Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:31, реферат
Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Греческая культура классического периода стала временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры.
В классический период Греция переживает бурное экономическое развитие.
1.Введение
2 .Скульптура
3. Драматургия и театр
4.Заключение
5.Список литературы
Реферат на тему:
Греческая культура классического периода
V-IV вв. до н.э.
План
1.Введение
2 .Скульптура
4.Заключение
5.Список литературы
Введение
Наибольшего расцвета культура Древней
Греции достигла в классический период.
Греческая культура классического периода
стала временем наивысшего подъема и расцвета
древнегреческой цивилизации и культуры.
В классический период Греция переживает
бурное экономическое развитие. Основой
экономики по-прежнему было сельское хозяйство.
Наряду с ним интенсивно развиваются ремесла
– в особенности выплавка металлов. Быстро
растет товарное производство, в частности
винограда и олив, как следствие, наблюдается
стремительное расширение торговли и
обмена. Афины становятся крупным торговым
центром. В широких масштабах ведется
строительство.
В 5 веке до нашей эры окончательно складываются
культурные нормы и идеалы древнегреческого
общества. Умеренность в пище и питье,
пренебрежительное отношение к изысканности
и роскошным одеждам, сдержанность в поведении,
правдивость, верность своему слову, честность
в делах, физическая выносливость и умение
терпеливо выносить невзгоды – вот основные
нравственные нормы, по которым общество
мерило людей. Так складывается уважение
к человеку – гражданину-герою.
В этот период высочайшего уровня достигает
философия. Именно в это время творят такие
великие умы древности, как Сократ, Платон
и Аристотель. Сократ стоял у истоков одного
из главных направлений всей последующей
философии – рационализма, действительным
создателем которого стал Платон.
Наряду с философией также успешно
развиваются другие науки – математика,
медицина, история. Очень высокого уровня
достигает риторика – наука об ораторском
искусстве.
Невиданный расцвет в эпоху
классики переживает художественная культура,
и в первую очередь – архитектура
и градостроительство. Значительный
вклад в развитие градостроительства
внес Гипподам, разработавший концепцию
регулярной планировки города, согласно
которой в нем выделялись функциональные
части: общественный центр, жилая зона,
а также торговая, производственная и
портовая зоны. Основным типом монументальной
постройки по-прежнему остается один храм.
Пятый век до нашей эры ознаменовался
великолепными архитектурными постройками.
В это время создаются наиболее совершенные
религиозные и светские памятники культуры.
Афинский Акрополь стал подлинным триумфом
древнегреческой архитектуры, одним из
величайших шедевров мирового искусства.
Среди памятников архитектуры также находились
два сооружения, отнесенных к семи чудесам
света: храм Артемиды в Эфесе и гробница
Мавсола.
В эпоху классики наивысшего совершенства
достигает греческая скульптура. Греческую
скульптуру представляет целая плеяда
мастеров. Самым великим среди них является
Фидий. Он создал такие скульптуры, как
статуя Зевса в Олимпии, статуя Афины Парфенос.
Он также принимал участие в проектировании
Афинского Акрополя и в создании его пластического
убранства. Особенностью скульптуры того
времени было культивирование образа
атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным.
Женщины, наоборот, изображались в одеждах.
И лишь в 4 веке до нашей эры Пракситель
впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной.
Век высшего расцвета скульптуры в период
классики был и веком расцвета греческой
живописи. Именно к этому времени относится
замечательное живописное новшество –
искусство светотени. Первым включил в
свою палитру полутона Аполлодор Афинский.
В эпоху классики высшей своей точки достигает
греческая литература. Именно в это время
Пиндар создал гимны, песни и оды в честь
победителей Олимпийских и Дельфийских
игр.
В понятие высокой классики входят также
литературные достижения – создание трагедии
и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая
трагедия достигает в 5 веке до нашей эры
в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида.
Наивысшего развития жанр комедии получил
у Аристофана.
Также в это время в Греции возник новый
вид искусства – драматический театр.
В нем ставились комедии и трагедии. Во
многом расцвет греческой культуры в 5
– 4 веках до нашей эры был обусловлен
системой античного образования. Дети
с семи до шестнадцати лет получали образование
в частных платных школах. С 13-14 лет начинали
посещать гимнастические школы – палестры.
Кроме частных школ в Афинах были и три
государственные, содержащиеся богатыми
гражданами: академия, ликей и киносарг.
«Внешкольное» образование можно было
получить и у платных «учителей мудрости»
- софистов.
Скульптура
Скульптура классического периода преодолела многочисленные условности предшествующего периода. Период классики делится на три этапа (ранняя, высокая и поздняя классика), в которых скульптура решала разные задачи.
В периоды ранней и высокой классики для скульптуры характерны:
· Уравновешенность, величие
· Симметрия
· Статичность
· Идеализация, обобщенность
Греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Внутренний мир героев лишен борьбы чувств и мыслей. Лица бесстрастны и идеальны. Они выполнены в так называемом «строгом стиле»: при любом движении тела лицо остается спокойным, изображая благородного героя. Именно в это время греческий философ определил принцип «золотой середины», по которому должен жить истинный грек:
«Слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье,
То и другое умей доблестно в сердце носить».
Перед скульпторами стояла проблема освоения движения, реалистического изображения человеческого тела и показ величия героя. Самым известным скульптором ранней классики является Мирон (500 - 440гг. до н. э.). Величайший реалист и знаток анатомии, открыл «тайну пластической концепции движения». Говорили, что ему подвластно изображение любого движения. Его статуи атлетов отличались естественностью, продуманной композицией и свободным движением.
«Дискобол» - изображение олимпийского героя. Первая скульптура в Древней Греции, изображающая человека в движении. Мирону удалось изобразить спиралевидное сложное движение; фигуру атлета пронизывает напряжение: он показан в сложном движении, в момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска - это кульминационная точка движения. Несмотря на сложность движения, в статуе доминирует ощущение устойчивости. Единственный недостаток статуи - она рассчитана на просмотр только с одной точки зрения.
Высокая классика. Скульптором «всех времен и народов» называют Фидия (начало 5 века- 432г. до н. э.). «Воплотитель высших идей в скульптуре», мастер рельефа и круглой скульптуры. Создатель статуй Афины в Парфеноне и на Акрополе, скульптурного украшения Парфенона, одного из чудес света - статуи Зевса Олимпийского.
Поликлет (480 - конец 5 века до н. э.) - скульптор и теоретик искусства. Автор трактата «Канон», в котором обосновал пропорции идеального человеческого тела, опираясь на математические расчеты. Именно он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом для подражания не только у современников, но и у художников последующих веков.
Поздняя классика (конец 5 - 4 век до н. э.). Искусство утрачивает героический, гражданственный характер, оно носит более драматичный, лиричный характер, становится психологически углубленным. Искусство впервые начало служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом; но появились и произведения, утверждавшие монархические принципы. Крупнейшим мастером первой половины 4 в. до н.э. был Скопас. Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, продолжают быть воплощением сильных и доблестных людей. Однако от образов высокой классики их отличает бурное драматическое напряжение всех духовных сил
. Скопас трагичен, экспрессивен и страстен. Его герои находятся в необычном напряжении сил. Порыв страсти нарушает гармоническую ясность, свойственную высокой классике, но зато придает образам огромную экспрессию, оттенок личного, страстного переживания. Скопас ввел в искусство классики мотив страдания, внутреннего трагического надлома. Самое известное произведение - «Менада». Танцовщица из свиты Диониса показана в порыве танца, охваченная страстью. Скопас преодолел недостатки ранней классики: «Менада» является подлинно круглой скульптурой, которая просматривается с разных сторон, и нужно обойти ее, чтобы воспринять все аспекты созданного художником образа.
Возникновение древнегреческого театра связано с праздниками в честь бога виноградарства Диониса — дионисиями. Участники процессий надевали козьи шкуры и пели и танцевали (слово «трагедия» в переводе с греческого — «песнь козлов»).
На
историческое происхождение театра
указывает обязательное участие
в трагедиях хора, с которым
сначала вступал в диалоги
единственный актёр, позже количество
актёров увеличилось до трех. Совместившись
с литературной традицией, театр
в классическую эпоху из религиозных,
народных представлений превратился
в самостоятельный вид
Городские власти находили хорега (человека, который обеспечивал финансирование), отбирали постановки и на свое усмотрение определяли порядок показа комедий и трагедий. Бедные люди получали деньги на входной билет. Актёрами были исключительно мужчины, они играли в особых масках. Маски отражали характер и настроение изображаемого персонажа. Постановщиком был сам поэт. После окончания спектаклей, продолжавшихся несколько дней с утра до вечера, специальные судьи определяли лучших и вручали призы в виде денежной премии драматургу и хорегу, лавровой ветви и памятника в честь хорега.
Наиболее прославленными драматургами были трагики Эсхил, Софокл и Эврипид. Эсхил написал 90 пьес, 13 раз он побеждал в драматических соревнованиях. Его историческая пьеса «Персы» прославляет победу греков в войне с захватчиками. Сам Эсхил принимал участие в крупнейших сражениях. Большинство древнегреческих пьес используют мифологические сюжеты, которые авторы вольно интерпретировали, выражая собственные взгляды. Эсхил в «Прометее прикованном» восхищается мужеством и свободолюбием титана. У Софокла появляется психологическая мотивировка поступков героев.
Например, в «Антигоне» главная героиня жертвует собой, но выполняет нравственное обязательство: вопреки запрету царя прячет погибшего брата. Именно в этой трагедии звучит хор со знаменитым рефреном: «в мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». Большинство драматических произведений утрачены. Полностью сохранилось лишь семь пьес Эсхила, семь — Софокла (написано 123, из них 24 — победили на соревнованиях), чуть больше — 17 Эврипида. Эврипид жил уже в эпоху кризиса, гражданских войн, внешней опасности, что нарастала со стороны Македонии.
Все это и отразилось на его творчестве («Медея», «Ипполит»), Аристотель называл Эврипида «самым трагическим среди поэтов». Мастером комедии заслуженно считался Аристофан («Облака», «Осы», «Лягушки»). Драматические произведения древних греков до сих пор остаются в репертуаре многих театров, они неоднократно экранизировались.
Заключение
Культура Древней Греции существовала с 23 века до нашей эры и до середины 2 века до нашей эры. Ее также называют античной, чтобы отличить от других древних культур. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в 5-4 веках до нашей эры, став исключительным, неповторимым и во много непревзойденным феноменом в истории мировой культуры.
Список использованной литературы :
1: Андре Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I-III книги;
2: В.С.Нерсянц, "Сократ", изд. "Наука",1984 г.;
3: А.Ф.Лосев,А.А.Тахо-Годи, из серии "Жизнь замечательных людей"-"
Платон,Аристотель", изд."Молодая Гвардия" 1993 г.;
4: Проф. И.М.Тронский, "История Античной литературы", изд. УЧПЕДГИЗ, 1947 г.
Информация о работе Греческая культура классического периода V-IV вв. до н.э