Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:18, дипломная работа
Актуальность темы исследования. К числу приоритетных направлений укрепления законности и правопорядка в Республике Казахстан относится обеспечение прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений. Согласно Конституции Республики Казахстан права и свободы гражданина провозглашены высшей ценностью [1]. Государсгво обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Теоретические положения и практические рекомендации по защите прав и интересов жертв преступлений разрабатывает криминологическая виктимология.
В современных экономических условиях относительно высокий образовательный и интеллектуальный потенциал выпускников высшей школы позволяет им реализовать свои возможности в непрофильных сферах экономики. Существующая конъюнктура рынка труда приводит к дальнейшей феминизации общеобразовательной школы.
Снижение притока молодых педагогических кадров и увеличение доли работающих пенсионеров приводят к замедлению развития системы образования в целом и технологического обучения в частности и возрастанию противоречий между уровнем растущих образовательных потребностей учащихся и возможностями их удовлетворения в системе общего образования.
Очевидно, что содержание подготовки учителя данной образовательной области должно определяться целями и задачами учебного процесса в общеобразовательной школе. В соответствии с этим подготовка педагогических кадров технологии должна быть направлена на реализацию следующих функций:
Образовательная программа должна предусматривать обеспечение общекультурной, общепрофессиональной и предметной подготовки учителя для реализации задач трудового и технологического обучения школьников. Предметная подготовка специалиста может содержать базовую и специализированные составляющие. Фундаментальная предметная подготовка должна быть направлена на обеспечение обучения школьников по спектру основных объектов и видов практической деятельности человека. Это обусловливает предметно-модульное построение базовой части предметной подготовки специалиста на основе не только технической, но комплексной технологической подготовки по различным направлениям и типам профессиональной деятельности.
Предметные модули базовой подготовки, связанные с различными отраслями экономики, могут интегративно взаимодействовать с разделами общекультурной и общепрофессиональной подготовки. Наиболее эффективно они могут реализоваться в комплексе со специализированной предметной подготовкой (специализацией), осуществляемой в рамках предметной подготовки и направленной на непосредственное обеспечение разделов и дисциплин школьного технологического обучения в русле одной из отраслевых технологий.
Специализированная предметная подготовка должна носить, с одной стороны, общий, стандартизированный характер с целью обеспечения единого образовательного пространства и, одновременно, учитывать региональные условия реализации. Каждому направлению специализации должен соответствовать профильный раздел теоретической и методической подготовки.
При подготовке учителя технологии необходимо учитывать требования единой общеобразовательной, психолого-педагогической и медико-биологической подготовки специалиста с высшим педагогическим образованием.
Дополнительными специальностями в системе подготовки
технологии могут быть педагогические
специальности общеобразовательной школы,
адекватные профилю его предметной подготовки.
Комплекс основной и дополнительной специальностей
позволяет решать задачи подготовки учащихся
к получению профессий по широкому спектру
типов профессиональной деятельности
и отраслей экономики.
В форме дополнительных специальностей могут быть реализованы задачи подготовки специалистов как в смежных, так и в узких образовательных и предметных областях.
Реализация задач технологии требует решения вопросов материально-технического и организационного обеспечения учебного процесса. Развитие системы технологического образования и подготовки профессиональных кадров может осуществляться как в общем процессе укрепления образовательной базы учебных заведений, так и путем создания учебно-педагогических комплексов учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, объединенных целями согласованного учебного процесса. Комплексное использование учебной и материально-технической базы позволяет активизировать процесс развития системы образования путем концентрации и интенсификации использования образовательных ресурсов, содействует решению региональных проблем образования в русле современных задач.
1.2 Образование области "Технология"
О том, что экономике Казахстана не хватает квалифицированных рабочих кадров, как и о необходимости наладить, наконец, их подготовку, в республике в последнее время говорят неустанно и на самых разных уровнях. Но, чтобы поднять престиж рабочих профессий в глазах современных школьников, одних разговоров мало. В республиканском Министерстве образования и науки справедливо полагают, что интерес к этому роду деятельности напрямую зависит от того, как поставлено трудовое воспитание в школе. Однако современная школа больше ориентирует детей на получение гуманитарных профессий. Трудно ожидать, что ребенок, которого усиленно обучают иностранным языкам и информатике, внезапно почувствует тягу к станку. Тем более что со станками в школьных мастерских нынче - просто беда. Да и вообще, уроки труда, или, как их теперь называют, уроки технологии, в последние годы не принято было относить к приоритетным.
Когда-то на уроках труда детей учили создавать вещи своими руками. Мальчики мастерили табуретки, девочки готовили и шили.
Сегодняшним детям это трудно объяснить. В последние 10-15 лет страна переживала образовательный бум. Чуть ли не каждая вторая школа объявляла себя лицеем или гимназией с углубленным изучением отдельных (в основном гуманитарных) предметов, а многочисленные коммерческие вузы значительно облегчили доступ населения к высшему образованию. Уроки труда остались на периферии этого процесса. Существовавшая в советские годы система УПК (учебно-производственных комбинатов), когда дети знакомились с рабочими специальностями непосредственно на предприятиях, канула в вечность и вряд ли когда-нибудь возродится. А в учебных программах для так называемых гимназических классов трудовое воспитание вообще не предусматривалось.
Такой однобокий подход к образованию, считают специалисты, отнюдь не безобиден и уж точно не способствует воспитанию гармоничной личности.
Педагоги считают, что для школьников опыт работы с элементами материального мира не менее важен, он помогает адекватно адаптироваться в реальности.
Современные уроки труда, по мнению педагогов, должны учить не только этому. Ведь еще в начале 90-х годов в образовательных программах вместо предмета "труд" появилось понятие "технология". Эта дисциплина, существенно отличается от прежней системы - как по содержанию, так и по целям и задачам. Изменились подходы к организации учебного процесса. Раньше все девочки в классе одновременно шили халаты, а мальчики делали указки или сколачивали скворечники. И неважно было, нужно ли школе столько указок и сколько халатов уже висит в домашнем шкафу семиклассницы. Теперь же предполагается так называемый проектный метод обучения: дети сначала должны провести (каждый индивидуально) своего рода "исследование рынка" - что именно нужно родной школе или его семье. Затем разрабатывается проект, рисуются чертежи. И каждый трудится над своим индивидуальным изделием. Такой подход требует от учеников более серьезной работы, фактически они осваивают полный производственный цикл - от заказа на определенное изделие до выдачи конечного продукта. Не случайно в курсе технологии появился даже раздел "Основы предпринимательства" - такие уроки, по мнению педагогов, готовят школьников к успешной работе в условиях рынка. Но этого не происходит.
В условиях постоянного недофинансирования делать акцент на предметы гуманитарного цикла выгоднее, для них не нужно оборудовать мастерские, покупать станки. Сегодня учебные мастерские в республике оснащены необходимым оборудованием на 57 процентов. При этом около 80 процентов установленных там станков имеют стопроцентный износ - как физический, так и моральный. Но в старых школах эти станки хотя бы есть, а вот в некоторых микрорайонах-новостройках, мальчики на уроках технологии делают бутерброды и плетут макраме, так как станков там нет.
Состояние учебных мастерских вызывает большое беспокойство. Слаба инструментальная база, абсолютно отсутствуют материалы, плохо и с кадрами. Мы очень серьезно недорабатываем в плане трудовой подготовки старшеклассников.
Найти профессионального преподавателя "технологии" - такого, чтобы и инструменты знал, и в основах предпринимательского дела разбирался, и организовать технологический процесс мог, - сегодня очень тяжело. И если для девочек преподаватели есть, то с педагогами-мужчинами - просто беда.
А между тем практика показывает: где есть хороший учитель, там и с мастерскими все в порядке.
Специалисты подсчитали: для обновления учебных кабинетов одной сельской школе требуется 350-400 тысяч рублей, городской - 650-800 тысяч (в зависимости от числа классов). На доплаты за мастерские уйдет около 113 миллионов рублей. Но на первом этапе в министерстве ставят задачу - создать в каждом районе республики как минимум одну образцовую базовую мастерскую. А если удастся наладить трудовое воспитание, преподавание технологии в школе, то и проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров решать будет проще.
Существовавшая долгие годы в школах трудовая подготовка учащихся имела как положительные, так и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес учащихся к трудовому обучению был невелик, так как не был связан с потребностями и склонностями учащихся; мотивация учащихся к предметно-преобразующей деятельности на уроках трудового обучения находилась на низком уровне, поскольку учащиеся не видели социальной и личностной значимости своего труда; традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее привлекательную для школьного возраста.
Замена в учебном плане предмета "Трудовое обучение" на предмет "Технология" привела к появлению нескольких различных трактовок её предметного содержания. Так, в некоторых школах обучение продолжает оставаться на уровне выполнения систем немотивированных упражнений по обработке различных материалов. В других школах обучение учащихся созидательным (материальным) технологиям подменяется преподаванием только информационных компьютерных технологий. Это приводит к тому, что для школьников 10-15 лет реальный мир созидательной деятельности подменяется виртуальным миром. В старших классах иногда заменяется углубленным изучением предметов, необходимых для поступления в вузы. При этом не учитываются потребности регионального рынка труда и профессии.
Новое содержание обучения в курсе "Технология" требует разработки нового учебно-методического обеспечения, которое учитывает широкую вариативность содержания, уровневую и профильную её дифференциацию, практико-ориентированную направленность, сочетание продуктивной и репродуктивной деятельности учащихся. Поэтому актуальным становится поиск методов, позволяющих освободить технологию от отмеченных выше недостатков.
Практика последних лет свидетельствует о целесообразности и эффективности метода проектов в преподавании "Технологии". Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, предусматривающей определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества проведённого исследования и созданного изделия, определение реального спроса на рынке товаров и услуг.
Построение обучения предмета "Технология" на основе проектной, познавательно-трудовой деятельности позволяет интегрировать технологические, экономические, экологические знания школьников, способствует их профессиональной ориентации, обеспечивает обоснованный выбор выпускниками учреждений общего образования, направлений и уровней дальнейшего профессионального образования, сокращая тем самым потери государства от нерационального профессионального самоопределения молодёжи.
Использование метода проектов в образовании школьников требует создания нового учебно-методического обеспечения. Поэтому авторский коллектив в составе доктора техн. наук М.И.Гуревича, док. пед. наук М.В. Павловой, магистра Питта Дж. (Великобритания), док. пед. наук, профессора, член-корр. РАО И.А. Сасовой и группы учителей, прошедших обучение в мастер-классах по использованию метода проектов в обучении школьников и познакомившихся с применением этого метода в зарубежных школах, стали разрабатывать учебно-методические комплекты.
Особенностью авторского подхода к технологическому образованию учащихся является отказ от традиционного учебника по технологии отдельно для девочек и мальчиков. Его заменяет общий учебник, где на основе метода проектов девочки и мальчики осваивают элементарные знания и умения по обработке пищевых продуктов, древесины, металла, ткани, культуре дома и др.
Интерес школьников к трудовому обучению всегда был невелик, так как зачастую не был связан с потребностями и склонностями учащихся. Школьники не видели социальной и личностной значимости своего труда, их мотивация к труду не использовалась должным образом. В новых социально-экономических условиях этот пробел в воспитании и обучении представляет угрозу дальнейшей социальной адаптации ребенка в обществе. Учитывая новые требования к трудовым навыкам учащихся, которые предъявляет им сама жизнь, в последние годы уроки труда в средних школах были заменены на курс "Технология".
Под методом проектов понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся, основанный на определении потребностей людей, - проектирование продукта труда школьников в соответствии с этими потребностями: изготовление изделия или оказание услуги, а затем и оценка качества проделанной работы.