Использование дидактических игр, специальных лексических упражнений для формирования грамматического строя речи детей дошкольного возр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 10:04, курсовая работа

Краткое описание

Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначение свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающих действительности. Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомится с доступными его пониманию общественными явлениями. С трудовой деятельностью человека.
Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом еще до его появления на свет, и это не безразлично для будущего психического благополучия малыша. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. К трем месяцам при появлении матери, восприятие ее голоса ребенок радостно возбуждается: начинает улыбаться, перебивать ножками, гулить.

Содержание

Введение....................................................................................
1 .Грамматический строй родового языка, значение его для усвоения речевого
развития детей.............................................................................
2. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.................................................................................
а) основные задачи развития речи дошкольников................................
3.Развитие речи в разных возрастных группах (формирование грамматического строя речи)........................................................
4. Методика формирования способов словообразования.....................

Вложенные файлы: 1 файл

использование дидактических игр, для формирования грамматического стороя речи дошкольников.docx

— 41.15 Кб (Скачать файл)

План

Введение....................................................................................3-5

1 .Грамматический строй родового языка, значение его для усвоения речевого

развития детей.............................................................................6-8

2. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.................................................................................8

а) основные задачи развития речи дошкольников................................9-13

3.Развитие    речи    в    разных    возрастных    группах    (формирование грамматического строя речи)........................................................13-18

4. Методика формирования способов словообразования.....................18-22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначение свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающих действительности. Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомится с доступными его пониманию общественными явлениями. С трудовой деятельностью человека.

Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом еще до его появления на свет, и это не безразлично для будущего психического благополучия малыша. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. К трем месяцам при появлении матери, восприятие ее голоса ребенок радостно возбуждается: начинает улыбаться, перебивать ножками, гулить. Это состояние пеихологи

образно назвали «комплексом оживления».

 К   6-ти   месяцам  под  влиянием   общения  со  взрослым     у  ребенка

формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонетический слух (различие звуков речи). Малыш учится координировать слух и собственное произнесение звуков, подстраивать произнесение звуков к тому, что он слышит от взрослого: ааа-гууу, ба-ба-ба, да-да-да.

В лепете возникают комплексы звуков, похожие на слова; мама, папа, баба, деда, биби. Но это еще не слова. Слово должно что-то обозначать, должно быть наполнено смыслом. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека.

К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные, специально созданные взрослыми для облегчения общения с малышом слова: ляля, биби, коко. На протяжение всего дошкольного детства он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи. Большое значение имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звуковой стороной слова: его звуковым и слоговым составом, ударением.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие речи:

>

он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом - его смысловой и фонетической, или звуковой, стороной последовательности, имеет слоги ( один из них ударный), особенно трудно для них звуковое различие слова на слух. Вслушиваясь в звуки речи, самостоятельно произнося их и интересуясь ими, ребенок еще не осознает звуковой состав слов, преднамеренно не задумывается над звуковым строения слова.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте.

Ребенка с колыбели учат реагировать на интонацию слова, на ритм, звучание слов.

Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, наслаждаясь их звучанием, ребенок производит большую мысленную работу над звуковой стороной слова.

Ознакомление со звуковой стороной слова и формирующееся в результате его умение «слышать» в слове отдельные звуки, ударение, вычленять слоги помогает осваивать правильное звукопроизношегше, произвольно управлять артикуляционным аппаратом.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоте, письменной речи.»От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только

усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматики и связной с ней орфографии» - подчеркивал Д.Б. Эльконин.

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется

особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности.

>

Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка( фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической, и монологической).

Обучение разным сторонам родного языка взаимосвязано и оказывает взаимное влияние. Ребенок знакомится не просто со звуками слова, но и с «работой» звука в лексике, морфологии, словообразовании. При такой организации обучения возникает эффект саморазвития, когда ребенок начинает самостоятельно, помимо взрослого, экспериментировать, ориентироваться в сфере языка и речи, играть со словом, со звуками. В результате он постигает больше того, что получил непосредственно на занятии. Это своеобразный эффект последствия, к которому и должно стремиться развивающее обучение.

1.Грамматический строй родового языка, значение его дли усвоения речевого развития детей.

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах.

Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти системы можно называть подсистемами грамматического строя языка или разными его уровнями. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис -словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование - образование слова на базе другого однократного слова, которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Грамматический строй - продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколения и бывают иногда трудно объяснимыми.

Грамматика - результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но являются отражением действительности и основываются на конкретных фактах.

Каждое грамматическое явление всегда имеет две стороны: внутреннюю, грамматическое значение, то, что выражено, внешнюю грамматический способ выражения, то, чем выражено.

Следует различать грамматические и лексические значения. Лексическое значение слова дает представление о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии. Грамматическое значение либо выражает отношения, существующее между словами,г либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям.

Каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент имеют определенное значение.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи.

Овладение   грамматически   правильной   речью   оказывает   влияние   на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее

^

развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Основой для освоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформленна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя.

Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

2. Задачи и содержание работы по оформлению грамматической стороны речи у детей

Задачи можно рассматривать в трех направлениях:

1. помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка(изменение по родам, числам, лицам, временам).

2. Помочь детям в овладение синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

3, Сообщить   знания   о   некоторых   нормах   образования   норм   слов-

словообразования.

Объем    грамматических    навыков    обобщенно    можно    представить следующим образом:

13  морфологии; морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы.

2а.Основные задачи развития речи дошкольников. Основные задачи развития речи- воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются на протяжение всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой их перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно. Здесь рассмотрение основных задач развития речи у дошкольников начинается с развития связной речи, т.к. эта задача аккумулирована в себе все стороны речи - фонетическую, лексическую, грамматическую.

Формирование грамматического строя речи.

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Он усложнится с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречия, числительных.

Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей животных, отвлеченные понятия. Они имеют род, число и падеж, различают по родам и изменяются в числе и падеже. Необходимо учить

•ч

детей правильно употреблять падежные формы, среди которых самой

трудной является родительный падеж множительного числа (сливы-слив,

апельсины-апельсинов, карандаш и-карандашей)

В предложении существительное - одно из важнейших компонентов. Оно

согласуется с прилагательными в роде, числе., падеже и координируется с

глаголом.   Детям  надо  показать  разнообразные  способы  согласования

существительного с прилагательными и глаголами.

Глагол   -   обозначает   действие   или   состояние   предмета.   Глаголы

различаются   по виду (совершенные и несовершенные), изменяются по

лицам, числам, времени, родам и наклонениям.

Дети  должны  правильно  применять  глаголы  в  форме   1,2,3-го лица

единственного   и   множественного   числа,   особенно   так   называемые

«трудные» глаголы (я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите,

они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять и категорию

рода    у глаголов прошедшего времени, соотнося действие и предмет

женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) и среднего (солнце

сияло) рода.

Изъявительное наклонение    глагола выражается в форме, настоящего,

прошедшего или будущего времени (он играет , играл, будет играть).

Детей   нужно   подвести   к   образованию   повелительного   наклонения

глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-то (леди, беги;

идем, бежим; пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного

наклонения - возможно и предполагаемого действия (играл бы, читал бы)

Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям

для построения разного типа предложений.

Имя   прилагательное   обозначает  признак  предмета   и   выражает  этот  признак в грамматических категориях рода, числа, падежа.

Детей нужно знакомить с согласованием существительного и прилагательного в роде, падеже, числе, с полным и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр-добрее, тихий-тише-совсем тихо). В процессе обучения дети овладевают умением правильно применять и другие части речи: местоимение, наречие, числительные, союзы, предлоги.

Словообразование - создание нового слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.(т.е. выводится из него по смыслу и форме), с помощью аффиксов; окончаний, суффиксов, приставок). Способы словообразования в русском языке многообразны; суффиксальный (учить-учителъ), префиксальный (писать-переписывать), смешанный ( застольный, разбежаться). Дети могут подобрать от исходного слова словообразовательное гнездо (снег-снежинки-снежный-снеговик-подснежник).

Информация о работе Использование дидактических игр, специальных лексических упражнений для формирования грамматического строя речи детей дошкольного возр