Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 08:58, курсовая работа
Современная библиотека, преодолевая ряд определенных проблем коммуникационного, бытового и социального характеров, является достаточно прогрессивной системой, которая по мере своих возможностей приобщается к миру новых технологий, осваивается в современной социально - культурной ситуации, играет одну из основных ролей в процессе формирования полноценной личности, обогащаясь инновационными технологиями и нововведением в области образования и просвещения.
Правительство Российской Федерации ставит перед собой задачи дальнейшего развития и преобразования библиотечного дела в современном мире, путем преобразования библиотек классического образца в информационные центры, оснащенные инновационным оборудованием. Подобные явления наглядно демонстрируют необходимость изменения библиотечного дела, как одного из значимого аспекта существования и процветания информационного, индустриального общества.
Введение.....…………………………………………………………………3
История библиотечного дела в России………………………….. 7
Первые библиотеки……………………………………………… 7
История библиотек России............................................................15
Библиотечное дело в России на современном этапе ..................25
Современное состояние библиотечного дела…………………25
Современные формы работы библиотеки…………………… 28
Современная сельская библиотека……………………………. 32
Идринская межпоселенческая библиотека................................35
Заключение………………………………………………………………. 45
Список литературы……………………………………………………… 48
В связи с реформой
народного просвещения в
Создание университетов
и других учебных заведений
способствовало организации
В начале 19 века крупнейшей
университетской библиотекой
В первой половине
ХIX века наиболее ценным
В начале 20 века в России реально сложилась система библиотек. В более удовлетворительном состоянии по сравнению с публичными и народными библиотеками находились научные и специальные библиотеки. Однако и их отличало многообразие типов и видов, отсутствие планомерности в развитии, не налаженности взаимодействия друг с другом. Причиной этого было то, что устройством библиотек занимались различные ведомства и учреждения, учебные заведения и научные общества. Только для некоторых из библиотек правительство утверждало общие правила и уставы.
Подавляющее большинство
научных и специальных
В число крупных
библиотек входила и
Развитие библиотек в годы советской власти. Уже в первые годы советской власти были заложены основы принципиально иного подхода к организации библиотечного дела. Советская власть с самого начала уделяла библиотекам большое внимание, рассматривая их как важнейший социальный институт. С 1917 года государство полностью берет на себя руководство библиотеками. 17 июля 1918 г. вышел декрет Совета народных комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР». На деле он положил начало национализации библиотек всех учреждений. Национализации подлежали не только ведомственные, но и частные собрания свыше 500 книг, даже охранная грамота ученого не позволяла иметь более 2000 томов.
На основе
В тех научных библиотеках,
которые продолжали свою
Национальной библиотекой
нового социалистического
Много внимания советская
власть стала уделять развитию
библиотечного дела и в
В 20-е гг. Научные библиотеки на региональном уровне активно стремились к взаимодействию, к достижению координации. Возникшие библиотечные объединения решали управленческие задачи, решали проблемы комплектования иностранной литературой, разрабатывали инструкции по каталогизации, составляли региональные сводные каталоги, занимались обменом дублетных экземпляров. В 20-е годы проводилась попытка централизации некоторых библиотечных операций.
В 30-е гг. произошли более глубинные, изменения в научных библиотеках. Это было связано с изменениями, происходившими в науке. Произошли изменения в классификации наук, так появилась социально-экономическая классификация. В связи с этим пришлось перестраивать работу библиотек. Введена новая структура обслуживания читателей, создание читальных залов в соответствии с новой классификацией наук. Например, историки были отделены от сети гуманитарных наук.
В исторический период
между двумя мировыми войнами
меняются масштабы
Для улучшения координации
и методического руководства, информатизации
научных библиотек на
В последующие годы
происходит рост научных и
специальных библиотек. Был открыт
ряд научных библиотек
На основе постановления
Совета Министров СССР «Об
общегосударственной системе
Бывшая Библиотека имени В. И. Ленина, Российская государственная библиотека – сегодня одна из самых крупных в мире. В ее стенах находятся отечественные и зарубежные документы на 247 языках мира; объем фонда библиотеки сегодня превышает 42 млн. единиц хранения. Одна из крупнейших вузовских библиотек - Библиотека Санкт-Петербургского университета, открытого в 1819 г. Основу библиотеки заложили собрания библиофила П.Ф.Жукова и академика П.Б.Иноходцева.
Библиотеки - хранилища памяти человечества, главный источник информации - от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил академик Д. Лихачев, «библиотеки важнее всего в культуре…пока жива библиотека - жив народ, умрет она - умрет прошлое и будущее».
2.Библиотечное дело на современном этапе
2.1. Современное состояние библиотечного дела
Проблемы библиотек и библиотечного
обслуживания – это проблема информированности
населения, доступности ему новых идей
и знаний, особенно необходимых сегодня
для того, чтобы адаптироваться к новым
социальным условиям, заново найти себя и своё
место в жизни, быть конкурентоспособным.
Характерной особенностью современной
библиотечной системы является постоянно увеличивающийся
разрыв между информационно бедными и
информационно богатыми библиотеками.
Существует прямая зависимость между
количеством обслуживаемого библиотекой
населения и общим уровнем социально-экономического,
культурного и духовного развития региона
и её ресурсными возможностями. Чем больше
ресурсный (информационный) потенциал
библиотеки, тем она востребована, тем
выше культурный, образовательный, интеллектуальный
уровень населения.
В начале 1990-х гг. возникла новая для страны
ситуация, когда в книжные магазины большинства
средних и малых городов не попадает до
90% издаваемых в стране книг. Новая литература
в основном оседает в тех городах, в которых
издаётся, не циркулирует свободно по
территории всей страны. В книжных магазинах
практически всех населённых пунктов
(кроме нескольких десятков крупных городов)
из ежегодно выпускаемых в стране 80 тыс.
названий находятся в продаже максимум
две-три тысячи.
На становление и развитие настоящего
книжного рынка уйдут десятилетия. Темпы
этого процесса напрямую зависят от роста
покупательной способности населения,
поэтому необходимо увеличивать доступность
новой литературы с помощью публичных
библиотек. Библиотека – это единственный
социальный институт, который стремится
отслеживать национальный репертуар и
приобретать с возможно большей полнотой
выходящие в стране издания для того, чтобы
предоставлять их в общественное пользование.
На фоне усиливающейся децентрализации
и регионализации всех сфер российской
жизни, включая СМИ и книгоиздание, библиотеки
выдвигаются в число тех немногих институтов,
которые должны взять на себя значительную
долю ответственности за обеспечение
информационной, культурной и правовой
целостности России, единства её регионов
и центра.
К сожалению, расширение числа задач, стоящих перед библиотеками, объективное усиление их роли в стране пока ещё плохо осознаётся и обществом, и властными структурами на всех уровнях, а часто – и их непосредственными учредителями.
В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большей части библиотек в 1990-е годы, сложилось крайне тяжёлое положение по таким важнейшим направлениям их деятельности, как пополнение и обновление библиотечных фондов, обеспечение их сохранности, безопасности и доступности пользователям.
Приток новых изданий в публичные
библиотеки в 2003 г., по сравнению с 1990 г.,
сократился в два раза. При нормативе ЮНЕСКО – ежегодного поступления
250 новых книг на 1000 жителей – разница
между регионами России по этому показателю
достигает 30 раз.
В большинство сельских библиотек новая
литература в 1990-е гг. практически не поступала.
Лишь в последние три года ситуация незначительно
улучшилась.
По экспертным оценкам, 40% библиотечных
фондов составляют книги, практически
не читаемые, морально устаревшие и даже
вредные. От 60 до 80% пользователей не удовлетворены
составом библиотечных фондов – нет новой
литературы, невозможно получить необходимую информацию.
Значительно возросла доля физически
изношенных фондов.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что страна информационно разобщена. Разрыв
в возможности доступа к информации в
центре и регионах, особенно в малых городах
и на селе, всё усиливается. В настоящее
время ресурсы большинства российских
библиотек мало отвечают новым, постоянно
усложняющимся информационным, образовательным,
духовным, культурным и иным потребностям
людей, государства и общества. Не обновляющаяся
постоянно библиотека становится тормозом
для современного и успешного развития
страны.
2.2. Современные формы работы библиотеки
В деятельности библиотек, взаимоотношениях с обществом появлялись новшества, которые затем широко распространялись, становясь инновациями, которые со временем превращались в традиции. Например, замечательными инновациями были изобретение карточного каталога, передача книг одной библиотеки другой во временное пользование.
Формы мероприятий в библиотеках всегда развивались в соответствии с социокультурными условиями.
Начало 21 столетия внесло свои коррективы. Широко используются в работе библиотек такие формы, как диспуты, тренинги, заочные- и медиапутешествия, премьеры книг и периодических изданий, Интернет-страницы, вечера-портреты, вечера вопросов и ответов, бенефисы читателей, писателей, семей, брейн-ринги, беседы за круглым столом, дебаты, гостиные (поэтические, музыкальные, педагогические), игры (деловые познавательные, литературные, интеллектуальные), мастер-классы, дни специалиста и т.д.