Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:02, реферат
Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства.
«Страна восходящего солнца» - Япония расположена на многочисленных маленьких и больших островах. Самыми большими из них являются Косю, Сикоку, Хоккайдо и Хонсю. Большую часть страны составляют горные цепи вулканического происхождения, они не высоки, но круты. Наиболее известная гора - Фудзияма, покрытая вечными снегами.
Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства.
«Страна восходящего солнца» - Япония расположена на многочисленных маленьких и больших островах. Самыми большими из них являются Косю, Сикоку, Хоккайдо и Хонсю. Большую часть страны составляют горные цепи вулканического происхождения, они не высоки, но круты. Наиболее известная гора - Фудзияма, покрытая вечными снегами.
Природа и климат сильно влияют на быт японцев, их нравы, обычаи и характер. Многоцветие красок воды океана и морей, очертания вулканов, уходящих в небо, уникальная яркая растительность с детства формируют чувства изящного, любовь к прекрасному, которые свойственны всему населению Японии от земледельца до императора.
Мягкий морской климат, обилие влаги и солнечного тепла, благодатная почва позволяют японцам почти в течение всего года выращивать многообразные живые цветы и декоративные растения. Даже в крупных городах, в том числе гигантском Токио, используется малейшая возможность, всякий кусочек земли для выращивания цветов.
Периоды развития искусства в Японии
Если взглянуть на философию творческого наследия мыслителей Востока, можно обнаружить ряд сменивших друг друга концепций посвященных таким вопросам как истина в творчестве художника.
Первый период кодай – с глубокой древности до V века — отмечен господством древних культур Дземон и Яей. Главная особенность этого периода, заключается в отсутствии письменности, но уже в наличии «устной литературы».
Следующая стадия тюсей. Это времена
раннего феодализма (приблизительно
VI-VIII вв.). В традиционной периодизации
им соответвуют эпохи Асука-Нара-
Третий период, кинсей («ближнее средневековье»
или «развитый феодализм», XIV-XVII вв.)
характеризуется, в первую очередь,
влиянием на художественную мысль и
творчество буддизма, особенно школы
Дзэн. Он был необыкновенно богат
на новые виды искусства. В поэзии
нашел новый жанр ренга, в области
сценических искусств – театр
Но; возникло искусство чайной церемонии,
искусство составления
Четвертый период, относящийся к эпохе позднего феодализма (середина XVII-XIX в.), именуется киндай «новое время». Во времена киндай поэзии появляется новый жанр – хайку, в литературе – жанр короткого рассказа, в областисценического искусства – городской театр Кабуки, тогда же достиг расцвета кукольный театр Дзерури.
Последний пятый приод гендай (современность) начинается с эпохи Мейдзи (1868) и длится до наших дней. «Период гендай представляет собой период знакомства с искусством Запада, подражания ему, его потребления и, наконец, его преодоления», - пишет профессор Имамити.
***АРХИТЕКТУРА
Для традиционной японской архитектуры
характерны сооружения из дерева с
массивными крышами и относительно
слабыми стенами. Это не удивительно,
если учесть, что в Японии теплый
климат и часто идут обильные, сильные
дожди. Кроме того, японские строители
всегда должны были считаться с опасностью
землетрясения. Из числа до-шедших до
нас сооружений древней Японии примечательны
синтоистские храмы Исэ и Идзумо.
Оба деревянные, с практически
плоскими двускатными крышами, далеко
выступающими за пределы собственно
постройки и надежно
Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа. и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их "устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая "Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".
Буддизм принес в Японию не только
новые архитектурные формы, развивалась
и новая техника строительства.
Пожалуй, важнейшим техническим
новшеством стало сооружение каменных
фундаментов, В древнейших синтоистских
постройках вся тяжесть здания падала
на врытые в землю сваи, что, естественно,
сильно ограничивало возможные размеры
зданий. Начиная с периода Асука
(VII в.) получают распространение крыши
с изогнутыми поверхностями и
приподнятыми углами, без которых
сегодня мы не можем представить
себе японских храмов и пагод. Для
японского храмового
Японский храм, независимо от того,
синтоистский он или буддийский, - это
не отдельное здание, как привычно
думать, а целая система специальных
культовых сооружений, подобно старинным
русским монастырским ансамблям. Японский
храм-монастырь состоял
Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г.
Гармоническое сочетание архитектуры
с пейзажем, считают японцы, возможно
только тогда, когда они состоят
из одного и того же материала, Японский
храм-монастырь сливается с
Замечательным примером японской архитектуры второй половины 1-го тысячелетия н. э. является : храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-752 гг.
Император Сёму - именно с его именем связано торжество буддийского вероучения в Японии - решил построить в своей столице, городе Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если здания ансамбля Хорюдзи - древнейшие в мире памятники деревянного зодчества, то золотой храм Тодайдзи - самое большое в мире деревянное здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину. Строили храм шесть лет.
Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например, птица Феникс на Золотом павильоне. Для пагоды - это шпиль, продолжение центральной мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль - самая существенная часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.
Красив и своеобразен шпиль
пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью
кольца-ми вокруг, символизирующими 9 небес
- представление, общее для буддийской
и христианской космологии. Верхушка
шпиля - "пузырек" представляет собой
стилизованное изображение
Именно в нем - средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.
Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской архитектуры.
В VIII-XIV веках в японской архитектуре
сосуществовало несколько архитектурных
стилей, разнящихся друг от друга соотношением
заимствованных и местных элементов,
а также особенностями
С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э - "китайский стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную, позже этот навес часто не делали.
Архитектура дзэн достигла вершины
своего развития в XIV веке. В дальнейшем
упадок политического могущества секты
сопровождался разрушением
С конца XVI века возобновилось крупное храмовое строительство. Восстанавливались старые монастыри, разрушенные в период междоусобиц, и создавались новые. Некоторые были просто огромные. Так, "обиталище Будды" в храме Хокодзи в Киото - одно из самых больших среди сооруженных в стране за всю ее историю. Выдающимися для своего времени архитектурными произведениями являются богато декорированные синтоистские храмы Одзаки хатиман-дзиндзя (1607) и Дзуй-гандзи (1609).
Традиционная японская архитектура в целом достигла своего наивысшего уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности, приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.
***ЖИВОПИСЬ
Японская живопись - один из старейших
и наиболее изысканных видов изобразительного
искусства Японии, охватывающий широкий
спектр жанров и стилей. Как и
история японского
Древняя Япония
Живопись в Японии появилась в самый древней период истории страны. Простые рисунки из палочек и геометрические композиции встречаются на гончарных изделиях периода Йомон и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (300г. до н.э. - 300г. н.э.). Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (300-700гг. н.э.).
С принятием китайской
Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи в странах Дальнего Востока генетически связано с искусством каллиграфии. В Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и живописных принципов. Соответственно в японской живописи, как и в китайской, издавна большую роль играет линия и распространены монохромные картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не следует преувеличивать. Характерно, например, что во времена японского средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга. Произведения в стиле суйбокуга создавались тушью, при этом показывалась игра света и тени на предметах, но отсутствовали контурные линии.
Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом, откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок, бумаги и туши.
Большое значение для судеб японской
живописи, равно как и скульптуры,
имело распространение в стране
буддизма, поскольку потребности
буддийской культовой практики создавали
определенный спрос на произведения
этих видов искусства. Так, с X века с
целью распространения среди
верующих знаний о событиях буддийской
священной истории в массовом
порядке создавались так
Японская живопись в VII веке была весьма еще проста и безыскусна. Представления о ней дают росписи на ковчеге Тамамуси из храма Хорюдзи, отображавшие те же сцены, которые воспроизводились на эмакимоно. Росписи выполнены красной, зеленой и желтой краской на черном фоне. Некоторые росписи на стенах храмов, относящиеся к VII веку, имеют много общего с аналогичными росписями в Индии.