Греческая культура классического периода V-IV вв. до н.э

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:31, реферат

Краткое описание

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период. Греческая культура классического периода стала временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры.
В классический период Греция переживает бурное экономическое развитие.

Содержание

1.Введение
2 .Скульптура
3. Драматургия и театр
4.Заключение
5.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Греция.docx

— 100.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Греческая культура классического  периода

V-IV вв. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

1.Введение

2 .Скульптура

3. Драматургия и театр

4.Заключение 

5.Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наибольшего расцвета культура Древней  Греции достигла в классический период. Греческая культура классического периода стала временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры.  
В классический период Греция переживает бурное экономическое развитие. Основой экономики по-прежнему было сельское хозяйство. Наряду с ним интенсивно развиваются ремесла – в особенности выплавка металлов. Быстро растет товарное производство, в частности винограда и олив, как следствие, наблюдается стремительное расширение торговли и обмена. Афины становятся крупным торговым центром. В широких масштабах ведется строительство. 
В  5 веке до нашей эры окончательно складываются культурные нормы и идеалы древнегреческого общества. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам, сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды – вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывается уважение к человеку – гражданину-герою. 
В этот период высочайшего уровня достигает философия. Именно в это время творят такие великие умы древности, как Сократ, Платон и Аристотель. Сократ стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей философии – рационализма, действительным создателем которого стал Платон.

 Наряду с философией также успешно развиваются другие науки – математика, медицина, история. Очень высокого уровня достигает риторика – наука об ораторском искусстве.  

Невиданный расцвет в эпоху  классики переживает художественная культура, и в первую очередь – архитектура  и градостроительство. Значительный вклад в развитие градостроительства внес Гипподам, разработавший концепцию регулярной планировки города, согласно которой в нем выделялись функциональные части: общественный центр, жилая зона, а также торговая, производственная и портовая зоны. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается один храм. 
 
Пятый век до нашей эры ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства. 
Среди памятников архитектуры также находились два сооружения, отнесенных к семи чудесам света: храм Артемиды в Эфесе и гробница Мавсола.  
В эпоху классики наивысшего совершенства достигает греческая скульптура. Греческую скульптуру представляет целая плеяда мастеров. Самым великим среди них является Фидий. Он создал такие скульптуры, как статуя Зевса в Олимпии, статуя Афины Парфенос. Он также принимал участие в проектировании Афинского Акрополя и в создании его пластического убранства. Особенностью скульптуры того времени было культивирование  образа атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, наоборот, изображались в одеждах. И лишь в 4 веке до нашей эры Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной. 
Век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество – искусство светотени. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский. 
В эпоху классики высшей своей точки достигает греческая литература. Именно в это время Пиндар создал гимны, песни и оды в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр. 
В понятие высокой классики входят также литературные достижения – создание трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в  5 веке до нашей эры в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Наивысшего развития жанр комедии получил у Аристофана.  
Также в это время в Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. Во многом расцвет греческой культуры  в 5 – 4 веках до нашей эры был обусловлен системой античного образования. Дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах. С 13-14 лет начинали посещать гимнастические школы – палестры. Кроме частных школ в Афинах были и три государственные, содержащиеся богатыми гражданами: академия, ликей и киносарг. «Внешкольное» образование можно было получить и у платных «учителей мудрости» - софистов.

Скульптура

Скульптура классического  периода преодолела многочисленные условности предшествующего периода. Период классики делится на три этапа (ранняя, высокая и поздняя классика), в которых скульптура решала разные задачи.

В периоды ранней и высокой классики для скульптуры характерны:

·        Уравновешенность, величие

·        Симметрия

·        Статичность

·        Идеализация, обобщенность

Греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Внутренний мир героев лишен борьбы  чувств и мыслей. Лица бесстрастны и идеальны. Они выполнены в так называемом «строгом стиле»: при любом движении тела лицо остается спокойным, изображая благородного героя. Именно в это время греческий философ определил принцип «золотой середины», по которому должен жить истинный грек:

                 «Слишком в беде не горюй  и не радуйся слишком при  счастье,

                   То и другое умей доблестно  в сердце носить».

Перед скульпторами стояла проблема освоения движения, реалистического  изображения человеческого тела и показ величия героя. Самым известным скульптором ранней классики является Мирон (500 - 440гг. до н. э.). Величайший реалист и знаток анатомии, открыл «тайну пластической концепции движения». Говорили, что ему подвластно изображение любого движения. Его статуи атлетов отличались естественностью, продуманной композицией и свободным движением.

«Дискобол» - изображение олимпийского героя. Первая скульптура в Древней Греции, изображающая человека в движении.  Мирону удалось изобразить спиралевидное сложное движение; фигуру атлета пронизывает напряжение: он показан в сложном движении, в момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска - это кульминационная точка движения. Несмотря на сложность движения, в статуе доминирует ощущение устойчивости. Единственный недостаток статуи - она рассчитана на просмотр только с одной точки зрения.

Высокая классика. Скульптором «всех времен и народов» называют Фидия (начало 5 века- 432г. до н. э.).  «Воплотитель высших идей в скульптуре», мастер рельефа и круглой скульптуры. Создатель статуй Афины в Парфеноне и на Акрополе, скульптурного украшения Парфенона, одного из чудес света - статуи Зевса Олимпийского.

Поликлет (480 - конец 5 века до н. э.)  - скульптор и теоретик искусства. Автор трактата «Канон», в котором обосновал пропорции идеального человеческого тела, опираясь на математические расчеты. Именно он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом для подражания не только у современников, но и у художников последующих веков.

Поздняя классика (конец 5 - 4 век до н. э.). Искусство утрачивает героический,  гражданственный характер, оно носит более драматичный, лиричный характер, становится психологически углубленным. Искусство впервые начало служить эстетическим потребностям и интересам частного человека, а не полиса в целом; но появились и произведения, утверждавшие монархические принципы. Крупнейшим мастером первой половины 4 в. до н.э. был Скопас.  Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, продолжают быть воплощением сильных и доблестных людей. Однако от образов высокой классики их отличает бурное драматическое напряжение всех духовных сил

. Скопас трагичен, экспрессивен и страстен. Его герои находятся в необычном напряжении сил. Порыв страсти нарушает гармоническую ясность, свойственную высокой классике, но зато придает образам огромную экспрессию, оттенок личного, страстного переживания. Скопас ввел в искусство классики мотив страдания, внутреннего трагического надлома. Самое известное произведение - «Менада». Танцовщица из свиты Диониса показана в порыве танца, охваченная страстью. Скопас преодолел недостатки ранней классики: «Менада» является подлинно круглой скульптурой, которая просматривается с разных сторон, и нужно обойти ее, чтобы воспринять все аспекты созданного художником образа.

Драматургия и театр

Возникновение древнегреческого театра связано с  праздниками в честь бога виноградарства Диониса — дионисиями. Участники процессий надевали козьи шкуры и пели и танцевали (слово «трагедия» в переводе с греческого — «песнь козлов»).

На  историческое происхождение театра указывает обязательное участие  в трагедиях хора, с которым  сначала вступал в диалоги  единственный актёр, позже количество актёров увеличилось до трех. Совместившись  с литературной традицией, театр  в классическую эпоху из религиозных, народных представлений превратился  в самостоятельный вид искусства. Театрализованные представления стали  неотъемлемой частью государственных  праздников — Дионисий и Леней. Для них строили грандиозные каменные театры, рассчитанные на тысячи зрителей (театр Диониса в Афинах, лучше других сохранился амфитеатр в Эпидавре).

Городские власти находили хорега (человека, который обеспечивал финансирование), отбирали постановки и на свое усмотрение определяли порядок показа комедий и трагедий. Бедные люди получали деньги на входной билет. Актёрами были исключительно мужчины, они играли в особых масках. Маски отражали характер и настроение изображаемого персонажа. Постановщиком был сам поэт. После окончания спектаклей, продолжавшихся несколько дней с утра до вечера, специальные судьи определяли лучших и вручали призы в виде денежной премии драматургу и хорегу, лавровой ветви и памятника в честь хорега.

Наиболее  прославленными драматургами были трагики Эсхил, Софокл и Эврипид. Эсхил написал 90 пьес, 13 раз он побеждал в драматических соревнованиях. Его историческая пьеса «Персы» прославляет победу греков в войне с захватчиками. Сам Эсхил принимал участие в крупнейших сражениях. Большинство древнегреческих пьес используют мифологические сюжеты, которые авторы вольно интерпретировали, выражая собственные взгляды. Эсхил в «Прометее прикованном» восхищается мужеством и свободолюбием титана. У Софокла появляется психологическая мотивировка поступков героев.

Например, в «Антигоне» главная героиня жертвует собой, но выполняет нравственное обязательство: вопреки запрету царя прячет погибшего брата. Именно в этой трагедии звучит хор со знаменитым рефреном: «в мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». Большинство драматических произведений утрачены. Полностью сохранилось лишь семь пьес Эсхила, семь — Софокла (написано 123, из них 24 — победили на соревнованиях), чуть больше — 17 Эврипида. Эврипид жил уже в эпоху кризиса, гражданских войн, внешней опасности, что нарастала со стороны Македонии.

  Все это и отразилось на его творчестве («Медея», «Ипполит»), Аристотель называл Эврипида «самым трагическим среди поэтов». Мастером комедии заслуженно считался Аристофан («Облака», «Осы», «Лягушки»). Драматические произведения древних греков до сих пор остаются в репертуаре многих театров, они неоднократно экранизировались.

Заключение

Культура Древней Греции существовала с 23 века до нашей эры и до середины 2 века до нашей эры. Ее также называют античной, чтобы отличить от других древних культур. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в 5-4 веках до нашей эры, став исключительным, неповторимым и во много непревзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Список использованной литературы :

1: Андре Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I-III книги;

 

2: В.С.Нерсянц, "Сократ", изд. "Наука",1984 г.;

 

3: А.Ф.Лосев,А.А.Тахо-Годи, из серии "Жизнь замечательных людей"-"

Платон,Аристотель", изд."Молодая Гвардия" 1993 г.;

 

4: Проф. И.М.Тронский, "История Античной литературы", изд. УЧПЕДГИЗ, 1947 г.


Информация о работе Греческая культура классического периода V-IV вв. до н.э