Совершенствование методики преподавания технологии металлообработки в условиях сельской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:18, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. К числу приоритетных направлений укрепления законности и правопорядка в Республике Казахстан относится обеспечение прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений. Согласно Конституции Республики Казахстан права и свободы гражданина провозглашены высшей ценностью [1]. Государсгво обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Теоретические положения и практические рекомендации по защите прав и интересов жертв преступлений разрабатывает криминологическая виктимология.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые ещё полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно ещё не решены.

Введение в Государственный стандарт образовательной области «Технология» - не просто очередная новация. Разработчики идеи такого введения предвидели, что традиционная интерпретация трудового обучения неизбежно войдёт в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями страны, с потребностями времени. По мнению учёных XXI век является веком науки и наукоёмких технологий во всех областях человеческого бытия.

Человечество вступило в эпоху, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его технократической идеологией – любой ценой получить максимальный результат. Новый – технологический – этап устанавливает приоритет способа над результатами деятельности, учёт её социальных, экологических, экономических, психологических и других факторов и последствий. Поэтому каждому человеку необходимо быть способным комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов своей деятельности.

Актуальность темы исследования состоит в том, что в сельской мастерской возрастает потребность в специалистах: фрезеровщиках, слесарях, токарях. Это связано с тем, что прослушав курс теории, учащиеся не имеют возможности применить теоретические знания на практике, потому что слабо развита материально техническая база, требуются большие материальные затраты на оборудование мастерских, отсутствие мастеров профессионального обучения.

В современных условиях каждый из учащихся должен выполнять объём работы, которая будет действительно профессиональной. Тем самым будут пополняться ряды рабочего класса и увеличится потребность мастерских. А это ещё один из важных фактов связанный с безработным населением. Чем лучше, качественнее и грамотнее будет выполнена работа, безошибочно и в большом количестве, тем возрастут заказы и заработная плата.

Устойчивое и сбалансированное развитие в ближайшее десятилетие будет обеспеченно за счёт ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Важнейшей задачей является комплексный рост производительности труда. Только инновации дадут резкий рост производительности.

Индустриальное развитие – это наш шанс в новом десятилетии, новые возможности для развития страны.

Важным сегментом диверсификации является развитие агропромышленного комплекса. Основной акцент должен быть сделан на рост производительности труда в сельском хозяйстве.[1]

Решить эту непростую задачу в состоянии только правительство РК, то есть резкий рост переработки сельхозсырья, новое оборудование, новые технологии и подходы в сельском хозяйстве дадут возможность бороться с безработицей в сельской местности.

Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является совершенствование методики преподавания технологии металлообработки в условиях сельской школы.

Для достижения этой цели следует решать следующие задачи:

1. Произвести эксперимент среди  учащихся старших классов средней  школы.

2. Провести сравнительный анализ преподавания трудового обучения.

3. Введение в образовательный  процесс методику исследования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили ГОСТы, литературные источники, научные труды ведущих казахстанских и зарубежных учёных по рассматриваемым вопросам исследования в данной области, отчёты школ, собранные и обработанные в процессе работы.

В процессе исследования применялись методы и приёмы сравнительного анализа, методы обобщающих показателей и статистических группировок.

Объектом исследования являются учащиеся старших классов средней школы в сельской местности.

Предметом исследования выступили методы, обогащающие теорию и практику как единый образовательный процесс.

Научная новизна работы заключается в разработке методики преподавания трудового обучения в условиях сельской школы с элементами применения практики в местной мастерской.

Практическая ценность дипломной работы состоит в следующем:

-определены основные направления  по улучшению трудоустройства  в сельской местности;

-проанализированы классы с целью  внедрения практики в теорию;

-разработаны мероприятия по  улучшению качества труда.

Структура и объем дипломной работы. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников. Общий объём работы состоит из 60 страниц машинописного текста.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлены цели и задачи, изложены теоретические и методологические основы и новизна исследования.

В первом разделе

Во втором разделе

В третьем разделе

1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Технология (трудовое и профессиональное обучение)- учебный предмет в средней общеобразовательной школе Российской Федерации (до 1985/86 учебного года - трудовое обучение); один из основных элементов системы подготовки школьников к труду, важное средство их профессионального самоопределения. Основная задача предмета - приобретение учащимися знаний о предметах, средствах и процессах труда, общетрудовых и специальных умений и навыков, необходимых для выполнения производительного труда и овладения какой-либо из массовых профессий. Важнейшие принципы предмета - политехническая направленность, связь с изучением основ наук, творческий подход к решению трудовых задач и полезный для личности и общества характер результатов труда учащихся.

Технология в школе (под назв. "Ручной труд") как самостоятельный учебный предмет впервые было включено в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии (1866). Первые разработки теории и практики трудового обучения связаны с именем финского педагога У. Сигнеуса. Во 2-й пол. 19 в. трудовое обучение стало вводиться в общеобразовательных школах Франции (1882), Великобритании (1890), Италии (1894), США (1895) и др. стран. Педагогические идеи, цели и задачи, содержание и формы трудового обучения у представителей различных направлений имели свои специфические особенности.

В России "Ручной труд" начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем. Целями и задачами трудового обучения в дореволюционной школе было воспитание трудолюбия, развитие мышц руки, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами. Трудовое обучение носило ремесленный характер и давало учащимся знания и умения преимущественно по обработке древесины, включала усвоение приёмов слесарного и столярного дела, токарной обработки металлов; в сельских школах - главным образом, сельскохозяйственного труда.

 

 

1.1 Технологическое образование  школьников в свете современных  задач

 

В современных социально-экономических условиях подготовка школьников к трудовой и профессиональной деятельности приобретает новое значение. Наряду с сокращением и реструктуризацией рынка труда резко изменились требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Анализ занятости населения показывает, что при достаточно высоком образовательном цензе молодежи вероятность реализации полученных знаний на практике невелика, и лишь малая часть выпускников средних и высших профессиональных учебных заведений получает возможность профильного трудоустройства. Низкая конкурентоспособность молодежи делает ее наиболее незащищенной категорией на рынке труда. Чаще всего это обусловлено несоответствием полученного образования профессиональным интересам и рыночному спросу, недостаточной квалификацией и неготовностью молодых специалистов к практической деятельности.

Качество подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях определяется структурой и содержанием предшествующего общего образования, подготовленностью школьников к профессиональному обучению. Общеобразовательная практикоориентированная подготовка включает в себя трудовое и технологическое обучение, завершающееся специализированной подготовкой старшеклассников. Анализ организации профессиональной подготовки школьников (смотреть таблтца 1) указывает на современные тенденции и условия развития технологического образования. Отечественный педагогический опыт показывает, что практическая подготовка учащихся в настоящее время осуществляется преимущественно на базе школьных учебных мастерских. Это особенно актуально в условиях сельской школы. Ограниченные возможности механизации и материально-технического обеспечения учебно-производственных процессов приводят к изменению направленности трудовой подготовки школьников. Обучение в школьных мастерских в большинстве своем ориентировано на сферу ремесленного, часто ручного труда, что приводит к стагнации, а подчас и деградации целей и задач технологического обучения.

Таблица 1. Организация профессиональной подготовки старшеклассников (в %)

 

Школьные мастерские

Учебно-производственные комбинаты

Учебные участки предприятий

На базе профессиональных учебных заведений

Город

47

45

6

2

Село

85

10

5

-


 

 

Роль учебно-производственных комбинатов (УПК) становится заметной в достаточно больших населенных пунктах с расширением системы межшкольного взаимодействия. Современные профессионально-образовательные потребности школьников выдвигают новые требования к содержанию деятельности УПК по решению задач технологического обучения, совершенствованию его научно-методического и организационного обеспечения. Практика последнего периода показывает, что с изменением социально-экономических условий резко сократились функции и возможности учебных участков предприятий, призванных осуществлять практическую подготовку и диагностику учащихся в процессе реального производства. Следует отметить, что в условиях современного сокращения экономической базы системы образования крайне слабо используются возможности взаимодействия и комплексного использования образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного и профессионального образования.

Опыт показывает, что работа в сфере материального производства является ориентиром лишь для некоторой части школьников. Среди объективных индикаторов личностных, в том числе профессионально значимых интересов можно отметить распределение учащихся по различным видам деятельности в системе дополнительного образования. Оно подтверждается спектром формирующихся в процессе обучения и творческой практической деятельности профессиональных интересов и устремлений подростков.

По окончанию основной школы около третьей части городских и почти половина сельских школьников переходят на обучение в систему начального и среднего профессионального образования по профилям производственных и, чаще, непроизводственных специальностей. На выбор профессиональной траектории влияют не только личностные качества, но и конъюнктура рынка труда, общественные условия и социальные возможности учащихся.

Перешедшие в старшие классы школьники продолжают технологическое обучение, которое может быть общетрудовым или профильным в зависимости от готовности системы образования к решению задач специализированной подготовки школьников.

Анализ отраслевой структуры рынка труда, относительного уровня заработной платы и профессиональных устремлений учащихся на примере областей центрального региона за последние годы (см. табл. 2) указывает на несбалансированность социально-экономического развития современного общества и необходимость совершенствования процессов его обеспечения.

 

 

 

Таблица 2. Отраслевая структура и профильное обучение школьников (в процентах)

Отрасли экономики

Структура экономики

Уровень оплаты

труда отн. средн.

Распределение учащихся

Всего

Город

Село

Промышленность

38

110

14

13

16

Сельское хозяйство

9

55

7

3

35

Транспорт и связь

9

125

9

8

11

Строительство

4

150

0,5

0,5

-

Торговля и общепит

3

75

1

1

-

Жил- ком. хозяйство

6

70

11

12

7

Прикладная экономика

1

520

6

7

-

Управление, делопроизводство и коммуникации

4

150

19

22

6

Наука, здравоохранение, образование, культура

20

58

16

18

3

Прочие

6

 

16

15

22

Информация о работе Совершенствование методики преподавания технологии металлообработки в условиях сельской школы