Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 08:58, курсовая работа
Современная библиотека, преодолевая ряд определенных проблем коммуникационного, бытового и социального характеров, является достаточно прогрессивной системой, которая по мере своих возможностей приобщается к миру новых технологий, осваивается в современной социально - культурной ситуации, играет одну из основных ролей в процессе формирования полноценной личности, обогащаясь инновационными технологиями и нововведением в области образования и просвещения.
Правительство Российской Федерации ставит перед собой задачи дальнейшего развития и преобразования библиотечного дела в современном мире, путем преобразования библиотек классического образца в информационные центры, оснащенные инновационным оборудованием. Подобные явления наглядно демонстрируют необходимость изменения библиотечного дела, как одного из значимого аспекта существования и процветания информационного, индустриального общества.
Введение.....…………………………………………………………………3
История библиотечного дела в России………………………….. 7
Первые библиотеки……………………………………………… 7
История библиотек России............................................................15
Библиотечное дело в России на современном этапе ..................25
Современное состояние библиотечного дела…………………25
Современные формы работы библиотеки…………………… 28
Современная сельская библиотека……………………………. 32
Идринская межпоселенческая библиотека................................35
Заключение………………………………………………………………. 45
Список литературы……………………………………………………… 48
Библиотека располагалась в здании клуба, в настоящее время строение не существует, на его месте возвышается современное здание Идринского филиала Минусинского отделения Сбербанка России, в маленькой комнатке, электрического освещения не было, поэтому в темное время суток библиотека обслуживала читателей с 9 часов утра до 19 часов вечера - пользовались керосиновыми лампами.
Тяжелое военное время сказывалось и на работе библиотеки. Не было чистой бумаги, поэтому библиотекари использовали для формуляров бланки "Боевых листков", отпечатанные типографским способом. Чернил не было, да они бы и замерзли, поэтому писали химическим карандашом.
Подвоз дров для отопления организаций и учреждений райцентра начинался в конце сентября и продолжался в октябре до ледостава.
Стоя по пояс в ледяной воде, библиотекари крючьями вытаскивали бревна на берег, грузили на телеги и подвозили к клубу, вручную распиливали и кололи поленья. Но дров все равно не хватало, приходилось экономить. В библиотеке всю зиму было холодно. Обслуживанием читателей занимались 3 сотрудника, но не один из них не имел специального образования.
В 1950 году в Идринскую районную библиотеку приехала выпускница Канского библиотечного техникума Фаина Семеновна Багаева. Была она одной из лучших студенток, поэтому 19-летняя девушка стала заведующей библиотекой.
Библиотека часто меняла место жительства. И в очередной раз книжное богатство села обосновалось в 2-х комнатах Районного Дома культуры.
На нужды библиотеки местная власть выделила деньги. На них сделали ремонт, купили стулья, сделали один длинный стол в читальном зале, покрыли его бордовым сукном. Фаина Семеновна вспоминает, что особой гордостью были зеленые крепдешиновые портьеры на больших окнах, которые создавали уют.
Начался приток читателей в библиотеку. Выделялись деньги на приобретения книг и периодический изданий. За ними библиотекари ездили в Красноярск на пароходе от пристани Сорокино /существовала до образования Красноярского водохранилища/. Нагруженные, но счастливые возвращались в село.
В 50-е годы 20 века впервые в районе начала развиваться нестационарная форма обслуживания читателей. Пункты выдачи были созданы на многих предприятиях и организациях села и района.
Систематическая смена книг была организована и в сельских избах-читальнях. Транспортного сообщения между райцентром и селами не было, поэтому заведующая передвижным фондом Г.П.Абрамова прошла многие и многие километры по дорогам района с книгами за плечами.
В 50-60-е годы самой популярной формой массовых мероприятий были читательские конференции, вечера, вопросов и ответов, обсуждения книг.
В 60-е годы значительно увеличился книжный фонд. Возрастал образовательный уровень жителей села, соответственно запросы читателей были сложнее и интереснее для библиотекарей. Активнее использовался МБА.
Менялись формы работы. Получила развитие библиографическая служба. Часто стали проводится дни информации, тематические и по новинкам.
В 70-е годы в районной библиотеке появилась новая штатная единица -библиограф. Была проведена работа по организации и оформлению алфавитного и систематического каталога. Началось подготовительная работа по созданию централизованной библиотечной системы, которая завершилась в конце 1978 года и включила в себя: центральную районную библиотеку, детскую библиотеку и 20 сельских библиотек – филиалов.
В 1982 - 1986 гг. библиотекари централизованной библиотечной системы провели большую работу по переводу фонда, систематических каталога и картотеки на библиотечно-библиографическую классификацию.
90-е годы характеризует
дифференцированное
Приоритетным направлением в районной библиотеке являлось краеведение. С ноября 1997 года пои районной библиотеке работал Идринский районный музей, который гармонично влился в работу библиотеки и в результате этого слияния в 2000 году образовалась новая модель учреждения культуры "Библиотека—музей.
В Идринском районе
благодаря гранту губернатора
была создана единая
Идринская сельская библиотека - библиотека универсального профиля, хранилище произведений печати, центр краеведческой работы, информационный центр, обслуживающий организации и население на территории Идринского сельского поселения.
Библиотека является структурным подразделением МБУК "Идринский поселенческий Центр культуры и досуга". Располагается библиотека в здании Центра культуры и досуга: отдел обслуживания - на 1ом этаже, детский отдел - на 2ом этаже.
Общий фонд библиотеки составляет -206тыс. экземпляров. В основном детская, отечественная и зарубежная художественная книга, а также справочная и специализированная литература, газеты и журналы, издания на магнитных носителях и др.
Определяющая цель работы Идринской библиотеки заключается в создании условий для самопознания, самореализации, самосовершенствования, самоопределения личности пользователя.
Миссия библиотеки состоит в том, чтобы обеспечить пользователю качественный и эффективный доступ к духовным, информационным и интеллектуальным ресурсам, быть проводником истории и культуры своей страны и края.
Основные задачи деятельности Идринской сельской библиотеки:
1. Создание максимально
комфортных условий для
2. Формирование у читателей информационной культуры и культуры чтения через библиотечные уроки.
3. Обучение пользователей библиотеки умению находить, анализировать информацию и умело ее использовать.
4. Придание особой важности культивированию здорового образа жизни и духовному совершенствованию современного общества.
5. Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно-досуговой деятельности.
6. Приобщение к чтению, родному слову, к истории и современной жизни страны.
7. Привитие населению, особенно молодежи, чувства патриотизма, национальной гордости, гражданственности.
8. Повышение роли и авторитета сельской библиотеки среди населения.
9. Координирование усилий библиотеки с органами местного самоуправления, социокультурным комплексом и местным сообществом.
10. Повышение информационной
деятельности библиотеки и
11. Формирование правовой культуры сельского населения.
12. Содействие формированию духовного и нравственного мировоззрения.
13. Формирование условий для максимальной доступности информации и документов для пользователей.
14 Развитие инновационной деятельности библиотеки.
15. Пробуждение у пользователей внутренней потребности
в общении с книгой.
Свою деятельность библиотека осуществляет по всему комплексу библиотечных работ, где главная цель состоит в формировании грамотно мыслящих, читающих людей через воспитание нравственности и духовности, правовой, гражданской, экологической и читательской культуры; расширение знаний по истории и искусству, углубление знаний по краеведению; пропаганду чтения высокохудожественной литературы. Хорошо отлажена и система привлечения читателей, организация «видимой библиотеки», рекламное обеспечение, историко-краеведческое, экологическое, правовое воспитание, профориентация, развитие общественных связей и мн.др.
Библиография – незаменимый инструмент познания и практической деятельности Идринской библиотеки. Справочно-библиографическая работа в учреждении ведется на достаточно высоком уровне и с каждым годом растет количество выпускаемых изданий, целью которых является доведение новой библиографической информации до пользователей, раскрытие информационных ресурсов библиотеки.
Идринская сельская библиотека – активно функционирующий культурный институт. В своей деятельности сотрудники библиотеки используют самые различные формы, способствующие осуществлению поставленных задач. Методический арсенал библиотеки каждый год пополняется массой сценарных материалов, отличающихся жанровым разнообразием: вечерами памяти, литературными постановками, литературно-музыкальными композициями, тематическими часами и уроками, лекциями, беседами, диспутами, диалогами, игровыми путешествиями и викторинами, новыми мультимедийными разработками.
Качество и многообразие сферы обслуживания в библиотеке притягивают к ней население, что сказывается на наличии ряда библиотечных любительских объединений, где можно провести досуг в обществе единомышленников, найти себе собеседника и литературу по душе.
Идринская сельская библиотека
стремится идти в унисон со временем, внедряя
новые информационно-коммуникационные
технологии в процесс обслуживания читателей.
Основой работы библиотеки является гармоничный
синтез традиционных форм продвижения
книги и чтения с использованием инновационных
методов и проектной деятельности
Поддерживая и развивая привлекательный
образ современной сельской библиотеки,
усиливая ее прогрессивное воздействие
на культурное и духовное развитие личности,
Идринская сельская библиотека определила
свое жизненное кредо:
* Обеспечивать свободный
и полный доступ каждого
* Признавать ценность каждой конкретной личности, ее потребности в самосовершенствовании, утверждении человеческого достоинства и своих потребностей.
* Влиять на формирование
информационно-культурной
* Обогащать содержание и расширять ассортимент информационных услуг и информационных продуктов.
* Создавать имидж библиотеки,
доказывать ее нужность и
* Ориентироваться только на успех.
Коллектив Идринской сельской библиотеки строит свою профессиональную деятельность на трех основных принципах, позволяющих библиотеке быть нужной, видимой и значимой для своих пользователей:
1. Активность и инициативность, ведь как известно «под лежачий камень вода не течет».
2. Постановка сверхзадачи, т.к. только «требуя невозможного – получишь максимум».
3. Творчество, потому как «едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить».
До конца года в Идринской ЦБС будет создан полный электронный каталог книг, большинство библиотечных процессов будут автоматизированы. Сотрудникам библиотек предстоит пройти повышение квалификации на предмет применения современных электронных технологий. А в ближайшее время у Идринской ЦБС появится и собственный сайт в Интернете.
Сейчас на базе библиотек Идринского района действуют справочные бюро, через которые жители села могут оформить заказ на получение необходимой информации.
Сейчас в библиотеке есть электронный каталог, подключена справочно-правовая система « консультант- плюс».
Уютные читальные залы, игровая комната, настольные и компьютерные развивающие игры для детей. Индивидуальные рабочие места для пользователей. Диски в помощь школьной программе рефераты, аудиокниги. Интернет, набор и распечатка текста.
Дополнительные услуги
Заключение
В заключении хочется сказать, о том, что, несмотря на сложные условия существования сельской библиотеки, мы стараемся находить возможности и ресурсы, чтобы библиотека на селе могла выполнять свои основные задачи и функции, важнейшие из которых направлены на удовлетворение образовательных, информационных, культурных и социальных потребностей жителей села. Однако совершенно ясно, что без поддержки не выжить не только сельским, но и городским районным библиотекам.
Сегодня в России 130 тысяч библиотек. Казалось бы, это мощный потенциал обеспечения информацией и знаниями всех сфер общественной жизни. В действительности библиотеки обслуживают только 40% населения. В среднем одна публичная библиотека приходится на 3 тыс. жителей. Многие населенные пункты вообще не имеют библиотек. Существует значительная диспропорция между регионами по количеству библиотек: есть регионы, «информационно насыщенные» - это, безусловно, центр России с Москвой и Санкт-Петербургом, в одной только Москве - более 400 библиотек. В других регионах, где библиотек не так много, налицо своего рода «информационный голод», особенно это касается сельской местности. Фактически многие граждане России ущемлены в их законных правах на доступ к пользованию библиотечными и информационными ресурсами