Европейский орган (ведомство) по борьбе с мошенничеством (OLAF). К ведению организации относится осуществление административных расследований по фактам мошенничества, коррупции и всем другим незаконным действиям, приносящим вред финансовым интересам Сообщества и союза в целом. Поскольку расширение Европейского Союза многократно обострило проблему коррупции для ЕС, деятельности этого органа уделяется сегодня повышенное внимание.
Наука криминология включает в себя следующие относительно самостоятельные части (отрасли):
а) высокой латентностью.
б) средней латентностью.
в) низкой латентностью.
Виды преступлений: убийства,(в) изнасилования (в), акты терроризма(а), хулиганство (а), кражи, (а) разбои,(а) шпионаж (а), незаконное предпринимательство (а), взяточничество (а), захват заложников (в), уклонение от уплаты налога (а), вовлечение несовершеннолетних в преступление (в), оскорбление (в), клевета (в), нарушение равноправия граждан (в), отказ в представлении гражданину информации (в), нарушение правил охраны труда (а), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством (а), дезертирство (а), геноцид (а).
1. Нормативно-правовые акты
2. Специальная литература
1 Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. 528 с.
2 Криминология: Учебник для вузов / А.Ф. Агапов, Л.В. Баринова, В.Г. Гриб и др.; под ред. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. 528 с.
3 Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004
4 Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007
5 Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.