Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Ислам стал объектом пристального внимания большого числа учёных разных специальностей: философов, религиоведов, историков, социологов, политологов, психологов, юристов и других исследователей, порождая споры, дискуссии, зачастую полярные мнения о его отдельных проявлениях и элементах, либо о нём в целом. В этой связи все больше осознается необходимость повседневной интерпретации образа существенно иной по сравнению с христианством культуры. Для Башкортостана - это образ мусульманской культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3 - 4
Глава 1. Ислам в Республике Башкортостан……………………………..5
1.1. Распространение ислама в Республике Башкортостан……………5 - 10
1.2. Ислам как духовное явление в культуре народов Республики Башкортостан………………………………………………………...11 - 16
Глава 2. Особенности ислама в материальной и духовной культуре народов Башкортостана……………………………………………………..17
2.1. Отражение ислама в материальной культуре народов Республики Башкортостан………………………………………………………………17 -27
2.2. Влияние ислама на развитие духовной культуры народов Республики Башкортостан………………………………………………………………28 - 34
Заключение………………………………………………………………….35 - 36
Список литературы…………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

ислам.docx

— 77.76 Кб (Скачать файл)

Технические приемы орнаментации, цветовая гамма, терминология узоров зачастую являются концентрированным выражением истории народа: происхождения и  этапов его этнической истории, древних  и современных культурных взаимодействий с соседними народами.

Материальная культура –  это совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную  технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества.

Материальная  культура подразделяется на производственно-технологическую  культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека.

Следует заметить, что под  материальной культурой понимается не столько создание предметного  мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого  существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных  человеческих потребностей, позволяющих  людям адаптироваться к биологическим  и социальным условиям жизни. После принятия ислама в Башкортостане материальная культура народа во многом изменилась [7,43].

К материальной культуре народов  Республики Башкортостан можно отнести  жилища и поселения, бытовая утварь, пища, одежда, ювелирные украшения (на примере башкир).

Основным типом жилища башкир – кочевников балы переносная войлочная юрта (тирмə). Внешне она  напоминает полусферическую фигуру, покрытую войлоком. Стены юрты высотой  около 170-180 см составлялись из слегка изогнутых  деревянных планок. Щиты скреплялись  между собой волосяными веревками  и  образовывали замкнутый круг. Каркас крыши состоял из жердочек, насажанных верхними концами в купольный  круг и соединенных внизу с  выступающими концами решеток стен, которые по верхнему краю стягивались  узким полотнищем, сотканным в  ковровой или паласной технике. Стены  и крыши юры покрывались войлоком. Наверху оставлялось отверстие, служащее одновременно в качестве окна и дымохода. Юрта имела двухстворчатые дощатые двери, иногда закрывалась  циновкой или войлоком. Диаметр средней  юрты составлял 5- 6 метров. Благодаря  высоким теплоизоляционным  свойствам  войлока, юрта одинаково надежно  защищала и от холода, и от летней жары. Для обогрева и приготовления  пищи в непогоду и зимнее время  в середине юрты разводили очаг, над которым подвешивали котел. Состоятельные семьи имели по 2 и более юрт. В почетной, или гостевой, юрте (аҡтирмə), крытой белым войлоками, жил глава семьи или кочевой группы с женой, в хозяйственной (черной) – молодые члены семьи, дети и работники. Здесь же хранились разного рода припасы, утварь. В гостевой юрте стены завешивали паласами, вышивками, одеждой, земляной пол устилали кошмами и коврами. В ней справой стороны от входа занавесом отделяли хозяйственную или женскую половину, откуда подавались кушанья и напитки во время трапезы.

Другим типом жилища был  бревенчатый срубный дом. В северной части Башкирии, в лесных и горных районах, особенно там, где продолжали жить ассимилированные башкирами племена  местного происхождения, бревенчатый  дом являлся преобладающим. Срубные  постройки постепенно, по мере перехода к полуоседлости, появились и  у кочевников, которые ставили  их на зимниках, а кое-где, в первую очередь в долинах горных рек, также и на местах летних кочевий. Бревенчатая башкирская изба в начальных  порах во многом повторяла, особенно в интерьере, обстановку войлочной  юрты. В ней сооружали большие  нары, чего не было в юрте, но убранство  нар было таким же, как и почетной половины юрты: их сплошь застилали  кошмами и паласами, на одном конце  на особых подставках складывали горкой постельные принадлежности, узорные  войлоки и паласы и перетягивали узорной лентой. Печи еще не было, ее заменял своеобразный глинобитный  камин (сыуал) с жердевым каркасом и прямым дымоходом. На большие окна натягивали брюшину (ҡарындыҡ), бычий пузырь (ҡыуыҡ), через который едва проникал солнечный свет. В степной части башкиры строили глинобитные и, реже, пластовые (из дерна) дома. В качестве подсобного помещения, где готовили пищу и хранили продукты, сооружали асалык из луба, тына или плетня. На летовках такие постройки для многих являлись основным жилищем.

Довольно широко был распространен  конусообразный шалаш, составленный из прислоненных друг к другу толстенных жердей. На кратковременных стоянках, особенно во время больших сборищ и празднеств, делали двускатные шалаши и наклонные заслоны (сыт).

Таким образом, жилые помещения  башкир были разнообразны. В этом сказалось  разнообразие природных условий  края и то обстоятельство, что в  процессе сложения башкирского этноса в его состав вошли различные  этнические образования (племена, группы племен), каждое со своими культурными  навыками и традициями. Скот находился  в основном под открытым небом, на летних и зимних пастбищах. Для той  части скота, который необходимо было иметь при жилище, делались жердевые загоны и сараи. Новорожденный  молодняк содержали в жилом доме, пока не окрепнут.

Формы поселений всецело  зависели от структуры социальной организации  и хозяйственно – бытового уклада. Башкирские аулы представляли, как  правило, поселения кочевых групп, которые состояли из родственных  семей, объединенных вокруг одного состоятельного хозяина и зависимых от него экономически. Кочевая группа включала также выходцев из других родов, оказавшихся в той  или иной форме зависимости от главы группы. Поэтому население  аула (кочевая группа) и родовое  подразделение не были тождественны. 

В условиях кочевой жизни  каждый аул имел несколько мест поселений. Зимние поселения отличались от  весенне-летних и осенних наличием более капитальных жилых построек и помещений для скота. В них  создавались также запасы продовольствия и корма. Надо сказать, поскольку  к зимникам сгонялся не весь скот, а  лишь рабочие лошади и маточное поголовье, часть населения проводила зиму при стадах и табунах на отдельных  пастбищах с непродуктивным скотом и молодняком. С переходом к  оседлости постоянные аулы, как правило, возникали на местах зимников. Это был естественный процесс, так как и прежде в зимниках проходил наиболее продолжительный период жизни населения в году, и они располагались в местах, удобных для жизни и хозяйственной деятельности аула.

В соответствии с укладом  хозяйства основу пищевого рациона  большей части башкир составляли мясные и молочные продукты. Удельный вес мяса в пищи был велик летом  и осенью. В этот период его потребляли в свежем виде, на лето – вялили и  коптили. Особым лакомством считались  казы – вяленые колбасы из конского жира и мяса. Из коровьего молока делали сливки и сметану, масло, различные виды творога, сыр, кислое молоко, простоквашу, айран. Корот, красный творог и топленое масло заготовляли впрок. Большую роль в жизни башкир играл целебный напиток из кобыльего молока – кумыс, который тоже заготовляли на зиму путем замораживания. Традиционным праздничным блюдом башкир являлось мясное кушанье с бульоном бишбармак.

У башкир сложилось и земледельческая  кухня.  Видимо, к глубокой старине  восходит традиция потреблять зерна  в цельно - каленом виде (ҡурмас). К древнейшим блюдам относится күжə - род супа из целых зерен ячменя, полбы или пшеницы. Каленые зерна дробили в ступах или размалывали в каменных жерновах, получалась мукообразная масса талҡан, который брали с собой в дальний путь и ели, размешивая водой или молоком. Каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы являлись гостевым блюдом. Для торжественных случаев особое кушанье из муки на сметане (саламай, əүмəлə). Хлеб пекли из пресного теста, обычно в виде лепешек в золе. О древности использования злаков в пищу говорит широкое распространение в прошлом напитка буза, приготовляемого из проросших зерен. Однако удельный вес пищевых блюд из злаков, из-за незначительных масштабов земледелия, был невелик.В пищевой рацион башкир входили продукты охоты. Они потребляли мясо многих обитающих в крае диких животных и зверей, птиц, а также рыбу. 

Довольно рано проник в  Башкирию чай. В процессы торговли и  обмена с южными краями привозили, правда, в небольших количествах, сладости и фрукты.

Значительно место среди  сладких блюд занимал мед. Как  и топленое масло, мед применялся для консервирования ягод и плодов.  Башкиры собирали клубнику, смородину, землянику, черемуху, вишню, костику, бруснику, клюкву и другие ягоды, часть из них сушили, другую консервировали в масле меде, а из клубники, земляники и смородины делали пастилу (ҡаҡ).

Весной башкиры пили березовый  сок. Было принято снимать камбий – мякоть вновь образовавшийся древесины  – у березы, осины и некоторых  других деревьев. Из трав в пищу шли  дикий лук, чеснок, особой популярностью  пользовалась луковица сараны, которую  заготовляли также в прок. Листья клубники, вишни, душицы использовали вместо чая. Потребление диких плодов, ягод, трав и различных кореньев особенно возрастало в голодные годы. В такие годы использовали также  кору различных деревьев,  желуди.

Условия кочевой жизни  требовали и удобную для перевозки  утварь. Наиболее подходящим для изготовления сосудов и посуды материалом башкиры  считали шкуры скота. Как и  другие кочевники, они умели снимать  шкуру животных без разрезов линии  ног и живота. Из такой шкуры  делали большие сосуды для хранения запасов кумыса и кислого молока. Из кожи задних ног лошади изготовляли  большие бутылеобразные сосуды (ботлоҡ, дөмбәй), из шкуры передних ног – меньшие бутылки (ҡуллыҡ, ҡуллас, муртай). Впрочем, ботлоҡ и муртай различались не столько по размерам, сколько по форме, а величина каждого вида сосуда зависела от возраста животного. Кожа головы лошади шла на изготовление сосуда в виде ведерка (башкүнәк) с расширяющимся днищем, употреблявшегося для дойки кобылиц. Из кожи шеи делали низкую кадушку (көрәгә) для подачи гостям кумыса и бузы. Кожаные сосуды, благодаря прочности и легкости, были удобны для перевозки жидких продуктов вьюнком на лошадях.

Распространение ислама в  Республике Башкортостан наложило отпечаток  на всю материальную культуру. Отказ  от прежних богов и духов не произошел гладко и одновременно – они уходили постепенно. Процесс  смены духовных и нравственно-этических  приоритетов сопровождался некоторыми противоречиями, и все это отразилось в одежде. Религия в течение долгого времени проникала в сознание масс, одежда менялась в соответствии с новым мировоззрением людей, но старые традиции не могли уйти даже с поколениями людей, новые традиции возникали и накладывались на прежние.

Мировоззрение и мирочувствование ислама находит выражение в искусстве костюма. Так, в одежде отразились общие для всех народов черты – традиционная основа, а также отличия, связанные с разными историческими судьбами народов Республики Башкортостан и их разными верованиями. В традиционной одежде выделяют семь комплексов: северо-западный, северо-восточный, юго-западный, юго-восточный, центральный, восточный и самаро-иргизский. Первый комплекс охватывал западный Ик, междуречье западного Ика и Агидели, Агидели и Уфы, смежные с Башкортостаном районы современного Татарстана и Пермской области. Он имел много общего с северо-восточным комплексом, распространенным на северо-востоке Башкортостана и соседних с ним районах Челябинской и Свердловской областей.

Для центрального комплекса  таковым была ката с войлочными голенищами, для юго-восточного – кашмау, оригинальный головной убор, покрытый серебром. Нательное  белье, рубахи, штаны вплоть до первых десятилетий ХХ в. продолжали изготовляться  из домашнего полотна, сырьем для которого служили крапива, конопля, реже лен. Ситец, сатин, атлас и кашемир привозились из средней полосы России, а более дорогие шелк и бархат попадали на Южный Урал с Востока. Эти ткани в основном использовались при изготовлении верхней одежды. По мере расширения торговли народов Южного Урала с Востоком и Западом домотканые холсты заменяются частично или целиком фабричными.

Одежда женщин у всех народов  отличается богатством декоративной отделки. Основу женского костюма народов  Республики Башкортостан составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале ХХ столетия. Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции Башкирского краеведческого музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым узором и вышивкой. Они имеют боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком. Подол и рукава окаймляли красные полосы браного узора, а красный сатин воротника был расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад. Туникообразный покрой одежды – самый распространенный у народов края.

Мужской костюм менее разнообразен. Это туникообразная рубаха, неширокие  штаны, поверх которых надевали камзолы и легкие халаты. Например, башкирская мужская рубаха на юге Урала не имеет воротника, по разрезу, расположенному по косой от шейного выреза, скрепляется шнурком и представляет собой наиболее распространенный тип тюркской рубахи. В северной части края покрой предусматривает отложной воротник и разрез по переду. Верхней демисезонной одеждой служили суконные чекмени, расклешенные кафтаны (кэзэки) с глухой застежкой и стоячим воротником. Чекмени и обычно темного цвета халаты отделывались позументом, но гораздо сдержаннее, чем у женщин. Малообеспеченные семьи изготовляли для своих мужчин халаты из домотканых тканей. Зимой одевали овчинные шубы и тулупы (билле тун, тире тун).

Мужские головные уборы представляли собой различные виды тюбетеек. Пожилые  мужчины носили темные тюбетейки, изготовленные  обычно из бархата, молодежь – расшитые. Поверх тюбетейки одевалась либо круглая высокая шапка из дорогого меха (бурек), либо войлочная шляпа (тире кэпэс). Зимой предпочитали надевать малахай (колаксын) – меховую трехлопастную шапку, закрывающую шею.

Информация о работе Ислам