Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 10:04, курсовая работа
Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначение свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающих действительности. Необходимы знания, которые помогут ребенку ознакомится с доступными его пониманию общественными явлениями. С трудовой деятельностью человека.
Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом еще до его появления на свет, и это не безразлично для будущего психического благополучия малыша. Общение малыша с матерью не проходит бесследно. К трем месяцам при появлении матери, восприятие ее голоса ребенок радостно возбуждается: начинает улыбаться, перебивать ножками, гулить.
Введение....................................................................................
1 .Грамматический строй родового языка, значение его для усвоения речевого
развития детей.............................................................................
2. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.................................................................................
а) основные задачи развития речи дошкольников................................
3.Развитие речи в разных возрастных группах (формирование грамматического строя речи)........................................................
4. Методика формирования способов словообразования.....................
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал-поехал-выехал).
В обучение дошкольников необходимо включать такие упражнения, которые показывали бы изменение значения слова в зависимости от словообразовательных оттенков. Так в именах существительных слова получают оттенок увеличительное™, уменьшительности, ласкательности посредством суффиксов субъективной оценки. Дети должны объяснять смысл и различие слов : дом - домик - домище;
Береза - березка - березонька.
В различении смысловых оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение приставочных глаголов противоположного значения: бежал - перебежал - выбежал; играл -выиграл - проиграл. Выделение смысловых оттенков прилагательных,
образованных с помощью суффиксов, показывает детям, как изменится (дополнится) значение производящего слова: умный - умненький. -умнейший; худой - худущий; полный -полненький - полноватый. Синтаксис - это соединение слов в словосочетания и предложения разных типов; простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Необходимо обучать детей именно обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание при обучение детей правильному построению предложений необходимо уделять упражнениям, развивающим применение правильного порядка слов в предложение. У детей необходимо сформулировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца.
Таким образом, при оформление грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами ( словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и при построении высказывания любого типа (описания, повествования, рассуждения), а также понимать уместность применения предложений разных типов в разных контекстах.
З.Развитие речи в разных возрастных группах (формирование грамматического строя речи)
музыкальных инструментах детям показывают способ образования глаголов с помощью суффиксов (на барабане - барабанят, на дудочке - дудят). Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает?», «Кто больше назовет действий?», «Что делает учитель? Строитель?»
В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений - простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение, начатые взрослым. Дети строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу, используя разные средства связи.
Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения.
Средняя группа.
В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных ( нет шапки, брюк, варежек), правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов (добрый мальчик, голубое озеро).
Образованию форм глаголов в повелительном наклонении (Спой! Спляши' Попрыгай!) дети учатся в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям. Дети также упражняются в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, над, под, и т.д.) В среднем гр. Проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в ед. и мн. числе и в родительном падеже мн. Числа (утенок - утята - не стало утят). Упражняясь
в ооразовании названии предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаково ( сахар-сахарница, салфетка - салфетница, масло-масленка, соль-солонка).
Особое внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Дети учатся правильному образованию глаголов, звукоподражательных глаголов, отыменного образования глаголов.
Работа с глагольной лексикой помогает детям освоить элементарные правила синтаксиса. Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети учатся строить связные высказывания. Для этого проводится специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны... ?»). •
Старшая группа
Продолжается обучение старших дошкольников тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных, образование трудных форм глаголов. Ребенку в этом возрасте необходимо дать полную ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строго, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть).
Развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова : (береза - березка - березонька). Понимание смысловых оттенков глаголов (бежал - забежал - подбежал) и прилагательных (умный - умнейший, плохой - плохонький) развивает умение точно использовать эти слова в разных типах высказывания. Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи, т.е. умение строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.
(«Дети пошли в лес, чтобы... они оказались там, где...»)
В старшей группе вводится ознакомление со словесным составом
предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из
предложений, предложение - из слов, слова - из слогов и звуков, т.е.
выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой
подготовкой к усвоению грамоты.
Формирование у детей синтаксической стороны речи необходимо для
развития связной речи, т.к. разнообразные синтаксические конструкции
являются ее основой.
Подготовительная группа.
Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями, Продолжается также работа по согласованию существительных и прилагательных в роде , числе, падеже, но задания усложняются и даются в таком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму; предлагается образовать степень прилагательного; даются задания с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой - злющий).
Дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы. Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал - перебежал). В образовании новых существительных внимание детей обращается на то, как подбирается словообразовательная пара, как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа - школьник) или на предмет (чай - чайник; скворец -скворечник). Закрепляется умение образовывать названия детенышей животных в самых разных случаях (у лисы - лесенок; у лошади - жеребенок) и название предметов посуды (сахар - сахарница, но соль - солонка). Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна - весенний - веснушки; снег - снежный - подснежник).
4. Методика формирования способов словообразования.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо
понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух,
обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и
соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами, а также
словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических
средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов
малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им
пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов
при помощи суффиксов ( учитель - учительница) или приставок (ехал -
уехал - переехал - выехал); сформировать навыки образования слов по
аналогии.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования
существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных,
посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.
Например: парные картинки (кошка и котенок, мышь- мышонок, лошадь и
жеребенок и др.), образовывание названий детенышей с помощью -онок, -
ёнок.
Можно поиграть в игру с картинками.
Воспитатель показывает картинку и говорит : «У меня котенок. А у тебя?»
- «А у меня котята».
В игре-драматизации «Кто пришел?» детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.
-Кто к нам пришел? (котенок). Как назовем его ласково? (котеночек) и др. В игре «Кого не стало» - употреблять названия животных в родительном падеже ед. и мн. числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят). Обучение образованию названий посуды при помощи суффиксов проводится аналогично в играх-драматизациях и дидактических играх.В младшей группе также учат образованию глаголов разными способами.
Образование глаголов от звукоподражательных слов: пример: -Кря - кря -
кря! Кто это? (Уточка). Что она делает?(Крякает)
Образование глаголов при помощи приставок:
Ходить-заходитъ-уходить-
Вошел-вышел-пришел-ушел.
Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляться в
дидактических играх: «Что делают на музыкальных инструментах»
«Кто что делает», «Добавь слово»
В среднем дошкольным возрасте проводится работа по обучению разным
способам образования слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных и их детенышей , употреблять
эти названия в ед. и мн. числе, в родительном падеже мн. числа.
Проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах: «Кто у
кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин игрушек».
Содержание речевого материала в них меняется , становится боле сложным.
Вводится такие наименования животных, у которых детеныш называется по
-другому : у лошади - жеребенок у коровы - теленок, у свиньи - поросенок и
так далее.
Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно
образовывают названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что
было в их опыте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием
эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.
Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры-драматизации и дидактические игры и игрушками.
В средней группе проводятся занятия по формированию навыка образования
названий посуды суффиксальным способом. Одинаковые значения бывают
выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом
-ниц, но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так -солонка, масленка (- онк, - ёнк).
С целью закрепления навыков образования наименований посуды подходит игра в магазин, где продается посуда.
Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает). Детей обучают способам отыменного образования глаголов( мыло - мылит; краска - красит и т.д.) В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.
Прежде всего закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детеношей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок-грачата, снегирь-снегирята-один и много, но один птенчик-ласточка, синичка, много-ласточки, синички).
В основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк»,»Угадай, чего не стало»
Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» Более сложная задача - образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?»
В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола.
В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода.
Одна из задач - научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов - ейш, - айш и при помощи вспомогательных слов самый и