Профилактика наркомании в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:36, реферат

Краткое описание

При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом постав¬лены в школьном медицинском кабинете на внутришкольный учет. В тех случаях, когда, несмотря на проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается, начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных семей, контролировать территорию вокруг школы.

Вложенные файлы: 1 файл

в подростковой среде.docx

— 95.51 Кб (Скачать файл)

В этой ситуации профилактическая помощь семье должна быть:

  • дифференцированной, т.е. учитывать особенности семьи, характер ее внутрисемейных взаимоотношений и проблем, отношение взрослых членов семьи к наркоситуации и проблеме «Мой ребенок и наркотики»;
  • активной, т.е. носить превентивный характер как в плане просветительства о проблеме наркотиков в том районе, где проживает семья, так и в плане помощи семье на уровне семейных консультаций, создания групп поддержки семьи и добровольной взаимной поддержки родителей;
  • действенной, т.е. результат должен выражаться в широком континууме изменений отношения семьи к проблеме «Мой ребенок и наркотики».

Существенным является выделение следующих направлений семейной антинаркотической профилактической помощи:

I. Развитие осознания и понимания взрослыми членами семьи собственного выбора в необходимости занять ответственную и деятельную позицию по отношению к риску наркотизации в той среде, в которой растет и общается их ребенок.

Это уровень первичной антинаркотической профилактической работы. Она проводится преимущественно через две основные формы: проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории (лекционно-информационная форма); семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка. Последняя форма работы носит более индивидуальный, касающийся отдельных проблем семьи, характер (проблемно-ориентированная индивидуальная форма первичной профилактической помощи). Для проведения семейного консультирования в таком ключе сотрудники, несомненно, должны прослушать программу обучающего семинара и пройти тренинг по особенностям семейного консультирования в программе анти наркотической профилактической помощи.

Обе формы описанной первичной профилактической работы реализуются преимущественно через школу, проводятся педагогами - классными руководителями, социальными педагогами и организуются заместителем директора школы по воспитательной работе, сотрудниками ПДН. Наиболее действенно такая форма активной первичной профилактики осуществляется, когда координация и руководство работой родительского университета, а также плановый характер консультаций родителей по семейным проблемам контролируется и обеспечивается заместителем директора по воспитательной работе. В соответствии с планом профилактической внутришкольной работы для проведения таких бесед и лекций могут приглашаться специалисты по проблемам профилактики наркоманий из Центров социально-психологической поддержки и реабилитации, специалисты наркологической службы.

II. Предупреждение случаев неадекватного отношения к детям с вовлечением их в раннюю алкоголизацию.

Это направление работы связано с оказанием первичной профилактической помощи детям группы «риска» ранней алкоголизации и наркотизации. Данное направление предусматривает работу с конфликтными (дисфункциональными) семьями. При этом эффективность таких форм первичной профилактической деятельности, как лекции на родительских собраниях, на «родительском университете», несомненно, снижается. Большее значение принимают такие формы работы, как семейное консультирование, вмешательство со стороны службы социальной помощи.

Организация такого направления работы с родителями относится к комплексной первичной профилактической помощи, которая может оказываться школьным психологом и социальным педагогом, специалистами муниципальной службы социальной помощи, районной комиссии по делам несовершеннолетних, сотрудниками ПДН.

Наиболее оптимальными формами для реализации такой работы являются:

  • родительский семинар, тематика занятий которого ориентирована на овладение родителями положений о путях преодоления внутрисемейных проблем;
  • выявление родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание из таких, действенно настроенных родителей групп родительской поддержки для «трудных» семей данного класса, данной школы;

налаживание через работу групп родительской поддержки постоянных контактов с взрослыми членами дисфункциональных семей, выявление родителей с. «риском» алкоголизации и наркотизации, эмоционально пренебрежительного или жестокого отношения к детям. Для них через помощь групп родительской поддержки может быть организована соответствующая социально-психологическая помощь или консультирование по специальным наркологическим проблемам у специалистов наркологической службы. Практически это направление первичной профилактики связано с оказанием медико-консультативной и в некоторых случаях психо - коррекционной помощи родителям, которые находятся в условиях внутрисемейного дистресса, переживают тяжелые психологические проблемы, что вторично оказывает деструктивное влияние на детей, вовлеченных в эти проблемы.

Благодаря этому направлению профилактической помощи в семье обеспечивается реальная социальная и правовая защита детей, прежде всего в семьях, где родители наркотизируются, дети лишены родительского надзора, усваивают асоциальные установки и антисоциальный образ жизни. Его развитие связано также с формированием других подразделений социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально- реабилитационные центры). В настоящее время для эффективной реализации данного направления появилась полная законодательная основа, а именно, Федеральный закон «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Однако в рамках этого закона необходимо наполнить конкретным содержанием взаимодействие специалистов различных ведомств в профилактике наркоманий.

III. Формирование оптимальной позиции семьи и поддержка семье, когда ребенок начал употреблять психоактивные вещества.

Данное направление работы включает сочетание первично-профи- лактического и социально-профилактического подходов. Первично-про- филактический подход опирается на методы семейного консультирования, на оказание психологической и социальной поддержки семье для установления постоянных контактов родителей с районным психиатром- наркологом. Социально-профилактический - опирается на взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, с инспекторами ПДН, потому что наиболее значимым становится срочное разъединение в районе школы группы наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков. Такая ранняя превентивная работа, ориентированная на пресечение влияния подростковых наркотизирующихся групп, увеличивает возможности семье в контроле за поведением ребенка, который вступил на «путь первых проб».

Первичная профилактическая помощь семье, в которой ребенок «вступил на путь первых проб», должна носить уже комплексный характер с привлечением специалистов различного профиля. Первичная профилактическая работа сотрудника ПДН, педагога - классного руководителя, школьного психолога, социального педагога - в этих случаях обязательно дополняется первичной профилактической помощью со стороны медиков, а именно, медицинской сестры и школьного врача. Наиболее оптимальной их помощь становится тогда, когда она проводится через организованный при школьном медицинском кабинете внутришкольный наркопост. При нем может быть организован первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме токсико-наркотических средств; а также организована доклиническая диагностика состояний токсико-наркотического опьянения у учащихся в школе. На наш взгляд, именно школьный врач должен выступать представителем со стороны школы, когда оказывается помощь родителям для установления контактов семьи с районным психиатром-наркологом для более квалифицированной оценки проблем ребенка, втягивающегося в алкоголизацию или наркотизацию. Он может и должен через обучающие семинары для родителей, через индивидуальное семейное консультирование информировать о возможности контролировать в семье с помощью тестов случаи с вероятным токсико-наркотическим опьянением у ребенка, который начал наркотизироваться и на стадии первых проб убежден, что ему полностью удастся скрыть эти случаи от родителей.

Осуществляется такое взаимодействие первичной профилактической н социально-профилактической помощи семье по следующим направлениям:

  • организация и направление работы группы родительской поддержки для семей, в которых дети начали наркотизироваться;
  • координация работы групп родительской поддержки со школьными медицинскими работниками в рамках школьного наркопоста при школьном медицинском кабинете, а также координация работы медицинских специалистов школы и школьного психолога, социального педагога со специалистами территориального центра социально-психологической поддержки и реабилитации, специалистами подразделений социальной профилактики (инспектора ПДН) для более действенной и эффективной помощи семье, в которой ребенок начал наркотизироваться;
  • контроль соблюдения прав учащихся при осуществлении первичных профилактических мер в рамках помощи семье, включая выявление и внутри школьный учет учащихся, замеченных в употреблении психоактивных веществ; проведение в школьном медицинском кабинете доврачебной и врачебной (тестовой) диагностики случаев токсико-наркотичес- кого опьянения; ознакомление родителей с ее результатами и информирование их о значимости использования в домашних условиях тестового контроля случаев токсико-наркотического опьянения у ребенка.

IV. Поддержка семье, когда ребенок - член семьи - прошел лечение по поводу зависимости от психоактивных веществ и вернулся к обучению, находится на стадии реабилитации.

По отношению к таким случаям помощь семье носит характер вторичной антинаркотической профилактической помощи и должна включать:

  • семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком, который находится на стадии реабилитации;
  • информирование родителей о возможностях и необходимости применения в семье контрольной (тестовой) диагностики случаев токсико- наркотического опьянения;
  • психологическую поддержку семье.

Вторичная профилактическая помощь должна сочетаться также с социально-профилактической и специализированной наркологической помощью семье и ребенку. В организации этих подходов в силу их специфичности ведущую роль должен выполнять районный подростковый психиатр-нарколог, на диспансерном учете у которого находится несовершеннолетний, прошедший курс лечения.

Следует считать, что ведущим специалистом, организующим вторичную профилактическую помощь подростку-наркоману, который на стадии реабилитации вернулся к общеобразовательному или профессиональному обучению, является специалист наркологической службы. Именно он может привлечь школьного психолога, социального педагога, медицинскую сестру и школьного врача к оказанию социально- психологической поддержки подростку-наркоману, находящемуся на стадии реабилитации, а также его семье. При оказании вторичной профилактической помощи районный подростковый психиатр-нарколог через отделения ПДН (УВД) и территориальную комиссию по делам несовершеннолетних может осуществлять по отношению к такому подростку и его семье различные формы социально-профилактической помощи.

Целесообразно выделить следующие формы реализации комплексного вторично-профилактического и социально-профилактического подходов при оказании помощи семье, в которой ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических средств и вернулся к обучению:

  • проведение в школьном медицинском кабинете контрольной доврачебной и врачебной (тестовой) диагностики случаев токсико- наркотического опьянения и ознакомление родителей с ее результатами;
  • оказание через внутришкольный наркопост при школьном медицинском кабинете помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения;
  • консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации;
  • формирование на основе добровольности групп из родителей, дети которых находятся на стадии реабилитации, для оказания им психокоррекционной помощи по программе обучающего семинара-тренинга (школьный психолог с привлечением членов группы родительской поддержки).

В заключение следует повторить, что в настоящее время семьи испытывают дефицит компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи.

В организационном плане необходимо в экстренном порядке отрабатывать реальные механизмы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. При этом крайне важно организовывать активность самих родителей на уровне двора, школы, микрорайона, муниципалитета в виде становления и поддержки таких движений, как «Родители против наркотиков», «Школа без наркотиков», «Чистый район» и пр. В этом процессе велика информационная и организационная помощь постоянных телешкол, газетных рубрик, обучающих семинаров по типу «родительских университетов» местного, регионального характера. Не менее важным является параллельное создание широкой контактной сети консультативных пунктов. Именно они должны на профессиональном уровне обеспечить потребности семьи в первичной помощи в проблемной сфере, именно они должны выступать первичными и эффективными посредниками между семьей и специалистами, работающими в наркологических учреждениях, учреждениях социальной помощи, правоохранительных органах.

Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях.

В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подобный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактивных веществ в связи с тем, что в нем отсутствуют последовательность, непрерывность, учет реальной ситуации. Необходимо также помнить, что первичная профилактика входит в сферу деятельности наркологической службы только в рамках профессиональной компетенции врачей психиатров-наркологов. Вопросы постоянного воспитательного развития у учащихся общеобразовательных учреждений ценностей здорового образа жизни, предубеждения к приему токсико- наркотнческих средств, знаний о вреде наркотиков и токсикантов являются прямой обязанностью педагогов и школьных психологов, т.е. тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с детьми и подростками, занимаются их обучением и воспитанием.

Реализация данной работы затруднена вследствие недостаточного уровня знаний у специалистов образовательных учреждений по проблеме наркоманий и первичной антинаркотической профилактической работе. Особенности обучения и переобучения педагогического персонала в целях эффективного обеспечения первичной профилактики в образовательной среде заключаются в предоставлении для специалистов школы комплексной информации по существенным для первичной профилактической работы вопросам наркологии, по оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющими склонность к зависимому поведению, по формам работы с семьей при оказании первичной профилактической помощи и некоторым другим аспектам.

Информация о работе Профилактика наркомании в подростковой среде