Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 14:36, реферат
При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом постав¬лены в школьном медицинском кабинете на внутришкольный учет. В тех случаях, когда, несмотря на проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается, начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных семей, контролировать территорию вокруг школы.
1. Ключевыми проблемами
первичной профилактики
Первая проблема - как и с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к стилю жизни, связанному с наркотизацией?
Вторая проблема - как и каким образом педагогам, воспитателям, социальным работникам, сотрудникам ПДН, родителям безошибочно и точно определять, что ребенок начал употреблять наркотические средства, какую наиболее оптимальную тактику применять по отношению к такому ребенку?
Третья проблема - как и каким способом активно вмешиваться и корригировать систематическое употребление психоактивных (наркотических) веществ? Какими оптимальными средствами осуществлять комплексную реабилитацию детей и подростков, прекративших наркотизацию?
По первой проблеме:жданные социально-медицинских исследований свидетельствуют о запущенности ситуации в разрешении этой проблемы. При целевом эпидемиологическом исследовании, охватившем 1490 школьников в 10 крупных промышленных городах различных регионов России, установлено, что практически все школьники обладают информацией о наркотиках. Сегодняшние дети и подростки по сравнению со взрослыми значительно шире осведомлены о способах их применения, «точках», где их можно приобрести. Учащиеся в возрастной группе 11-14 лет при опросе указали более 10 наименований разных психоактивных веществ, формирующих зависимость. Чаще всего фигурируют анаша или гашиш, «маковая соломка», опий, героин, кокаин; из лекарственных средств - эфедрин, солутан, реланиум, димедрол, кетамин, «джеф», а также такие токсические средства, как клей «момент», бензин, нитрокраска.
Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как группу «риска» и целенаправленно с ней заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. В последние 2-3 года зараженность наркотиками среди учащихся элитных образовательных учреждений в 1,5-2 раза выше, чем в обычных общеобразовательных школах, и в старших классах она достигает 27% (в обычной общеобразовательной школе - 12%, в сельской школе - 2-3%). Опасно то, что в данной группе детей наркотизация длительное время носит скрытый для взрослых (учителей, медиков, родителей) характер.
При этом у большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально-психологической ситуации. Это мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией. Он особенно угрожаем для детей и подростков, потому что в ситуации выбора у подростка ведущими часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к вовлечению в наркотизацию со стороны сверстников-соучеников, друзей, а также взрослых, отвечающих за воспитание, и малоинформированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление «модные» в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия (по некоторым данным за месяц и менее).
В этой ситуации учреждения образования, школьная психологическая служба, центры социально-психологической реабилитации явно не срабатывают на первичную профилактику ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков. Для активно направленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях курения, алкоголизации, наркотизации к формированию у детей ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений «попробовать, принять наркотик»; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам наркотизации и отклонений в поведении.
При создании образовательных программ, ориентированных на профилактические аспекты противодействия употреблению наркотиков, очень важным моментом является их адресность для отдельных возрастных периодов: 5-7 лет, 8-11 лет, 12-14 лет, 15-17 лет. Образовательные превентивные программы должны быть многоплановыми, включать «уроки жизненных навыков» противодействия первой пробе алкоголя и наркотика; формировать у детей установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей.
По второй проблеме: в настоящее время медицинским специалистам достаточно ясна траектория пути начинающего токсикомана и наркомана. На первом этапе своего, как правило, спровоцированного старшими подростками или подражательного знакомства с токсическими или наркотическими веществами он стремится утвердиться через новое для него токсикоманическое поведение среди друзей и соучеников в школьной среде; стремится получить определенную поддержку своему поведению, бравирует им. При втягивании подростка в наркотизацию в самом начале распространители используют прием первых «даровых угощений-проб». Именно на этом этапе происходит экспериментирование с различными наркотическими веществами и формируется зависимое поведение. В этот период идет выбор наиболее подходящей компании, круга «новых друзей», привычных мест и времени наркотизации. Одновременно подросток сам становится своеобразным агентом по распространению наркотика, начинает участвовать в развитии и поддержании определенной сети распространения. Вне компании ни алкоголь, ни другие токсико-накротические вещества не употребляются.
На этом этапе выявляются наиболее существенные пробелы в профилактической работе и помощи. В этой ситуации школьный коллектив достаточно часто занимает «позицию умалчивания», поддерживая видимость того, что никто не замечает перемен, происходящих с подростком. Как правило, такая практика наблюдается в тех случаях, когда при наркотизации нет грубых нарушений дисциплины в школе.
Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками.
Решающим признаком употребления подростком психоактивных
средств является выявление состояния наркотического одурманивания.
Наиболее перспективным направлением следует считать контроль вероятных случаев наркотического одурманивания через диагностические бесприборные экспресс-тесты (прогрессивные биомедицинские технологии. ЛТД). Эти тесты для выявления наркотиков: морфина, кокаина, марихуаны, амфетамина, метадона, бензодиазепина, фенциклидина, барбитуратов прошли комплексные испытания в НИИ наркологии МЗ РФ и рекомендованы к применению как в домашних условиях, так и в обшей медицинской практике. В рамках первичной профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях как эксперимент, в некоторых регионах в условиях школьных медицинских кабинетов на добровольной основе проводится качественная доврачебная диагностика употребления наркотиков среди учащихся. Такая форма активной первичной антинаркотической профилактической работы является важным сдерживающим фактором употребления наркотиков детьми и подростками.
При оценке употребления психоактивных веществ всегда необходимо проявлять тактичность и осторожность. Особенно это относится к работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотических веществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.
Предлагается следующая последовательность действий сотрудника ПДН, педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков:
Точно знать при работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ, какова ситуация в его семье, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка. Каково его микросоциальное окружение по месту жительства?
6. Постоянно внедрять
и проводить обязательные
Примечание. Если у сотрудника ПДН, специалиста общеобразовательного учреждения возникли подозрения. что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:
Если у сотрудника ПДН, специалиста общеобразовательного учреждения возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. То в таком случае необходимо:
Учащиеся, которые замечены в случаях употребления психоактивных веществ, должны быть по согласованию со школьным врачом поставлены в школьном медицинском кабинете на внутришкольный учет. В тех случаях, когда, несмотря на проводимые профилактические меры, наркотизация продолжается, начинающий наркоман начинает пропускать занятия, вымогать деньги у младших, группировать вокруг себя учеников из заведомо состоятельных семей, контролировать территорию вокруг школы. Столкнувшись с такими формами поведения, школа обычно переходит к тактике «активного выталкивания» трудного ученика с проблемами зависимости из школьной среды, оставляя ему своих учеников, все социальное пространство вокруг школы. Таким образом, школа проигрывает в своей борьбе с начинающим наркотизироваться подростком.
В подобной ситуации необходимо учитывать следующие моменты.
Информация о работе Профилактика наркомании в подростковой среде