Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа
Актуальность курсовой работы объясняется тем, что улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства, изменению ценовой политики предприятия, развитию рекламной деятельности, способствующей продвижению товара, проведению маркетинговых исследований, расширению каналов товародвижения, обеспечивающих выходы на новые рынки.
Целью данной курсовой работы является конкурентоспособность фруктово-ягодных кондитерских изделий (мармелада) разных предприятий изготовителей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
1. СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА
1.1.Формирование рынка кондитерских изделий……………………4
1.2.Понятия, критерии и методы оценки конкурентоспособности товара…….7
1.3.Факторы влияющие на конкурентоспособность товара………………11
1.4.Товароведная характеристика фруктово-ягодных кондитерских изделий
2.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФРУТОВО-ЯГОДНЫХ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ (МАРМЕЛАДА)
2.1.Анализ ассортимента фруктово-ягодных кондитерских изделий, реализуемых на потребительском рынке…………………………………….21
2.2.Порядок и методы оценки качества фруктово-ягодных кондитерских изделий………………………………………………………………………….26
2.3.Анализ информации для потребителей в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003…………………………………………………………………………….32
2.4.Результаты оцени конкурентоспособности фруктово-ягодных кондитерских изделий разных предприятий изготовителей……………….35
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- масса нетто;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- состав продукта. Для кондитерских наборов, состоящих из различных видов и наименований изделий, указывают общий состав ингредиентов всех изделий, входящих в данный набор (без указания состава каждого конкретного наименования изделия);
- пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
- пищевая ценность. Для кондитерских наборов, состоящих из различных видов и наименований изделий, указывают средневзвешенную пищевую ценность входящих в набор изделий (без указания пищевой ценности каждого конкретного наименования изделия);
- условия хранения;
- срок годности или срок хранения;
- дата (для тортов и пирожных час и дата) изготовления и дата упаковывания;
- рекомендации по приготовлению (для какао-порошка и какао-напитков);
- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
- информация о подтверждении соответствия.
дополнительно может быть нанесено наименование организации-разработчика изделий.
дополнительные требования к маркировке:
диабетических кондитерских изделий:
- содержание (расчетное) в 100 г продукта: ксилита, сорбита и/или других подсластителей, общего сахара (в пересчете на сахарозу);
- суточная норма потребления ксилита, сорбита и/или других подсластителей - не более 30 г;
- надпись «диабетический» для продукта, отнесенного к группе диабетических изделий.
Продуктов диетического питания:
- суточная доза (количество штук для одновременного потребления);
- назначение и условия применения.
2.2.2 Органолептические показатели и физико-химические показатели.
В соответствии с ГОСТ 6442-89 Мармелад. Технические условия. по органолептическим и физико-химическим показателям мармелад должен соответствовать требованиям указанным в таблицах3,5.
Таблица3. Органолептические показатели мармелада в соответствии с ГОСТ 6442-89 Мармелад. Технические условия
Наименование показателя | Характеристика |
Вкус, запах и цвет | Характерные для данного наименования мармелада, без постороннего привкуса и запаха. В многослойном мармеладе каждый слой должен иметь вкус, аромат и цвет, соответствующие
|
Консистенция | Студнеобразная. Допускается затяжистая для желейного мармелада на агароиде, желатине, модифицированном крахмале. Для пата- плотная, затяжистая. Для диабетического мармелада- слегка затяжистая. |
Форма | Соответствующая данному наименованию мармелада. Для формового- правильная, с четким контуром, без деформации. Допускаются незначительные наплывы: Для резного- правильная, с четкими гранями, без деформации; Для пластового- форма упаковки, в которую разливают мармеладную массу; Для мармелада, изготовленного методом формования массы в сыпучий пищевой продукт, допускается нечеткий контур |
Поверхность | Для желейного- обсыпанная сахаром- песком; Для фруктово-ягодного и желейно- фруктового- с тонкокристаллической корочкой или обсыпанная сахаром- песком; Для желейного и желейно- фруктового на желатине- глянцованная или обсыпанная сахаром- песком или какао порошком; Для диабетического желейного- равномерно обсыпанная ксилитом, без признаков растворения ксилита, допускается незначительная кристаллическая корочка; Для диабетического фруктово-ягодного допускается слегка влажная поверхность и кристаллизация ксилита и сорбита. Для мармелада, изготовляемого на поточно- механизированных линиях, допускаются следы от пуансона или от отверстий в формах, остающиеся после выемки изделий из форм. Для пластового мармелада допускается слегка увлажненная поверхность. Для мармелада, глазированного шоколадной глазурью- покрыта гладким или волнистым слоем глазури, без подтеков, трещин, поседения, допускается незначительное просвечивание с нижней стороны. Для мармелада, изготовленного методом отливки массы в крахмал, допускаются следы крахмала на поверхности.
|
Допускается наличие деформированных изделий для весового желейного мармелада- не более 4% к массе, для весового фруктово-ягодного и желейно- фруктового мармелада и мармелада, вырабатываемого на паточно- механизированных линиях- не более6% к массе, для фасованного резного желейного и желейно- фруктового мармелада- не более 10% по счету в упаковочной единице, для остальных видов фасованного мармелада- не более 6% по счету в упаковочной единице.
Методы оценки физико-химических показателей
Определение массовой доли сухих веществ рефрактометром. Сущность метода заключается в определении массовой доли сухих веществ в изделии по коэффициенту преломления его раствора.
Во взвешанную бюксу с крышкой или стаканчик с часовым стеклом и палочкой берут навеску от 5 до 10 г с точностью до 0,01 г и приливают мерным цилиндром воду в количестве, примерно равном взятой навеске.
Навеску растворяют в открытой бюксе, ускоряя растворение нагреванием на водяной бане при температуре 50-60 градусов Цельсия, после чего жидкость охлаждают, закрывают бюксу крышкой и взвешивают с точностью до 0,01 г.
Небольшое количество (1-2 капли) хорошо перемешанной пробы быстро помещают на призму рефрактометра (предварительно установленную на нолевую точку) и отсчитывают по шкале процент сухих веществ, отметив температуру по термометру, установленному на рефрактометре. Температура должна быть от 15 до 30 градусов Цельситя. Для приведения показания рефрактометра к температуре 20 градусов Цельсия пользуются данными температурных поправок, приведенными в татабл.4.
Таблица 4. Поправки показаний рефрактометра на температуру
Температура, градусы Цельсия | Поправка, % | Температура, градусы Цельсия | Поправка, % |
15 | -0,38 | 19 | -0,08 |
16 | -0,30 | 20 | 0 |
17 | -0,24 | 21 | +0,08 |
| -0,16 | 22 | +0,16 |
23 | +0,24 | 27 | +0,56 |
24 | +0,32 | 28 | +0,64 |
25 | +0,40 | 29 | +0,73 |
26 | +0,48 | 30 | +0,81 |
Массовую долю сухих веществ (Хсв) в процентах в исследуемом изделии вычисляют по формуле
Хсв = аmp\m,
где а – отсчет по шкале рефрактометра, %;
mp – масса раствора с навеской, г;
m – навеска, г.
В вычисленный процент сухих веществ вводят следующие поправки:
- для мармелада яблочного формового: +0,7
- для мармелада яблочного пластового: +0,9
- для мармелада фруктового: +0,8
- для мармелада желейного формового: -0,3
- для апельсиновых лимонных долек: -0,3
Поправки даны из расчета, что каждый процент сухих веществ патоки завышает истинное содержание сухих веществ на 0,033%. Каждый процент сухих веществ инвертного сиропа, содержащего в среднем 75% редуцирующих веществ, снижает истинную массу сухих веществ на 0,026%.
Затем рассчитывают процент влажности, вычитывая из 100% содержание в процентах сухих веществ.
Полученный результат сравнивают с нормой по ГОСТу.
Таблица5. Физико-химические показатели мармелада в соответствии с ГОСТ 6442-89 Мармелад. Технические условия
Наименование показателя | Норма для мармелада | |||
Фруктово-ягодного | желейного | Желейно- фруктового | ||
формового | пластового | |||
Влажность, % | 9-24 | 29-33 | 15-23 | 15-24 |
Для мармелада, глазированного шоколадной глазурью, %, не более | 26 | - | 30 | 30 |
Массовая доля редуцирующих веществ, %, не более | 28 | 40 | 20 | 25 |
Для мармелада на пектине или с глюкозой, %, не более | - | - | 28 | 28 |
Общая кислотность, градусы | 6-22,5 | 4,5-18,0 | 7,5-22,5 | 7,5-22,5 |
Массовая доля золы, не растворимой в 10%-ном растворе соляной кислоты, %, не более | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 0,05 |
Массовая доля общей сернистой кислоты, %, не более | 0,01 | 0,01 | - | 0,01 |
Массовая доля бензойной кислоты, %, не более | 0,07 | 0,07 | - | 0,07 |
1. Общая кислотность формового желейно- фруктового мармелада с агаром из фурцеллярии и желейного на желатине с молоком должна быть не менее 3,0 градусов.
2. Массовая доля редуцирующих веществ в диабетическом мармеладе не нормируется.
2.3. Анализ информации для потребителя в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003.
Объектами исследования данной работы являются:
1. Мармелад «Апельсиновые дольки»
2.Мармелад «Fruit-tella»
3. Мармелад «Haribo»
4. Мармелад желейно- формовой
В соответствии с п. 3. ГОСТ Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Текст информации для потребителя наносят на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации и на иностранных языках. Текст и надписи должны соответствовать нормам русского или иного языка, на котором дается информация о продукте.
Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Анализ информации для потребителя о мармеладе, реализуемого на потребительском рынке в исследуемых объектах представлен в таблице 6.
Таблица 6 . Анализ информации для потребителя о мармеладе реализуемом на потребительском рынке
Показатель |
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Наименование продукта | Апельсиновые дольки | Fruit-tella | Haribo | Желейно- формовой |
Наименование и место нахождение изготовителя | ООО «МосТрестКондитер» Россия, 111024, г. Москва, 2 кабельный проезд, д.1 | ООО «Перфетти Ван Малле», 143581. Россия, Московская обл, Истринский р-н, Павло-Слободский СО, д.Лешково, д.209 | Венгрия, компания Харибо Хунгария КФТ, 8248 немешвамош, шедер, 5, импортер ООО «Харибо конфеты», Россия, 127018 Москва, ул.Сущевский вал, д.3\5 | ОАО "Тульская кондитерская фабрика "Ясная поляна".117 218, ул. Крижановского, д.15. |
Масса нетто | 300г | 70г | 100г | 380г |
Товарный знак | имеется | имеется | имеется | имеется |
Состав продукта | Сахар-песок, патока карамельная, желирующие агенты- пектин, агар; регуляторы кислотности- кислота лимонная, цитрат натрия, белок яичный сухой, ароматизаторидентичный натеральному «Апельсин», краситель «Солнечный закат». | Сахар, сироп глюкозы, желатин, концентрированные фруктовые соки (банановый, ананасовый, апельсиновый, манго, маракуйя) 3%, кислота(лимонная кислота), натуральные ароматизаторы, концентраты, глазирователи. | Глюкозный сироп, сахар, желатин, декстроза, фруктовый сок из концентратов фруктовых соков, лимонная кислота, фруктовые и растительные концентраты, ароматизаторы идентичные натуральным | Сахар-песок, сироп глюкозы, желирующие агенты- пектин, фруктовые и растительные концентраты, ароматизаторы идентичные натуральным |
Пищевая ценность | Углеводы- 85,7. Калорийность 318ккал. | Белки-3,7г Углеводы-81,0г Жиры-0,2г Калорийность 347ккал | Белки- 6,9г Углеводы- 75г Жиры- 0,1г Калорийность328ккал | Белки-3,8г Углеводы-84г Жиры-0,1г Калорйность 337ккал
|
Условия хранения | Хранить при температуре 15+/-5градусов по Цельсию и относительной влажности воздуха 80+\-5% | Хранить при температуре от 5 до 25градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более75% | Хранить при температуре не более +25 градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более70% | Хранить при температуре не более +25 градусов Цельсия и относительной влажности воздуха не более70% |
Срок годности | Годен до 05.06.11г | Годен до 03.06.12г | Годен до 19.02.12г | Годен до 20.09.11г |
Дата изготовления | 05.03.11г | 03.02.11г | 19.11.10г | 12.04.11г |
Информация о подтверждении соответствия | Имеется
| Имеется
| Имеется
| Имеется
|