Исследование традиций и культуры питания Народов Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Важнейшим элементом материальной культуры и основой жизнеобеспечения любого народа является его традиционная система питания. Культура питания складывалась веками, накопленный опыт передавался из поколения в поколение, благодаря чему и сохранились ее этнические особенности: состав и способы приготовления повседневных, праздничных и обрядовых блюд, особенности приема пищи, застольный этикет и многое другое.

Содержание

Введение
1 Общие сведения о стране----------------------------------------------------5
1.1 Природно-климатические условия------------------------------------5
1.2 Традиционное хозяйство-------------------------------------------------7
1.3 История и культура-------------------------------------------------------9
1.4 Религия----------------------------------------------------------------------14
2 Факторы формирования традиций и культуры питания-17
2.1 Природно-климатический фактор------------------------------------17
2.2 Экономический фактор---------------------------------------------------19
2.3 Историко-культурный фактор------------------------------------------22
3.4 Религиозный фактор------------------------------------------------------26
3 Особенности национальной кухни--------------------------------------28
3.1 Характеристика блюд, формирующих традиционное питание народа------------------------------------------------------------------------------28
3.2 Технологическая карта приготовления блюда---------------------30
Заключение-----------------------------------------------------------------------32
Список использованной литературы------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая традиции.docx

— 58.36 Кб (Скачать файл)

 Воссоединение Украины  с Россией не было воспринято  всеми украинцами безоговорочно.  Так, во время Северной войны  1700-1721 годов  гетман Мазепа  предпринимает попытку  возвращения  Левобережной Украины  под  власть Польши. С представителями   Польши и Швеции он заключает  ряд  тайных договоров, направленных  против России, и в октябре  1708 года с частью старшины и  небольшим количеством  казаков  (около двух-трех тысяч) переходит   на сторону шведских войск.  В связи  с этим русские  войска в 1709 году разгромили  Запорожскую Сечь. В 1734 году запорожцы,  по разрешению русского правительства,  основали Сечь Новую, которая,  впрочем, не имела своего гетмана  и подчинялась  не столько  малороссийскому, сколько  российскому  правительству.

  Украинские  земли  полностью, за исключением   Западной Украины,  вошли в  состав Российской империи в  1793–1795 годах в результате второго  и третьего разделов Речи Посполитой  между тремя наимощнейшими в  то время державами: Российской  империей, Германией и Австро-Венгрией.

Следующим этапом, в значительной степени изменившим жизнь украинцев, стала отмена в  Российской империи  крепостного  права (1861 год). На территории Украины  начинается бурное развитие капитализма, что приводит к быстрому изменению  в социально-классовой  структуре  населения. Изменения  коснулись  всех слоев населения: произошло  имущественное расслоение крестьянства; быстрое увеличение численности  пролетариата за счет безземельных крестьян и разорившейся городской мелкой буржуазии; в упадок приходит и дворянство, которое утрачивает свое могущество в новых экономических условиях; растет влияние буржуазии.

  В XIX веке как на территории Западной Украины, входившей в состав Австро-Венгрии, так и на территории российской части Украины происходит последовательная дискриминация украинского населения. Так, в западноукраинских землях руководящие посты в администрации, суде могли занимать лишь австрийцы, венгры или поляки; ограничивалось преподавание на украинском языке как в школах, так и высших учебных заведениях. К началу ХХ века в Львовском университете существовало лишь две украинских кафедры: истории Украины и украинской литературы. В Российской империи в 1863 году вышел циркуляр министра внутренних дел П. Валуева, согласно которому запрещалось печатание книг на украинском языке, за исключением художественной литературы. В указе Александра II (от 1876 года) запрещалось использование украинского языка в начальной школе, судах и государственных учреждениях. В это же время происходят и географические переименования: Малороссийская губерния разделена Черниговскую и Полтавскую, Слободско-Украинская губерния переименована в Харьковскую.

 Такая позиция правительства  приводит к усилению политической  активности украинского населения,  что совпадает  с общими  веяниями в Российской империи   и мире в конце XIX – начале ХХ века.

  Начало  ХХ века  приносит ряд политических потрясений, которые не обошли стороной  и Украину. Вместе с Российской  империей и Австро-Венгрией Украина  втягивается в первую мировую  войну, а затем и в гражданскую.

В начале ХХ века носителями украинской идентичности являлись лишь крестьяне  и национальная интеллигенция, то есть нация является социально  неполной. В условиях политической нестабильности это приводит к расколу  внутри страны. В 1917-1920 годах на территории современной Украины существовало несколько государств: Украинская народная республика, Западно-Украинская народная республика, Украинская держава, которая  находилась в состоянии гражданской  войны с Украинской советской  социалистической республикой (УССР), возникшей в декабре 1917 года.

 Украинская  культура, как и культура любого государства,  проходит ряд этапов формирования. В период античности вместе  с другими  восточно-славянскими  племенами  поляне, северяне, древляне, белые хорваты, дулебы, уличи и  тиверцы взаимодействуют с окружающими  их народами, поэтому в ранних  поселениях часто обнаруживается  взаимопроникновение культур скифов, сарматов, киммерийцев, даков, римлян  и других народов выделением в сарматском потоке восточных протославян взаимодействие с культурами других народов не исчезает. Протославяне в связи с военными действиями, торговыми отношениями воспринимают многие черты германской, римской и варяжской культур, обогащают культуры этих народов своими достижениями.

Достаточно  долгое время  на Украине сохраняется  унаследованный от Византии крестово-купольный  тип  храма. Но если для греческой   архитектуры характерны пяти или  трехнефные сооружения, то в Киевской Руси распространения получают и  небольшие однонефные церкви. Так, Ильинская  церковь, построенная в первой четверти XII века, является наиболее ярким примером черниговской зодческой школы.

 Процесс христианизации  сопровождался формированием   новых традиций в живописи. Изначально  сильные традиции византийской  иконографии  с течением времени  ослабевают и  уступают место  формирующимся местным  традициям.  Первыми отечественными живописцами были монахи Киево-Печерского монастыря Алипий и Григорий. С  именем Алипия связывают икону Печерской  Богородицы и так называемую Великую  Панагию. К концу XI века складывается самостоятельная киевская иконописная школа, в XII веке иконописные школы формируются в Галицко-Волынском и Владимиро-Суздальском княжествах. [5]

 

1.4 Религия

 

     В последнее  время традиционная религия Украины  - христианство, сдает позиции нетрадиционному  протестантизму, исламу, а также  иудаизму. Однако, большинство верующих  Украины (76%) являются православными  христианами, при этом часть  относит себя к Московскому  Патриархату, часть - к Киевскому,  часть - к Украинской автокефальной  церкви. Достаточно широко представлена  католическая церковь восточного  обряда (униаты, до 14% верующих), а также  протестантизм, иудаизм и ислам.

 Велика  доля приходов  Украинской православной церкви  Киевского Патриархата (УПЦ   КП) и Украинской автокефальной  православной церкви (УАПЦ), которые  завоевывают  всё большую поддержку  населения. Помимо этого, в  центральных областях Украины  достаточно широко представлена  Римско-католическая церковь.

На  западе Украины (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, Ровенская, Волынская, Закарпатская и Черновицкая  области) складывается самая сложная  и  конфликтная ситуация в религиозной  сфере. В областях Галичины преобладают  греко-католики, на Волыни, в Закарпатской и Черновицкой областях ведущее  место занимает православие.

Между христианскими конфессиями наблюдается  жесткая конфронтация. Доминирующие позиции занимает Украинская православная церковь Московского Патриархата (УПЦ МП). Первоиерарх - митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). УПЦ МП обладает независимым от Москвы Священным Синодом, который выбирает и поставляет своих епископов; самостоятельным  бюджетом; отдельным статусом юридического лица; правом представительствовать  от имени Украины на православных мероприятиях общецерковного значения. Церковь насчитывает более 9 тысяч  приходов. По последним социологическим  данным, 69% православных Украины принадлежат  именно к УПЦ МП. На Западной Украине, где традиционно сильны националистические настроения, УПЦ МП в последние  годы постоянно теряла влияние.

  Второй  по влиянию  православной конфессией является  Украинская православная церковь   Киевского Патриархата (УПЦ КП) во главе с патриархом Филаретом  (Денисенко). Церковь объединяет  около 3000 приходов. УПЦ КП связана  с западной украинской диаспорой  и имеет приходы  в США  и Канаде.

Третья  по величине православная церковь - Украинская автокефальная  православная церковь (УАПЦ) насчитывает  около 1000 приходов. Церковь была основана в 20-е гг. XX в. В советские годы ее административный центр располагался в Канаде.

 Греко-католическая церковь  является фактическим представительством  Папы Римского в Украине. Глава  - архиепископ  Любомир Гузар,  избран на выборном синоде  УГКЦ 24-25 января 2001 г. во Львове. Перед   этим Гузар был апостольским  администратором  УГКЦ. Предыдущий  глава УГКЦ кардинал Мирослав-Иван  Любачивский умер 14 декабря 2000 года. Папа Римский Иоанн Павел II подтвердил выбор Синода и через несколько дней назначил Гузара кардиналом. Церковь насчитывает 3301 приход и особенно влиятельна на западе Украины.

   В настоящий момент  интенсивно развивается  идея  создания Единой поместной церкви, которая должна объединить УПЦ  МП, УПЦ КП и УАПЦ. Государственным   комитетом по делам религий  Украины  уже разрабатывается  программа  создания Единой  поместной церкви. В 2000 г. состоялся  юбилейный поместный  собор  УПЦ КП, посвященный 2000-летию   Рождества Христова. Основной темой   собора стало ожидаемое предоставление  автокефалии украинскому православию   Вселенским (Константинопольским) патриархом  Варфоломеем I. Собор принял обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею, в котором выразил благодарность за усилия в деле образования в Украине единой православной церкви, а также за то, что он признает присоединение Киевской метрополии к Московскому Патриархату в 1686 г. незаконным, и пригласил его приехать в Украину в конце мая 2001 г. В июне 2000 г. состоялся визит в Украину Папы Римского Иоанна Павла II. Это было значительное событие в жизни верующих людей Украины. [8]

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Факторы формирования традиций и культуры питания

2.1 Природно-климатический фактор

 

     Система питания  состоит из совокупности определенных  признаков традиционно-бытовой   культуры этноса: набор пищевых  продуктов, способов их обработки  и приготовления  блюд, пищевых  ограничений, запрещений и преимуществ,  режима повседневного  питания,  ассортимента обрядовых блюд, обычаев  связанных с приготовлением и  потреблением еды.

Питание украинцев, как и  других народов, формировалось в  значительной зависимости  от естественных географических условий  и предопределенных ими направлений хозяйственной  деятельности.

Напомним, что к середине ХХ ст. в Украине  сложился хозяйственный  комплекс, который  соединял земледелие со скотоводством (при преимуществе земледелия), а  рыболовство, охота, пчеловодство, как  способы приобретения пищевых продуктов  являли собой  вспомогательные промыслы. Невзирая на быстрое развитие капиталистических  отношений и внутреннего рынка  конца ХІХ - начала ХХ ст., производство и потребление продуктов питания  в большинстве крестьянских хозяйств продолжало сохранять главным образом  традиционный характер.

 Издавна, основные  пахотные площади в Украине,  были засеяны рожью, и только  на Юге  большие территории, среди зерновых, отводили под  пшеницу, которая в  начале  ХХ ст. занимала уже около   трети всех посевных площадей. Сеяли  также гречиху, просо,  ячмень, овес, из бобовых - горох,  фасоль, из масличных - конопля,  лен, мак. Позже, распространение   получает подсолнух. С конца ХІХ - начала ХХ ст. на всей территории Украины  распространяется кукуруза, но она  не играет заметной роли в питании.

 Овощные культуры были  представлены капустой, свеклой,  морковью, огурцами, луком, чесноком  и относительно новой культурой  - картофелем, который в XVIII ст. стал одним из главных заменителей хлеба, составляя в некоторых районах треть всей домашней пищи. Из бахчевых культур, на всей территории Украины, выращивались тыквы, а арбуз и дыня - преимущественно в юго-восточных губерниях. Для приправы культивировали петрушку, пастернак, хрен, укроп, собирали также дикорастущую мяту, чабрец, тмин.

Естественно, географические условия содействовали  развитию садоводства, которое издавна  было одним из важных занятий в  Украине. Выращивали яблоки, груши, сливы, вишни, смородину.

Скотоводство, а позднее  животноводство, играло значительную роль в южных и особенно горных районах. В крестьянских хозяйствах держали крупный рогатый скот, преимущественно для молока и  как тягловую силу, свиней - для мяса и жира, овец - для мяса (в Карпатах - и для молочных продуктов), а  также разнообразную домашнюю птицу. Когда-то значительная роль пчеловодства, в начале ХХ ст., постепенно уменьшается. Из вспомогательных занятий самым  распространенным было рыболовство. Ему  способствовала сеть рек, большое количество озер и прудов. Что касается охоты, то она была мало распространена в  крестьянской среде по причине дороговизны  огнестрельного оружия. Дикого зверя  и птицу добывали, по большей части, в Карпатах и Полесье с помощью  ловушек или сеток.

Собирательство  продолжало существовать и в ХІХ, и в ХХ ст. Оно существенно дополняло  ассортимент продуктов, который  у бедных хозяев был достаточно ограниченным. Собирали грибы, чернику, земляники, калину, дикие вишни и сливу, бузину. По весне цедили березовый и кленовый сок, собирали щавель, крапиву, лебеду, дикий чеснок и лук.

 

2.2 Экономический фактор

Добыча нефти ведется  человечеством с древних времен. Сначала применялись примитивные  способы: сбор нефти с поверхности  водоемов, обработка песчаника или  известняка, пропитанного нефтью, при  помощи колодцев.

Информация о работе Исследование традиций и культуры питания Народов Украины