Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:41, курсовая работа
Ислам стал объектом пристального внимания большого числа учёных разных специальностей: философов, религиоведов, историков, социологов, политологов, психологов, юристов и других исследователей, порождая споры, дискуссии, зачастую полярные мнения о его отдельных проявлениях и элементах, либо о нём в целом. В этой связи все больше осознается необходимость повседневной интерпретации образа существенно иной по сравнению с христианством культуры. Для Башкортостана - это образ мусульманской культуры.
Введение……………………………………………………………………. 3 - 4
Глава 1. Ислам в Республике Башкортостан……………………………..5
1.1. Распространение ислама в Республике Башкортостан……………5 - 10
1.2. Ислам как духовное явление в культуре народов Республики Башкортостан………………………………………………………...11 - 16
Глава 2. Особенности ислама в материальной и духовной культуре народов Башкортостана……………………………………………………..17
2.1. Отражение ислама в материальной культуре народов Республики Башкортостан………………………………………………………………17 -27
2.2. Влияние ислама на развитие духовной культуры народов Республики Башкортостан………………………………………………………………28 - 34
Заключение………………………………………………………………….35 - 36
Список литературы…………………………………………………………….37
1.2. Ислам как духовное явление в культуре народов Республики Башкортостан
Ислам как духовное явление
возник в начале VII в. в результате
процессов этнической и культурной
консолидации и интеграции Аравии.
Ислам стал особой системой догматов
и ритуалов, он способствовал формированию
у мусульман ощущения своей духовной
исключительности. Культ ислама опирается
на пять столпов веры. К ним относятся:
исповедание единобожия и признание
пророческой миссии Мухаммеда, молитва,
пост, налог в пользу бедных, паломничество.
В раннем исламе утверждалась неразделимость
духовной и светской властей в
руках главы мусульманской
Главной особенностью исламской духовной культуры отличающей ее от всех других, является нераздельность в ней религиозного и светского начал. В отличие от христианства, в исламе человек не может утверждаться как безусловная ценность, ибо безусловное принадлежит Богу. В то же время правом высказать свое мнение по вопросам религии всегда обладал любой мусульманин - лишь бы оно не противоречило Корану и сунне (сборник нравственных норм и правил поведения). Уход людей в многобожие, язычество, грех исламские мыслители объясняют "материальностью", без духовностью человека или соблазнами сатаны (шайтана), что в конечном итоге приводит общество к моральному упадку. Такое положение может быть исправлено либо карой божьей, либо приходом божьего посланника - пророка, несущего людям истинное Слово Божье. Одной из ключевых идей ислама является представление о постоянном отходе человечества от истинного пути, его углубляющемся духовном кризисе. Для мусульманина "прогресс" есть движение не к лучшему, а к худшему, ибо общество все больше погружается в грехи, что означает близость его духовного падения, которое неминуемо повлечет за собой благодатное божественное вмешательство.
Другой характерной
К особенностям исламской
духовной культуры можно отнеси религию,
сунна. Знание основ мусульманской
религии весьма различно у различных
слоев населения и в разных
странах традиционного
Кратчайшее изложение главного догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: "Он - Аллах единственный, Аллах могучий. Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда". По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль - китаб, то есть"люди Писания". Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Моисей (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была, как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь [3, 84].
Эти основы религии знает
всякий мусульманин, и образованный
и неграмотный. Почти всякий знает
и "пять столпов" ислама, пять главных
обязанностей верующего. Первый из них
- молитва (салят). Молитва мусульман
состоит из ряда поклонов, сопровождаемых
произнесением различных
Мечеть (масджид) - и место моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедей и диспутов. Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципе посвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кроме больных, путешествующих, является пост в месяц рамадан; кроме того, существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.
Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в рамадан.
Четвертой обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность), является хадж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое здание, в юго-западный угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.
Паломничество совершается
в месяце зульхиджа, который, как
рамадан, является месяцем лунного
календаря и потому приходится на
разное время года. Паломники, надев
специальные белые одежды, и пройдя
церемонию ритуального
Хадж завершается праздником ид альадха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру. Люди, совершившие хадж, носят почетное прозвище хадж или хаджи и пользуются уважением родных в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина является закят - обязательный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.
Иногда к "столпам ислама"
причисляют джихад. Слово это означает
полную отдачу мусульманином своих
сил, возможностей, времени и, если надо,
жизни для торжества своей
религии. В большинстве случаев
в средние века это сводилось
к участию в вооруженной борьбе
с "неверными", а значение термина
- соответственно к понятию "священная
война", и такое его понимание
стало традиционным для европейцев.
На самом деле понятие джихад значительно
шире, и именно в таком широком
значении оно употребляется сейчас
в мусульманском мире, в частности
резолюциях и постановлениях различных
общемусульманских
Почти каждый мусульманин
знает хотя бы несколько фраз из
священной книги ислама - Корана,
хотя многие значения этих фраз не понимают.
Коран произносился и записан
по-арабски. В ритуальных целях он
используется в арабском оригинале.
Для мусульман Коран - прямая речь
Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а
через него ко всем людям. В проповедях
Корана и простые мусульмане, и
богословы ищут ответы на вопросы
частной жизни и жизни
Ислам является очень широкой
по охвату системой социального регулирования.
Почти все стороны жизни
Мужчина становится мусульманином
после того, как над ним в
раннем возрасте совершается обряд
обрезания. Заключение брака совершается
в присутствии духовных лиц, ими
фиксируется и закрепляется чтением
священных текстов Корана. Развод
для мужчины мусульманина относительно
прост, для женщины осложнен, но тоже
возможен. Ислам разрешает мужчине
иметь до четырех жен, если он в
состоянии их одинаково хорошо содержать.
В настоящее время на практике
многоженство встречается относительно
редко, а в некоторых мусульманских
странах оно несколько
Мужчины - мусульмане должны
ходить с покрытой головой. Для этого
служат разные шапочки типа тюбетейки,
а также различные виды чалмы
- шарфа, особо повязанного вокруг
головы. Женщины должны закрывать
лицо и тело от взглядов посторонних
мужчин. Традиционная одежда мусульман
широкая и удобная для носки
в тех странах, в основном южных,
где живет большинство
Несмотря на обилие в исламе
различных течений, главными из которых
являются суннизм и шиизм, среди
всех мусульман существует довольно
стойкое представление о
Глава 2. Специфика ислама в материальной и духовной культуре народов Башкортостана
2.1. Отражение ислама
в материальной культуре
В окончательном утверждении ислама в Республике Башкортостан роль своеобразного центра сыграли города Золотой Орды в Среднем Поволжье. Эпоха Золотой Орды оставила яркий отпечаток в материальной культуре народов республики. Этот след особенно хорошо заметен в широком распространении у народов предметов одинаковых форм - одежды, ювелирных украшениях, бытовой утвари, жилища и поселения и вкусовых предпочтениях.
Наиболее ярко после принятие ислама в Республике Башкортостан изменился стиль в одежде стали использовать орнамент. Орнамент – одна из форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент означает «украшение», «узор».
Первоначальные изображения были бесхитростны: линии, проведенные веточкой или осколком ракушки по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, оружие и доспехи, сбруя коня.
Для орнамента, который использовали
народы Республики Башкортостан характерны
как геометрические, так и криволинейно-
Принятие и распространение
ислама привело к разрушению единой
системы языческих
По мере развития материальной культуры искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров – ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Орнамент почти всегда многоцветен, в нем преобладают теплые цвета: красный, зеленый, желтый. Реже применяются синий, голубой и лиловый цвета.