Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:39, курсовая работа
Последнее десятилетие XX в. стало периодом, когда экономические, политические, информационные и иные тенденции и процессы, определившие нынешний облик развитых стран, начали все сильнее влиять на направления и механизмы развития остального мира. Одним из проявлений подобной глобализации стала интенсификация инвестиционных процессов.
Континентальная европейская модель, напротив, ограничивает в правах собственников компании, ставя общественные и государственные интересы выше интересов собственников, вовлекает в корпоративные отношения различные группы стейкхолдеров. Контроль за компаниями осуществляется посредством строгой финансовой отчетности перед кредитными институтами, государственного вмешательства, а также вовлечения различных групп стейкхолдеров в структуру управления компаниями. Традиционным главным источником инвестиционного капитала для европейской компании является банк. Фондовый рынок в качестве инвестиционного источника играет второстепенную роль.
Анализируя ситуацию, связанную с развитием корпоративного управления в России, можно выделить следующие современные тенденции:
- слияние «контролирующих акционеров» и «менеджеров»;
- низкая вероятность расширения в ближайшие годы внешнего акционерного финансирования как принципиальной экономической предпосылки эффективного корпоративного управления;
- концентрация акционерного капитала и консолидация контроля;
- усиление борьбы акционеров за свои права и осознание своей роли. При этом можно выделить следующие основные проблемы в системе корпоративного управления российских компаний:
- информационная закрытость, особенно в части раскрытия информации о структуре собственности и реальных владельцев компании;
- заказное правоприменение в решении корпоративных конфликтов, с применением так называемого «административного ресурса»;
- финансовая отчётность, несоответствующая международным стандартам;
- низкая эффективность мониторинга за деятельностью высшего менеджмента;
- низкая эффективность и профессионализм в работе Совета директоров, незначительное число в его составе независимых директоров. Данные проблемы решаются как на государственном уровне (так, например, ФСФР ввела строгие требования к раскрытию информации, издан российский Кодекс корпоративного поведения), так и на уровне отдельных компаний
(принятие ими собственных
Их программа в этой области нацелена, прежде всего, на повышение качества управленческих решений, создание эффективной системы взаимодействия и мотивации всех заинтересованных лиц. Общим же для всех корпораций является то, что если они не сумеют трансформировать системы корпоративного управления в соответствии с надлежащей международной практикой, то окажутся в невыгодной конкурентной позиции, пытаясь мобилизовать капитал для финансирования своего роста. Строгие стандарты корпоративного управления будут иметь существенное значение для привлечения и удержания инвест8оров в условиях интернационализации рынков капитала.
Глава 2. Роль корпоративной культуры и этики в современных условиях функционирования корпоративных структур.
Культура является многогранным явлением, она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Предтечей идеи корпоративной культуры являются школы управления: классическая, системного анализа, эмпирическая. Изучая организации, представители этих направлений обращались к поиску социальных резервов, кроющихся в межличностных и групповых отношениях. В результате, к 1980-м годам, была подготовлена научная база, которая, наложившись на практические изыскания американских и японских управленцев-практиков, вылилась во многом в эклектичную концепцию корпоративной культуры.
Значительную роль в реализации потребности в культуре организаций сыграл опыт советских предприятий, которые осуществляли плодотворный поиск путей сплочения коллектива: гордость за работу на конкретном производстве, внедрение новых традиций во взаимоотношения работников в процессе трудовой деятельности.
На этой основе, практически одновременно, появились два основных подхода к изучению корпоративной культуры: рационально-прагматический и феноменологический.
Рационально-прагматический (или "прагматический") подход воплощен в исследованиях Дж. Барни, У. Бенниса, Р. Киллмана, Э. Шейна, в России - А. Агеева, М. Грачева, В. Рудницкого. Сутью концепции является изучение корпоративной культуры как явления, поддающегося измерению и изменениям и влияющего на эффективность организации, а также рассмотрение корпоративной культуры с точки зрения функций.
Согласно феноменологическому подходу (М. Луи, Дж. Мерсье, А. Петтигрю, С. Роббинс), корпоративная культура понимается и анализируется посредством интерпретации ее проявлений. Этот подход трактует корпоративную культуру как обозначение сути организации, заключающейся в человеке - участнике организации, его внутреннем (личном) и внешнем (социальном) мире.
Сравнивая эти два подхода, можно сказать, что рационально-прагматический подход предлагает более стандартизованное видение корпоративной культуры - как феномена, на который можно воздействовать. Феноменологический подход рассматривает корпоративную культуру как сложное комплексное явление, результаты влияния на которое вряд ли можно с точностью предсказать. При изучении корпоративной культуры предлагается придерживается рационально-прагматического подхода, вследствие большей степени его методологической и методической определенности.
Выделяют две ключевые характеристики, определяющие корпоративную культуру.
1. Формирование неповторимого
2. Нацеленность на достижение
уверенности в "общей судьбе"
у всех сотрудников
На основе этих характеристик предложено уточненное определение корпоративной культуры. "Корпоративная культура - это совокупность разделяемых работниками ценностных ориентаций, норм и традиций, определяющая "индивидуальность" организации и формирующая сопричастность к решению ее стратегических и тактических целей и задач".
2.1. Корпоративная культура
и этика как условие
Процесс функционирования современных корпораций заключается в их непрерывном развитии, только в этом случае можно обеспечить конкурентоспособность компании за счет ее адаптации к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды. Рациональная система управления организацией предполагает поддержание сложившихся организационных отношений и связей для обеспечения надежного функционирования компании, а также создание новых и совершенствование существующих организационных отношений и связей.
Поддерживая существующие отношения, руководство обеспечивает исполнение управленческих решений, стабилизируя тем самым действующую систему управления. Вторая функция чаще применяется при проектировании организаций, а также в критические моменты жизни предприятия. К ней руководство прибегает тогда, когда осознает необходимость развития, а иногда и коренной реорганизации компании для достижения конкурентоспособности в рыночных условиях. В современных условиях постоянно меняющейся внешней среды корпорация для того, чтобы адекватно реагировать на изменения и управлять инновационными процессами, должна заниматься организационным развитием.
Организационным развитием называют современный подход к управлению изменениями и развитию персонала. Организационное развитие - это долгосрочные программы по совершенствованию процессов организационного обновления и принятию решений, в частности, посредством более эффективного управления организационной культурой, с особым акцентом на культуре формальных рабочих команд, с помощью агента изменений и с использованием теорий и методов поведенческих наук. Организационное развитие представляет собой целенаправленную работу, которая осуществляется высшим руководством для увеличения эффективности и жизнеспособности корпорации посредством планирования изменений в ее процессах. Организационное развитие является планируемой программой работы всей организации, а не отдельных ее частей.
Программа организационного развития предусматривает изменение существующих процессов, процедур и способов работы. Главная задача состоит в том, чтобы добиться изменений в отношениях, поведении и в результатах работы людей в организации. Нельзя изменить стиль управления, только обучив менеджера новым знаниям и навыкам работы. Надо определить характер его поведения в существующих условиях, проверить альтернативные варианты и начать на практике использовать новое. Эта работа связана не столько с отдельными работниками, сколько с группами, командами, от деятельности которых в первую очередь зависит эффективность организации.
Все большее число руководителей компаний понимают, что разрозненные действия по решению частных проблем не приводят к удовлетворительному результату. Требуется долгосрочная скоординированная стратегия по созданию благоприятного "социального климата" в фирме, развитию корпоративной культуры и т.п., чтобы основные элементы организ9ации могли соответствовать предсказуемым и быстро реагировать на непредсказуемые требования в будущем.
Когда топ-менеджмент подвергает регулированию структуру организации и процессы, в ней происходящие, это воздействует на организационный климат, т.е. на атмосферу, среду, в которой работают люди и в которой оказывается влияние на эффективность этой работы. Очевидно, что требования организации и запросы работников не всегда совпадают. Изначально существует конфликт между формальной бюрократией, которая держит работника в положении пассивной зависимости, и личностью, которая стремится к независимости. Если организационный климат не ориентирован на потребности личности в самовыражении и развитии, то конфликт в организации будет неизбежен, а его последствиями станут текучесть кадров, понижение производительности труда, низкий уровень личностной деловой активности и т.д. Еще важнее то, что блокируется развитие самой организации. Ответственность за это лежит на руководстве корпорации. Неумение создать гибкую организацию приводит к тому, что она не в состоянии дать работникам широкий набор мотивирующих факторов. Часто организационные структуры слишком жестко разделены на узкоспециализированные сферы, излишне централизованы, используют автократическое лидерство, что негативно сказывается на психологическом климате в организации.
Для нормального функционирования фирмы в современных условиях необходима максимальная гибкость ее структуры, восприимчивость к изменениям. Климат организации часто становится критическим фактором, от которого зависит гибкость структуры, необходимо работать над созданием такой атмосферы в корпорации, которая позволила бы осуществлять обновление организации. Обновление организации - это процесс предложения, продвижения и сохранения под контролем таких нововведений, которые дают возможность стать или остаться жизнеспособной системой, приспособиться к новым условиям и т.д.
Отношения и поведение людей в организации в значительной степени определяются стилем лидерства на высших уровнях руководства. Очень важно побороть настороженность сотрудников, создать атмосферу доверия и приветствовать стремление к сотрудничеству в проведении организационных изменений. Необходимость привлечения работников к процессу организационных перемен связана с тем, что большинство людей могут и готовы внести гораздо больший вклад в достижение целей организации, чем им позволяют условия. Конструктивная энергия нуждается в высвобождении, и если организация способна осознать это обстоятельство, обратиться к подчиненным за предложениями и помочь в реализации этих предложений, она оказывается в состоянии эффективного изменения и движения вперед в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.
Вместе с тем очень часто в процессе организационных перемен возникает сопротивление членов организации или групп, входящих в нее. Именно персонал часто становится основным препятствием на пути внедрения инноваций.
Обычно сила сопротивления членов организации проведению изменений зависит от степени разрушения сложившихся жизненных устоев, принципов и норм; скорости и интенсивности процесса изменений; характера и масштабов угрозы власти.
Условно основные причины сопротивления изменениям можно разделить на несколько групп.
1. Экономические, связанные с потенциальной возможностью потери дохода или его источников. Сюда можно отнести страх перед перспективой безработицы, сокращением заработной платы, интенсификацией труда, лишением льгот и привилегий. Экономические потери могут быть также обусловлены высокими затратами времени и средств в связи с проведением самих преобразований.
2. Организационные. Здесь можно упомянуть нежелание менять сложившуюся систему отношений, нарушать существующую расстановку сил, опасение за будущую карьеру, судьбу неформальной организации. Именно в неформальн10ых организациях наблюдается тенденция к сопротивлению изменениям, так как перемены могут нести угрозу дальнейшему существованию группы: реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства, а следовательно, появление группы новых сотрудников может привести к распаду неформальной организации.