Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа
Актуальность курсовой работы объясняется тем, что улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства, изменению ценовой политики предприятия, развитию рекламной деятельности, способствующей продвижению товара, проведению маркетинговых исследований, расширению каналов товародвижения, обеспечивающих выходы на новые рынки.
Целью данной курсовой работы является конкурентоспособность фруктово-ягодных кондитерских изделий (мармелада) разных предприятий изготовителей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
1. СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА
1.1.Формирование рынка кондитерских изделий……………………4
1.2.Понятия, критерии и методы оценки конкурентоспособности товара…….7
1.3.Факторы влияющие на конкурентоспособность товара………………11
1.4.Товароведная характеристика фруктово-ягодных кондитерских изделий
2.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФРУТОВО-ЯГОДНЫХ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ (МАРМЕЛАДА)
2.1.Анализ ассортимента фруктово-ягодных кондитерских изделий, реализуемых на потребительском рынке…………………………………….21
2.2.Порядок и методы оценки качества фруктово-ягодных кондитерских изделий………………………………………………………………………….26
2.3.Анализ информации для потребителей в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003…………………………………………………………………………….32
2.4.Результаты оцени конкурентоспособности фруктово-ягодных кондитерских изделий разных предприятий изготовителей……………….35
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.4. Товароведная характеристика фруктово-ягодных кондитерских изделий
К фруктово-ягодным кондитерским изделия относятся: мармелад, пастила, варенье, джем, повидло, желе, цукаты, конфитюр.
Основным сырьем для приготовления изделий этой группы являются сахар, патока, фрукты или ягоды, желеобразующие вещества (пектин, агар-агар, агароид, фурцелларан, желатин), а также пищевые красители, ароматические вещества, органические кислоты, эссенции и др.
Мармелад представляет собой продукт желеобразной консистенции, полученный увариванием в вакуум-аппаратах сахаро-паточного сиропа и фруктово-ягодного пюре или водного раствора желирующих веществ. Полученную мармеладную массу формуют, охлаждают (для образования студня), извлекают из форм, обсыпают сахаром и сушат.
Различают два основных вида мармелада: фруктово-ягодный и желейный.
Фруктово-ягодный мармелад получают путем уваривания протертой массы (пюре) фруктов и ягод с сахаром, патокой. В зависимости от вида основного сырья и способа формования фруктово-ягодный мармелад делится на формовой, резной, пластовой и пат.
Формовой мармелад -- изделия небольших размеров различной формы, изготовляемые на основе яблочного или сливового пюре; в некоторые сорта добавляются другие виды пюре, обсыпанные сахарным песком или покрытые мелкокристаллической корочкой (Яблочный, Ягодный, Мичуринский и др.).
Резной мармелад - кусочки прямоугольной формы, получаемые нарезанием пластов яблочного мармелада; поверхность обсыпана сахаром-песком, сахарной пудрой или покрыта мелкокристаллической корочкой (тираженный). Этот вид мармелада выпускается в ограниченных количествах.
Пластовой (кусковой) мармелад изготовляется главным образом на основе яблочного пюре. Мармеладную массу заливают в ящики или коробки (картонные, полимерные), выстланные пергаментной бумагой, в которых она постепенно желирует и на поверхности образуется тонкая мелкокристаллическая корочка.
Пат изготовляют на основе абрикосового пюре в виде небольших изделий куполообразной формы или имеющих форму горошин и лепешек круглой или овальной формы. Поверхность пата обсыпается сахарной пудрой или сахарным песком. Пат имеет меньшую влажность и плотную затяжистую консистенцию.
Желейный мармелад по вкусовым качествам и пищевой ценности несколько уступает фруктово-ягодному, так как не содержит или содержит очень мало фруктово-ягодного сырья (только в качестве вкусовых добавок). Получают его увариванием сахаро-паточного сиропа с введением в конце варки желирующих веществ (агара, агароида или пектина), а перед формованием -- красящих, ароматических веществ и пищевых кислот.
В зависимости от способа формования различают желейный мармелад формовой и резной.
Формовой мармелад выпускается в виде мелких изделий различной формы с обсыпкой или без обсыпки поверхности сахаром-песком. В отличие от формового фруктово-ягодного этот мармелад имеет на изломе гладкую, блестящую стекловидную поверхность
Резной желейный мармелад изготовляется в виде лимонных и апельсиновых долек, в виде брусочков с гофрированной поверхностью, состоящих из одного или нескольких слоев. Фигурный имеет форму ягод, фруктов, животных.
Мармелад любого вида (как фруктово-ягодный, так и желейный) может выпускаться в шоколадной глазури. Диабетический мармелад готовят с добавлением порошка морской капусты или на заменителях сахара.
Таким образом, решающий фактор коммерческого успеха предприятия на конкурентном рынке - его конкурентоспособность. Понятие конкурентоспособности предприятия, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует.
В наши дни кондитерская отрасль представляет собой высокомеханизированное производство, оснащенное современной техникой для выработки карамели (леденцовой, с фруктовыми и молочными начинками, с переслоенной начинкой), конфет (из масс пралине, помадных и молочных, ириса), зефира на пектине и фурцелларане, шоколада, мармелада. Рост производства кондитерских изделий сопровождается значительным повышением качества и расширением ассортимента.
2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФРУКТОВО-ЯГОДНЫХ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ.
2.1. Анализ ассортимента фруктово-ягодных кондитерских изделий, реализуемых на потребительском рынке
Ассортимент представляет собой совокупность разновидностей товаров, сгруппированных по определенным признакам. Различают производственный и торговый ассортимент.
Под производственным ассортиментом понимают совокупность товаров, выпускаемых отдельными предприятиями, объединениями, отраслями промышленности или сельского хозяйства.
Торговый ассортимент в отличие от производственного более широкий, т.к. предназначается для удовлетворения постоянно растущего спроса населения.
Ассортиментный перечень фруктово-ягодных кондитерских изделий, реализуемых в магазине «Продтовары» представлен в таблице 1.
Таблица 1. Ассортиментный перечень фруктово-ягодных кондитерских изделий
Наименование | Расфасовка | Изготовитель |
Повидло яблочное стерилизованное, 1 сорт | 1/550 г | ОАО «Кобринский КЗ» |
Джем сливовый домашний, стерилизованный, 1сорт | 1/600 г | ОАО «Пружанский КЗ» |
Варенье из вишни стерилизованное, 1 сорта | 1/500г | ОАО «Малоритский КОСК» |
Варенье из клубники стерилизованное, в/сорт | 1/600 г | ИООО «Аркада», РБ |
Зефир в шоколаде «Чаровей» | 1/95г | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир «Чаровей» в белой глазури | 1/90г | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир «Чаровей» декорированный шоколадом | 1/90г | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир «Ванильный» | 1/125г | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир «Звездный» | 1/125 | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир «Малиновый» с витаминами | 1/125г | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир «Бело – розовый» | 1/125г | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир «Хризантема» | весовой | ОАО «Красный Октябрь» |
Зефир со вкусом крем – брюле | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир «Конфетти» | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир «Звездный» | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир «Клюквенный» | весовой | ОАО «Красный Октябрь» |
Зефир «Клубничка» в белой глазури | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
Набор зефира «Благодарю…» | 1/365г | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир в кокосовой стружке «Жасмин» | 1/350г | ОАО «Красный пищевик» |
Набор зефира «Мелодия любви» | 1/600г | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир в шоколаде | 1/350г | ОАО «Красный пищевик» |
Зефир бело – розовый «Донна Роза» | 1/120г | ОАО «Конфа», Молодечно |
Зефир ванильный «Донна Анна» | 1/120г | ОАО «Конфа», Молодечно |
Зефир ванильный в шоколаде «Дон Жуан» | 1/90г | ОАО «Конфа», Молодечно |
Мармелад желейный резной «Цитрусовые дольки» | 1/150г | ОАО «Красный пищевик» |
Мармелад желейный резной «Радужный» | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
Мармелад желейный резной «Грушевые дольки» | весовой | ОАО «Ударница» |
Мармелад желейный резной «Яблочные дольки» | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
Мармелад желейный формовой «Фруктовый рай» | 1/100г | ОАО «Ударница» |
Мармелад желейный формовой «Клякса» | 1/100г | ОАО «Красный пищевик» |
Мармелад желейный формовой «Веселая осень» | 1/100г | ОАО «РотФронт» |
Мармелад желейный формовой «Ананасовый» | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
Мармелад желейный формовой «Зоопарк» | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
Мармелад желейный формовой «Улыбка» | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
Мармелад желейный формовой «Звездный» | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
Мармелад желейно – фруктовый резной «Земляничка» | весовой | ОАО «Красный пищевик» |
В общем, ассортимент продукции характеризуется следующими основными показателями: полнотой, широтой, глубиной, новизной.
Полнота ассортимента – соответствие фактического наличия видов товаров разработанному перечню и существующим потребностям. Полнота ассортимента характеризуется коэффициентом полноты ассортимента:
Кп = Пд/Пб х100%, где
Пд – фактическое количество видов товаров, имеющихся в продаже;
Пб – количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки и др.
В нашем случае Пд = 5, Пб = 6 (согласно ассортиментному перечню ).
Тогда Кп = 5/6 х 100 = 83,3%.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Оценивается коэффициентом широты:
Кш = Шд/Шб х 100%,где
Шд - фактическое количество групп, видов, разновидностей, наименований товаров, имеющихся в наличии;
Шб – широта, принятая за основу для сравнения.
Шб (варенье) = 3 (экстра, в/сорт, 1 сорт);
Шб (джем) = 3 (в/сорт, 1 сорт, домашний джем без сорта);
Шб (повидло) = 3 (в/сорт, 1 сорт, домашнее повидло без сорта);
Шб (мармелад) = 3 (желейный, фруктово – ягодный, желейно – фруктовый);
Шб (пастильные изделия) = 2 (зефир, пастила).
Коэффициенты широты для данной продукции приведены в таблице 2.
Таблица 2. Коэффициенты широты и глубины
Наименование группы | Вид продукции (Шд) | Разновидности продукции (Гд) | Кш, % | Кг, % |
Повидло | 1 сорт (Шд = 1) | Стерилизованное (Гд = 1) | 33,3 | 50 |
Джем | 1 сорт (Шд = 1) | Стерилизованное (Гд = 1) | 33,3 | 50 |
Варенье | 1 сорт, в/ сорт (Шд = 2) | Стерилизованное (Гд = 1) | 66,7 | 50 |
Мармелад | Желейный, Желейно – фруктовый (Шд = 2) | Формовой, резной (Гд = 2) | 66,7 | 66,7 |
Пастильные изделия | Зефир (Шд = 1) | Неглазированный, глазированный, декорированный (Гд = 3) | 50 | 100 |
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента
Кг = Гд/Гб х 100%, где
Гд – фактическое количество разновидностей товаров, имеющихся в продаже;
Гб – количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора и т.п.
Гб(повидло, джем, варенье) = 2 (стерилизованное, нестерилизованное);
Гб(мармелад) = 3 (формовой, пластовой, резной);
Гб(зефир) = 3 (неглазированный, глазированный, декорированный).
Коэффициенты глубины приведены в таблице 14.
Коэффициент новизны ассортимента (Кн) рассчитывается при наличии сведений о количестве новых ассортиментных позиций. В супермаркете ОАО «Продтовары» новым ассортиментом являются 3 вида зефира:
- Зефир бело – розовый «Донна Роза»,
- Зефир ванильный «Донна Анна»,
- Зефир ванильный в шоколаде «Дон Жуан».
Таким образом Кн = 3/11 х 100% = 27,3%.
Вывод: проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что в супермаркете ОАО «Продтовары» ассортимент фруктово – ягодных кондитерских изделий представлен достаточно полно (Кп=83,3%). На прилавках магазина отсутствуют лишь пастила и цукаты, за счет которых и можно пополнить ассортимент продукции.
Достаточно полно покупателю предлагается такая продукция, как мармелад и зефир (соответственно Кг = 66,7%, Кг = 100%), что объясняется повышенным спросом на данную продукцию.
В узком ассортименте покупателю предлагаются повидло, джем, варенье. Объяснение этому – невостребованность данной продукции.
2.2. Порядок и методы оценки качества фруктово-ягодных кондитерских изделий
Для оценки качества мармелада мы проводили анализ информации для потребителя согласно ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Общие требования, органолептических согласно ГОСТ 6442-89 Мармелад. ТУ, физико-химических согласно ГОСТ 6442-89 Мармелад ТУ показателей качества мармелада.
2.2.1 Информация для потребителя согласно ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Общие требования. Имеет общие требования:
Кондитерские изделия и жевательная резинка:
Общие требования к маркировке:
- наименование продукта;
- наименование и местонахождение изготовителя [юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)] и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);