Иконопись Великого Новгорода в XI-XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Слава Великого Новгорода давно ушла и теперь на месте когда-то процветающего города, столицы вечевой республики, единственного города, свободного экономически и политически от Киева, находится небольшой городок с 241 тысячей человек населения, не являющийся даже центром области или опорным торгово-промышленным пунктом. Теперь Новгород – город музей, и не смотря на значительные разрушения, нанесенные ему во время Второй Мировой войны, он продолжает оставаться замечательным музеем средневекового искусства под открытым небом.

Содержание

Введение3
Глава I. История православной иконы9
Глава II. Становление иконописи Великого Новгорода18
Глава III. Особенности новгородской иконописи24
Заключение39
Библиография41

Вложенные файлы: 1 файл

Иконопись ВЕл. Новгородаd.docx

— 84.46 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального образования

Брянского государственного университета

им. академика И.Г. Петровского

 

Факультет истории и международных отношений

 

Кафедра отечественной истории

 

Курсовая работа на тему:

 

Иконопись Великого Новгорода  в XI-XIII вв.

 

Выполнила:

Студентка 2 курса,

Специальности

 «история классическая»

Сафонова М.

 

Научный

руководитель:

ст.пр. Кандауров О.Г.

 

 

 

 

Брянск 2013

Содержание

Введение3

Глава I. История православной иконы9

Глава II. Становление иконописи Великого Новгорода18

Глава III. Особенности новгородской иконописи24

Заключение39

Библиография41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Древний Новгород XI – XIII веков, его  искусство, культура и история так  теперь далеки и непонятны для  нас, людей XXI века, протекают в таких  доисторических и даже сказочных  временах, что чтобы начать рассказывать об этом времени, нужно особенно настроиться  на восприятие прошлого, на понимание  мировоззрение и мироощущение наших  предков – первых славян, живших на той исторической территории, на которой теперь живем мы.

Слава Великого Новгорода давно  ушла и теперь на месте когда-то процветающего  города, столицы вечевой республики, единственного города, свободного экономически и политически от Киева, находится  небольшой городок с 241 тысячей  человек населения, не являющийся даже центром области или опорным  торгово-промышленным пунктом. Теперь Новгород – город музей, и не смотря на значительные разрушения, нанесенные ему во время Второй Мировой войны, он продолжает оставаться замечательным музеем средневекового искусства под открытым небом.

В летописи Новгород впервые упоминается  под 859 годом, таким образом он является самым древним городом России. Но первые поселенцы появились тут  гораздо раньше. В древние времена  эти земли были заселены мирными  финно-угорскими племенами, которые  в VII – VIII веках были оттеснены на север двигавшимися с юга славянскими  народами, или ассимилировались с  ними. Арабские источники говорят  о существовании на территории нынешней Ленинградской области союза  северных славянских племен, называемой Славия. А в 862 году, по преданию, славяне этой земли призвали на управление собой и возникшим небольшим городом-крепостью иностранного князя Рюрика с дружиной, который и стал родоначальником царской династии Рюриковичей, управлявшей Россией в течение семи с половиной веков.

В XI веке, который выбран за нижнюю хронологическую границу, так как  наиболее ранние памятники новгородского  искусства относятся именно к  этому времени, Новгород уже представляет собой сложившийся город-крепость, ничем не отличающийся от других недавно возникших русских или европейских городов. Городом управляет князь с дружиной, после крещения Руси появляется институт священства. Собственно искусство в городе зарождается именно благодаря принятию христианства по византийскому обряду княжескими верхами, их поддержки в строительстве церквей и украшении произведениями живописи. И живопись на протяжении многих веков остается в основном церковной – фресковые росписи и иконопись. В XI – первой половине XII веков новгородское, родившееся на родной почве искусство еще не проявляет себя столь ярко, как официальное княжеское. Но постепенно красота византийского изобразительного канона принимается и переосмысливается русским человеком, и на основе церковного догмата и княжеского указа, под влиянием в основном византийского (а так же в некоторой степени европейского) искусства новгородские художники создают выдающиеся произведения иконописи.

Местный стиль стал развиваться  в Новгороде с середины XII века и сосуществовал с княжеским, сначала подпитываемый лишь народными  представлениями о красоте, к  концу XII века он стал самовыражением новгородцев, их особым видением мира, их отличием от всего княжеского, а значит и киевского. Еще в начале XII века боярство в Новгороде берет главную силу, что приводит к изгнанию в 30 – 40 годах того же века правящего князя и установлении вечевой республики.

Новгород всегда был соперником Киева, смог добиться экономической  и политической независимости от него, права самому поставлять князей на свой стол. Но соперничая, новгородские князья подражали киевским постройкам, киевскому укладу двора, киевскому  великолепию, так почти в одно время оба города обносятся каменными  стенами (Киев – 1037г., Новгород – 1044г.), в Новгороде строятся одноименные  киевским храмы (Святой Софии, Благовещения, Илии). После падения княжеского авторитета и власти в Новгороде, противопоставлять себя князю начали богатые купцы, бояре, а так же совершенно особое место занял в  городе владыка – архиепископ новгородский, выбиравшийся самими же горожанами из местного духовенства. Соответственно и иконописные мастерские из-под княжеского ведения переходят во владычное и боярское, но кроме того небольшие мастерские при храмах могли содержать и артели ремесленников и уличане какого-нибудь городского района. Богатый город мог себе позволить содержание многих мастерских и давал возможность процветать своему искусству.

Цель данной курсовой работы - выявить характер динамики развития иконописи Великого Новгорода и  определить ее типологические особенности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. исследовать особенности иконописи Великого Новгорода;
    2. выявить специфику иконописи Новгорода;
    3. проследить развитие новгородской иконописи в целостном контексте историко-культурных процессов.
    4. определить особенности православной иконы

Объектом исследования является формирование и развитие иконописи  Великого Новгород с XI по XIII век.

Предметом исследования - история  иконописи Великого Новгорода.

Серьезное изучение иконы в России началось сравнительно недавно –  в 20-х годах ХХ столетия, когда  указом советского правительства Церковь  была отделена от государства, и иконы  из храмов начали изыматься на законном основании - для реставрации и  исследований. Это событие является своеобразной вехой в истории  изучения иконописи, когда можно  говорить, что было до и что стало  после.

Первый интерес к древнерусскому искусству проявил Ф.И. Буслаев (1818-1897) – человек широкого кругозора, блестящий  филолог, в годы засилья официальной  академической доктрины он смог почувствовать  и оценить красоту самобытного  народного творчества в древнерусской  поэзии и искусстве. Но он мог работать только с памятниками XVI, XVII веков, так как остальные еще не были известны. Не было возможности также дифференцировать имеющиеся иконы по школам, так как часто было не известно, откуда происходит икона или это умалчивалось, в виду того, что Церковь могла потребовать возвращения икон (в монастыри и церкви, из которых их обычно тайно вывозили или случайно, временами скупали). Но чаще всего древние иконы были покрыты многими позднейшими записями и потемневшей от времени олифой, так что определить к какой школе относится та или иная икона было не возможно. Однако у старообрядцев существовало учение о «местных письмах» - новгородских, московских, суздальских, которое было, однако, не состоятельно и основывалось лишь на различных приемах охрения, прокладки фона и упиралось в недостаточность изобразительного материала.

На рубеже веков иконописью стали  интересоваться профессиональные писатели и художники – Н.С. Лесков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М. А. Врубель, что  способствовало пропаганде иконы в  кругах интеллигенции.

Попав под влияние Лескова, с 90-х  годов XIX века начинает собирать иконы  П.М. Третьяков (1832-1898), подбирая их только по интересному сюжету, в котором  он видел отражение народного  быта древней Руси.

В предреволюционное время среди  исследователей, занимавшихся изучением  иконы, господствовал иконографический метод, который основывается на изучении сюжета произведения и источников происхождения  этого сюжета. Наиболее плодотворно  он был использован в трудах ученых Н.П. Кондакова (1844-1925), Д.В. Айналова (1862-1939), Н.П. Лихачева (1862-1936). Позже изучением иконы заинтересовались художественные критики, которые рассматривали произведения древнерусской живописи прежде всего с эстетической стороны.

Провозглашенный тогда лозунг «искусство для искусства», наложил свой отпечаток  на эти работы; так, например П.П. Муратов (1881-1950), написавший интересную работу по этой теме, затронул лишь живописные достоинства икон, полностью обходя стороной их идеологическую и сюжетную основу. Своевременным можно назвать выход в свет брошюр Е.Н. Трубецкого (1863-1920) («Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи», «Россия в ее иконе»), пытавшегося не с исследовательской позиции, а избрав вольный жанр «этюда», дать обзор известной тогда русской иконописи, в основном ее поэтической и духовно-нравственных сторон.

К 40-м годам ученые ощутили необходимость  в создании большой обобщающей работы по древнерусскому искусству, так как  накопилось много новых фактов, а  так же требовалось заново пересмотреть уже существовавшие взгляды. Была выпущена большая «История русского искусства», в которой первые четыре тома были посвящены древнерусскому искусству. В главах, посвященных домонгольскому искусству, (написанных В.Н. Лазаревым под редакцией И.Э. Грабаря) дается развернутая и научно обоснованная характеристика данного периода, однако ряд вопросов и после выхода в свет этого многотомного труда, остается дискуссионным, например в датировках отдельных икон или отнесении памятников к той или иной школе, автору и др.

И теперь работа по изучению древних  новгородских памятников продолжатся  в основном в среде реставраторов, художников и искусствоведов, новые  материалы постоянно печатаются в различных журналах и сборниках  по искусству. Например, в сборнике статей «Русское искусство XI – XIII веков» появилась статья Н.В. Розановой, посвященная орнаменту на древнерусских иконах, в том числе и новгородских – «Успения» из Десятинного монастыря и «Устюжского Благовещения». Так же в сборнике статей, посвященных отдельно Новгороду, в 1983 году вышла в свет статья археолога В.Л. Янина «Открытие мастерской художника XII века в Новгороде», в которой появилось имя нового новгородского художника Олисея Гречина (о нем упоминали и другие исследователи, но еще не имея фактического материала, который дали раскопки в Новгороде, а опираясь только на летописи) и возможные работы Гречина – «Спас Нерукотворный – Поклонение кресту» и «Знамение – мц. Ульяна», так же автор статьи предполагает, что художник участвовал в росписи церкви Спаса на Нередице.

Работа по изучению новгородской древней  иконописи продолжается и сейчас, сопоставляются новые еще не учтенные прежде факты, открываются новые  иконы, появляются иные взгляды на влияние  иностранного искусства на древнюю  русскую живопись, но первоочередной задачей современного искусствоведения постоянно остается уточнение времени  возникновения давно известных  памятников, а так же классификация  новообретенных для истории искусства  икон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. История православной иконы

Действительно, для истории искусства  открытие церквей и правозаверенный вывоз из них икон в музеи для изучения и надлежащего хранения очень хороши, так как знакомят широкую общественность с произведениями древней живописи, позволяют нам самим узнать свою историю, а так же оценить древнерусское искусство, его красоту и место в мире, дает возможность изучать техники древней живописи, пополнять наши знания и много других положительных моментов. Но мы забываем, что из церквей вывозятся не просто утилитарные предметы или живопись служащая лишь для украшения стен, но иконы, которые в отличие от картин не могут обрести своей второй жизни в стенах музея, так как созданы для храма и определенного восприятия человеком, которое происходит только в храме.

Прежде всего, что же такое икона? На этот вопрос мы найдем множество разнообразных ответов в литературе духовного плана, а так же в светских изданиях по искусству, но нам следует подыскать самый приемлемый и полный, который осветил бы изучаемое понятие с искусствоведческой и церковной сторон.

Русь и древняя новгородская земля получила религию и искусство, связанное с ней, как образец  для подражания, достаточно развившееся и не требующее корректировок. Идея мироздания, модель храма и образа поклонения – иконы были привезены на Русь из Византии и укоренены на ее благодатной для развития всего духовного почве. Русскому человеку пришлось принять то, что веками создавал и измышлял другой народ, согласиться с тем видением Бога, которое ему предлагала другая цивилизация, согласился ли он с этим1.

Итак, Византия давала Руси через крещение нового еще неведомого Бога и Его  изображение – икону. Сама Византия выстрадала это право – изображать Божество антропоморфно, канонически  его закрепила и создала сложный язык иконографии, который, подобно тексту, мог читаться подготовленным человеком, в Византии читать икону могли все. Она стала своеобразным догматическим изложением веры посредством красок, помогала объяснять основы вероучения новообращенным и малограмотным, служила напоминанием верующему о существовании высшего бытия, к которому он должен был стремиться, избегая соблазнов суетного мира. Но главным назначением иконы было и остается общение верующего с Богом.

Информация о работе Иконопись Великого Новгорода в XI-XIII вв