Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:18, дипломная работа
Актуальность темы исследования. К числу приоритетных направлений укрепления законности и правопорядка в Республике Казахстан относится обеспечение прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений. Согласно Конституции Республики Казахстан права и свободы гражданина провозглашены высшей ценностью [1]. Государсгво обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Теоретические положения и практические рекомендации по защите прав и интересов жертв преступлений разрабатывает криминологическая виктимология.
Смысл предмета "Технология" неверно трактуется в ряде школ и подменяется преподаванием информационных компьютерных технологий, либо возвращает учащихся к упражнениям по обработке различных материалов без постановки конечной цели такого труда. В старших классах порой предмет трудового обучения "Технология" заменяется более углубленным изучением предметов, необходимых для поступления в вузы.
И все же не стоит преуменьшать значимость трудового обучения даже накануне выпуска из школы. "Технология", построенная на основе проектной, познавательной деятельности, способствует профессиональной ориентации школьников, обеспечивает более мотивированный выбор высшего учебного заведения, направления будущей профессиональной деятельности. В некотором роде занятия по предмету "Технология" напоминают кейсы, или деловые игры, широко практикуемые в профессиональной среде. После того, как учитель ставит перед группой учеников задачу, ученики выдвигают несколько первоначальных идей, затем, в ходе коллективного обсуждения (исследования) выбирается наиболее перспективная идея. И только после этого планируется работа по этой идее, осваиваются методы изготовления того или иного изделия. Школьники учатся определять потребности людей, кратко формулировать задачу предстоящей деятельности, отбирать и использовать информацию для своего проекта, определять критерии, которым должно соответствовать изделие, проводить оценку результата. Все это - с учетом наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний и навыков, необходимых для реализации этих идей. Упрощенная модель бизнеса, приучающая сознание учащихся к тому, что любой труд должен быть продуман и спланирован не только исходя из личных предпочтений и умений, но и из его востребованности.
Вот примерные подходы преподавания технологии по методу проектов. Ученикам предлагается проанализировать большое количество однотипных изделий, которые хотели бы иметь потребители. Они обсуждают достоинства и недостатки этих изделий и придумывают, новый, лучший вариант продукта. Затем осваивают необходимые технологию и планируют работу по его изготовлению. Полученное изделие испытывают и оценивают качество выполненной работы. Можно предложить группе учащихся исходить не из того, "что нужно" для изготовления того или иного изделия, а из имеющегося материала. Ученикам предлагается решить, что можно сделать из имеющегося набора средств, что пользовалось бы спросом у потребителя. В данном случае школьники учатся исходить в своей деятельности из имеющихся возможностей, что так же немаловажно для ведения бизнеса в условиях дефицита, кризиса.
В классах, где учащиеся только начинают знакомиться с проектированием, целесообразно первые проекты осуществлять коллективно, обучая школьников алгоритму работы. В дальнейшем можно перейти к выполнению групповых и индивидуальных проектов.
В основу предлагаемой концепции положено представление о технологии как системном феномене действительности, что определило возможность комплексного применения методологий системного, синергетического подходов и социально-этического маркетинга для исследования и уточнения такие понятия, как "технология", "жизненный цикл технологических знаний", "предметная область "технология", структура предметной области "технология", образовательная область "технология".
Под технологией будем понимать осознанный системный процесс совместно-распределенной деятельности социального элемента а выделенном социально-экономическом пространстве, направленный на удовлетворение различных уровней его полезно-познавательных потребностей - индивидуальных, корпоративных, социальных.
Уточним компоненты этого понятия:
Соответственно предметная область "Технология" - это специально организованное и эволюционирующее пространство знаний о технологическом опыте социальных элементов.
Предметная область "Технология" представляет собой многомерную и комплексную научную дисциплин, структурными компонентами которой являются: знания об объекте, знания о субъекте, знания о предмете и знания о результатах технологической деятельности.
Под жизненным циклом технологического знания понимается интервал времени с момента его "материализации" в конкретное технологическое знание (конкретные технология, технологический процесс, методики, организационная структура, услуга и т.д.) до момента его полной замены в силу морального устаревания.
При этом "отторгнутое", морально устаревшее конкретное технологическое знание, бесполезное и иногда вредное для целей удовлетворения экономических потребностей в силу инерции мышления социального элемента, может быть весьма востребовано к полезно в целях удовлетворения образовательных и социокультурных потребностей.
Образовательная область "технология" - это часть предметной области "технология", включающая совокупность технологических знаний (как теоретических, так и практико-ориентированных), освоение которых позволяет сформировать у обучаемых школьников различные уровни компетенции от ключевых, базовых, специальных до специализированных, что обеспечивает формирование различных уровней технологической грамотности и культуры.
Будучи структурно подобной, предметной области технология имеет содержательное отличие, заключающееся в выделении:
Ранее сказанное выше подтверждает справедливость подхода к рассмотрению технологии как места образовательной области, что предполагает системную интеграцию через отражение в содержании всех общеобразовательных предметов:
При этом в содержании "Технология" технологические знания об инвариантных способах и средствах преобразования окружающей действительности дополняются знаниями о применении в практической деятельности основ научных знаний, полученных при изучении учебных дисциплин естественно - научного (окружающий мир, физика, химия, биология, география) и гуманитарного циклов.
При таком подходе с учетом специфики информационной цивилизации, в которую мы вступаем, на смену концепции поддерживающего, практике ориентированного технологического образования придет концепция опережающего технологического образования. Ее основными компонентами являются фундаментализация технологического образования, целью которого является формирование технологической культуры через освоение фундаментальных и теоретических основ технологий при сохранении направленности на развитие творческих способностей учащихся на основе применения активных методов обучения. Такими основами в первом приближении являются процессы и способы преобразования материи, энергии и информации.
Способы преобразования материи учащиеся должны познавать через обработку различных материалов, в том числе конструкционных, тканей, пищевых продуктов, механическим резанием, давлением, температурой. Очевидна преемственность с отечественным опытом трудового обучения, отслеживающего этапы научно-технического прогресса.
Преобразование энергии и информации - это то новое, что отражает влияние научно-технического прогресса и должно найти свое отражение в структуре и содержании школьного технологического образования. Способы преобразования информации должны включать изучение примеров обработки различных видов информации, включая печатные источники, а также на прочих носителях - пленочных, магнитных и оптических дисках. Большое внимание должно быть уделено изучению информации на основе применения современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Преобразование действительности (материи, энергии и информации) есть путь ее познания и формирования аксеологического осознания места человека в живой и искусственной (создаваемой человеком) природе окружающего мира. При этом существенным является мера этих преобразований, определяемая главным ценностным ориентиром "не навреди". Проблема экологического воздействия технологической деятельности человека на современном этапе развития цивилизации является, пожалуй, глобальной для сохранения всего сущего на Земле и в Космосе. Отсюда следует, что формирование экологической культуры, культуры "не навреди - это магистральный путь эволюции человека, а одним средств формирования этой культуры является система технологического образования, включающее и подсистему экологического образования.
Описанный подход позволяет
выделить 4 уровня обучения "Технология":
I уровень -1-4 классы (начальная школа -
"Знакомство с основами технологий"
II уровень - 5-7 классы - Основы технологий
III уровень - 8-9 классы - Базовые технологии
IV уровень - 10-11 классы - Профильные технологии
Каждый из этих уровней имеет конечную цель формирования различных уровней технологической культуры, соответственно, Знакомство, Осведомленность, Грамотность, Компетентность.
Основой для формирования этих уровней технологической культуры является обучение разноуровневым технологическим знаниям и формирование умений технологической деятельности. Знаниевая компонента технологической культуры формируется от первичных сведений об основах общенаучных и общетехнических знаний (1-4 классы) через освоение основ общетехнических знаний (5-7 классы) и основ общенаучных знаний (8-9 классы) до изучения профильно-предметных основ технологических знаний (10-1 1 классы).
Деятельностная компонента технологической культуры формируется от первичных сведений об основах технологической деятельности (1-4 классы) через освоение основ технологической деятельности (5-7 классы) и технологической деятельности на основе базовых технологий (8-9 классы) до освоения основ профильной технологической деятельности (10-11 классы).
Технологические знания и технологическая деятельности как знаниевая и деятельностная компоненты ОО "Технология" взаимосвязаны между собой, однако первичными являются технологические знания, что является реализацией принципа фундаментализации технологического образования.
Технологические знания подразделяются на общенаучные и технические, что формирует соответственно фундаментальное ядро и теоретические основы ОО "Технология". Технологическая деятельность подразделяется на производственную и экономическую, что обеспечивает овладение практико-ориентированными умениями в сфере материального производства и формирует умения и качества личности, необходимые для ее социализации в условиях рыночных отношений.
Внутри выделенных компонент учебный материал структурируется на объекто-, субъекто-, предмето-, результато -ориентированные технологические знания и знания об опыте технологической деятельности, что обеспечивает при их последовательном изучении объемный синтез технологических знаний и овладение умениями системной технологической деятельности.
Рассматривая сегодня вопрос методологической культуры учителя как одной из сторон профессионально-педагогической культуры, вопросы профессиональной компетенции и компетентности, мы говорим об основных задачах современного образования - формировании умения ориентироваться в меняющемся мире, способности к эффективной самореализации. Вместе с новыми целями остро встает проблема средств, которые помогут эффективно реализовать эти цели.