Иконопись Великого Новгорода в XI-XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Слава Великого Новгорода давно ушла и теперь на месте когда-то процветающего города, столицы вечевой республики, единственного города, свободного экономически и политически от Киева, находится небольшой городок с 241 тысячей человек населения, не являющийся даже центром области или опорным торгово-промышленным пунктом. Теперь Новгород – город музей, и не смотря на значительные разрушения, нанесенные ему во время Второй Мировой войны, он продолжает оставаться замечательным музеем средневекового искусства под открытым небом.

Содержание

Введение3
Глава I. История православной иконы9
Глава II. Становление иконописи Великого Новгорода18
Глава III. Особенности новгородской иконописи24
Заключение39
Библиография41

Вложенные файлы: 1 файл

Иконопись ВЕл. Новгородаd.docx

— 84.46 Кб (Скачать файл)

О тех росписях иконного типа, которые  могли украшать в XI в. отдельные части  интерьера Софии Новгородской, хорошее  представление дает фреска Мартирьевской паперти, изображающая Константина и Елену.

И по технике выполнения, и по манере письма изображение Константина  и Елены не имеет ничего общего с остальными росписями Софии  Новгородской. Более того – ему  невозможно найти сколько-нибудь близкую  стилистическую аналогию среди памятников древнерусской монументальной живописи. Фреска выполнена непосредственно  на первоначальной розоватой обмазке, прикрывающей настолько тонким слоем стену, что наиболее резкие неровности каменной кладки остаются невыровненными.

В письме фигур и особенно лиц  Константина и Елены бросается  в глаза подчеркнуто плоская  трактовка формы. Художник пользуется, если можно так выразиться, чисто  графическим языком. Главным средством  художественного выражения становится в его руках линия. Ею он владеет  с бесподобным совершенством. Уверенной  рукой очерчивает он нос, губы, глаза, брови. Благодаря тому, что эти  линии проводятся по карнации совершенно ровного цвета, лицо оказывается лишенным моделировки. В его колористической гамме и в его манере письма есть поистине «акварельная» легкость, совсем непохожая на стиль фресок XII в12.

Имеются все основания полагать, что изображение Константина  и Елены было выполнено около  середины XI в., сразу же после завершения постройки. К сожалению, у нас  нет возможности обосновать эту  раннюю датировку с помощью аналогий стилистического порядка, так как  стиль интересующей нас росписи  уникален, и ей на сегодняшний день невозможно найти убедительных параллелей ни в Киеве, ни в Византии, ни на христианском Востоке, ни на романском Западе.

София Новгородская начала менять свой внутренний облик с 1109 г., когда приступили к росписи ее интерьера. На этот раз  работы велись не за счет князя, а на средства архиепископа Никиты, причем перед живописцами была поставлена задача – украсить фресками весь храм.

На Руси в XI–XII вв. существовало две  традиции в украшении храмов росписями. Одна, более строгая, восходила к  монументальной живописи Византии, другая, более свободная, сложилась уже  на русской почве.

Классическим памятником первой традиции является София Киевская.

Здесь мы видим Пантократора в окружении четырех архангелов в куполе, апостолов в барабане, евангелистов – на парусах, медальоны с полуфигурами севастийских мучеников на подпружных арках, Богоматерь Оранту, сцену «Евхаристии» и святительский чин в центральной апсиде, евангельские сцены на сводах и стенах. При этом евангельский рассказ берет свое начало в северном рукаве центрального креста, переходит затем в южный, а отсюда – в западный. Чтобы посетитель храма мог полностью ознакомиться с запечатленными кистью художников евангельскими эпизодами, он должен был совершить три круга в пределах центрального креста.

Каноничная система византийской церковной росписи начала быстро изменяться на Руси в результате более  свободного размещения сюжетов. Так  постепенно стала складываться вторая традиция, представленная росписями  собора Спасо-Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Нередицы и Снетогорского монастыря. В Ми-роже и в Старой Ладоге евангельский рассказ начинается не в северной ветви креста (как в Софии Киевской), а в южной. При этом изображения в верхней части стен, т. е. в люнетах, включаются в один ряд с изображенными на сводах. Тем самым уже нарушается та строгая последовательность рассказа, которая тщательно соблюдалась в Софии Киевской в пределах каждого отдельного регистра13.

Еще большая свобода в размещении композиций наблюдается в Нередице и Снетогорском монастыре, что свидетельствовало о нарастании «коврового» начала в росписи, которая сплошь покрывает стену от пола до замка свода.

Роспись Софии Новгородской примыкала  к византийско-киевской традиция. К  такому выводу склоняет и ранняя дата выполнения фресок (около 1109 г.), и схожие плановые решения, сближавшие Софию  Киевскую с Софией Новгородской, и  наличие для фресок центрального креста почти одинакового количества плоскостей и совпадение в обоих  храмах большинства из точно определяемых сюжетов.

Лучше всего в настоящее время  сохранились фрески барабана. Здесь  определяется «рука» трех мастеров. Несмотря на некоторые различия, стиль этих фресок отличается большой монолитностью. Славянские надписи говорят в  пользу того, что здесь работали местные художники. Однако они должны были пройти основательную византийскую выучку, иначе их искусство не отличалось бы такой зрелостью.

В целом роспись барабана выделяется своей исключительной монументальностью. Выполнявшие ее фрескисты превосходно учитывали особые свойства стенной живописи. Их художественный язык предельно лаконичен. Он рассчитан на восприятие фресок с большого расстояния.

Поэтому укрупнены все формы, обобщены все линии, отброшены все несущественные детали. Столь же лаконичны они  в подборе красок. В одеяниях доминирует белый цвет, искусно сочетаемый с  зелеными, синевато-стальными и фиолетовыми  красками. Реже встречается коричневато-красный  тон (плащ Даниила и разгранки) и желтый (плащ Иеремии). В сочетании с синими фонами, золотисто-охряными нимбами и яркими зелеными поземами все эти краски складываются в плотную и весомую колористическую гамму, рассчитанную на восприятие ее с далекого расстояния.

В рамках новгородской иконописи рубежа XI–XII вв. роспись барабана следует рассматривать как один из наиболее византинизирующих памятников. Они обнаруживают несомненное стилистическое сходство с росписью подцерковья Николо-Дворищенского собора (10–20-е годы XII в.) и миниатюрами Мстиславова Евангелия в Государственном Историческом музее, выполненными в Новгороде между 1103 и 1117 г. Эта мастерская должна была быть для Новгорода раннего XII в. главным рассадником византинизирующих форм и мотивов. Но нельзя забывать, что она не была в Новгороде единственной. Уже в 1125 г. собор Рождества Богородицы Антониева монастыря расписывают художники совсем иного направления, связанные в значительно большей степени с романскими, нежели с византийско-киевскими традициями. Художественная жизнь Новгорода была в первой половине XII в. весьма противоречивой и разнообразной, и лишь с середины этого столетия начал складываться в его живописи тот стиль, который несет на себе неприкрыто новгородскую печать14.

Интерес, проявляемый к памятникам монументальной живописи Новгорода, глубоко  закономерен. И вызван он не только высоким качеством большинства  росписей, но и тем, что ни в одном  другом старом русском городе не сохранилось  такого числа древнейших фресковых  ансамблей. О целых эпохах в истории  древнего русского искусства мы можем  судить, прежде всего, по росписям Новгорода. Если говорить о фресках XII века, то в одном Новгороде их сохранилось  больше, чем в таких городах, как  Киев, Чернигов, Полоцк, Владимир и Смоленск, вместе взятых. Что же касается XIV века, то, кроме новгородских памятников и уникальной росписи 1313 года в псковском  Снетогорском монастыре, мы не имеем других источников для суждения о русской монументальной живописи этого времени.

Являясь на протяжении XI–XII веков  вторым после Киева городом по величине, богатству и могуществу, Новгород уже к концу XII века опережает  столицу Русской земли размахом храмового строительства. Из трехсот  двадцати трех церквей, возведенных  за период с Х века по 1240 год в  пятидесяти двух русских городах, сто  двадцать пять церквей были построены  в Новгороде. Такая интенсивная  строительная деятельность новгородцев  объясняется во многом тем, что уже  на ранних этапах истории города инициатива в деле возведения храмов переходит  из рук князя в руки епископа и  новгородского боярства. Не малое  значение здесь имел и своеобразный полицентризм Новгорода, представляющего  собой союз первоначально трех, а  затем пяти «концов» – районов  города. Традиции возведения «кончанских» и «уличанских», а также патро-нальных ремесленных – «сотенных» – храмов на общественные средства, устроение и украшение их как местной святыни, свобода личной инициативы в выборе и приглашении художников-иконописцев и фрескистов, естественно, способствовали развитию храмового строительства и связанной с каменными храмами монументальной живописи.

Этими же причинами можно объяснить  и разнообразие стилистических тенденций, нередко почти одновременно проявляющихся  в стенных росписях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Особенности новгородской иконописи

По византийскому образцу в  Новгороде строились храмы крестово-купольной  системы, самой величественной княжеской  постройкой стал храм Святой Софии, возведенной  между 1045 и 1050 годами во времена княжения Владимира, сына Ярослава Мудрого. Из этого  собора происходит самый ранний среди  дошедших до нас памятников - икона  «Апостолы Петр и Павел», исследователи датируют ее XI веком, и создана она была, возможно, специально для собора. Икона имеет большой размер (236Х147), именно это обстоятельство заставляет ее относить к настолпным или настенным образам и отличать от византийской станковой живописи, которая была меньших размеров. В древнерусских храмах еще не было высоких иконостасов, которые имеют место в XV веке, в XI – XII веках на Руси существовал византийский тип иконостаса - алтарной преграды, на архитраве которой устанавливали небольшую иконную композицию – деисус. Большие иконы, еще не участвовали в создании алтарной композиции, их расставляли вдоль стен или укрепляли на столпах храма15.

Святая София долго стояла не расписанной фресками (по свидетельству  Третьей Новгородской летописи до 1108 года), поэтому иконы были главным  украшением храма. Но судить о ранней новгородской живописи очень сложно, во-первых по малому количеству оставшихся памятников, во-вторых по их плохой сохранности. На иконе «Петр и Павел» от первоначальной живописи уцелели только небольшие  фрагменты одежды апостолов, и то, вероятно, благодаря тому, что икона  находилась под окладом с первой половины XII века.

Замечательной княжеской постройкой был Юрьев монастырь, заложенный еще Ярославом Мудрым в 1030 году в  трех километрах южнее Новгорода. Здесь  в 1119 году при князе Всеволоде  Мстиславовиче началась постройка  главного храма – собора в честь  св. Георгия, небесного покровителя князя Всеволода, крещенного с именем Георгий. Из этого собора происходят три хорошо сохранившиеся большие иконы XII века: две с изображением св. Георгия, и «Благовещение», называемое Устюжским.

Наиболее ранняя икона св. Георгия в рост (30-40-е года XII века) дошла до нас в плохой сохранности и большей частью утраты в ней восполнены, а некоторые части переписаны в XIV веке, от XII века сохранились контуры фигуры, волосы, нимб, панцирь, щит и другие части фрагментарно. Святой Георгий представлен в красном плаще, как мученик, но в руках он держит не крест, а копье и меч и общая его поза соответствует византийскому типу воина, а не мученика. Следует обратить внимание, что оба Георгия держат в руках меч, который является не просто атрибутикой, как например щит за спиной Георгия (в рост), но он нарочито демонстрируется, как символ власти, в данном случае княжеской, так как икона несомненно делалась по заказу князя16.

Вторая икона, так же св. Георгия датируется приблизительно 1170 годом, так как написана она была, видимо, по заказу младшего сына Андрея Боголюбского – князя Георгия Андреевича. Он был приглашен новгородцами на княжение и вскоре в 1174 году ими же был из Новгорода изгнан, поэтому, если князь действительно был заказчиком иконы, ее следует датировать 70-ми годами XII века, но не позже 1174. Икона достаточно хорошо сохранилась, кроме некоторых утрат на лице и фоне, поза святого и живопись находит аналогии в византийском искусстве. Впрочем следует отметить подражательный киевско-греческий характер ранних новгородских икон, эти грекофильские настроения поддерживались князьями и продолжали существовать достаточно долго. Но и христианство вживалось и распространялось в Новгороде сначала только благодаря князьям, народ продолжал покланяться своим богам и особенно была распространена вера в кудесников и волхвов. Образ мученика за Христа долгое время оставался не понятным, видимо, и самим князьям, от того возникает этот царственный облик воина в прекрасных киноварно-красных одеждах. Здесь красный цвет, имеющий различное символическое значение, может быть осмыслен не только как цвет мученичества за Христа, но скорее как цвет власти и высокого происхождения изображенного. Князь, уважая красоту византийского искусства и понимая ее, видит в строительстве церквей и украшении их иконами, прежде всего, проявление своей политической, военной и экономической мощи, ему приходится показывать мятежным новгородцам, кто в Новгороде хозяин. И изображение княжеского покровителя должно было быть понятным как князю, так и народу – это воин, олицетворение княжеской мощи17.

Очень интересной с иконографической точки зрения является икона «Устюжское Благовещение», происходящая из Георгиевского собора, но в XVI веке вывезенная оттуда по приказу Ивана Грозного. Здесь к обычной иконографии Благовещения, сложившейся на протяжении веков и известной еще в античное время, прибавляется сюжет с изображением догмы о Непорочном зачатии и Ветхого Денми. Источников о событии Благовещения есть три, и все они использовались художниками на протяжении веков: первый в каноническом Евангелии от Луки, второй – Протоевангелие Иакова, третий – Евангелие Псевдо-Матфея. В каноническом Евангелии не рассказывается, чем была занята Мария, когда к ней пришел ангел с благовестием, но для художников этот предметный ассоциативный мир был очень важен, поэтому они часто обращались к неканоническим текстам. Наиболее распространенным типом Благовещения стало изображение Марии с пряжей в руках, как Богородица была описана в Протоевангелии Иакова. Какое-то занятие, отрыв от него, переключение внимания на другое, удивление – здесь для художника много возможностей проявить свое мастерство. И в рассматриваемой иконе Мария предстает перед зрителем задумчиво внимающей словам архангела, рука с пряжей опущена в низ, а другая поднята на уровне груди и будто бы что-то или кого-то охраняет. Сначала, если рассматривать эту большую (229Х144) икону издалека, не видно, что на малиновом мафории Марии изображен Младенец, которого она уже приняла в свое лоно и слова согласия: «се раба Господня, да будет Мне по слову твоему» уже произнесены. Так словно разворачивается несколько действий, происходящих в одной иконной плоскости: действие, которое воспринимается на расстоянии – благовестие архангела Гавриила Марии, ее согласие стать матерью Спасителя и раскрытие тайны этого действия, проникновение в его сокровенность, когда мы приближаемся к иконе. Но если мы обратим внимание на то, как стоят персонажи, то увидим, что Гавриил только лишь легко касается ногами воображаемой земли, в иконе нет позема, он только что влетел сюда или опустился сверху. Быстрота действия сочетается с монументальностью фигур, их тщательной пропиской, так что сложно будет представить улетающего ангела, тем более что в XVI веке левкас под фоном иконы был заменен, фигуры приняли более изящные пропорции, головы стали меньше и возможно тогда же ангелу были приписаны крылья. Но первоначально, возможно, увидели бы очень взвешенную композицию двух фигур, объединенных общим действием, красивых по силуэту и насыщенных густым теплым цветом. Одежды ангела более разбелены и словно растворяются в сияющем золотом фоне, так что ангел представляется появляющимся из эфира, этот эффект призван подчеркнуть его небесную природу. Одежды Марии намеренно более темного земного тона, малиновый и глубокого тона синий цвета – оттенки пурпура, подчеркивают необычное положение Марии среди всех прочих женщин земли. В красном Церковь повелела изображать Богородицу в знак особого почитания, сочетание красного и синего, где красный покрывает синий (в одеждах Спасителя наоборот) означает соединение земного и небесного, воплощения от земной – Небесного, а так же это символ сочетания девства и материнства18.

Информация о работе Иконопись Великого Новгорода в XI-XIII вв