Истоки формирования японского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:02, реферат

Краткое описание

Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства.
«Страна восходящего солнца» - Япония расположена на многочисленных маленьких и больших островах. Самыми большими из них являются Косю, Сикоку, Хоккайдо и Хонсю. Большую часть страны составляют горные цепи вулканического происхождения, они не высоки, но круты. Наиболее известная гора - Фудзияма, покрытая вечными снегами.

Вложенные файлы: 1 файл

истоки формирования японского искусства.docx

— 46.30 Кб (Скачать файл)

Первые упоминания о Японии Европа услышала  ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками  как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства.

«Страна восходящего солнца» - Япония расположена  на многочисленных маленьких  и больших островах. Самыми большими из них являются Косю, Сикоку, Хоккайдо и Хонсю. Большую часть страны составляют горные цепи  вулканического происхождения, они не высоки, но круты. Наиболее известная гора - Фудзияма, покрытая вечными снегами.

Природа и климат сильно влияют на быт японцев, их нравы, обычаи и характер. Многоцветие красок  воды океана  и морей, очертания вулканов, уходящих в небо, уникальная яркая растительность  с детства формируют чувства  изящного, любовь к прекрасному, которые  свойственны всему населению  Японии от земледельца до императора.

Мягкий морской климат, обилие влаги  и солнечного тепла, благодатная  почва позволяют японцам почти  в течение всего года выращивать многообразные живые цветы и  декоративные растения. Даже в крупных  городах, в том числе гигантском Токио, используется малейшая возможность, всякий кусочек земли для выращивания  цветов.

Периоды развития искусства  в Японии

Если взглянуть на философию  творческого наследия мыслителей Востока, можно обнаружить ряд сменивших  друг друга концепций посвященных  таким вопросам как истина в творчестве художника.

Первый период кодай – с глубокой древности до V века — отмечен  господством древних культур  Дземон и Яей. Главная особенность  этого периода, заключается в  отсутствии письменности, но уже в  наличии «устной литературы».

Следующая стадия тюсей. Это времена  раннего феодализма (приблизительно VI-VIII вв.). В традиционной периодизации им соответвуют эпохи Асука-Нара-Хейан. Тюсей ознаменован появлением письменности, ярко выраженным влиянием Китая на духовную жизнь страны, культивированием утонченнсти в быту родовой знати. Это период возникновения сразу  нескольких видов искусства: живописи, архетектуры, поэзии, скульптуры, литературы и музыки. По сути дела его можно  назвать периодом становления японской эстетической мысли, и прежде всего пиком развития национальной поэтики в лице таких мылсителей как Ки-но Цураюки (?-945), Фудзивара Кинто (966-1041) и Фудзивара Садаиэ (1162-1241).

Третий период, кинсей («ближнее средневековье» или «развитый феодализм», XIV-XVII вв.) характеризуется, в первую очередь, влиянием на художественную мысль и  творчество буддизма, особенно школы  Дзэн. Он был необыкновенно богат  на новые виды искусства. В поэзии нашел новый жанр ренга, в области  сценических искусств – театр  Но; возникло искусство чайной церемонии, искусство составления растительных композиций – кадо, искусство создания ландшафтных садов. Великолепное развитие получила архитектура. Это было время  великих теоретиков Дзеами. (ок. 1363-1443) и Синкэя (1406-1475), поэтика которых  прочно связана с мировоззрением дзэн-буддизма.

Четвертый период, относящийся к  эпохе позднего феодализма (середина XVII-XIX в.), именуется киндай «новое время». Во времена киндай поэзии появляется новый жанр – хайку, в литературе – жанр короткого рассказа, в  областисценического искусства  – городской театр Кабуки, тогда  же достиг расцвета кукольный театр  Дзерури.

Последний пятый приод гендай (современность) начинается с эпохи Мейдзи (1868) и  длится до наших дней. «Период гендай представляет собой период знакомства с искусством Запада, подражания ему, его потребления и, наконец, его  преодоления», - пишет профессор  Имамити.

***АРХИТЕКТУРА

Для традиционной японской архитектуры  характерны сооружения из дерева с  массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные  дожди. Кроме того, японские строители  всегда должны были считаться с опасностью землетрясения. Из числа до-шедших до нас сооружений древней Японии примечательны  синтоистские храмы Исэ и Идзумо. Оба деревянные, с практически  плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы собственно постройки и надежно защищающими  ее от непогоды. Храм Идзумо - очень  крупное сооружение, высота его достигает 24 м.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь  важное для средневекового искусства  осознание человеком единства духа. и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их "устремленные ввысь  многоярусные кровли с тянущимися к  самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического  храма; они распространяли вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая "Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".

Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась  и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим  новшеством стало сооружение каменных фундаментов, В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что, естественно, сильно ограничивало возможные размеры  зданий. Начиная с периода Асука (VII в.) получают распространение крыши  с изогнутыми поверхностями и  приподнятыми углами, без которых  сегодня мы не можем представить  себе японских храмов и пагод. Для  японского храмового строительства  складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это  не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных  культовых сооружений, подобно старинным  русским монастырским ансамблям. Японский храм-монастырь состоял первоначально  из семи элементов - семи храмов: 1) внешние  ворота (самон), 2) главный, или золотой  храм (кондо), 3) храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог наших  монастырских стен, как и ведущие  на территорию храма ворота, нередко  представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные  сооружения.

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи  в городе Нара (столица государства  с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г.

Гармоническое сочетание архитектуры  с пейзажем, считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят  из одного и того же материала, Японский храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее рукотворной  частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом, развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлении.

Замечательным примером японской архитектуры второй половины 1-го тысячелетия н. э. является : храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-752 гг.

Император Сёму - именно с его именем связано торжество буддийского вероучения в Японии - решил построить в своей столице, городе Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если здания ансамбля Хорюдзи - древнейшие в мире памятники деревянного зодчества, то золотой храм Тодайдзи - самое большое в мире деревянное здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину. Строили храм шесть лет.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например, птица Феникс на Золотом  павильоне. Для пагоды - это шпиль, продолжение центральной мачты, устремленный с крыши пагоды в  самое небо. Шпиль - самая существенная часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.

Красив и своеобразен шпиль  пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью  кольца-ми вокруг, символизирующими 9 небес - представление, общее для буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля - "пузырек" представляет собой  стилизованное изображение пламени  с вплетенными в его языки  фигурами ангелов в развевающихся  одеждах. "Пузырек" похож силуэтом и символикой на нимбы буддийских святых.

Именно в нем - средоточие священной  силы храма. Именно на нем, как на своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая вся  довольно громоздкая, воздевающая к  небу уголки кровель постройка.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между божествами синтоистского и буддийского  пантеонов постепенно стираются, в  связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской архитектуры.

В VIII-XIV веках в японской архитектуре  сосуществовало несколько архитектурных  стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных и местных элементов, а также особенностями архитектурных  форм и приемов строительства.

С XIII века в Японии широкое распространение  получил буддизм секты дзэн, а  вместе с ним и соответствующий  архитектурный стиль (кара-э - "китайский  стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно наличие  двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых галерей, шедших справа и слева от главных  ворот, и симметрично расположенных  главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и храма для  проповедей. На территории храмового  комплекса находились также различные  вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и первоначально окружались навесом, что превращало крышу в  двухъярусную, позже этот навес часто  не делали.

Архитектура дзэн достигла вершины  своего развития в XIV веке. В дальнейшем упадок политического могущества секты  сопровождался разрушением большей  части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни страны, войны  способствовали зато развитию замковой архитектуры. Расцвет ее приходится на 1596-1616 гг., но уже с XIV века замки  строились в расчете на века. Поэтому  при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых ансамблей  находилась обычная башня - тэнсю. Сначала  в замке имелась одна башня, затем  стали сооружать несколько. Огромными  размерами отличались замки Нагоя  и Окаяма. Они были разрушены уже  в XX в ке.

С конца XVI века возобновилось крупное  храмовое строительство. Восстанавливались  старые монастыри, разрушенные в  период междоусобиц, и создавались  новые. Некоторые были просто огромные. Так, "обиталище Будды" в храме  Хокодзи в Киото - одно из самых  больших среди сооруженных в  стране за всю ее историю. Выдающимися  для своего времени архитектурными произведениями являются богато декорированные синтоистские храмы Одзаки хатиман-дзиндзя (1607) и Дзуй-гандзи (1609).

Традиционная японская архитектура  в целом достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В  период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия  для развития искусства архитектуры  были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила  свои лучшие достижения, а кое в  чем и превзошла их.

***ЖИВОПИСЬ

Японская живопись - один из старейших  и наиболее изысканных видов изобразительного искусства Японии, охватывающий широкий  спектр жанров и стилей. Как и  история японского изобразительного искусства в целом, история японской живописи представляет собой долгий путь соперничества и переплетения исконных японских принципов и адаптации  иностранных идей.

Древняя Япония

Живопись в Японии появилась  в самый древней период истории  страны. Простые рисунки из палочек  и геометрические композиции встречаются  на гончарных изделиях периода Йомон  и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (300г. до н.э. - 300г. н.э.). Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (300-700гг. н.э.).

С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные  произведения в таком же стиле.

Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах Дальнего Востока генетически  связано с искусством каллиграфии. В Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и живописных принципов. Соответственно в японской живописи, как и в китайской, издавна большую роль играет линия и распространены монохромные картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга. Произведения в стиле суйбокуга создавались тушью, при этом показывалась игра света и тени на предметах, но отсутствовали контурные линии.

Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в  начале VII века было позаимствовано искусство  изготовления красок, бумаги и туши.

Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры, имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности  буддийской культовой практики создавали  определенный спрос на произведения этих видов искусства. Так, с X века с  целью распространения среди  верующих знаний о событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых изображались сцены  из буддийской священной истории  или из связанных с нею притч.

Японская живопись в VII веке была весьма еще проста и безыскусна. Представления  о ней дают росписи на ковчеге  Тамамуси из храма Хорюдзи, отображавшие те же сцены, которые воспроизводились на эмакимоно. Росписи выполнены  красной, зеленой и желтой краской  на черном фоне. Некоторые росписи  на стенах храмов, относящиеся к VII веку, имеют много общего с аналогичными росписями в Индии.

Информация о работе Истоки формирования японского искусства